Напоминание

"Путешествие в Рождество" Опыт пректирования выставки по программе дополнительного образования "Праздники и традиции"


Автор: Деметриадес Татьяна Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ школа 38 Приморского района
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Путешествие в Рождество" Опыт пректирования выставки по программе дополнительного образования "Праздники и традиции"
Раздел: среднее образование





Назад




Деметриадес Татьяна Викторовна,

Педагог дополнительного образования

ГБОУ школа 38 Приморского района Санкт-Петербурга

«Путешествие в Рождество»

Опыт проектирования выставки в рамках программы

дополнительного образования «Праздники и традиции».

Современное образование должно предоставлять широкий выбор

возможностей освоения различных знаний и навыков, метапредметных

умений и действий. Знания основ русской и зарубежной культуры

необходимо для воспитания человека гуманного социального общества.,

осознающего и уважающего достоинства своей Родины и особенности

других народов. Программа «Праздники и традиции» разработана для

учащихся начальной и 5-6 классов средней школы и позволяет дать

представление о культуре разных государств и наций.

В течении 5 лет обучающие знакомятся с ежегодным циклом

традиционных праздников России и других стран. Каждый год к имеющимся

представлениям добавляются новые знания и умения, реализуют их в

поделках, открытках, мини-книжках, театрализованных представлениях.

Новогодние праздники для большинства детей являются самыми любимыми

днями в году. Если в начальной школе учащиеся усваивают первые знания о

новогодних и Рождественских традициях других стран через стихи, песенки,

видеосюжеты, театрализованные постановки, то к одиннадцатилетнему

возрасту они уже могут переосмыслить полученные представления в новых

видах деятельности.

С группой учащихся четвертого и пятого года обучения мы решили

использовать новую форму проведения новогодних праздников – выставку,

посвященную зимним праздникам, связанным тематически между собой.

Целью этой работы явилось обобщение, развитие и трансформация

полученных знаний, а задачу свою мы определили как знакомство других

учащихся с традициями зимних праздников в новой интерактивной форме.

Подготовительным этапом данного проекта стали все предыдущие годы

обучения в творческом объединении «Праздники и традиции», которые

оказались опорной базой для разработки основных тем. В процессе

обсуждения учащиеся выделили следующие разделы выставки: история,

основные символы и значение Рождества, Рождественское дерево,

украшения, Адвент –время подготовки к Рождеству: мероприятия,

сопутствующие праздники, главные герои Рождественских и новогодних

праздников в разных странах, семейные реликвии, подарки и открытки.

Одним из самых важных этапов обсуждения деталей выставки стала

личная работа каждого участника проекта в собственной семье. Учащиеся

должны были узнать как праздновали Новый год и Рождество их старшие или

ушедшие родственники, какие ёлочные игрушки сохранились в домах с

прошлых десятилетий, какие открытки остались в семье.. Кроме этого,

каждый ученик мог обсудить идею выставки с родными и друзьями, чтобы

выяснить какие моменты рассказа о зимних праздниках могли бы быть

интересными этим людям. Таким образом , в нашей группе появился «банк

идей», который оказался очень разнообразным и многогранным. К этому

материалу мы добавили образцы уже существующих аналогичных музейных

экспозиций, таких как многочисленные выставки в Великом Устюге, в

резиденции Деда Мороза, где побывали многие участники нашего проекта..

Учащимся было предложено изучить справочную и научно-популярную

литературу, тематические интернет-ресурсы.

В начале организационного этапа учащиеся выбрали тему, вид работы и

определили сроки реализации. Открытие выставки было запланировано на

двадцатое декабря, и посещение выставки предполагалось до двадцатого

января, то есть в течении календарного месяца. Сложность организации

экспозиции была в том, что местом этой выставки стала обычная классная

комната, где регулярно проходили уроки, и занималось наше творческое

объединение. Экспозиция не должна была мешать учебному процессу, но

наши группы решили эту задачу. Ребята освободили стеллажи от книг и

пособий, убрали горшки с цветами с тумбочек., где расположилась основная

часть выставки. Окна и двери использовали для размещения картин, плакатов

и декоративных украшений ( витражей, аппликаций, рождественских венков).

В результате учащиеся смогли вычленить четыре части выставки:

1.

Рождество

2.

Рождественское дерево. (Символы Рождества)

3.

Календарь Адвента. (Традици празднования Нового года и Рождества)

4.

Санта Клаус, его друзья и помощники.

Каждая часть выставки готовилась отдельной малой группой, но

возникающие проблемы решались совместно, общими усилиями. Многие

экспонаты выставки были выполнены учащимися самостоятельно:

Рождественская пещера с фигурами, календарь Адвента, Рождественский

венок, декоративные украшения, Рождественское деревце, вывески, плакаты,

поздравления.

« Рождество» представили четырехуровневой композицией:!) верхний

уровень: Рождественская звезда, ангелы на синем фоне; 2) фигуры волхвов с

дарами 3) Вифлиемская пещера с фигурками Девы Марии, старца Иосифа,

яслями с младенцем, ослика, голубка 4) фигуры пастухов с овцами, козами,

коровами., иллюстрированная детская Библия.

Раздел « Рождественское дерево» занимал тумбочки из под цветов, так как

являлся наиболее объёмным В эту экспозицию входили макет

Рождественского цветущего вишневого деревца: сухая ветка обклеенная

розовыми бумажными цветами с украшениями в виде яблок или других

фруктов, фигурных пряников; макет растения поинсетты, Рождественский

венок, наряженная елка..

Раздел «Календарь Адвента» представлялся двадцатью пятью

декоративно украшенными коробками, в которых разместили небольшие

предметы и вопросы о традициях празднования Рождества и Нового года .

Раздел «Санта Клаус, его друзья и помощники» состоял из фигур Санта

Клауса, Деда Мороза, Снегурочки и других традиционных персонажей

новогодних праздников разных стран, рождественские и новогодние

открытки, плакаты.

Следующим этапом работы над проектом стала подготовка интерактивной

экскурсии для младших школьников и викторина для учеников 5-6 классов.

Для посещения неорганизованных посетителей и в помощь юным

экскурсоводам были подготовлены вывески на двух языках: с одной стороны

- на русском, с обратной стороны – на английском, которые можно

переворачивать по мере необходимости.

К разделу «Рождество» написан сценарий с рассказом в прозе и стихах,

музыкальным сопровождением. К разделу «Санта Клаус…» подобраны

видеосюжеты. К разделу «Рождественское дерево» разработана игра «Самый

внимательный и находчивый». К разделу «Календарь Адвента» подготовлена

викторина . Помимо этого все юные экскурсоводы выучили несколько

традиционных песен с танцевальными движениями и подвижных игр для

посетителей разного возраста.

За время работы выставки было проведено 16 экскурсий и 6 тематических

уроков. Дети и взрослые, посетившие экспозицию, оставили

благожелательные отзывы. Учителя рекомендовали этот опыт к

распространению. Сами создатели выставки отметили несколько важных

моментов своей деятельности: все увидели масштаб своих знаний и

возможностей; были открыты большие резервы взаимодействия разных

участников проекта, в том числе семей и друзей; получили новый опыт

творческой деятельности. Каждый участник проекта получил подарок и

Благодарность со стихотворением руководителя проекта Татьяны

Викторовны Деметриадес:

ЮНЫМ ВОЛШЕБНИКАМ.

Наполни сердце волшебством,

Звенящей радостью, надеждой,

И детям расскажи о том,

Чего они не знали прежде.

Улыбки лица озарят,

Вновь прозвучат стихи и песни.

Пусть добрые дела царят

В том мире, где живем мы вместе.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВИКТОРИНА: вопросы к календарю Адвента.

№ Вопрос (предмет в коробке)

ОТВЕТ

1

Что означают числа

11.11.11? (Свернутая в рулон

бумага, на которой

написаны эти числа.)

Это дата начала Рождественских ярмарок в

Германии: 11 часов дня, одиннадцатого ноября

– одиннадцатый месяц.

2

Куда Сэр Генри Кроул

приклеил марку в 1843

году? (марка)

Сэр Генри Кроул в декабре 1843 года не

успевал написать поздравления друзьям и

родственникам и заказал художнику

нарисовать картинки с поздравлениями – так

появилась первая открытка.

3

Куда дети ставят башмаки в

Рождественскую ночь?

(игрушечный башмачок)

В Европе дети ставят башмаки возле камина

или печки, потому что большинство

Рождественских дарителей прибывают через

трубу и кладут в башмак монетку или подарок.

4

Почему перед Рождеством в

дом приносят сено? Куда его

обычно кладут? (сено)

Сено напоминает Вифлиемскую пещеру, где

родился Иисус Христос. Сено обычно кладут

под елку или рядом с макетом пещеры. В

некоторых странах сено кладут на крышу, для

оленей Санта Клауса.

5

Почему некоторые дети в

Италии находят перед

праздникам в своих

башмаках уголек? (уголь)

Дети, которые вели себя плохо , капризничали,

не слушали старших получают уголек вместо

подарка.

6

Кого называют «бобовый

На Рождество в Дании, Голландии и Франции

король»? (сушеный боб)

в пироги или десерты кладут сухой боб. Тот,

кому он попадется, считается удачливым и

становится «бобовым королем» на одну ночь.

Все в доме должны выполнять его желания.

7

Зачем в Англии перед

Рождеством в очаг

подвешивали на цепях

огромное бревно? (рисунок,

изображающий очаг с

висящим бревном)

В Англии считалось, что старые деревья

хранят в себе дух света и судьбы. Хозяин сам

находил и срубал это дерево, которое должно

было гореть две недели. Золу собирали в

особые мешочки и хранили для избавления от

болезней и неприятностей.

8

Почему накануне Рождества

на окна ставили зажженные

свечи? ( свеча)

Пламя свечи обозначает молитву, уходящую к

небу, к Богу .Горящая свеча показывала, что

хозяева ждут любого гостя.. Считается, что в

эти дни Иисус ходит по миру и проверяет как

живут люди, насколько они добры к другим.

9

Какие коробки открывают в

Д е н ь

Ко р о б о к ?

Ко гд а

п р а зд н у ют

э тот

д е н ь ?

(коробочка с монетками)

Это 26 декабря. В этот день открывают

коробки для пожертвований в церквях и

учреждениях. Деньги раздавали

нуждающимся, бедным людям..

1

0

Где придумали устраивать

фейерверк в Новый Год и

зачем? (бенгальские огни)

Фейерверки устраивали в Китае на

празднование восточного Нового Года. Это

делали для того , чтобы прогнать злых духов.

11

Как зовут оленя с красным

носом? Сколько оленей у

Санта Клауса?(игрушечный

олень или рисунок)

Красноносого оленя зовут Рудольф. Сани

Санта Клауса ведет целая команда из восьми

оленей.

1

2

Что такое Рождественский

крекер? ( хлопушка)

В 1840 году владелец кондитерского магазина

придумал особую коробку для конфет,

напоминающую хлопушку, которая громко, с

треском открывалась, за что и получила

название «крекер» - трещалка.

1

3

Какой

праздник

отмечают

жители

Скандинавии

13

декабря? (маленькая корона)

13 декабря отмечают день святой Люсии,

которая, по легенде, превратился в звезду. В

этот день девочки в белых платьях с красными

поясами , в коронах, украшенных зажженными

свечами проходят по своему городу, помогая

зимней ночи закончиться , а свету вернуться.

Дома девочки готовят для родных сладкие

блюда., накрывают стол и угощают всех.

1

4

Что делает «Первая нога» в

Шотландии на Новый Год?

(декоративный сапог)

В Шотландии человек, который первым зашел

в дом в новогоднюю ночь, называется «Первая

нога» и определяет судьбу семьи на весь год.

Мужчина брюнет – к удаче, остальные – к

неудаче, женщина – к беде. Гость может

поцеловать того, кто открыл ему дверь,

принести уголек и бросить его в печь с

пожеланиями семье.

1

5

Куда несут розы первого

января во Флориде (США)?

( искусственная розочка)

1 января во Флориде проходит особый

праздник – Парад Роз. Из цветов создают

композиции на движущихся платформах,

играют оркестры, проводят спортивные игры.

1

6

Где собираются жители

Лондона 31 декабря к 12

часам ночи? Что делают

сразу после наступления

Нового года? (изображение

Трафальгарской площади с

елкой в центре)

Лондонцы собираются на Трафальгарской

площади и после наступления полуночи,

взявшись за руки, поют старинную

шотландскую песню на стихи Роберта Бернса.

1

7

Как появился рецепт

рождественского пудинга?

(изображение пудинга)

По легенде, король Артур заблудился и вышел

к избушке дровосека. Король был очень

голоден и попросил поесть. Дровосек бросил в

котел с кипящей водой все, что у него было, а

король добавил туда ликер – так получился

первый пудинг. Теперь Рождественский пудинг

– традиционное сладкое блюдо, которое

готовит каждая английская семья.

1

8

Почему колокольчики

украшают Рождественские

композиции и открытки?

(колокольчик)

Церковный колокол первым сообщает людям о

том, что пришло Рождество. Колокольчики

звенят на сбруе оленей Санта Клауса.

1

9

Сколько дней празднуют

Рождество? (календарь)

Двенадцать дней : с 25 декабря по 6 января в

Европе; с 7 января по 19 января в России – эти

дни называются Святки.

2

0

Какую маску чаще всего

надевают на святочных

гуляниях славянские

народы? ( белая маска)

Маска козла или козы, которая оберегает

людей от злых сил, но сам козлик любит

пошутить или побезобразничать.

2

1

Для чего девушкам на

Святки нужны платок и

большое блюдо? (блюдце и

платочек)

Так в России, раскладывая разные вещи на

блюде под платком, гадали на судьбу, распевая

особые подблюдные песни, каждая из которых

предсказывала будущее.

2

2

Почему в Германии в домах

перед Рождеством

появляются прутики?

(прутики)

Так родители предупреждали непослушных

детей о том, что вместо подарков они могут

получить розги.

2

3

Когда можно дарить

подарки Санта Клаусу?

(поздравительная открытка)

Санта Клаус – это Святой Николай

Чудотворец, чей праздник мы отмечаем 19

декабря (6 декабря по-старому стилю).

2

4

Почему канун Рождества

называют «Сочельник»?

(зерна, крупа)

Перед Рождеством христиане должны

соблюдать пост. В последний день

разрешалось с утра съесть сочиво – варенную

пшеницу с медом, и больше ничего не есть до

позднего вечера. По названию блюда день

называли Сочельник.

2

5

Первое марта, первое

апреля, первое сентября –

что объединяет эти даты?

( календарь с обведенными

датами)

В эти дни в разных странах раньше начинался

Новый год.



В раздел образования