Автор: Деметриадес Татьяна Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ школа 38 Приморского района
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Путешествие в Рождество" Опыт пректирования выставки по программе дополнительного образования "Праздники и традиции"
Раздел: среднее образование
Деметриадес Татьяна Викторовна,
Педагог дополнительного образования
ГБОУ школа 38 Приморского района Санкт-Петербурга
«Путешествие в Рождество»
Опыт проектирования выставки в рамках программы
дополнительного образования «Праздники и традиции».
Современное образование должно предоставлять широкий выбор
возможностей освоения различных знаний и навыков, метапредметных
умений и действий. Знания основ русской и зарубежной культуры
необходимо для воспитания человека гуманного социального общества.,
осознающего и уважающего достоинства своей Родины и особенности
других народов. Программа «Праздники и традиции» разработана для
учащихся начальной и 5-6 классов средней школы и позволяет дать
представление о культуре разных государств и наций.
В течении 5 лет обучающие знакомятся с ежегодным циклом
традиционных праздников России и других стран. Каждый год к имеющимся
представлениям добавляются новые знания и умения, реализуют их в
поделках, открытках, мини-книжках, театрализованных представлениях.
Новогодние праздники для большинства детей являются самыми любимыми
днями в году. Если в начальной школе учащиеся усваивают первые знания о
новогодних и Рождественских традициях других стран через стихи, песенки,
видеосюжеты, театрализованные постановки, то к одиннадцатилетнему
возрасту они уже могут переосмыслить полученные представления в новых
видах деятельности.
С группой учащихся четвертого и пятого года обучения мы решили
использовать новую форму проведения новогодних праздников – выставку,
посвященную зимним праздникам, связанным тематически между собой.
Целью этой работы явилось обобщение, развитие и трансформация
полученных знаний, а задачу свою мы определили как знакомство других
учащихся с традициями зимних праздников в новой интерактивной форме.
Подготовительным этапом данного проекта стали все предыдущие годы
обучения в творческом объединении «Праздники и традиции», которые
оказались опорной базой для разработки основных тем. В процессе
обсуждения учащиеся выделили следующие разделы выставки: история,
основные символы и значение Рождества, Рождественское дерево,
украшения, Адвент –время подготовки к Рождеству: мероприятия,
сопутствующие праздники, главные герои Рождественских и новогодних
праздников в разных странах, семейные реликвии, подарки и открытки.
Одним из самых важных этапов обсуждения деталей выставки стала
личная работа каждого участника проекта в собственной семье. Учащиеся
должны были узнать как праздновали Новый год и Рождество их старшие или
ушедшие родственники, какие ёлочные игрушки сохранились в домах с
прошлых десятилетий, какие открытки остались в семье.. Кроме этого,
каждый ученик мог обсудить идею выставки с родными и друзьями, чтобы
выяснить какие моменты рассказа о зимних праздниках могли бы быть
интересными этим людям. Таким образом , в нашей группе появился «банк
идей», который оказался очень разнообразным и многогранным. К этому
материалу мы добавили образцы уже существующих аналогичных музейных
экспозиций, таких как многочисленные выставки в Великом Устюге, в
резиденции Деда Мороза, где побывали многие участники нашего проекта..
Учащимся было предложено изучить справочную и научно-популярную
литературу, тематические интернет-ресурсы.
В начале организационного этапа учащиеся выбрали тему, вид работы и
определили сроки реализации. Открытие выставки было запланировано на
двадцатое декабря, и посещение выставки предполагалось до двадцатого
января, то есть в течении календарного месяца. Сложность организации
экспозиции была в том, что местом этой выставки стала обычная классная
комната, где регулярно проходили уроки, и занималось наше творческое
объединение. Экспозиция не должна была мешать учебному процессу, но
наши группы решили эту задачу. Ребята освободили стеллажи от книг и
пособий, убрали горшки с цветами с тумбочек., где расположилась основная
часть выставки. Окна и двери использовали для размещения картин, плакатов
и декоративных украшений ( витражей, аппликаций, рождественских венков).
В результате учащиеся смогли вычленить четыре части выставки:
1.
Рождество
2.
Рождественское дерево. (Символы Рождества)
3.
Календарь Адвента. (Традици празднования Нового года и Рождества)
4.
Санта Клаус, его друзья и помощники.
Каждая часть выставки готовилась отдельной малой группой, но
возникающие проблемы решались совместно, общими усилиями. Многие
экспонаты выставки были выполнены учащимися самостоятельно:
Рождественская пещера с фигурами, календарь Адвента, Рождественский
венок, декоративные украшения, Рождественское деревце, вывески, плакаты,
поздравления.
« Рождество» представили четырехуровневой композицией:!) верхний
уровень: Рождественская звезда, ангелы на синем фоне; 2) фигуры волхвов с
дарами 3) Вифлиемская пещера с фигурками Девы Марии, старца Иосифа,
яслями с младенцем, ослика, голубка 4) фигуры пастухов с овцами, козами,
коровами., иллюстрированная детская Библия.
Раздел « Рождественское дерево» занимал тумбочки из под цветов, так как
являлся наиболее объёмным В эту экспозицию входили макет
Рождественского цветущего вишневого деревца: сухая ветка обклеенная
розовыми бумажными цветами с украшениями в виде яблок или других
фруктов, фигурных пряников; макет растения поинсетты, Рождественский
венок, наряженная елка..
Раздел «Календарь Адвента» представлялся двадцатью пятью
декоративно украшенными коробками, в которых разместили небольшие
предметы и вопросы о традициях празднования Рождества и Нового года .
Раздел «Санта Клаус, его друзья и помощники» состоял из фигур Санта
Клауса, Деда Мороза, Снегурочки и других традиционных персонажей
новогодних праздников разных стран, рождественские и новогодние
открытки, плакаты.
Следующим этапом работы над проектом стала подготовка интерактивной
экскурсии для младших школьников и викторина для учеников 5-6 классов.
Для посещения неорганизованных посетителей и в помощь юным
экскурсоводам были подготовлены вывески на двух языках: с одной стороны
- на русском, с обратной стороны – на английском, которые можно
переворачивать по мере необходимости.
К разделу «Рождество» написан сценарий с рассказом в прозе и стихах,
музыкальным сопровождением. К разделу «Санта Клаус…» подобраны
видеосюжеты. К разделу «Рождественское дерево» разработана игра «Самый
внимательный и находчивый». К разделу «Календарь Адвента» подготовлена
викторина . Помимо этого все юные экскурсоводы выучили несколько
традиционных песен с танцевальными движениями и подвижных игр для
посетителей разного возраста.
За время работы выставки было проведено 16 экскурсий и 6 тематических
уроков. Дети и взрослые, посетившие экспозицию, оставили
благожелательные отзывы. Учителя рекомендовали этот опыт к
распространению. Сами создатели выставки отметили несколько важных
моментов своей деятельности: все увидели масштаб своих знаний и
возможностей; были открыты большие резервы взаимодействия разных
участников проекта, в том числе семей и друзей; получили новый опыт
творческой деятельности. Каждый участник проекта получил подарок и
Благодарность со стихотворением руководителя проекта Татьяны
Викторовны Деметриадес:
ЮНЫМ ВОЛШЕБНИКАМ.
Наполни сердце волшебством,
Звенящей радостью, надеждой,
И детям расскажи о том,
Чего они не знали прежде.
Улыбки лица озарят,
Вновь прозвучат стихи и песни.
Пусть добрые дела царят
В том мире, где живем мы вместе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВИКТОРИНА: вопросы к календарю Адвента.
№ Вопрос (предмет в коробке)
ОТВЕТ
1
Что означают числа
11.11.11? (Свернутая в рулон
бумага, на которой
написаны эти числа.)
Это дата начала Рождественских ярмарок в
Германии: 11 часов дня, одиннадцатого ноября
– одиннадцатый месяц.
2
Куда Сэр Генри Кроул
приклеил марку в 1843
году? (марка)
Сэр Генри Кроул в декабре 1843 года не
успевал написать поздравления друзьям и
родственникам и заказал художнику
нарисовать картинки с поздравлениями – так
появилась первая открытка.
3
Куда дети ставят башмаки в
Рождественскую ночь?
(игрушечный башмачок)
В Европе дети ставят башмаки возле камина
или печки, потому что большинство
Рождественских дарителей прибывают через
трубу и кладут в башмак монетку или подарок.
4
Почему перед Рождеством в
дом приносят сено? Куда его
обычно кладут? (сено)
Сено напоминает Вифлиемскую пещеру, где
родился Иисус Христос. Сено обычно кладут
под елку или рядом с макетом пещеры. В
некоторых странах сено кладут на крышу, для
оленей Санта Клауса.
5
Почему некоторые дети в
Италии находят перед
праздникам в своих
башмаках уголек? (уголь)
Дети, которые вели себя плохо , капризничали,
не слушали старших получают уголек вместо
подарка.
6
Кого называют «бобовый
На Рождество в Дании, Голландии и Франции
король»? (сушеный боб)
в пироги или десерты кладут сухой боб. Тот,
кому он попадется, считается удачливым и
становится «бобовым королем» на одну ночь.
Все в доме должны выполнять его желания.
7
Зачем в Англии перед
Рождеством в очаг
подвешивали на цепях
огромное бревно? (рисунок,
изображающий очаг с
висящим бревном)
В Англии считалось, что старые деревья
хранят в себе дух света и судьбы. Хозяин сам
находил и срубал это дерево, которое должно
было гореть две недели. Золу собирали в
особые мешочки и хранили для избавления от
болезней и неприятностей.
8
Почему накануне Рождества
на окна ставили зажженные
свечи? ( свеча)
Пламя свечи обозначает молитву, уходящую к
небу, к Богу .Горящая свеча показывала, что
хозяева ждут любого гостя.. Считается, что в
эти дни Иисус ходит по миру и проверяет как
живут люди, насколько они добры к другим.
9
Какие коробки открывают в
Д е н ь
Ко р о б о к ?
Ко гд а
п р а зд н у ют
э тот
д е н ь ?
(коробочка с монетками)
Это 26 декабря. В этот день открывают
коробки для пожертвований в церквях и
учреждениях. Деньги раздавали
нуждающимся, бедным людям..
1
0
Где придумали устраивать
фейерверк в Новый Год и
зачем? (бенгальские огни)
Фейерверки устраивали в Китае на
празднование восточного Нового Года. Это
делали для того , чтобы прогнать злых духов.
11
Как зовут оленя с красным
носом? Сколько оленей у
Санта Клауса?(игрушечный
олень или рисунок)
Красноносого оленя зовут Рудольф. Сани
Санта Клауса ведет целая команда из восьми
оленей.
1
2
Что такое Рождественский
крекер? ( хлопушка)
В 1840 году владелец кондитерского магазина
придумал особую коробку для конфет,
напоминающую хлопушку, которая громко, с
треском открывалась, за что и получила
название «крекер» - трещалка.
1
3
Какой
праздник
отмечают
жители
Скандинавии
13
декабря? (маленькая корона)
13 декабря отмечают день святой Люсии,
которая, по легенде, превратился в звезду. В
этот день девочки в белых платьях с красными
поясами , в коронах, украшенных зажженными
свечами проходят по своему городу, помогая
зимней ночи закончиться , а свету вернуться.
Дома девочки готовят для родных сладкие
блюда., накрывают стол и угощают всех.
1
4
Что делает «Первая нога» в
Шотландии на Новый Год?
(декоративный сапог)
В Шотландии человек, который первым зашел
в дом в новогоднюю ночь, называется «Первая
нога» и определяет судьбу семьи на весь год.
Мужчина брюнет – к удаче, остальные – к
неудаче, женщина – к беде. Гость может
поцеловать того, кто открыл ему дверь,
принести уголек и бросить его в печь с
пожеланиями семье.
1
5
Куда несут розы первого
января во Флориде (США)?
( искусственная розочка)
1 января во Флориде проходит особый
праздник – Парад Роз. Из цветов создают
композиции на движущихся платформах,
играют оркестры, проводят спортивные игры.
1
6
Где собираются жители
Лондона 31 декабря к 12
часам ночи? Что делают
сразу после наступления
Нового года? (изображение
Трафальгарской площади с
елкой в центре)
Лондонцы собираются на Трафальгарской
площади и после наступления полуночи,
взявшись за руки, поют старинную
шотландскую песню на стихи Роберта Бернса.
1
7
Как появился рецепт
рождественского пудинга?
(изображение пудинга)
По легенде, король Артур заблудился и вышел
к избушке дровосека. Король был очень
голоден и попросил поесть. Дровосек бросил в
котел с кипящей водой все, что у него было, а
король добавил туда ликер – так получился
первый пудинг. Теперь Рождественский пудинг
– традиционное сладкое блюдо, которое
готовит каждая английская семья.
1
8
Почему колокольчики
украшают Рождественские
композиции и открытки?
(колокольчик)
Церковный колокол первым сообщает людям о
том, что пришло Рождество. Колокольчики
звенят на сбруе оленей Санта Клауса.
1
9
Сколько дней празднуют
Рождество? (календарь)
Двенадцать дней : с 25 декабря по 6 января в
Европе; с 7 января по 19 января в России – эти
дни называются Святки.
2
0
Какую маску чаще всего
надевают на святочных
гуляниях славянские
народы? ( белая маска)
Маска козла или козы, которая оберегает
людей от злых сил, но сам козлик любит
пошутить или побезобразничать.
2
1
Для чего девушкам на
Святки нужны платок и
большое блюдо? (блюдце и
платочек)
Так в России, раскладывая разные вещи на
блюде под платком, гадали на судьбу, распевая
особые подблюдные песни, каждая из которых
предсказывала будущее.
2
2
Почему в Германии в домах
перед Рождеством
появляются прутики?
(прутики)
Так родители предупреждали непослушных
детей о том, что вместо подарков они могут
получить розги.
2
3
Когда можно дарить
подарки Санта Клаусу?
(поздравительная открытка)
Санта Клаус – это Святой Николай
Чудотворец, чей праздник мы отмечаем 19
декабря (6 декабря по-старому стилю).
2
4
Почему канун Рождества
называют «Сочельник»?
(зерна, крупа)
Перед Рождеством христиане должны
соблюдать пост. В последний день
разрешалось с утра съесть сочиво – варенную
пшеницу с медом, и больше ничего не есть до
позднего вечера. По названию блюда день
называли Сочельник.
2
5
Первое марта, первое
апреля, первое сентября –
что объединяет эти даты?
( календарь с обведенными
датами)
В эти дни в разных странах раньше начинался
Новый год.