Напоминание

Компетентностный подход в современном образовании


Автор: Новикова Галина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Компетентностный подход в современном образовании
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Новикова Галина Владимировна,

преподаватель

ГБПОУ «Пермский музыкальный колледж»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Образование в современных условиях приобретает значение как ресурс

э к о н о м и ч е с к о г о

и

с о ц и а л ь н о г о

р а з в и т и я

современного

общества.

Данное

положение

находит

подтверждение

в

Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2010-

2020г. Рыночные условия создают особые отношения в профессиональной

среде, когда наиболее востребованными становятся специалисты с высоким

уровнем

компетентности.

В

условиях

модернизации

профессионального

педагогического образования содержательное и структурное обновление

подготовки

студента

становится

объективной

необходимо стью.

Приоритетной

задачей

в

образовательном

пространстве

становится

компетентность,

понимаемая

как

личностные

качества

студента,

способствующие

решению

им

стандартных,

творческих

задач

в

разнообразных социальных и производственных ситуациях.

Устоявшегося определения для содержания понятия «компетенция» или

«ключевая компетенция» до сих пор нет. Не существует и единой, принятой

всеми

классификации

компетенций.

Тем

не

менее,

большинство

авторов

связывают

компетентность

с эффективным

выполнением

какой-либо

деятельности или действия. Компетентность – владение, обладание учеником

соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к

ней и предмету деятельности.

Компетентностный подход предполагает не

усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение

ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по иному определяется

система

методов

обучения.

Компетенции

следует

отличать

от

образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность

ученика

для

его

полноценной

жизни

в

будущем.

Образовательная

компетенция –

требование

к

образовательной

подготовке,

выраженное

совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений,

навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному

кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления

личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Компетенции

для

студента

это

образ

его

будущего,

ориентир

для

освоения.

Образовательные компетенции относятся только к тем, которые включены в

состав

общеобразовательных

областей

и

учебных

предметов.

Такие

компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего

образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.

Стратегия

модернизации

образования

в

РФ

в

основу

обновленного

содержания

общего

образования

положила

«ключевые

компетентности»:

«Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна

стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных

государством ключевых

компетенций

в

интеллектуальной,

общественно-

политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».

Таким

образом, существенными

признаками ключевых

компетенций

являются:

компетенции представляют собой различные универсальные способы,

методы, приемы достижения целей (результатов)

определение и отбор ключевых компетенций

зависит от того, какие

способности и качества человека являются ценными в данное время в

данном обществе

компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности.

Перечень

ключевых

компетенций

основывается

на

главных

целях

общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта

личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему

овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической

деятельности в современном обществе. Ценностно-смысловые компетенции

предполагают умения: формулировать собственные ценностные ориентиры

по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;

владеть

способами

самоопределения

в

ситуациях

выбора

на

основе

собственных

позиций;

осуществлять

индивидуальную

образовательную

траекторию с учетом общих требований и норм.

- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области

национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы

жизни

человека

и

человечества,

отдельных

народов;

культурологические

основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль

науки

и

религии

в

жизни

человека.

Сюда

же

относится

опыт

освоения

учеником

картины

мира,

расширяющейся

до

культурологического

и

всечеловеческого понимания мира

-

Учебно-познавательные

компетенции. Это

совокупность

компетенций

ученика

в

сфере

самостоятельной

познавательной

деятельно сти,

включающей

элементы

логической,

методологической,

общеучебной

деятельности, умение ставить цель и организовывать её достижение, уметь

пояснить

свою

цель;

организовывать

планирование,

анализ,

рефлексию,

самооценку

своей

учебно-познавательной

деятельности;

ставить

познавательные

задачи

и

выдвигать

гипотезы;

описывать

результаты,

формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего

исследования

с

использованием

компьютерных

средств

и

технологий

(текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия

картины мира, владение современными средствами информации (компьютер,

принтер,

и

т.п.)

и

информационными

технологиями

(аудио-

видеозапись,

электронная почта, СМИ, Интернет), поиск, анализ и отбор необходимой

информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции: уметь представить себя устно и письменно,

написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного

общения,

в

режиме

диалога

культур,

использовать

для

этого

знание

иностранного языка; владеть способами взаимодействия с окружающими и

удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь

задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами

речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и

языковой

компетенциями;

владеть

способами

совместной

деятельности

в

группе,

приемами

действий

в

ситуациях

общения;

умениями

искать

и

находить компромиссы.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение

способов

физического,

духовного

и

интеллектуального

саморазвития,

эмоциональной

саморегуляции

и

самоподдержки.

Использование

компетентностной

модели

в

образовании

предполагает

принципиальные

изменения

в

организации

учебного

процесса,

в

управлении

им,

в

деятельности

учителей

и

преподавателей,

в

способах

оценивания

образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом,

основанным на концепции «усвоения знаний». Принципиально изменяется и

позиция учителя, преподавателя. Он перестает быть вместе с учебником

носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику.

Его

главной

задачей

становится

мотивировать

учащихся

на

проявление

инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную

деятельность

учащихся,

в

которой

каждый

мог

бы

реализовать

свои

способности и интересы. Фактически, он создает условия, развивающую

среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на

уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных

компетенций: самостоятельный выбор учащимся темы, уровня сложности

задания, форм и способов работы, реализация индивидуальных интересов

учащихся, групповая работа (распределение обязанностей, планирование),

формирование

понятий

и

организация

своих

действий

на

их

основе,

использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным

результатам.

Конкретизируя эти условия, можно определить возможные действия

учителя, направленные на создание развивающей среды:

Создавать

разные

формы

мотивации,

позволяющие

включать

в

мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их

активность.

Учить задавать вопросы и высказывать предложения.

Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы

и свою роль в групповой работе.

Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов

по известным критериям.

Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат,

выполняя свою часть работы.

Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями,

целями и способами мышления тех, кто их породил.

Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не

знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является

первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

В целом освоенность тех или иных компетенций в учебном процессе

можно

оценивать

как

по

результату

разрешения

проблемных

ситуаций.

Оценивают

уровень

владения

конкретными

компетенциями

в

таких

процедурах,

как наблюдение

за

исполнением

действии

учащегося в

конкретных

ситуациях,

связанных

с

формированием,

определенных

компетенций (исследование, дискуссия, выступление и т.д.), письменного

экзамена - написание эссе, а также и в других видах письменных экзаменов,

решение тестовых заданий.

Таким

образом,

компетентностный

подход

является

усилением

прикладного,

практического

характера

всего

образования

том

числе и

предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о

том, какими результатами образования студент может воспользоваться вне

заведения.

Ключевая

мысль

этого

направления

состоит

в

том, что

для

обеспечения «отдаленного эффекта» образования все, что изучается, должно

быть

включено

в

процесс

употребления,

использования.

Особенно

это

касается

теоретических

знаний,

которые

должны

стать

практическим

средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.



В раздел образования