Автор: Тельнова Владислава Викторовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптация художественно одаренных детей в системе дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Тельнова Владислава ВикторовнаВ
Руководитель изостудии «Колибри»
Педагог дополнительного образования
МАУДО « ДТДМ» г. Магнитогорск
Адаптация художественно одаренных детей в системе дополнительного
образования
Проблема
изучения
одаренности,
социальная
адаптация
одаренных
детей актуальна.
Социальный
заказ,
информатизация
пространства
общества
делает
сложной
адаптацию
одаренного
ребенка.
Одной
из
главных
задач
образования
является
на
наш
взгляд
выявление,
обучение,
адаптация,
развитие и воспитание одаренных детей.
Необходимо
использовать
адекватные
методы
психологической
диагно стики
одаренно сти
детей,
повысить
педагогиче ский
и
психологический
уровень
подготовки
педагогов
в
работе
с
одаренными
детьми в учреждениях дополнительного образования.
Современные
направления
исследований
в
области
изучения
одаренности показывают проблему адаптации одаренных детей: Остаются
дискуссионными
вопросы
взаимодействия составляющих одаренности в
процессе
развития
ее
разных
видов
и
уровней,
особенностей
развития
одаренных
мальчиков
и
девочек,
зависимость
развития
одаренности
от
условий воспитания и обучения, а так же адаптация одаренных детей.
Одаренность многогранна и проявляется индивидуально
у каждого
ребенка. Одаренность ребенка в изобразительной деятельности проявляется
на ранних этапах развития. Детский рисунок может рассматриваться, как
показатель развития одаренности.
В специальной и психологической литературе нет единого мнения на
психологическую природу одаренности в изобразительной деятельности, ее
компонентах. Так существующие подходы рассматривают одаренность через
специфику
изобразительных способностей или через развитие творческих
способностей, характеризующих личность ребенка.
Процесс восприятия цвета сложный, он обусловлен как физическими и
психологическими факторами. В рисунке отражается личность ребенка, его
особенности восприятия мира. В современной психологии выделяются два
уровня
в
процессе
восприятия:
первый
-
ощущение
цвета,
второй
-
восприятие цвета.
Восприятие
предметов
и
явлений
окружающего
мира
детьми
индивидуально,
а
различия
зависят
от
типа
нервной
системы
и
характерологических
особенностей.
Важным
направлением
в
зарубежных
исследованиях
выступает
проблема
опознания
эмоций,
исследование
экспрессивного поведения. Своими корнями эта исследовательская традиция
восходит к работам Ч. Дарвина, идеи которого активно используются при
изучении механизмов опознания эмоций маленькими детьми и выявлении
гендерных различий в способности выражать и опознавать эмоциональную
составляющую.
В
нашем
исследовании
принимали
участие
45
детей,
возраст
от
10-12
лет,
с
использованием
следующих
методик:
Уровнь
эмоционального
интеллекта(Н.
Холла),
характеристики
эмоциональности
(Е.Ильин), 16PF- факторный личностный опросник (Р.Б. Кеттелл), опросник
на эмоциональный интеллект ЭмИн (Д.В. Люсин), ОСТ (В.М.Русалов).
В
процессе
актуализации
эмоционального
интеллекта
для
детей,
занимающихся
изобразительной
деятельностью,
значимыми
являются
следующие
личностные
черты:
экстраверсия,
интроверсия,
тревожность,
ригидность, импульсивность. Личностные черты проявляются различно по
степени
выраженности
у
детей
в
творческих
работах.
Разработкой
теоретических основ представлений об эмоциональном интеллекте в рамках
теории
и
практики
психологии
осуществлялась
Дж.
Гилфордом,
X.
Гарднером, Г. Айзенком. Сегодня эмоциональный интеллект изучают Дж.
Мейер, П. Сэловей, Д. Карузо, Д.В.Ушакова, И.Н.Андреева, С.П. Деревянко,
Д.В.Люсин, Е.Ильин и другие исследователи.
Полученные результаты исследования позволяют говорить о том, что
нам удалось выявить две группы: с преобладанием межличностным (МЭИ) и
внутриличностным (ВЭИ) эмоциональным интеллектом. Так группа детей с
преобладанием ВЭИ способна контролировать свои эмоциональные реакции,
понимать
направленность
эмоций.
У
группы
с
преобладанием
МЭИ
наблюдается
сложность
в
управлении
своими
эмоциями,
характеризуется
высоким уровнем эмоциональной возбудимости, интенсивностью протекания
эмоциональных
реакций.
В
результате
проведения
16PF-
факторного
личностного опросника Кеттелла было выявлено, что группа ВЭИ
менее
общительна. Дети более спокойны и уверены в себе, им свойственна большая
конкретность мышления. В группе МЭИ дети более активны в социальных
контактах,
могут
проявлять
мягкость
и
устойчивость
эмоциональных
реакциях, обладают более высокой способности к эмпатии.
По
Цветовому
тесту
отношений,
при
сравнении
двух
групп
в
отношении к своему «Я», можно отметить общие тенденции в преобладании
таких цветов как красный и черный, что говорит
о желании действовать,
занимать активную жизненную позицию с одной стороны, с другой стороны
переживания препятствует выполнению намеченной деятельности до конца.
В группе с преобладанием внутриличностного эмоционального интеллекта
выбор
фиолетового
цвета
говорит
о
стремлении
быть
понятым,
они
переносят свои фантазии в реальный мир. В отношении к «Другим» можно
увидеть,
что
обе
группы
выбрали
красный
цвет
приоритетным,
это
свидетельствует
о
желании
действовать,
быть
активным
во
всех
сферах
жизнедеятельности
.
По тесту Люшера можно сказать, что представители
группы, с
преобладанием межличностного эмоционального интеллекта больше всего
предпочитают
красный
цвет,
что
свидетельствует
о
высокой
степени
эмоциональности
и
активности.
Цветовые
предпочтения
группы,
с
преобладанием
внутриличностного
эмоционального
интеллекта
касаются
синего цвета, который символизирует спокойствие и уравновешенность в
эмоциональном плане.
Проблема
взаимосвязи
эмоционального интеллекта
с цветовыми
предпочтениями детей, занимающимися в изобразительной студии является
важной, потому что в этот период закладываются основы восприятия цвета.
Цветовые предпочтения являются проявлением психической жизни человека.
Существует
ряд
вопросов,
требующих
более
глубокого
изучения-
поиска
адекватных
средств
диагностики
эмоционального
интеллекта
и
цветовых
предпочтений и их развития на различных этапах становления личности
одаренных художников.
Поэтому художественную одаренность нужно рассматривать как
в
процессе
творчества,
так
и
в
творческих
работах.
Художественная
одаренность
может
возникать
на
разных
этапах
развития
ребенка
и
проявляется
в
разных
видах
деятельности.
Благоприятное
развитие
одаренности
возможно
в
системе
дополнительного
образования
при
социальной адаптации ученика.
Литература:
1.
А н д р е е ва
И . Н .
Э м о ц и о н а л ь н ы й
и н т е л л е кт
ка к
ф а к т о р
самоактуализации
//
Социальный
интеллект
и
эмоциональный
интеллект.
От
процессов
к
измерениям/
под
ред.
Д.В.Люсина,
Д.В.Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 31–39
2.
Т.Н.Джумагулова
И.В.Соловьева
Одаренный
ребенок:
дар
или
наказание. -Магнитогорск: МаГУ, 2008.-131 с.
3.
Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Трудности социальной адаптации
одаренного ребенка // Психологические проблемы бытия человека в
современном обществе. Здоровье личности и её адаптация: материалы
международно-практической
конференции.
–
Магнитогорск:
МаГУ,
2009. – С. 85-88.
4.
Люшер М. Цвет вашего характера.-М.: Вече, Персей, АСТ, 1996.-С.11-
245.