Напоминание

"Сопровождения инновационной деятельности педагогов."


Автор: Леймонченко Людмила Борисовна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБПОУ КС №54
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сопровождения инновационной деятельности педагогов."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Сопровождения инновационной деятельности педагогов.

Методист ГБПОУ КС №54 Леймонченко Л.Б.

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление,

новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX

веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале

XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в

рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере

материального

производства.

Педагогические

инновационные

процессы

стали

предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее

двадцатилетие в нашей стране.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х

годов

XX

века.

Педагогическая

инновация

-

нововведение

в

педагогическую

деятельность,

изменения

в

содержании

и

технологии

обучения

и

воспитания,

имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный

процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по

созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению

новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“.

Итак, новация - это именно средство (новый метод, методика, технология,

программа и т. п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация -

это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные

элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Процесс методического сопровождения инновационной деятельности педагогов -

механизм педагогической поддержки новаторов – педагогов. Слово «сопровождать»

означает «идти рядом».

Наиболее емкое определение мы находим у Л.И. Петровой: это целенаправленная

совместная

деятельность

методической

службы и коллектива образовательного

учреждения, осуществляющего режим развития, реализованная в виде профессиональной

помощи

в

освоении

инновационной

педагогической

деятельности

при

решении

аналитико-рефлексивных,

конструктивно-прогностических,

организационно

-

деятельностных и коррекционно - регулирующих задач по управлению достижением

результатов в рамках индивидуальной профессиональной деятельности педагогов. Речь

идет

о

такой

форме

помощи,

при

которой

сохраняется

максимум

свободы

и

ответственности за личностный выбор варианта решения актуальной проблемы.

Методическое сопровождение заключается в:

методическом руководстве (поддержка при проектировании и организации

образовательной деятельности),

методической помощи (решение проблем, возникающих в ходе реализации

образовательного процесса),

наставничестве (обогащение педагогического опыта)

Целью сопровождения выступает формирование такого уровня профессионального

мастерства

педагога,

при котором возможна наибольшая результативность его

инновационной деятельности.

Инструментами достижения цели могут быть:

системное проектирование развития;

создание благоприятных психолого-педагогических условий взаимодействия

субъектов сопровождения;

разрешение

противоречий, возникающих в ходе разработки и внедрения

новшеств;

констатацию качественно

новых

путей

и

способов

решения

проблем

педагогической практики;

создание механизмов трансляции передового педагогического опыта.

Методист, осуществляющий методическое сопровождение, выполняет:

аналитико-прогностическую,

проектировочную,

организационную,

информационно-методическую,

обучающую,

развивающую,

контрольно-диагностическую,

коррекционно-регулирующую

функции

на

основе

реализации

акмеологического, системного, аксиологического, деятельностного, лично-

стного, мотивационно-целевого подходов.

Реализация индивидуальных программ методического сопровождения требует

постоянного

наблюдения

(определения

эффективности)

с

целью

своевременного

реагирования методиста на вновь возникающие (не выявленные) затруднения и

своевременного их устранения.

При

наличии

высокой

инновационной

активности

педагогов,

модель

представляет собой замкнутый цикл последовательно сменяющих друг друга этапов,

в результате чего происходит формирование инновационной культуры субъектов

преобразований. параметры оценивания инновационных идей, которые являются

основными для образования. Это:

соответствие каждой предлагаемой для выбора частной новой идеи общей

идее развития школы;

результативность нововведения,

творческая новизна (инновационный потенциал) идеи,

методическая разработанность идеи,

возможности потенциальных участников освоения новшества,

баланс интересов преподавателей,

возможное сопротивление нововведению,

время, необходимое для освоения,

возможные финансовые затраты на освоение новой идеи и его материально-

техническое обеспечение,

организационные условия,

нормативно-правовая обеспеченность,

привлекательность идеи,

новизна идеи.

К инновациям в преподавании дисциплины в колледже относятся ранее не

использовавшиеся (даже если они используется в других учебных заведениях в

России и за рубежом) педагогические технологии и методики обучения, влияющие

на

организацию

учебного

процесса,

его

методику

и

дидактику

(применение

электронных

обучающих

систем,

электронных

учебников

и

задачников,

лабораторных работ с удаленным доступом, лабораторных работ с использованием

баз данных из реальных научных экспериментов и производственной практики,

программ управления компьютерным классом, интерактивных досок, уникальных

систем

тестирования

и

контроля

знаний,

видеоконференц-связи

в

процессе

проведения занятий и аттестации студентов, проведение круглых столов, деловых

игр, групповых тренингов, лекций-дискуссий и т. п.).

Перед

использованием

в

учебном

процессе

инновация

должна

быть

обсуждена

на

заседании

цикловой

методической

комиссии

и

получить

положительную

оценку.

В

случае

отклонения

предлагаемой

инновации

в

преподавании дисциплины МЦК выносит решение о необходимости ее доработки

либо о нецелесообразности дальнейшей разработки. В этом случае эта инновация не

может быть включена в раздел «Инновации в преподавании дисциплины» УМК

дисциплины.

При

описании

инновации

в

преподавании

дисциплины

следует

отразить

следующие аспекты:

цели и задачи инновации (цели должны быть сформулированы кратко и

соответствовать

требованиям

ФГОС,

задачи

должны

в

полной

мере

раскрывать пути достижения поставленных целей);

российский

и

зарубежный

опыт

применения

(желателен

краткий

обзор

литературных

и

Интернет-источников,

описывающих

опыт

внедрения

и

применения предлагаемой инновации. Если инновация является уникальной

авторской

разработкой,

автор

описывает

свой

опыт

ее

внедрения

и

применения.

При

этом

нужно

отразить

не

только

положительные,

но

и

отрицательные аспекты);

содержание

инновации

(необходимо

раскрывать

суть

предлагаемой

инновации и ее инструментарий, отразить методику, дидактику, перечень и

порядок использования технических средств и программного обеспечения.

При

необходимости

проиллюстрировать

схемами,

диаграммами,

спецификациями оборудования, программного обеспечения и технических

средств обучения);

оценка экономической и (или) педагогической эффективности (необходимо

четко обозначить педагогический или экономический эффект который даст

инновация, а также дать обоснование материальных затрат на ее внедрение);

библиографический

список,

включая

Интернет-ресурсы

(нежелательно

указывать

ссылки

на

динамически

формируемые

страницы

Интернет-

ресурсов или результаты поиска в поисковых системах).

Раздел «Инновации в преподавании дисциплины» УМК дисциплины может иметь

приложения (перечни тем круглых столов, групповых тренингов и т. п.).

Пример оформление раздела УМК «Инновации в преподавании дисциплины».

Образовательное учреждение_____________________________________________

МЦК __________________________________________________________

(наименовании цикловой комиссии)

ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ

дисциплины _______________________________________________________

(наименование дисциплины)

по специальности __________________________________________________

( наименование специальности, код)

К

инновациям

в

преподавании

дисциплины

относятся

ранее

не

использовавшиеся в образовательном учреждении организацию учебного процесса,

его

методику

и

дидактику.

Это:

применение

электронных

обучающих

систем,

электронных учебников и задачников, лабораторных работ с удаленным доступом,

лабораторных работ с использованием баз данных из реальных экспериментов и

производственной

практики,

программ

управления

компьютерным

классом,

интерактивных

досок,

уникальных

систем

тестирования

и

контроля

знаний,

видеоконференц-связи

в

процессе

проведения

занятий

и

аттестации

студентов,

проведение круглых столов, деловых игр, групповых тренингов, лекций-дискуссий и

т. п..

При описании инновации в преподавании дисциплины следует отразить следующие

аспекты:

- содержание инновации;

- оценка педагогической эффективности;

При

необходимости

раздел

«Инновации

в

преподавании

дисциплины»

УМК

дисциплины может иметь приложения (перечни тем круглых столов, групповых

тренингов и т. п.).

Замечание . В этом разделе нужно отразить используемые при изучении дисциплины

электронные

разработки

(конспекты

лекций,

указания

к

выполнению

расчетно-

графических, лабораторных, курсовых работ, на примерах ситуационных задач и т.

д.),

которые

не

прошли

официальной

регистрации,

а

также

неопубликованный

раздаточный и другие вспомогательные материалы на бумажном носителе.

Составители раздела

________________________ _________________ ___________________

________________________ _________________ ___________________

(должность, ученое звание, степень) (подпись)

(И. О. расшифровка фамилии.)

(Фамилия И. О.)

Заведующий ЦК _______________________________________________

_________________ ___________________

(подпись)

(И. О. расшифровка фамилии.)

«___»________20 __г.

Таким образом, реализация методического сопровождения инновационной

деятельности становится важным условием становления педагогов-профессионалов,

предпосылкой достижения эффективности преобразований.

Список литературы:

1.

Вильданова

Ф.З.

Инновационная

среда

как

фактор

обеспечения

ин

новационной

деятельности

будущих

педагогов

(на

примере

среднего

про

фессионально - педагогического образования): дисс. ... канд. пед. наук. -

Казань, 2000.

2.

Казакова

Е.И.

Теоретические

основы

развития

общеобразователь

ной школы (системно-ориентированный подход): дисс. ... д-ра пед. наук. -

СПб, 1995.

3.

Петрова

Л.И.

Методическое

сопровождение

инновационной

деятель

ности учреждений среднего профессионального образования: дисс. ... канд.

пед. наук. - М., 2005.

4.

Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н.

Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 28. .

5.

Гребнев, Л. С. Образование и будущее России в многоконфессиональном

мире/ Л. С. Гребнев// Образование. 2005. - N 3. - с.

6.

Данилюк, А. Я. Развитие педагогической антропологии в контексте русской

культурной традиции/ А. Я. Данилюк// Педагогика. - 2003. - № 1. - с. 82.

7.

Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного

общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. - с. 5.



В раздел образования