Автор: Новикова Галина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Компетентностный подход в современном образовании
Раздел: среднее профессиональное
Новикова Галина Владимировна,
преподаватель
ГБПОУ «Пермский музыкальный колледж»
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Образование в современных условиях приобретает значение как ресурс
э к о н о м и ч е с к о г о
и
с о ц и а л ь н о г о
р а з в и т и я
современного
общества.
Данное
положение
находит
подтверждение
в
Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2010-
2020г. Рыночные условия создают особые отношения в профессиональной
среде, когда наиболее востребованными становятся специалисты с высоким
уровнем
компетентности.
В
условиях
модернизации
профессионального
педагогического образования содержательное и структурное обновление
подготовки
студента
становится
объективной
необходимо стью.
Приоритетной
задачей
в
образовательном
пространстве
становится
компетентность,
понимаемая
как
личностные
качества
студента,
способствующие
решению
им
стандартных,
творческих
задач
в
разнообразных социальных и производственных ситуациях.
Устоявшегося определения для содержания понятия «компетенция» или
«ключевая компетенция» до сих пор нет. Не существует и единой, принятой
всеми
классификации
компетенций.
Тем
не
менее,
большинство
авторов
связывают
компетентность
с эффективным
выполнением
какой-либо
деятельности или действия. Компетентность – владение, обладание учеником
соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к
ней и предмету деятельности.
Компетентностный подход предполагает не
усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение
ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по иному определяется
система
методов
обучения.
Компетенции
следует
отличать
от
образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность
ученика
для
его
полноценной
жизни
в
будущем.
Образовательная
компетенция –
требование
к
образовательной
подготовке,
выраженное
совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений,
навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному
кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления
личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Компетенции
для
студента
–
это
образ
его
будущего,
ориентир
для
освоения.
Образовательные компетенции относятся только к тем, которые включены в
состав
общеобразовательных
областей
и
учебных
предметов.
Такие
компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего
образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.
Стратегия
модернизации
образования
в
РФ
в
основу
обновленного
содержания
общего
образования
положила
«ключевые
компетентности»:
«Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна
стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных
государством ключевых
компетенций
в
интеллектуальной,
общественно-
политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».
Таким
образом, существенными
признаками ключевых
компетенций
являются:
компетенции представляют собой различные универсальные способы,
методы, приемы достижения целей (результатов)
определение и отбор ключевых компетенций
зависит от того, какие
способности и качества человека являются ценными в данное время в
данном обществе
компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности.
Перечень
ключевых
компетенций
основывается
на
главных
целях
общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта
личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему
овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической
деятельности в современном обществе. Ценностно-смысловые компетенции
предполагают умения: формулировать собственные ценностные ориентиры
по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;
владеть
способами
самоопределения
в
ситуациях
выбора
на
основе
собственных
позиций;
осуществлять
индивидуальную
образовательную
траекторию с учетом общих требований и норм.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области
национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы
жизни
человека
и
человечества,
отдельных
народов;
культурологические
основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль
науки
и
религии
в
жизни
человека.
Сюда
же
относится
опыт
освоения
учеником
картины
мира,
расширяющейся
до
культурологического
и
всечеловеческого понимания мира
-
Учебно-познавательные
компетенции. Это
совокупность
компетенций
ученика
в
сфере
самостоятельной
познавательной
деятельно сти,
включающей
элементы
логической,
методологической,
общеучебной
деятельности, умение ставить цель и организовывать её достижение, уметь
пояснить
свою
цель;
организовывать
планирование,
анализ,
рефлексию,
самооценку
своей
учебно-познавательной
деятельности;
ставить
познавательные
задачи
и
выдвигать
гипотезы;
описывать
результаты,
формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего
исследования
с
использованием
компьютерных
средств
и
технологий
(текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия
картины мира, владение современными средствами информации (компьютер,
принтер,
и
т.п.)
и
информационными
технологиями
(аудио-
видеозапись,
электронная почта, СМИ, Интернет), поиск, анализ и отбор необходимой
информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции: уметь представить себя устно и письменно,
написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного
общения,
в
режиме
диалога
культур,
использовать
для
этого
знание
иностранного языка; владеть способами взаимодействия с окружающими и
удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь
задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами
речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и
языковой
компетенциями;
владеть
способами
совместной
деятельности
в
группе,
приемами
действий
в
ситуациях
общения;
умениями
искать
и
находить компромиссы.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение
способов
физического,
духовного
и
интеллектуального
саморазвития,
эмоциональной
саморегуляции
и
самоподдержки.
Использование
компетентностной
модели
в
образовании
предполагает
принципиальные
изменения
в
организации
учебного
процесса,
в
управлении
им,
в
деятельности
учителей
и
преподавателей,
в
способах
оценивания
образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом,
основанным на концепции «усвоения знаний». Принципиально изменяется и
позиция учителя, преподавателя. Он перестает быть вместе с учебником
носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику.
Его
главной
задачей
становится
мотивировать
учащихся
на
проявление
инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную
деятельность
учащихся,
в
которой
каждый
мог
бы
реализовать
свои
способности и интересы. Фактически, он создает условия, развивающую
среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на
уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных
компетенций: самостоятельный выбор учащимся темы, уровня сложности
задания, форм и способов работы, реализация индивидуальных интересов
учащихся, групповая работа (распределение обязанностей, планирование),
формирование
понятий
и
организация
своих
действий
на
их
основе,
использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным
результатам.
Конкретизируя эти условия, можно определить возможные действия
учителя, направленные на создание развивающей среды:
Создавать
разные
формы
мотивации,
позволяющие
включать
в
мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их
активность.
Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы
и свою роль в групповой работе.
Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов
по известным критериям.
Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат,
выполняя свою часть работы.
Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями,
целями и способами мышления тех, кто их породил.
Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не
знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является
первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».
В целом освоенность тех или иных компетенций в учебном процессе
можно
оценивать
как
по
результату
разрешения
проблемных
ситуаций.
Оценивают
уровень
владения
конкретными
компетенциями
в
таких
процедурах,
как наблюдение
за
исполнением
действии
учащегося в
конкретных
ситуациях,
связанных
с
формированием,
определенных
компетенций (исследование, дискуссия, выступление и т.д.), письменного
экзамена - написание эссе, а также и в других видах письменных экзаменов,
решение тестовых заданий.
Таким
образом,
компетентностный
подход
является
усилением
прикладного,
практического
характера
всего
образования
(в
том
числе и
предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о
том, какими результатами образования студент может воспользоваться вне
заведения.
Ключевая
мысль
этого
направления
состоит
в
том, что
для
обеспечения «отдаленного эффекта» образования все, что изучается, должно
быть
включено
в
процесс
употребления,
использования.
Особенно
это
касается
теоретических
знаний,
которые
должны
стать
практическим
средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.