Напоминание

"Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Бочкова Дарья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 66"
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сенсорное развитие детей

младшего дошкольного возраста.

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие

отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли:

Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А.

Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Е.И.Тихеева.

Развитие сенсорных способностей, формирование сенсорных эталонов детей младшего

дошкольного возраста в условиях современного ДОО возможно только при решении задач

сенсорного развития в различных видах деятельности: игры, конструирование,

изобразительная деятельность, реализуемых преимущественно в дидактической игре,

игре ‒ экспериментировании, в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Сенсорное развитие осуществляется целенаправленно посредством развития у детей

сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений.

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета

предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет,

ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

‒ является основой для интеллектуального развития;

‒ упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с

внешним миром;

‒ обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

‒ развивает внимание;

‒ развивает наблюдательность;

‒ влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;

‒ является основой для развития воображения;

‒ позитивно влияет на эстетические чувства;

‒ обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень

интенсивно.

Дошкольный возраст ‒ период первоначального ознакомления с окружающей

действительностью: ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события

общественной жизни, доступные наблюдению. При этом правильные представления о

предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как

зрительного, так и слухового и осязательного, различного рода действий с предметами.

В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их

мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций,

связанных с восприятием явлений окружающего.

Умение рассматривать, воспринимать предметы формируется успешно лишь тогда,

когда дети ясно понимают, зачем нужно изучать тот или иной предмет, слушать те или

иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо

четко объяснять детям смысл их действий.

Наибольший эффект для сенсорного развития даёт продуктивная деятельность,

содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания.

Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные

процессы ‒ сенсорные, так и более сложные ‒ мыслительные. Успешное овладение

мыслительной деятельностью в значительной мере зависит от сенсорного развития.

Включенное в дидактическую систему занятий сенсорное развитие является

неотъемлемой частью умственного воспитания.

Сенсорное развитие влияет на:

• Умственное развитие;

• Эмоциональное развитие;

• Развитие самостоятельности;

• Развитие отношения ребенка к окружающему миру.

Задачи сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста:

•Способствовать развитию цветоразличения, умению воспринимать величину,

группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

•Способствовать формированию у детей зрительного способа обследования предметов;

•Способствовать развитию зрительной реакции на предметы окружающего мира, замечать

их форму, цвет, величину;

•Способствовать развитию познавательных процессов;

•Способствовать развитию мелкой моторики.

Для повышения результативности сенсорного развития большое значение имеет

использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации

обучения: учебные занятия, дидактические игры, дидактические упражнения.

Упражнения с дидактическими материалами и игрушками предполагают манипуляции

детей с наборами геометрических фигур, деревянными сборно ‒ разборными игрушками,

вкладышами и др. Эти упражнения основаны на практических действиях каждого ребёнка

с деталями дидактических игрушек, материалов: собрать, разложить, составить целое из

частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др. Это позволяет ребёнку

приобретать сенсорный опыт, закреплять представления о форме, величине, цвете

предметов.

Упражнения с дидактическими материалами и игрушками, как и упражнения с

наборами обычных игрушек и мелких предметов, подобранных по определённым

качествам (форме, величине и др.), чаще всего включаются в занятия по математике,

развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Данные упражнения могут

выступать в форме самостоятельного занятия, если проводятся в течение всего времени,

отведённого для обучения. В том и другом случае воспитателю надо позаботиться о том,

чтобы у каждого ребёнка был необходимый материал, и организовать работу детей.

Под руководством воспитателя дети проявляют интерес к предметам ближайшего

окружения, их свойствам; включаются в экспериментирование, проявляя эмоции

радостного удивления и словесную активность; целенаправленно наблюдают за объектами

организованного восприятия; выполнять простейший сенсорный анализ; стремятся

передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной деятельности и

конструировании.

Для успешного сенсорного развития в группе создаётся предметно ‒ развивающая

среда, оформляется сенсорный уголок, разрабатываются и

конструируются нетрадиционные игры и пособия.

При руководстве дидактическими играми, направленными на сенсорное развитие в

младшем дошкольном возрасте необходимо учитывать:

‒ у детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность

действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с

показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их

сразу.

‒ игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у

детей.

‒ учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть

небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

‒ с детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру.

Вначале нужно привлекать детей играть с дидактическим материалом (пирамидки,

башенки), разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому

материалу, учить их играть с ним.

‒ для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего

мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно

обследовать и активно действовать с ним.

‒ известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводится

что ‒ то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому

рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

‒ при объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на

другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

‒ чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры

знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями

на картинках.

‒ подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает

только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно

что), убрали на место игрушки.

‒ интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми

игрушками, которые использовались во время игры.

С помощь дидактических игр в образовательном процессе осуществляется сенсорное

развитие детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение,

память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют,

не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными

предметами, учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми.



В раздел образования