Автор: Михалева Татьяна Михайловна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МАОУ №Средняя общеобразовательная школа № 114"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: конспект урока
Тема: Нравственная проблематика рассказа В.Крупина "Мария Сергеевна"
Раздел: среднее образование
Михалева Татьяна Михайловна
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 114» г.Перми
Учитель русского языка и литературы
2016 год
Нравственная проблематика рассказа В.Крупина
«Мария Сергеевна»
(литература, 9 класс)
Почему Мария Сергеевна выбрала такой путь в жизни: не с детьми, не в доме
престарелых, а «жизнь бездомной старухи…, собирающей пищу из мусорных баков»?
А нищий ждал… и протянутая его
р у к а
с л а б о
к о л ы х а л а с ь
и
вздрагивала.
Потрясенный,
смущенный,
я
крепко
пож а л
эту
г р я з н у ю ,
трепетную руку…
-
Не
взыщи,
брат;
нет
у
меня
ничего, брат.
И.С.Тургенев «Нищий»
План урока.
1.
Слово учителя. Постановка проблемы.
2.
Поисковое пространство.
Работа в группах (6-7человек)
Работа по алгоритму
Общее обсуждение
3. Рефлексивное пространство.
Что получилось, что не получилось.
Выход на новую проблему.
Цели урока:
1.
Мировоззренческая.
Понять, что главное в жизни – вера и духовное прозрение.
2. Предметные.
Осмыслить проблему, определить свое отношение к ней.
Осмыслить понимание героями сути человеческой жизни.
Понять позицию автора.
Слово учителя:
Свое путешествие по литературе 19 века мы заканчиваем. Последнее, что мы
читали – это рассказ А.П.Чехова «Студент». Помните вывод главного героя: правда и
красота – главное в человеческой жизни и вообще на земле, если по спирали повторяется
все плохое, то и хорошее должно непременно повториться.
Сегодняшним уроком мы начинаем путешествие по очень сложной, непонятной и
такой близкой эпохе – 20 веку. Но начинаем мы с начала 21 века. А говорить будем о
современном святочном рассказе, написанном в 2001 году.
Как жанр, святочный рассказ возник давно из быличек и страшилок, стал очень
популярен в конце 19 – начале 20 века. Основной мотив святочного рассказа – мотив чуда
– преобразование хаоса в гармонию. В таких рассказах нет ничего случайного - судьба
награждает людей за веру и доброту.
Появление святочных рассказов в современной литературе – это скорее тоска о
гармонии, вере и доброте.
Рассказ
«Мария
Сергеевна»,
который
вы
прочитали,
написан
Владимиром
Николаевичем Крупиным.
Писатель - наш сосед, родился 7 сентября 1941 в с. Кильмезь Кировской области,
сын
лесника.
Окончив
сельскую
школу,
работал
слесарем,
грузчиком,
рабселькором
районной
газеты.
Служил
в
армии,
учился
в
Московском
областном
педагогическом
институте им. Н.К.Крупской (окончил факультет литературы и русского языка), о чем с
лирическим теплом и живым юмором рассказал в повестях "Прости, прощай..." (1986) и
"Курс
молодого
бойца"
(1990).
Работал
на
Центральном
телевидении,
в
различных
литературно-художественных
издательствах,
преподавал
в
школе.
Был
секретарем
правления Московского отделения СП РСФСР, СП СССР; членом редколлегии журнала
«Новый мир», главным редактором журнала «Москва» (1989-1992). С 1994 преподает в
Московской
духовной
академии;
с
1998
главный
редактор
христианского
журнала
«Благодатный огонь».
Рассказы
Крупина
-
это
бесхитростные
истории,
нередко
вложенные
в
уста
простых крестьян,
повествование о трагических событиях на вятской земле в период
братоубийственной Гражданской войны, мечта о «соборном» равенстве.
Любимые герои Крупина - чудаковатые мужики, доморощенные философы, мудрые
юродивые, неуклюже, наивно, косноязычно умеющие выявить подлинную суть событий,
сказать правду, мужественно противостоящую «лейтмотивному» для Крупина злу - лжи,
пропитавшей
современное
общественное
устройство,
провоцирующей
и
пьянство,
и
социальную апатию.
Прежде чем мы начнем говорить о рассказе, я предлагаю вам обратиться
к
стихотворению в прозе, написанному И.С.Тургеневым в феврале 1878 года.
(чтение стихотворения «Нищий»)
Неправда ли, удивительная вещь! Конечно, говорить о братстве
еще рано, но
первый шаг уже сделан – рука подана. И потому основная цель нашего сегодняшнего
урока – понять, что же в жизни главное, что управляет нашими поступками.
Давайте обратимся к тексту рассказа В.Крупина.
ЧТО УПРАВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКОМ В БЕДЕ –
ГОЛОС БОЖИЙ ИЛИ РАЗУМ?
Работа в зоне поиска.
Алгоритм.
Что такое зима для всех и для старухи?
Почему старуху не гоняют другие бомжи и не трогает милиция?
Что есть голос Божий для Николая и для старухи?
Как теории Николая характеризуют его самого; отношение к ним старухи.
Ответы детей.
Зиму все ждут, особенно дети. Для них это праздник, чудо. Можно ловить
ладошками снежинки, радоваться отсутствию грязи, слякоти. Когда-то и
старуха радовалась зиме, новогодним снегам, а теперь для нее это большая
проблема – зиму надо пережить. А сделать это, не имея жилья и еды, очень
непросто.
Сама старуха говорит, что «может быть, оттого, что она молилась за
всех». Мария Сергеевна очень благородный человек, внутренне богатый, она
готова помочь даже собакам. Хотя сама ничего не имеет. Наверное, это
каким-то образом понимают другие люди.
Для Николая голос Божий – это мнение народа. Мария Сергеевна пугается
словам Николая о суде. Для нее Бог – это
Теории Николая связаны с его взглядом на жизнь, с его отношением к
происходящим
событиям.
Он
народный
философ.
Ему
все
равно
как
назвать собаку, человеческим именем или кличкой, а американцев он и вовсе
за
людей
не
считает,
т.к.
у
них
нет
отчества,
следовательно,
они
отказались от отцов. Не любил Николай людей. Старуха пытается робко
спорить с Николаем, она, в отличие от него, уважает людей, несмотря на
то, что ей многое пришлось пережить.
Слово учителя:
Разные люди по-разному воспринимают жизнь. Кто-то богат и хочет разбогатеть
еще больше, а кто-то довольствуется малым.
СЧАСТЬЕ – ЭТО ЖИЗНЬ В ДОСТАТКЕ ИЛИ «УЮТНАЯ КОЧЕГАРКА НА УГЛЕ»
И ПОЛНЫЕ БАКИ ВО ДВОРЕ РЯДОМ С ГОСДУМОЙ?
Работа в зоне поиска.
Алгоритм:
Каковы жизненные ценности супругов Кожемякиных?
Почему телесная нечистота для старухи – самое страшное испытание?
Почему Мария Сергеевна никогда не просила милостыню у церкви?
«Сколько угодно больше меня несчастных», - говорит Мария Сергеевна
Сергею Николаевичу. Как эти слова характеризуют героиню?
Ответы детей:
Кожемякины совершенно противоположные личности. Сергей Николаевич
имеет собственное мнение, он любит читать, а Лара вся состоит из
красивых фраз, которые она где-то у кого-то услышала. Его - стихия
книги, ее – телевизор. Они рассуждают о политике, о правительстве, но
никогда ни до чего не договариваются.
Мария Сергеевна
верующий человек. Но она не могла пойти в церковь,
чтобы духовно очиститься, имея нечистое тело. Для нее, чистюли, это
действительно страшное испытание.
Церковь – святое место. У церкви Мария Сергеевна готова была сама
подавать милостыню. Это связано с тем, что она не считала себя самой
несчастной.
Эти слова говорят о благородстве души Марии Сергеевны. Она готова
отдать
другим
даже
то,
чего
у
нее
нет.
А
еще
это
говорит
о
ее
человеколюбии.
ПОЧЕМУ МАРИЯ СЕРГЕЕВНА ВЫБРАЛА ТАКОЙ ПУТЬ В ЖИЗНИ : НЕ С
ДЕТЬМИ, НЕ В ДОМЕ ПРЕСТАРЕЛЫХ, А ЖИЗНЬ «БЕЗДОМНОЙ
СТАРУХИ…,СОБИРАЮЩЕЙ ПИЩУ ИЗ МУСОРНЫХ БАКОВ»?
Работа в зоне поиска.
Алгоритм:
Почему Мария Сергеевна не захотела жить со своими детьми?
Что больше всего поразило Марию Сергеевну в доме престарелых?
Как характеризует Марию Сергеевну ее отношения с другими людьми?
Что заставило Сергея Николаевича решиться на такой смелый поступок?
Как вы думаете, о чем рассказ?
Как автор относится к своим героям?
Ответы детей.
Она не хотела быть в тягость, не хотела быть обузой.
Неуважение к человеку. Грубость и хамство обслуживающего персонала
задели гордость Марии Сергеевны. Унижаться перед подобными людьми –
недостойно для уважающего себя человека.
Мария Сергеевна уважает других людей, независимо от того, какие это
люди. Она благодарна Николаю за приют, милиции и другим бомжам за то,
что не гоняют, Сергею Николаевичу за все, что он для нее сделал.
Мария Сергеевна напомнила ему бабушку. Может быть, чувство вины пред
ней
оказалось
сильнее
брезгливости,
сильнее
страха
познакомиться
с
человеком у помойки, важнее непонимания жены. У Сергея Николаевича не
хватает душевных сил, чтобы приютить старуху, хотя подобная мысль у
него мелькает. Но хочется надеяться, что эта сила к нему придет.
О духовном прозрении Сергея Николаевича.
Слово учителя:
Итак, мы завершаем работу над рассказом.
Какие впечатления оставил у вас рассказ? Предложите еще проблемы, которые возникли у
вас после чтения рассказа.
Рассказ очень понравился. Я такого еще никогда не читал. Несмотря на то,
что
рассказ
святочный,
чудесный,
мне
было
очень
грустно.
Особенно
грустно оттого, что подобная ситуация может коснуться кого угодно.
Страшно, что наше государство не может защитить учителя. Никто
почему-то
не
понимает,
что
от
этих
людей
зависит
будущее
нашей
страны.
Наверное, учителя сами виноваты в том, что, воспитывая чужих детей,
они забывают о своих. А в результате получают их неуважение, может
быть, обиду за вечное отсутствие, постоянные проблемы и т.д.
Какое счастье, что в нашем жестоком мире еще есть такие Сергеи
Николаевичи. Значит, будем жить!
Предложенные проблемы:
- А смог бы я поступить так же, как Сергей Николаевич?
- Почему дети Марии Сергеевны позволили матери жить так?
Домашняя работа: мини-сочинение по одной из проблем.