Автор: Столярова Екатерина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №14 "Ивушка"
Населённый пункт: г. Зеленокумск, Ставропольский край
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Тема «Эффективность использования ситуационных экологических задач познавательного характера с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого
развития детей № 14 "Ивушка"
г. Зеленокумска
Опыт работы
Тема «Эффективность использования ситуационных экологических
задач познавательного характера с детьми старшего дошкольного
возраста»
Воспитатель: Столярова Е.В.
2018 г.
Актуальность и перспективность опыта:
С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и
«Об
образовании»
созданы
предпосылки
правовой
базы
для
формирования системы экологического образования населения.
В
сегодняшней
жизни
,
когда
вся
биосфера
пронизана
активностью
человека,
важной
задачей
общества
является
формирование
экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего
детства.
О д н а к о в
программных
документах
определяющих
воспитательно-
образовательный
процесс ознакомления дошкольников
с
п р и р од о й
в детском саду, задача по решению взаимосвязей в природе, по решению
ситуационных экологических задач не ставилась, ограничиваясь постановкой
задачи бережного и
заботливого
отношения
к
природе.
Недостаточно
внимания в них уделяется изучению связей между живыми существами, их
взаимодействиям.
Использование
ситуационных
экологических
задач
познавательного
характера
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
помогут
ребёнку
ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её,
бережно относиться к ней.
Условия формирования опыта.
Передавать определённые знания в области экологии и решать ситуационные
экологические задачи познавательного характера.
Педагогическая идея.
Проблема данной
темы
заключается
в
повышении
эффективности
экологического
воспитания
дошкольников
за
счет
использования
ситуационных
экологических
задач
познавательного
характера.
Решение
проблемы определило цель моей работы – развивать умение дошкольников
решать ситуационные
экологические
задачи
познавательного
характера ,
используя возможные варианты решения.
Поставила перед собой следующие задачи:
«Обучающие»
-формировать
познавательные,
практические
и
творческие
умения
экологического характера, навыки природоохранной деятельности;
- добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный
ответ;
-
активизировать
взаимодействие
родителей
и
ДОУ
в
вопросах
экологического воспитания.
«Развивающие»
- развивать умение дошкольников осуществлять элементарную поисковую
деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать
разные проверки предположений;
-
развивать
активность,
самостоятельность
при
решении
ситуационных
экологических задач, решении проблемных ситуаций;
-
развивать
положительные
нравственные
качества,
побуждающие
к
соблюдению норм поведения в природе.
«Воспитательные»
-
воспитывать
эстетические
чувства,
положительные
эмоции
средствами
природы.
Технология опыта.
Прежде чем приступить к работе с детьми по решению
ситуационных
экологических задач познавательного характера, я изучила
методическую
литературу по экологическому воспитанию детей.
Н.А. Рыжова «Наш дом природа», С.Н.Николаева «Юный эколог»,
О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду»,
Р.М.Литвинова «Региональная культура»
Работая с детьми по годовой задаче ДОУ «Формирование познавательных
способностей детей посредством экологической культуры», за основу в своей
работе я взяла парциальную программу С. Николаевой «Юный эколог».
Методы
и
приемы
моей
работы
с
детьми
соответствуют
возрастным
особенностям детей дошкольного возраста, обеспечивают индивидуальный
подход в воспитании и обучении детей.
С учетом изученного я приступила к разработке комплекса мероприятий по
повышению
уровня
экологического
культуры
старших
дошкольников
методом проблемных ситуаций. Туда вошли циклы занятий с ситуационными
задачами на развитие мышления у детей, ситуационные игры на нахождение
внешних и внутренних ресурсов, проблемные ситуации к занятиям,
ситуации на тему «Что было бы, если бы…».
Ситуационные экологические задачки - один из основных видов занятий и
особая форма организации работы по экологическому воспитанию.
Ситуационная задача требует от ребёнка не только знаний, умений и навыков,
а самое главное – способности применять их, анализировать и оценивать
результат
предложенного
решения.
Если
дети
ежедневно
будут
решать
проблемные ситуации, основанные на задачах, то они будут воспринимать
знания без отрыва от жизни.
Алгоритм создания проблемной ситуации:
1.
Находим противоречие.
2.
Осознаем проблему, хотим ее разрешить.
3.
Ищем решение, выдвигаем.
4.
Находим решение.
5.
Проверяем решение.
Алгоритм один, но проблемный материал должен быть разнообразный, не
однотипный.
Нельзя
торопиться
с
готовым
ответом,
нужно
давать
возможность ребенку подумать. Тогда независимо от того, как был найден
ответ - самостоятельно или с помощью воспитателя - ребенок воспринимает
себя как первооткрывателя.
Сначала я создал предметно – пространственную среду.
Уголок
природы,
в
котором
находятся
наглядный
и
демонстрационный
материал:
- календарь природы, Красная книга, методические пособия (птиц, растений,
животных, времен года и т.д.);
- комнатные растения;
- библиотека книг с экологическим содержанием;
- маски животных.
Мини – лаборатория, в которой расположены: стаканы разных размеров,
магниты, воронки, песок, глина, коллекция камней, листьев, ракушек, шишек
и т.д.
Подобрана картотека опытов:
«Простые опыты с бумагой», « В какую почву лучше посадить растение»,
«Опыты с водой», «Удивительные опыты с природным материалом» и т. д.
Так же я дополнила экологическую зону изготовленными мною макетами:
- дерево « Времена года», «Животные в осеннем лесу», «Животные в зимнем
лесу», «Животные в летнем лесу», «Ферма»;
-
дидактическими
играми:
«Познаем
животный
и
растительный
мир
природы»,
«Животные
разных
континентов»,
«Веселый
огород»,
лото
-
«Времена года», «Чей хвост?», «Собери птицу» и т.д.;
- лэпбуками: «Насекомые», «Берегите природу!», «Фрукты- овощи».
Я
разработала среднесрочный
проект«Спасем
нашу
природу!»,в
котором
отрабатывала ситуационные экологические задачи познавательного характера
в утренние, вечерние часы и во время ОД.
Решение
ситуационных
экологических
задач
развивает
у
старших
дошкольников
логическое
мышление,
способствует
формированию
стремления
использовать
личный
опыт
для
принятия
самостоятельных
решений.
В
образовательной
деятельности «Загадки
природы»
м ы
р е ш а л и
ситуационные задачи.
1.
Нашёл
Коля гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему
очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними
и кричала.
- Как правильно поступить Коле?
2.
Дети
пришли
с
воспитателем
на
лесную
поляну.
И
в
изумлении
остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте
нарвём большие букеты цветов», - предложили дети. А воспитатель сказала…
- Что сказала воспитатель?
3. В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два
мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к
себе, чтобы она не заблудилась» - сказал один мальчик. «Не трогай её,
лягушка сама найдёт дорогу» - сказал другой.
- Кто из мальчиков был прав?
4. Однажды Серёжа с папой и мамой пошли к речке.
«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.
«Их нельзя ловить», – сказал папа и объяснил почему.
-Что рассказал папа Серёже?
Таким образом дети учатся анализировать и самостоятельно делать выводы,
выдвигать разные версии в решении одной ситуации: почему нельзя разорять
гнезда или рвать цветы, не надо трогать лягушек и ловить рыбок. Надо не
только беречь природу, но и преумножать её богатства.
Разработала краткосрочные проекты:
1. Проект «Природа нашей Земли», к образовательной деятельности «Наша
планета» создала проблемную ситуацию «Планета в опасности»:
«Помогите, помогите. Наша планета подверглась опасности. Спасите нашу
планету!»
Ребята, как нам с вами помочь? Ведь мы ещё маленькие, а планета огромная.
Выводы детей: Мы маленькие, но нас много. Надо придумать знаки, которые
помогут спасти нашу планету. Надо беречь природу, не загрязнять ее, не
ломать деревья. Оберегать животных и птиц, не разорять их гнезда.
2.«Осень в природе» к занятию «Природа и мы» с детьми решали задачу:
«Сезонные изменения»ситуационная задача «Смена времен года?
К
образовательной
деятельности «Растения
и
жизнь
на
земле»
решали
ситуационную задачу:
«Лекарственные растения»
Ребята, Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?
Дети пришли к выводу, что в лесу растут лекарственные растения. Надо
найти
лекарственное
растение
(подорожник)
и
приложить
на
рану.
Подорожник быстро останавливает кровь и не даст попасть в рану микробам.
3.Проект
«Что
скрывается
в
недрах
Земли?»
и
к
образовательной
деятельности «Подземные богатства земли» создала проблемную ситуацию
«Что было бы, если бы не было полезных ископаемых?»
Перед
этим
провела
беседу
с
детьми
«Где
используют
полезные
ископаемые?»
Дети пришли к выводу, что без стекла, без окон было бы в доме темно. Без
угля, люди не топили бы печи. Заводы без угля тоже перестанут работать. У
нас не было бы игрушек, так как сейчас большинство игрушек делают из
пластмассы. И без
железной руды тоже не прожить, из нее люди делают
металл. Без нефти транспорт не будет ездить и в детский сад нас будут водить
пешком.
В вечернее время провела опытно- экспериментальную деятельность на тему
«Свойства магнита»и предложила детям решить ситуационную задачу
«Как помочь Винтику и Шпунтику»
Ребята, а давайте подумаем, как помочь Винтику и Шпунтику быстро найти
нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из
разных материалов?
Дети быстро пришли к самостоятельному выводу, как помочь Винтику и
Шпунтику.
Им
можно
помочь
с
помощью
магнита.
Ведь
он
обладает
свойством
притягивать
железные
предметы.
Если
мы
опустим
магнит
в
коробочку, он притянет к себе железную деталь, которая нужна Винтику и
Шпунтику.
Так же на занятиях использую литературные произведения В. Бианки, так как
они
доступны
и
привлекательнее
для
детей,
достоверно
отражают
экологическую
специфику
природных
явлений.
На
основе
его
сказок
и
рассказов можно воспитывать любовь и уважение к природе, учить понимать
природу, ее законы и особенности.
Знакомя детей на занятии с произведением В. Бианки «Синичкин календарь»
На примере синички Зиньки и старого воробья, ребята узнали для себя
устройство календаря, поняли, почему меняются времена года и с какой
периодичностью они меняются, учатся наблюдать за сменой времён года, за
особенностями того или иного времени года, за тем, как меняется природа
вокруг и жизнь животных и птиц.
После чтения сказки создала экологическую ситуацию « Если бы времена
года поменялись местами. Что случилось бы в природе?»
Дети пришли к выводу, что если бы вместо осени была зима, то люди не
собрали бы урожай с огородов. Не собрали бы фруктов для соков и варенья.
Так как золотая осень самое красивое время года, не было бы листопада и
деревья погибли бы от морозов не сбросив вовремя листву. Природа бы вся
погибла. Люди не засеяли бы поля пшеницей и на следующий год не собрали
бы урожай.
Я веду работу по воспитанию у детей экологической культуре совместно с
родителями.
Только
совместными
усилиями
решаем
главную
задачу-
воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем
традиционные формы:
- досуги, праздники;
- выставки;
- выпуск плакатов;
-
консультации «Прогулки
в
природу
–
основа
здоровья
ребёнка»,
«Экологическое
воспитание
в
семье»,
«Природа
в
познавательном
и
эстетическом
развитии
детей»,
«Правила
поведения
в
природе» , папка-
передвижка «Осень».
Заключение:
Я
считаю,
что
в
результате
проделанной
работы
есть
положительные
результаты:
- в процессе решения ситуационных экологических задач дети научились
анализировать, делать выводы;
-
у
детей
появилось
желание
общаться
с
природой
и
отражать
свои
впечатления через решение ситуационных экологических задач.
- дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе,
освоили нормы поведения в природном окружении.