Автор: Политова Елена Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №12
Населённый пункт: город Мирный Архангельской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Что изучает синтаксис и пунктуация"
Раздел: среднее образование
Тема: Что изучает синтаксис и пунктуация
Цели для учителя:
Дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации как системе
правил правописания предложений, учить видеть границы предложения, находить
грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения.
Развить у обучающихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и
мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе фронтально.
Воспитать в обучающихся интерес к предмету, коммуникативные навыки в
процессе работы.
Цели для обучающихся:
«Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее
решения.
Учиться наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и выражать свои мысли
словами, делая выводы по работе на уроке.
Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом
языковом материале).
Тип урока: открытие новых знаний.
Метод: проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог,
побуждающий к гипотезам диалог).
Ход урока
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
1.
Мотивирование к
деятельности
(включение в
учебную
деятельность)
Урок начнем с проговаривания
скороговорки (которая необходима нам
для развития нашей речи):
«Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали».
– Вы начать урок готовы?
Коллективно
проговаривают
скороговорку.
– Будем слушать, рассуждать и друг другу
помогать!
– А поможет в этом нам хорошее
настроение!
- Подпишите в тетрадях число и
классную работу.
Обучающиеся
получают
эмоциональный
настрой.
2.
Актуализация
знаний
(мотивация к
деятельности)
1.Распределительный диктант
правописание и-ы после ц
Школьницы, цыкнуть, циферблат,
цифровой, у столицы, цитата, цыпочки,
медицинский, цинковый, бледнолицый,
станция, беглецы, редакция,
круглолицый, синицын, официальный,
цыган, станционный, циновка, ресницы,
цыплёнок.
Нормы на доске
Включились в
учебную
деятельность.
2 ученика к доске,
остальные в
тетради.
5 учеников
выполняют
индивидуальные
карточки.
2. Отгадай слово
От слова пришил взять приставку,
от слова полет корень, прилетит
от слова свистит взять окончание.
1 в: однокоренные слова
2 в: синонимы
Полёт, самолёт,
взлёт, лётчик,
перелётные
Принестись,
примчаться,
прибежать,
прибыть,
припорхнуть
3.
Подготовка
СЛАЙД 2.
Рассматривают на
учащихся к работе
на основном этапе
урока.
(включаем
проблемный вопрос,
создающий
ситуацию для
обучающихся и
формирующую у
него потребность
освоения того или
иного понятия)
Итак, ребята, перед нами слова, которые
необходимо прочитать:
Деревья, на, зима, припорошить,
городской, наряд, искрящийся, улица,
снег, надеть, роскошный, и.
слайде слова и
читают их один из
обучающихся
читает их вслух.
Как вы думаете, для чего нам нужны
сегодня эти слова?
Обучающиеся
предлагают свои
варианты ответов.
-Молодцы, перед нами был зашифровано
предложение.
-Чтобы составить предложение, что
необходимо сделать?
Чтобы составить предложение из слов
необходимо было соединить друг с
другом данные слова, изменяя, если
нужно, их форму и располагая в
определенном порядке.
И вот что получилось: СЛАЙД 3
Зима припорошила искрящимся снегом
городские улицы и надела на деревья
роскошный наряд.
- А знаете ли вы, какая наука занимается
правильным построением предложений?
В этом нам поможет кроссворд.
Ответы детей
Отгадывание кроссворда.
1.
Словарный состав языка.
2.
Раздел науки о языке, в
котором изучается состав
(строение) слова.
3.
Раздел лингвистики,
изучающий звуки речи и
звуковое строение языка.
4.
Группа предложений,
объединённых в целое
темой и основной мыслью.
5.
То, о чём говориться в
тексте.
6.
Главная значимая часть
слова, которая выражает
основное значение данного
слова.
7.
Слово, близкое или
совпадающее по
лексическому значению.
8.
Слово, противоположное
по лексическому значению.
9.
Наука, изучающая стили
речи, их зависимость от
речевой ситуации.
- Какое слово у вам
получилось?
Синтаксис.
СЛАЙД 5
Мороз покрыл причудливыми узорами
окна домов заковал реку в ледяные оковы
на крышах домов выросли сосульки это
значит что скоро Новый Год
- Что-то затрудняет чтение текста?
- Чего же в нем недостает?
Не хватает знаков
препинания.
СЛАЙД 6
Обучающиеся
читают текст с
интонацией,
4. Этап усвоения
Мороз покрыл причудливыми узорами
окна домов, заковал реку в ледяные
оковы. На крышах домов выросли
сосульки. Это значит, что скоро Новый
Год!
- Скажите, как называется раздел науки о
языке, который изучает знаки
препинания?
Подскажу: точка на латинском языке –
пунктум. Догадались.
соблюдая знаки
препинания.
Как вы думаете, какова будет тема
урока? СЛАЙД 7
Какую цель мы поставим сегодня на
уроке? СЛАЙД 8
Где мы можем узнать об этом?
Что изучают
синтаксис и
пунктуация.
Узнать, что изучают
синтаксис и
пунктуация.
1.
Работа с учебником стр.137.
Чтение про себя,
затем вслух.
2.
Ассоциативный ряд СЛАЙД 9, 10
3.
Работа в парах.
Составьте предложения из слов,
правильно расставляя знаки
препинания.
1) это, веселый, Новый, и, самый,
Год, праздник, волшебный
2) город, как, торжество,
начинать, к, готовиться
3) украшены, огонь, улица,
разноцветный, на, вырасти,
площадь, ёлка, город, величавый
4) ощущение, создаваться, что, в,
попасть, ты, сказка.
СЛАЙД 11
Новый Год – это самый волшебный и
веселый праздник! Как город начинает
готовиться к торжеству? Улицы
украшены разноцветными огнями, на
площадях города выросли величавые
ёлки. Создается ощущение, что ты попал
в сказку.
Какие знаки препинания вы поставили в
предложениях?
Перечисляют знаки
препинания,
которые они знают.
4.
Этап закрепления
нового знания и
способов действий.
1.
Графический диктант.
Я читаю стихотворение С. Маршака
«Знаки препинания», ваша задача
записать только знаки препинания, о
которых рассказывается в стихотворении:
С. Маршак
Знаки препинания (отрывок)
У последней ТОЧКИ
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания
Прибежал Чудак
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
– Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК:
– Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились ЗАПЯТЫЕ,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало ДВОЕТОЧИЕ,
Прикатило МНОГОТОЧИЕ,
И прочие,
И прочие,
И прочие…
Заявили запятые:
Обучающиеся
слушают
стихотворение С.
Маршака,
выписывают знаки
препинания, о
которых идет речь в
стихотворении.
– Мы – особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Отозвалась с той же строчки
Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ:
– Если нет над вами точки
Запятая-знак пустой!
– Сколько вы записали знаков
препинания?
- Какие?
– А их 10. Каких знаков препинания не
хватает в диктанте?
7 знаков
препинания.
«…» - ( )
СЛАЙД 6 – ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
. – точка
? – вопросительный знак
! – восклицательный знак
… – многоточие
, – запятая
; – точка с запятой
: – двоеточие
- – тире
( ) – скобки двойные (круглые)
« » – кавычки двойные
Рассматривают
слайд со знаками
препинания.
5.
Этап применения
знаний и способов
действий
- У вас на столах карточки под №2
- Выберите задание, которое вам больше
понравится.
1. Восстановите текст.
Новый Год это праздник детства люди
покупают подарки наряжают елки
приглашают гостей в 12 часов ночи под
бой курантов загадывают желания и
верят в их исполнение счастьем светятся
глаза это момент мира и гармонии
2.
Продолжите предложение.
Новый год – это всегда волшебство.
Дети
восстанавливают
текст, затем
проверяют его на
слайде.
Несколько учеников
зачитывают свои
сочинения.
6.
Домашнее задание.
ЗСП-11 , УПР.387 или 388 ( на выбор)
Открывают
дневники,
записывают
домашнее задание.
7.
Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке?
Какой раздел науки о языке изучает
словосочетание и предложение?
Что изучает пунктуация?
Напишите свои впечатления об уроке
одним предложением.
Обучающиеся
подводят итог
урока, отвечают на
вопросы.