Напоминание

Тропа к Здоровью


Автор: Дубровина Ираида Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Школа" №5
Населённый пункт: г. Муравленко
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: Тропа к Здоровью
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №5»

Рабочая программа внеурочной деятельности

«ТРОПА К ЗДОРОВЬЮ»

ДЛЯ 5 КЛАССА

Составитель: учитель биологии МБОУ «Школа №5»

Дубровина Ираида Викторовна,

Ι квалификационная категория.

г. Муравленко

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Тропа к здоровью» разработана на

основе следующих нормативно-правовых документов:

Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12г. № 273 – ФЗ;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №

1897 «Об

утверждении федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного общего образования»,

Письма

ДОО

Минобрнауки России

от

12.05.2011

03

296

«Об

организации

внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего

образования», в рамках реализации образовательной программы школы.

Относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности

в рамках ФГОС основной школы.

Актуальность и перспективность курса

Есть много интересных и разных наук. Науки о природе, науки о Боге, науки об

обществе. Но главной наукой для человека всегда была наука о самом Человеке, его здоровье,

его духовном мире, о том, как живёт и что чувствует человек.

В нашей жизни есть одно удивительное состояние: когда «оно есть – его не чувствуют;

как только его потеряли – появляется боль злая, коварная, нестерпимая. Это удивительное

свойство – здоровье человека, о котором давно Сократ сказал так: «Здоровье – не всё, но всё

без здоровья ничто».

Здоровье подрастающего человека – этот проблема не только социальная, но и

нравственная. Ребёнок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в

будущем здоровых детей.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего,

процесс социализации – воспитание. Это создание высокого уровня душевного комфорта,

который закладывается с детства и на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта

необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными

факторами. Школа ищет и уже имеет представление о путях рождения новой Личности, не

противоречащей законам природы.

Одним из таких путей является представленный курс «Тропа к здоровью», призванный

сформировать

профилактическое

мышление

на

становление

у

школьников

позиции

признания

ценности

своего

здоровья,

расширение

знаний

и

навыков

по

гигиенической

культуре.

Цель данного курса: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё

здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи курса:

- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни;

- расширение и углубление знаний о строении и функциях своего организма;

- воспитание у учащихся убеждённости в авторитете здорового образа жизни;

- расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы.

Программа рассчитана на 34 часа, для учащихся 5 классов, стартующих на основе Модели

организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО. Данная программа

является компилятивной: составлена на основе учебных пособий: В.П.Петленко «Валеология

человека» в 5 томах, Л.Г.Татарникова, М.В.Поздеева «Валеология подростка», «Рабочая тетрадь

для практических занятий по валеологии под ред. Р.И.Айзмана, В.С.Рохлов «Школьный

практикум. Биология человека», программ элективных курсов Р.С. Карпова «Питание и

здоровье», Н.И.Дубинина «Прививки».

Успешное овладение материалом курса вооружит учащихся умением проводить

наблюдение за состоянием своего здоровья, научиться измерять некоторые важные

биологические константы человеческого организма. Включение в курс элементов физиологии

труда, знакомство с профилактикой некоторых заболеваний, обогатит учащихся важными

прикладными сведениями, будет содействовать более сознательному усвоению научной

организации труда и техники безопасности при проведении практических занятий.

Перечисленные умения и навыки будут формироваться на основе знаний о строении и функциях

организма человека.

Продолжительность занятия 40 минут. Предусмотрены 26 практических работ.

Формы и методы работы

Методика

работы

с

детьми

строится

в

направлении

личностно

ориентированного

взаимодействия, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую

активность самих учащихся.

Занятия

содержат

познавательный

материал,

соответствующий

возрастным

особенностям

детей

в

сочетании

с

практическими

заданиями,

включающими

вопросы

гигиены, питания, закаливания, факторов, укрепляющих и разрушающих здоровье.

В ходе преподавания используются активные формы и методы обучения: дискуссии,

деловые

игры,

конференции.

Применяются

информационные,

здоровьесберегающие,

коммуникативные, исследовательские технологии.

Для выполнения практической части программы в лаборатории кабинета биологии

имеется всё необходимое оборудование.

Система отслеживания результатов

Проверка результативности проводится на каждом занятии при выполнении

практических заданий. Итоги работы заносятся в «Дневник самоконтроля», который ведётся

каждым

учащимся.

Предполагается,

что

после

окончания

курса,

учащиеся

будут

вести

данный дневник самостоятельно. На заключительном занятии ребята защищают свои работы,

которые готовили в парах в течение всего курса под руководством преподавателя. Список тем

приводится в приложении. Учащиеся могут предложить собственные проекты. Оформление

в виде презентации, сообщения, кроссворда, игры. Самые удачные проекты будут внесены в

картотеку преподавателя курса и будут предложены классным руководителям для проведения

классных часов по ЗОЖ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34ч)

ВВЕДЕНИЕ (2ч)

Цели и задачи курса. Проблемы старения и долголетия. Сколько может и должен жить человек.

Здоровье человека и способы его сохранения. Что такое здоровый образ жизни? Влияние

физической культуры на укрепление здоровья школьников.

Практическая работа №1. «Оформление Дневника самоконтроля»

Практическая работа №2. «Оценка состояния здоровья школьников»

ТЕМА 1. СЕКРЕТЫ СКЕЛЕТА (4ч)

Опорно – двигательная система. Основные закономерности роста и развития. Скелет человека.

Особенности скелета детей. Как увеличить свой рост? Приёмы первой помощи при переломах

костей, растяжении связок, вывихах, ушибах.

Практическая работа №3. «Оценка показателей физического развития учащихся»

Практическая работа №4. «Определение типов конституции и осанки»

Практическая работа №5. «Выявление плоскостопия»

Практическая работа №6. «Приёмы первой помощи при переломах костей, растяжении

связок, вывихах, ушибах»

ТЕМА 2. ЖИВЫЕ ДВИГАТЕЛИ (3ч)

Двигательная активность и проблемы здоровья. Физическое развитие как ведущий показатель

здоровья. Уроки для мускулов.

Практическая работа №7. «Измерение мышечной силы»

Практическая работа №8. «Оценка гибкости тела»

Практическая

работа

№9.

«Составление

комплекса

упражнений

на

укрепление

мышечного корсета и улучшение осанки»

ТЕМА 3. ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ (5ч)

Законы

правильного

питания.

Витаминная

азбука.

Анализ

систем

питания.

Лекарства

на

тарелке. Известное и неизвестное о зубах. Неправильное питание и болезни. Обмен веществ и

энергии. Основы рационального питания. Влияние пищевых добавок на здоровье человека.

Профилактика ожирения.

Практическая работа №10. «Составление суточного пищевого рациона»

Практическая работа №11. «Контроль температуры тела в течение дня»

Практическая работа №12. «Анализ этикеток любимых продуктов»

Практическая работа №13. «Химический анализ чипсов»

Ролевая игра «Реклама в СМИ здоровье или бизнес?»

ТЕМА 4. О КРОВИ И КРОВООБРАЩЕНИИ (5ч)

Работа

сердца

и

сосудов.

Болезни

крови.

Группы

крови.

Иммунитет.

Значение

профилактических

прививок.

Влияние

гиподинамии

на

сердечно

сосудистую

систему

человека. Первая помощь при кровотечениях.

Экскурсия в мед кабинет МОУ СОШ №5 с целью закрепления знаний о прививках и

знакомства с календарём прививок.

Практическая работа №14. «Определение пульса»

Практическая работа №15. «Измерение артериального давления»

Практическая работа №16. «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии

покоя и после физической нагрузки»

Практическая работа №17. «Первая помощь при кровотечениях».

ТЕМА 5. ОТ ВДОХА ДО ВЫДОХА (5ч)

Строение и значение дыхательной системы. Болезни дыхательной системы. Инфекционные

заболевания и защитные силы организма. Закаливание. Основы дыхательной гимнастики.

Практическая работа №18. «Подсчёт дыхательных движений»

Практическая работа №19. «Определение времени максимальной задержки дыхания»

Практическая

работа

№20.

«Дыхательные

упражнения

в

укрепление

здоровья.

Составление комплекса»

Конференция «Ангина и кашель бывает у тех, кто смотрит со страхом на лыжи и снег»

ТЕМА 6. КОЖА (2ч)

Определение

типов

кожи.

Красота

и

здоровье

кожи,

волос,

ногтей

зависит

от

состояния

организма. Правила ухода за кожей подростков.

Практическая работа №21. «Определение типов кожи и составление рекомендаций по

уходу»

Практическая

работа

№22.

«Диагностика

состояния

организма

по

коже

и

ногтевым

пластинкам»

ТЕМА 7. КРИВАЯ ДОРОЖКА (4ч)

Вредные привычки и их профилактика. Курение, алкоголь, наркотики – факторы, опасные для

здоровья человека.

Практическая работа №23. «Подведение итогов анонимного анкетирования»

Круглый стол «Жизнь, уходящая с кольцами дыма»

Защита презентаций по группам на тему «Курить и пить – здоровью вредить»

Просмотр видеофильма на тему «Вредные привычки»

ТЕМА 8. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ(4ч)

Профилактические приёмы снятия утомления. Средства восстановления. Фитотерапия. Приёмы

самомассажа.

Практическая работа №24. «Изучение приёмов самомассажа»

Практическая работа №25. «Составление комплекса упражнений для снятия утомления

различных мышц»

Практическая работа №26. «Презентация витаминных напитков» (по группам)

Заключительное занятие «Презентация дневников самонаблюдения»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела (темы)

Количество часов

Практических работ

ВВЕДЕНИЕ

2

2

1

Цели

и

задачи

курса.

Проблемы

старения

и

долголетия.

Сколько

может и должен жить человек.

1

1

2

Здоровье

человека

и

способы

его

сохранения.

Что

такое

здоровый

образ жизни? Влияние физической

культуры

на

укрепление

здоровья

школьников.

1

1

ТЕМА 1. СЕКРЕТЫ СКЕЛЕТА

4

4

3

Опорно

двигательная

система.

Основные закономерности роста и

развития.

1

1

4

Скелет

человека.

Особенности

скелета детей. Как увеличить свой

рост?

1

1

5

Выявление нарушений осанки.

1

1

6

Приёмы

первой

помощи

при

переломах

костей,

растяжении

связок, вывихах.

1

1

ТЕМА

2.

ЖИВЫЕ

ДВИГАТЕЛИ

(3ч)

3

3

7

Д в и г ат е л ь н а я

а к т и в н о с т ь

и

проблемы здоровья.

1

1

8

Физическое развитие как ведущий

показатель здоровья.

1

1

9

Уроки для мускулов.

1

1

ТЕМА 3. ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

(5ч)

5

4

10

Законы

правильного

пит ания.

Витаминная азбука. Анализ систем

питания.

Лекарства

на

тарелке.

Известное и неизвестное о зубах.

1

1

11

Обмен веществ и энергии.

1

1

12

Неправильное

питание

и

болезни.

Основы рационального питания.

1

1

13

Влияние

пищевых

добавок

на

здоровье

человека.

Профилактика

1

1

ожирения.

14

Ролевая

игра

«Реклама

в

СМИ

здоровье или бизнес?»

1

-

Т Е М А

4 .

О

К Р О В И

И

КРОВООБРАЩЕНИИ

5

4

15

Работа сердца и сосудов.

1

1

16

Болезни крови. Группы крови.

1

1

17

И м м у н и т е т .

З н а ч е н и е

профилактических прививок.

1

-

18

Влияние гиподинамии на сердечно

– сосудистую систему человека.

1

1

19

Первая помощь при кровотечениях.

1

1

ТЕМА 5. ОТ ВДОХА ДО ВЫДОХА

5

3

20

Строение и значение дыхательной

системы.

1

1

21

Болезни

дыхательной

системы.

Инфекционные

заболевания

и

защитные силы организма.

1

1

22

Закаливание.

1

-

23

Основы дыхательной гимнастики.

1

1

24

Конференция

«Ангина

и

кашель

бывает

у

тех,

кто

смотрит

со

страхом на лыжи и снег»

1

-

ТЕМА 6. КОЖА

2

2

25

Определение типов кожи.

1

1

26

Красота

и

здоровье

кожи,

волос,

ногтей

зависит

от

со стояния

организма. Правила ухода за кожей

подростков.

1

1

ТЕМА 7. КРИВАЯ ДОРОЖКА (4ч)

4

1

27

В р е д н ы е

п р и в ы ч к и

и

и х

профилактика.

1

1

28

Курение,

алкоголь,

наркотики

факторы,

опасные

для

здоровья

человека.

1

-

29

Круглый стол «Жизнь, уходящая с

кольцами дыма»

1

-

30

Защита презентаций по группам на

тему

«Курить

и

пить

здоровью

вредить»

1

-

ТЕМА 8. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ

СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

4

3

31

Профилактические

приёмы

снятия

у т о м л е н и я .

С р е д с т в а

восстановления.

1

1

32

Приёмы самомассажа.

1

1

33

Фитотерапия.

1

1

34

З а к л ю ч и т е л ь н о е

з а н я т и е

« П р е з е н т а ц и я

д н е в н и к о в

самонаблюдения»

1

-

Итого

34

26

Список литературы

(для учителя)

1.

М. Залесский «Занимательная анатомия», М.:»Росмэн», 1998г.

2.

Е.А.

Якушкина,

Т.Г.Попова

и

др.

«Биология.

5-9

классы.

Проектная

деятельность

учащихся», Волгоград, изд. «Учитель», 2007г.

3.

Е.А. Воронова «Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия,

игры», Ростов на Дону изд. «Феникс», 2007г.

4.

И.Б.Морзунова, В.И.Сивоглазов «Программы элективных курсов. Биология. 6-9 классы»,

сборник, М.:, «Дрофа», 2007г.

5.

Н.В.Барышева,

В.М.Минияров

«Основы

физической

культуры

учащихся

средних

классов», Самара 1995г.

6.

В.С.Рохлов «Школьный практикум. Биология, человек», М.: «Дрофа», 1998г.

7.

Ф.Г.Углов «Береги здоровье и честь смолоду», М.: «Педагогика», 1998г.

Для учащихся:

1.В.П.Петленко «Валеология человека» в 5 томах. СПб «Петроградский и К.», 1998г.

2.Л.Г.Татарникова, М.В.Поздеева «Валеология подростка», СПб «Петроградский и К», 1996

3.«Рабочая

тетрадь

для

практических

занятий

по

валеологии

под

ред.

Р.И.Айзмана.

Новосибирск: «Сибирское соглашение», 1999г.



В раздел образования