Напоминание

Виды музыкально–ритмической деятельности


Автор: Хорева Анна Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №11 Приморского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Виды музыкально–ритмической деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся

игры, пляски и упражнения.

Основное место в разделе музыкально-ритмических движений занимают игры.

Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-

ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на

активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. А.С.

Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение,

какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во

многом он будет в работе, когда вырастет»

1

.

Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются

положительные качества личности ребенка, через игру он познает жизнь.

Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр представляет собой активное

слушание музыки, требующее непосредственной реакции, обостренное музыкальное

восприятие, связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа.

Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает определение характера музыки,

темпа, различение динамики, отдельных частей произведения.

Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальных игр

обеспечивается тем, что игру как самую близкую ему форму деятельности легко

объяснить. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее

исполнения, доступность игровых образов способствуют развитию творческой

инициативы ребенка.

Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того,

разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания.

В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия, например в играх «Поездка

за город» (музыка В. Герчик), «Звероловы и звери» (музыка Е. Тиличеевой). Сюжетными

бывают и хороводные игры с пением, например такие, как «Ворон» (русская народная

мелодия), «Как на тоненький ледок» (народная песня в обработке М. Иорданского). В этих

играх сюжетны поэтические тексты, а движения как бы их комментируют.

В сюжетных играх детей младших групп происходит простейшая имитация движений

(воробушек машет крыльями, зайчик прыгает). В средней группе повышаются требования

к сходству с образом, переживанию его. В подготовительной к школе группе от детей

требуется эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к своей роли

и более высокое качество ее исполнения. У ребенка в процессе переживания своей роли

формируется отношение к образу. Конечно, эмоциональная выразительность движений

детей и их творческая активность неодинаковы в силу различных свойств нервной

системы, но в разной степени проявляются у всех детей.

Перечислим основные_виды игр-

1.

Начальная форма игры - игра под пение и движения под фортепианное заключение.

Например, «Лошадка», музыка А. Филиппенко. Текст - содержание, а фортепианное

заключение - развитие образа.

2.

Следующей по степени трудности является игра под инструментальную музыку,

например «Летчики, следите за погодой», музыка М. Раухвергера.

3.

Более сложными являются игры-инсценировки. Их можно выносить на праздники,

вечера досуга. Желательно, чтобы участники игры выступали в костюмах.

Например, игра-инсценировка

«Теремок», музыка М. Красева, слова С. Маршака.

В играх необходимо всячески способствовать проявлению детской творческой

инициативы, отмечать удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.

Развитию творческой инициативы в музыкально-игровой деятельности способствует

также близкое к сюжетным музыкальным играм инсценирование песни, не разученной

детьми, а исполненной педагогом. (Педагог поет, а дети изображают в движениях все, о

чем поется.) Полезно выполнять с детьми несюжетные и сюжетные этюды.

Инсценирование песен можно проводить уже с детьми младшего возраста, этюды же

проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, ибо в них дети должны движениями

отразить характер, форму и отдельные средства музыкальной выразительности

незнакомого им ранее музыкального произведения. Естественно, что для этого необходим

известный опыт музыкального восприятия, жизненный опыт, умение выполнять

разнообразные движения. Примером могут служить сюжетные этюды «Медведь и пчела»,

музыка Ф. Гершовой, «Считалочка», музыка Т. Ломовой.

Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные

игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения.

Примера-ми могут служить игры «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, «Ищи», музыка Т.

Ломовой, «Музыкальные моменты, музыка Ф. Гершовой.

Важным видом музыкально-ритмического движения являются пляски. Они активизируют

слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию

творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музы-

кального произведения и средства музыкальной выразительности.

В детском саду проводятся различные пляски.

1. Пляски с зафиксированными движениями, т. е. авторские, к которым относятся:

пляски с участием взрослого; этот вид пляски создается автором с учетом

обязательного исполнения педагогом одинаковых с детьми или отличных

движений;

современный детский танец;

народные пляски, в которых используются подлинные элементы народного танца;

хороводы с пением, движения которых не связаны с текстом;

характерный танец, в движениях которого изображается данный персонаж;

детский бальный танец.

2. Пляски-импровизации на основе разученных движений. Они используются с целью

развития детского творчества. К ним относятся:

пляска типа «зеркало»;

пляска, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а для второй части

движения показывает педагог;

пляска, где дети сочиняют движения для ее первой и второй частей.

От плясок-импровизаций, в которых педагог обучает детей продуктивной творческой

деятельности, следует отличать свободную пляску, где по заданию педагога - отразить в

движениях характер музыки - дети занимаются исполнительской плясовой деятельностью

на основе ранее разученных и любимых движений.

Кроме музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях с детьми определенное место

занимают упражнения - многократное выполнение одного и того же движения в целях

обучения.

Назначение упражнений различно:

упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений

(ходьба, бег, подскоки, прыжки);

подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и

пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по

кругу и т. д.);

образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения

персонажей сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошади); образные

упражнения дают

детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей;

упражнения как определенные законченные композиции; обычно они создаются

авторами.

В упражнениях ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и двигательных

заданий, в известной мере вырабатывается техника движений. Игры, пляски и упражнения

тесно взаимосвязаны между собой и направлены на осуществление общей задачи - раз-

витие музыкального восприятия и ритмичности движений.



В раздел образования