Автор: Дубровина Ираида Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Школа" №5
Населённый пункт: г. Муравленко
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: Тропа к Здоровью
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №5»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«ТРОПА К ЗДОРОВЬЮ»
ДЛЯ 5 КЛАССА
Составитель: учитель биологии МБОУ «Школа №5»
Дубровина Ираида Викторовна,
Ι квалификационная категория.
г. Муравленко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Тропа к здоровью» разработана на
основе следующих нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12г. № 273 – ФЗ;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №
1897 «Об
утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования»,
Письма
ДОО
Минобрнауки России
от
12.05.2011
№
03
–
296
«Об
организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего
образования», в рамках реализации образовательной программы школы.
Относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности
в рамках ФГОС основной школы.
Актуальность и перспективность курса
Есть много интересных и разных наук. Науки о природе, науки о Боге, науки об
обществе. Но главной наукой для человека всегда была наука о самом Человеке, его здоровье,
его духовном мире, о том, как живёт и что чувствует человек.
В нашей жизни есть одно удивительное состояние: когда «оно есть – его не чувствуют;
как только его потеряли – появляется боль злая, коварная, нестерпимая. Это удивительное
свойство – здоровье человека, о котором давно Сократ сказал так: «Здоровье – не всё, но всё
без здоровья ничто».
Здоровье подрастающего человека – этот проблема не только социальная, но и
нравственная. Ребёнок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в
будущем здоровых детей.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего,
процесс социализации – воспитание. Это создание высокого уровня душевного комфорта,
который закладывается с детства и на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта
необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными
факторами. Школа ищет и уже имеет представление о путях рождения новой Личности, не
противоречащей законам природы.
Одним из таких путей является представленный курс «Тропа к здоровью», призванный
сформировать
профилактическое
мышление
на
становление
у
школьников
позиции
признания
ценности
своего
здоровья,
расширение
знаний
и
навыков
по
гигиенической
культуре.
Цель данного курса: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё
здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи курса:
- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни;
- расширение и углубление знаний о строении и функциях своего организма;
- воспитание у учащихся убеждённости в авторитете здорового образа жизни;
- расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы.
Программа рассчитана на 34 часа, для учащихся 5 классов, стартующих на основе Модели
организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО. Данная программа
является компилятивной: составлена на основе учебных пособий: В.П.Петленко «Валеология
человека» в 5 томах, Л.Г.Татарникова, М.В.Поздеева «Валеология подростка», «Рабочая тетрадь
для практических занятий по валеологии под ред. Р.И.Айзмана, В.С.Рохлов «Школьный
практикум. Биология человека», программ элективных курсов Р.С. Карпова «Питание и
здоровье», Н.И.Дубинина «Прививки».
Успешное овладение материалом курса вооружит учащихся умением проводить
наблюдение за состоянием своего здоровья, научиться измерять некоторые важные
биологические константы человеческого организма. Включение в курс элементов физиологии
труда, знакомство с профилактикой некоторых заболеваний, обогатит учащихся важными
прикладными сведениями, будет содействовать более сознательному усвоению научной
организации труда и техники безопасности при проведении практических занятий.
Перечисленные умения и навыки будут формироваться на основе знаний о строении и функциях
организма человека.
Продолжительность занятия 40 минут. Предусмотрены 26 практических работ.
Формы и методы работы
Методика
работы
с
детьми
строится
в
направлении
личностно
–
ориентированного
взаимодействия, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую
активность самих учащихся.
Занятия
содержат
познавательный
материал,
соответствующий
возрастным
особенностям
детей
в
сочетании
с
практическими
заданиями,
включающими
вопросы
гигиены, питания, закаливания, факторов, укрепляющих и разрушающих здоровье.
В ходе преподавания используются активные формы и методы обучения: дискуссии,
деловые
игры,
конференции.
Применяются
информационные,
здоровьесберегающие,
коммуникативные, исследовательские технологии.
Для выполнения практической части программы в лаборатории кабинета биологии
имеется всё необходимое оборудование.
Система отслеживания результатов
Проверка результативности проводится на каждом занятии при выполнении
практических заданий. Итоги работы заносятся в «Дневник самоконтроля», который ведётся
каждым
учащимся.
Предполагается,
что
после
окончания
курса,
учащиеся
будут
вести
данный дневник самостоятельно. На заключительном занятии ребята защищают свои работы,
которые готовили в парах в течение всего курса под руководством преподавателя. Список тем
приводится в приложении. Учащиеся могут предложить собственные проекты. Оформление
в виде презентации, сообщения, кроссворда, игры. Самые удачные проекты будут внесены в
картотеку преподавателя курса и будут предложены классным руководителям для проведения
классных часов по ЗОЖ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34ч)
ВВЕДЕНИЕ (2ч)
Цели и задачи курса. Проблемы старения и долголетия. Сколько может и должен жить человек.
Здоровье человека и способы его сохранения. Что такое здоровый образ жизни? Влияние
физической культуры на укрепление здоровья школьников.
Практическая работа №1. «Оформление Дневника самоконтроля»
Практическая работа №2. «Оценка состояния здоровья школьников»
ТЕМА 1. СЕКРЕТЫ СКЕЛЕТА (4ч)
Опорно – двигательная система. Основные закономерности роста и развития. Скелет человека.
Особенности скелета детей. Как увеличить свой рост? Приёмы первой помощи при переломах
костей, растяжении связок, вывихах, ушибах.
Практическая работа №3. «Оценка показателей физического развития учащихся»
Практическая работа №4. «Определение типов конституции и осанки»
Практическая работа №5. «Выявление плоскостопия»
Практическая работа №6. «Приёмы первой помощи при переломах костей, растяжении
связок, вывихах, ушибах»
ТЕМА 2. ЖИВЫЕ ДВИГАТЕЛИ (3ч)
Двигательная активность и проблемы здоровья. Физическое развитие как ведущий показатель
здоровья. Уроки для мускулов.
Практическая работа №7. «Измерение мышечной силы»
Практическая работа №8. «Оценка гибкости тела»
Практическая
работа
№9.
«Составление
комплекса
упражнений
на
укрепление
мышечного корсета и улучшение осанки»
ТЕМА 3. ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ (5ч)
Законы
правильного
питания.
Витаминная
азбука.
Анализ
систем
питания.
Лекарства
на
тарелке. Известное и неизвестное о зубах. Неправильное питание и болезни. Обмен веществ и
энергии. Основы рационального питания. Влияние пищевых добавок на здоровье человека.
Профилактика ожирения.
Практическая работа №10. «Составление суточного пищевого рациона»
Практическая работа №11. «Контроль температуры тела в течение дня»
Практическая работа №12. «Анализ этикеток любимых продуктов»
Практическая работа №13. «Химический анализ чипсов»
Ролевая игра «Реклама в СМИ здоровье или бизнес?»
ТЕМА 4. О КРОВИ И КРОВООБРАЩЕНИИ (5ч)
Работа
сердца
и
сосудов.
Болезни
крови.
Группы
крови.
Иммунитет.
Значение
профилактических
прививок.
Влияние
гиподинамии
на
сердечно
–
сосудистую
систему
человека. Первая помощь при кровотечениях.
Экскурсия в мед кабинет МОУ СОШ №5 с целью закрепления знаний о прививках и
знакомства с календарём прививок.
Практическая работа №14. «Определение пульса»
Практическая работа №15. «Измерение артериального давления»
Практическая работа №16. «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии
покоя и после физической нагрузки»
Практическая работа №17. «Первая помощь при кровотечениях».
ТЕМА 5. ОТ ВДОХА ДО ВЫДОХА (5ч)
Строение и значение дыхательной системы. Болезни дыхательной системы. Инфекционные
заболевания и защитные силы организма. Закаливание. Основы дыхательной гимнастики.
Практическая работа №18. «Подсчёт дыхательных движений»
Практическая работа №19. «Определение времени максимальной задержки дыхания»
Практическая
работа
№20.
«Дыхательные
упражнения
в
укрепление
здоровья.
Составление комплекса»
Конференция «Ангина и кашель бывает у тех, кто смотрит со страхом на лыжи и снег»
ТЕМА 6. КОЖА (2ч)
Определение
типов
кожи.
Красота
и
здоровье
кожи,
волос,
ногтей
зависит
от
состояния
организма. Правила ухода за кожей подростков.
Практическая работа №21. «Определение типов кожи и составление рекомендаций по
уходу»
Практическая
работа
№22.
«Диагностика
состояния
организма
по
коже
и
ногтевым
пластинкам»
ТЕМА 7. КРИВАЯ ДОРОЖКА (4ч)
Вредные привычки и их профилактика. Курение, алкоголь, наркотики – факторы, опасные для
здоровья человека.
Практическая работа №23. «Подведение итогов анонимного анкетирования»
Круглый стол «Жизнь, уходящая с кольцами дыма»
Защита презентаций по группам на тему «Курить и пить – здоровью вредить»
Просмотр видеофильма на тему «Вредные привычки»
ТЕМА 8. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ(4ч)
Профилактические приёмы снятия утомления. Средства восстановления. Фитотерапия. Приёмы
самомассажа.
Практическая работа №24. «Изучение приёмов самомассажа»
Практическая работа №25. «Составление комплекса упражнений для снятия утомления
различных мышц»
Практическая работа №26. «Презентация витаминных напитков» (по группам)
Заключительное занятие «Презентация дневников самонаблюдения»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование раздела (темы)
Количество часов
Практических работ
ВВЕДЕНИЕ
2
2
1
Цели
и
задачи
курса.
Проблемы
старения
и
долголетия.
Сколько
может и должен жить человек.
1
1
2
Здоровье
человека
и
способы
его
сохранения.
Что
такое
здоровый
образ жизни? Влияние физической
культуры
на
укрепление
здоровья
школьников.
1
1
ТЕМА 1. СЕКРЕТЫ СКЕЛЕТА
4
4
3
Опорно
–
двигательная
система.
Основные закономерности роста и
развития.
1
1
4
Скелет
человека.
Особенности
скелета детей. Как увеличить свой
рост?
1
1
5
Выявление нарушений осанки.
1
1
6
Приёмы
первой
помощи
при
переломах
костей,
растяжении
связок, вывихах.
1
1
ТЕМА
2.
ЖИВЫЕ
ДВИГАТЕЛИ
(3ч)
3
3
7
Д в и г ат е л ь н а я
а к т и в н о с т ь
и
проблемы здоровья.
1
1
8
Физическое развитие как ведущий
показатель здоровья.
1
1
9
Уроки для мускулов.
1
1
ТЕМА 3. ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
(5ч)
5
4
10
Законы
правильного
пит ания.
Витаминная азбука. Анализ систем
питания.
Лекарства
на
тарелке.
Известное и неизвестное о зубах.
1
1
11
Обмен веществ и энергии.
1
1
12
Неправильное
питание
и
болезни.
Основы рационального питания.
1
1
13
Влияние
пищевых
добавок
на
здоровье
человека.
Профилактика
1
1
ожирения.
14
Ролевая
игра
«Реклама
в
СМИ
здоровье или бизнес?»
1
-
Т Е М А
4 .
О
К Р О В И
И
КРОВООБРАЩЕНИИ
5
4
15
Работа сердца и сосудов.
1
1
16
Болезни крови. Группы крови.
1
1
17
И м м у н и т е т .
З н а ч е н и е
профилактических прививок.
1
-
18
Влияние гиподинамии на сердечно
– сосудистую систему человека.
1
1
19
Первая помощь при кровотечениях.
1
1
ТЕМА 5. ОТ ВДОХА ДО ВЫДОХА
5
3
20
Строение и значение дыхательной
системы.
1
1
21
Болезни
дыхательной
системы.
Инфекционные
заболевания
и
защитные силы организма.
1
1
22
Закаливание.
1
-
23
Основы дыхательной гимнастики.
1
1
24
Конференция
«Ангина
и
кашель
бывает
у
тех,
кто
смотрит
со
страхом на лыжи и снег»
1
-
ТЕМА 6. КОЖА
2
2
25
Определение типов кожи.
1
1
26
Красота
и
здоровье
кожи,
волос,
ногтей
зависит
от
со стояния
организма. Правила ухода за кожей
подростков.
1
1
ТЕМА 7. КРИВАЯ ДОРОЖКА (4ч)
4
1
27
В р е д н ы е
п р и в ы ч к и
и
и х
профилактика.
1
1
28
Курение,
алкоголь,
наркотики
–
факторы,
опасные
для
здоровья
человека.
1
-
29
Круглый стол «Жизнь, уходящая с
кольцами дыма»
1
-
30
Защита презентаций по группам на
тему
«Курить
и
пить
–
здоровью
вредить»
1
-
ТЕМА 8. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ
СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
4
3
31
Профилактические
приёмы
снятия
у т о м л е н и я .
С р е д с т в а
восстановления.
1
1
32
Приёмы самомассажа.
1
1
33
Фитотерапия.
1
1
34
З а к л ю ч и т е л ь н о е
з а н я т и е
« П р е з е н т а ц и я
д н е в н и к о в
самонаблюдения»
1
-
Итого
34
26
Список литературы
(для учителя)
1.
М. Залесский «Занимательная анатомия», М.:»Росмэн», 1998г.
2.
Е.А.
Якушкина,
Т.Г.Попова
и
др.
«Биология.
5-9
классы.
Проектная
деятельность
учащихся», Волгоград, изд. «Учитель», 2007г.
3.
Е.А. Воронова «Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия,
игры», Ростов на Дону изд. «Феникс», 2007г.
4.
И.Б.Морзунова, В.И.Сивоглазов «Программы элективных курсов. Биология. 6-9 классы»,
сборник, М.:, «Дрофа», 2007г.
5.
Н.В.Барышева,
В.М.Минияров
«Основы
физической
культуры
учащихся
средних
классов», Самара 1995г.
6.
В.С.Рохлов «Школьный практикум. Биология, человек», М.: «Дрофа», 1998г.
7.
Ф.Г.Углов «Береги здоровье и честь смолоду», М.: «Педагогика», 1998г.
Для учащихся:
1.В.П.Петленко «Валеология человека» в 5 томах. СПб «Петроградский и К.», 1998г.
2.Л.Г.Татарникова, М.В.Поздеева «Валеология подростка», СПб «Петроградский и К», 1996
3.«Рабочая
тетрадь
для
практических
занятий
по
валеологии
под
ред.
Р.И.Айзмана.
Новосибирск: «Сибирское соглашение», 1999г.