Напоминание

"Удивительный и загадочный электрический мир."


Автор: Ступко Елена Валерьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ– "СОДРУЖЕСТВО"
Населённый пункт: г.Клин, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Удивительный и загадочный электрический мир."
Раздел: полное образование





Назад




Удивительный и загадочный электрический мир.

Урок-соревнование при обобщении темы «Электрические явления».

Цели :

- в нетрадиционной, занимательной форме повторить основной программный материал;

-

развить

познавательную

активность

и

творчество

учащихся,

их

смекалку,

наблюдательность и чувство юмора;

- расширить технический кругозор.

Задачи:

-закрепить

у

учащихся

навыки

решения

задач:

расчетных,

качественных

и

экспериментальных;

-сформировать навыки коллективной самостоятельной работы;

-научить

учащихся

применять

законы

в

новой

ситуации,

развить

умение

объяснять

окружающим явления.

Задача учителя на уроке:

-

создание

условий

для

проявления

активности

обучаемых,

развития

их

индивидуальности;

-развития

исследовательской

компетентности

учащихся,

повышения

их

интереса

к

предмету.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: научиться использовать приобретенные знания для построения схем и

графиков, решения кроссвордов и задач.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные- уметь выявить проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе

информации для ее разрешения.

Регулятивные- выделять и осознавать то, что уже усвоено в курсе физики и что еще

подлежит усвоению, оценить качество и уровень усвоения материала.

Познавательные- анализировать

и

синтезировать

знания,

выводить

следствия,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическую

цепь

рассуждений,

выдвигать и обосновывать гипотезы.

Личностные

УУД:

формирование

коммуникативной

компетентности

в

обобщении

и

сотрудничестве со сверстниками и учителем.

Эпиграфы: Я мыслю, следовательно, я существую.

Декарт( Французский философ и математик , (1596- 1650гг.)

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

(Русская пословица)

Оформление:

1.

Плакат с названием урока и его эпиграфами.

2.

Портреты ученых: Кулона, Ампера, Вольта, Джоуля, Ленца.

3.

Выставка книг по теме электричество.

На уроке организуется соревнование между учащимися класса. Подготавливаются фишки,

которыми награждаются победители тех или иных конкурсов.

Ход урока:

I.Вступительное слово учителя.

Электричество кругом,

Полон им завод и дом,

Везде заряды: там и тут,

В любом атоме «живут».

А если вдруг они бегут,

То тут же токи создают.

Нам токи очень помогают,

Жизнь кардинально облегчают!

Удивительно оно,

На благо нам обращено,

Всех проводов «величество»

Зовется: «Электричество!»

Проявим нынче мы умение,

Законы объясним, явления:

Электризацию, сопротивление

И мощность, как работу за мгновение.

Эксперименты проведем

И победителя найдем!

II. Конкурсы.

1.Конкурс «Разминка».

В течении 5 минут весь класс заканчивает фразу учителя. Первый,

правильно ответивший, получает фишку.

1.

Электрическим током называется…

2.

Единица электрического напряжения…

3.

Формула закона Ома для участка цепи…

4.

Мощность равна отношению работы к …

5.

Закон о тепловом действии тока принадлежит…

6.

Как искать общее сопротивление цепи, в котором потребители соединены

последовательно…

7.

Электрическое сопротивление зависит от….

8.

Единица электрического сопротивления…

9.

Формула работы электрического тока…

10. 1 кВт.ч- единица…

11. Амперметр включается в цепь…

12. Формула закона Джоуля- Ленца

13. Ученые, опыты которых позволили измерить заряд электрона…

14. Электризация- это…

15. При трении стекла о шелк электроны переходят….

16. Электроскоп- прибор для…

17. Единица силы тока- ….

18. Электрический ток направлен от…

19. Удельное сопротивление показывает, какое сопротивление имеет проводник

длиной….

20. Формула сопротивления проводника.

21. Одноименные заояды…..

22. 1кОм=…

2.Конкурс « Аукцион».

В конкурсе участвуют все учащиеся.

На обсуждение выставляются лоты (предметы, графики, плакаты).Задача обучающихся -

как можно больше сообщить о данном лоте.

Лот №1. Эбонитовая палочка.

Примерные высказывания обучающихся:

1. Это физическое тело- эбонитовая палочка.

2. Эбонит-это каучук с добавлением серы

3. При трении ее о мех или шерсть она электризуется.

4. Наэлектризованная палочка способна притягивать к себе мелкие листочки бумаги

(демонстрация).

5. При электризации палочка заряжается отрицательно.

6. При электризации электроны с меха переходят на палочку.

7. Если наэлектризованной палочкой коснуться электроскопа, он зарядится.

8. Эбонит –диэлектрик, т.е. он не проводит электрический заряд.

Лот №2. На доске график зависимости силы тока от напряжения.

Примерные высказывания обучающихся:

1.Это график зависимости силы тока от напряжения, построенный для 2-х

проводников.

2. По горизонтальной оси отложено напряжение в В, по вертикальной - сила тока в

А.

3. Зависимость прямопропорциональная, т.к. график- прямая, проходящая через 0.

4. При U=4B? I=2A для проводникаА, и I=1А для проводника В.

5. Сопротивление первого проводника Ra=U/I=4B/2A=2Oм

6. Сопротивление второго проводника Rb=U/I =4B/1A=4Oм

7. Сопротивление R1 больше сопротивления R2, следовательночем выше

сопротивление проводника, тем меньше угол наклона графика к горизонтальной

оси.

Лот № 3. Прибор – вольтметр

Примерные высказывания обучающихся:

1.

Это прибор для измерения электрического напряжения- вольтметр.

2.

Шкала проградуирована в В, и предел измерения напряжения-……В

3.

Цена деления данного прибора……

4.

Есть две клеммы для подключения прибора в цепь, возле одной «+», «-«.

5.

Вольтметр подключается в цепь параллельно тому участку цепи, где измеряется

напряжение.

6.

Вольтметр включается в цепь с учетом полярности.

3. Конкурс «Опыт! Опыт!»

Четыре участника разбиваются на пары и получают экспериментальное задание. Работая с

лабораторным оборудованием оборудованием, рисуют схему, делают измерения и

результаты заносят в таблицу.

На столе находятся источник тока, вольтметр, лампочка, реостат, соединительные провода

и выключатель. Соберите электрическую цепь и ответьте на вопросы: - как изменяются

показания вольтметра и накал лампочки при перемещении ползунка реостата?

4.Конкурс любителей кроссвордов.

Каждой команде раздается кроссворд, который они должны решить за определенное

время. Победит команда первая ответившая на все вопросы.

Задания к кроссворду по теме «Электричество» (вопросы по горизонтали):

1.

Освобождение электронов твёрдого тела под действием электромагнитного

излучения.

2.

Физическая величина, равная отношению напряжения на концах проводника к силе

тока, протекающего по нему.

3.

Единица измерения силы электрического тока.

4.

Единица измерения количества электричества.

5.

Единица измерения напряжения.

6.

Элементарная частица с наименьшим отрицательным электрическим зарядом.

7.

Электрически заряженная частица.

8.

Электрический коммутационный аппарат, служащий для замыкания и размыкания

электрической цепи.

9.

Электронный прибор, в котором электрический ток управляется температурой.

10.

Пассивный элемент электрической цепи, характеризуемый сопротивлением

электрическому току.

11.

Движение электрического заряда в проводнике.

12.

Вещества с электропроводностью меньшей, чем у металлов, и большей, чем у

диэлектриков.

13.

Единица измерения электрического сопротивления.

Ответы к кроссворду «Электричество».

1. Фотоэффект.

2. Сопротивление

3. Ампер

4. Кулон

5. Вольт

6. Электрон

7. Ион

8. Ключ

9. Термоэлемент

10.Резистор

11.Ток

12.Полупроводник

13 Ом

1.

2

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

5.Конкурс «Назовите фамилию»…

1.Назовите ученого, фамилия которого состоит из 5 букв :

1-первая в названии электрода, присоединенного к положительному полюсу источника

тока;

2-вторая в названии единицы сопротивления;

3-третья в названии прибора для измерения силы тока;

4-четвертая в названии единицы силы тока;

5- последняя в названии прибора для измерения напряжения.

Ответ: Ампер.

По буквам: 1. Анод (А); 2. Ом (м); 3. Амперметр (п); 4.Ампер (е); 5.Вольтметр (р).

2

. Назовите фамилию ученого из 8 букв:

1- первая буква в названии прибора для обнаружения электрического тока;

2- первая буква в названии единицы силы тока;

3- третья буква в названии места источника ьока, где накапливаются электрические

заряды;

4- последняя буква в названии соединения электрических приборов;

5- первая буква в названии единицы электрического напряжения;

6- вторая буква названия соединения элементов или аккумуляторов;

7- последняя буква в названии атома , утратившего или получившего лишний электрон;

8- предпоследняя буква в названии физической величины, характеризующей проводник.

Ответ:Гальвани

По буквам: 1.Гальванометр (Г); 2. Ампер (а); 3. Полюс(л);4. Цепь(ь); 5. Вольт(в); 6.

Батарея (а); 7. Ион (н); 8. Сопротивление (и). .

III. Подведение итогов. Награждение победителей( вручение ордена «Электрогений).

Заключительное слово учителя:

По словам русского поэта 19 века Я.П.Полонского,

Царство науки не знает предела-

Всюду следы ее вечных побед,

Разума слово и дело,

Сила и свет.

Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке- электродинамике, подарившей

нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько

всего непознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и

любознательной натуры! Так что запускайте свой «вечный думатель», и вперед!



В раздел образования