Автор: Хорева Анна Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №11 Приморского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Виды музыкально–ритмической деятельности
Раздел: дошкольное образование
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся
игры, пляски и упражнения.
Основное место в разделе музыкально-ритмических движений занимают игры.
Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-
ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на
активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. А.С.
Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение,
какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во
многом он будет в работе, когда вырастет»
1
.
Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются
положительные качества личности ребенка, через игру он познает жизнь.
Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр представляет собой активное
слушание музыки, требующее непосредственной реакции, обостренное музыкальное
восприятие, связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа.
Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает определение характера музыки,
темпа, различение динамики, отдельных частей произведения.
Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальных игр
обеспечивается тем, что игру как самую близкую ему форму деятельности легко
объяснить. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее
исполнения, доступность игровых образов способствуют развитию творческой
инициативы ребенка.
Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того,
разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания.
В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия, например в играх «Поездка
за город» (музыка В. Герчик), «Звероловы и звери» (музыка Е. Тиличеевой). Сюжетными
бывают и хороводные игры с пением, например такие, как «Ворон» (русская народная
мелодия), «Как на тоненький ледок» (народная песня в обработке М. Иорданского). В этих
играх сюжетны поэтические тексты, а движения как бы их комментируют.
В сюжетных играх детей младших групп происходит простейшая имитация движений
(воробушек машет крыльями, зайчик прыгает). В средней группе повышаются требования
к сходству с образом, переживанию его. В подготовительной к школе группе от детей
требуется эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к своей роли
и более высокое качество ее исполнения. У ребенка в процессе переживания своей роли
формируется отношение к образу. Конечно, эмоциональная выразительность движений
детей и их творческая активность неодинаковы в силу различных свойств нервной
системы, но в разной степени проявляются у всех детей.
Перечислим основные_виды игр-
1.
Начальная форма игры - игра под пение и движения под фортепианное заключение.
Например, «Лошадка», музыка А. Филиппенко. Текст - содержание, а фортепианное
заключение - развитие образа.
2.
Следующей по степени трудности является игра под инструментальную музыку,
например «Летчики, следите за погодой», музыка М. Раухвергера.
3.
Более сложными являются игры-инсценировки. Их можно выносить на праздники,
вечера досуга. Желательно, чтобы участники игры выступали в костюмах.
Например, игра-инсценировка
«Теремок», музыка М. Красева, слова С. Маршака.
В играх необходимо всячески способствовать проявлению детской творческой
инициативы, отмечать удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.
Развитию творческой инициативы в музыкально-игровой деятельности способствует
также близкое к сюжетным музыкальным играм инсценирование песни, не разученной
детьми, а исполненной педагогом. (Педагог поет, а дети изображают в движениях все, о
чем поется.) Полезно выполнять с детьми несюжетные и сюжетные этюды.
Инсценирование песен можно проводить уже с детьми младшего возраста, этюды же
проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, ибо в них дети должны движениями
отразить характер, форму и отдельные средства музыкальной выразительности
незнакомого им ранее музыкального произведения. Естественно, что для этого необходим
известный опыт музыкального восприятия, жизненный опыт, умение выполнять
разнообразные движения. Примером могут служить сюжетные этюды «Медведь и пчела»,
музыка Ф. Гершовой, «Считалочка», музыка Т. Ломовой.
Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные
игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения.
Примера-ми могут служить игры «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, «Ищи», музыка Т.
Ломовой, «Музыкальные моменты, музыка Ф. Гершовой.
Важным видом музыкально-ритмического движения являются пляски. Они активизируют
слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию
творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музы-
кального произведения и средства музыкальной выразительности.
В детском саду проводятся различные пляски.
1. Пляски с зафиксированными движениями, т. е. авторские, к которым относятся:
пляски с участием взрослого; этот вид пляски создается автором с учетом
обязательного исполнения педагогом одинаковых с детьми или отличных
движений;
современный детский танец;
народные пляски, в которых используются подлинные элементы народного танца;
хороводы с пением, движения которых не связаны с текстом;
характерный танец, в движениях которого изображается данный персонаж;
детский бальный танец.
2. Пляски-импровизации на основе разученных движений. Они используются с целью
развития детского творчества. К ним относятся:
пляска типа «зеркало»;
пляска, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а для второй части
движения показывает педагог;
пляска, где дети сочиняют движения для ее первой и второй частей.
От плясок-импровизаций, в которых педагог обучает детей продуктивной творческой
деятельности, следует отличать свободную пляску, где по заданию педагога - отразить в
движениях характер музыки - дети занимаются исполнительской плясовой деятельностью
на основе ранее разученных и любимых движений.
Кроме музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях с детьми определенное место
занимают упражнения - многократное выполнение одного и того же движения в целях
обучения.
Назначение упражнений различно:
упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений
(ходьба, бег, подскоки, прыжки);
подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и
пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по
кругу и т. д.);
образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения
персонажей сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошади); образные
упражнения дают
детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей;
упражнения как определенные законченные композиции; обычно они создаются
авторами.
В упражнениях ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и двигательных
заданий, в известной мере вырабатывается техника движений. Игры, пляски и упражнения
тесно взаимосвязаны между собой и направлены на осуществление общей задачи - раз-
витие музыкального восприятия и ритмичности движений.