Напоминание

Тема «Эффективность использования ситуационных экологических задач познавательного характера с детьми старшего дошкольного возраста


Автор: Столярова Екатерина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №14 "Ивушка"
Населённый пункт: г. Зеленокумск, Ставропольский край
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Тема «Эффективность использования ситуационных экологических задач познавательного характера с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого

развития детей № 14 "Ивушка"

г. Зеленокумска

Опыт работы

Тема «Эффективность использования ситуационных экологических

задач познавательного характера с детьми старшего дошкольного

возраста»

Воспитатель: Столярова Е.В.

2018 г.

Актуальность и перспективность опыта:

С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и

«Об

образовании»

созданы

предпосылки

правовой

базы

для

формирования системы экологического образования населения.

В

сегодняшней

жизни

,

когда

вся

биосфера

пронизана

активностью

человека,

важной

задачей

общества

является

формирование

экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего

детства.

О д н а к о в

программных

документах

определяющих

воспитательно-

образовательный

процесс ознакомления дошкольников

с

п р и р од о й

в детском саду, задача по решению взаимосвязей в природе, по решению

ситуационных экологических задач не ставилась, ограничиваясь постановкой

задачи бережного и

заботливого

отношения

к

природе.

Недостаточно

внимания в них уделяется изучению связей между живыми существами, их

взаимодействиям.

Использование

ситуационных

экологических

задач

познавательного

характера

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

помогут

ребёнку

ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её,

бережно относиться к ней.

Условия формирования опыта.

Передавать определённые знания в области экологии и решать ситуационные

экологические задачи познавательного характера.

Педагогическая идея.

Проблема данной

темы

заключается

в

повышении

эффективности

экологического

воспитания

дошкольников

за

счет

использования

ситуационных

экологических

задач

познавательного

характера.

Решение

проблемы определило цель моей работы – развивать умение дошкольников

решать ситуационные

экологические

задачи

познавательного

характера ,

используя возможные варианты решения.

Поставила перед собой следующие задачи:

«Обучающие»

-формировать

познавательные,

практические

и

творческие

умения

экологического характера, навыки природоохранной деятельности;

- добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный

ответ;

-

активизировать

взаимодействие

родителей

и

ДОУ

в

вопросах

экологического воспитания.

«Развивающие»

- развивать умение дошкольников осуществлять элементарную поисковую

деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать

разные проверки предположений;

-

развивать

активность,

самостоятельность

при

решении

ситуационных

экологических задач, решении проблемных ситуаций;

-

развивать

положительные

нравственные

качества,

побуждающие

к

соблюдению норм поведения в природе.

«Воспитательные»

-

воспитывать

эстетические

чувства,

положительные

эмоции

средствами

природы.

Технология опыта.

Прежде чем приступить к работе с детьми по решению

ситуационных

экологических задач познавательного характера, я изучила

методическую

литературу по экологическому воспитанию детей.

Н.А. Рыжова «Наш дом природа», С.Н.Николаева «Юный эколог»,

О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду»,

Р.М.Литвинова «Региональная культура»

Работая с детьми по годовой задаче ДОУ «Формирование познавательных

способностей детей посредством экологической культуры», за основу в своей

работе я взяла парциальную программу С. Николаевой «Юный эколог».

Методы

и

приемы

моей

работы

с

детьми

соответствуют

возрастным

особенностям детей дошкольного возраста, обеспечивают индивидуальный

подход в воспитании и обучении детей.

С учетом изученного я приступила к разработке комплекса мероприятий по

повышению

уровня

экологического

культуры

старших

дошкольников

методом проблемных ситуаций. Туда вошли циклы занятий с ситуационными

задачами на развитие мышления у детей, ситуационные игры на нахождение

внешних и внутренних ресурсов, проблемные ситуации к занятиям,

ситуации на тему «Что было бы, если бы…».

Ситуационные экологические задачки - один из основных видов занятий и

особая форма организации работы по экологическому воспитанию.

Ситуационная задача требует от ребёнка не только знаний, умений и навыков,

а самое главное – способности применять их, анализировать и оценивать

результат

предложенного

решения.

Если

дети

ежедневно

будут

решать

проблемные ситуации, основанные на задачах, то они будут воспринимать

знания без отрыва от жизни.

Алгоритм создания проблемной ситуации:

1.

Находим противоречие.

2.

Осознаем проблему, хотим ее разрешить.

3.

Ищем решение, выдвигаем.

4.

Находим решение.

5.

Проверяем решение.

Алгоритм один, но проблемный материал должен быть разнообразный, не

однотипный.

Нельзя

торопиться

с

готовым

ответом,

нужно

давать

возможность ребенку подумать. Тогда независимо от того, как был найден

ответ - самостоятельно или с помощью воспитателя - ребенок воспринимает

себя как первооткрывателя.

Сначала я создал предметно – пространственную среду.

Уголок

природы,

в

котором

находятся

наглядный

и

демонстрационный

материал:

- календарь природы, Красная книга, методические пособия (птиц, растений,

животных, времен года и т.д.);

- комнатные растения;

- библиотека книг с экологическим содержанием;

- маски животных.

Мини – лаборатория, в которой расположены: стаканы разных размеров,

магниты, воронки, песок, глина, коллекция камней, листьев, ракушек, шишек

и т.д.

Подобрана картотека опытов:

«Простые опыты с бумагой», « В какую почву лучше посадить растение»,

«Опыты с водой», «Удивительные опыты с природным материалом» и т. д.

Так же я дополнила экологическую зону изготовленными мною макетами:

- дерево « Времена года», «Животные в осеннем лесу», «Животные в зимнем

лесу», «Животные в летнем лесу», «Ферма»;

-

дидактическими

играми:

«Познаем

животный

и

растительный

мир

природы»,

«Животные

разных

континентов»,

«Веселый

огород»,

лото

-

«Времена года», «Чей хвост?», «Собери птицу» и т.д.;

- лэпбуками: «Насекомые», «Берегите природу!», «Фрукты- овощи».

Я

разработала среднесрочный

проект«Спасем

нашу

природу!»,в

котором

отрабатывала ситуационные экологические задачи познавательного характера

в утренние, вечерние часы и во время ОД.

Решение

ситуационных

экологических

задач

развивает

у

старших

дошкольников

логическое

мышление,

способствует

формированию

стремления

использовать

личный

опыт

для

принятия

самостоятельных

решений.

В

образовательной

деятельности «Загадки

природы»

м ы

р е ш а л и

ситуационные задачи.

1.

Нашёл

Коля гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему

очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними

и кричала.

- Как правильно поступить Коле?

2.

Дети

пришли

с

воспитателем

на

лесную

поляну.

И

в

изумлении

остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте

нарвём большие букеты цветов», - предложили дети. А воспитатель сказала…

- Что сказала воспитатель?

3. В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два

мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к

себе, чтобы она не заблудилась» - сказал один мальчик. «Не трогай её,

лягушка сама найдёт дорогу» - сказал другой.

- Кто из мальчиков был прав?

4. Однажды Серёжа с папой и мамой пошли к речке.

«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.

«Их нельзя ловить», – сказал папа и объяснил почему.

-Что рассказал папа Серёже?

Таким образом дети учатся анализировать и самостоятельно делать выводы,

выдвигать разные версии в решении одной ситуации: почему нельзя разорять

гнезда или рвать цветы, не надо трогать лягушек и ловить рыбок. Надо не

только беречь природу, но и преумножать её богатства.

Разработала краткосрочные проекты:

1. Проект «Природа нашей Земли», к образовательной деятельности «Наша

планета» создала проблемную ситуацию «Планета в опасности»:

«Помогите, помогите. Наша планета подверглась опасности. Спасите нашу

планету!»

Ребята, как нам с вами помочь? Ведь мы ещё маленькие, а планета огромная.

Выводы детей: Мы маленькие, но нас много. Надо придумать знаки, которые

помогут спасти нашу планету. Надо беречь природу, не загрязнять ее, не

ломать деревья. Оберегать животных и птиц, не разорять их гнезда.

2.«Осень в природе» к занятию «Природа и мы» с детьми решали задачу:

«Сезонные изменения»ситуационная задача «Смена времен года?

К

образовательной

деятельности «Растения

и

жизнь

на

земле»

решали

ситуационную задачу:

«Лекарственные растения»

Ребята, Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?

Дети пришли к выводу, что в лесу растут лекарственные растения. Надо

найти

лекарственное

растение

(подорожник)

и

приложить

на

рану.

Подорожник быстро останавливает кровь и не даст попасть в рану микробам.

3.Проект

«Что

скрывается

в

недрах

Земли?»

и

к

образовательной

деятельности «Подземные богатства земли» создала проблемную ситуацию

«Что было бы, если бы не было полезных ископаемых?»

Перед

этим

провела

беседу

с

детьми

«Где

используют

полезные

ископаемые?»

Дети пришли к выводу, что без стекла, без окон было бы в доме темно. Без

угля, люди не топили бы печи. Заводы без угля тоже перестанут работать. У

нас не было бы игрушек, так как сейчас большинство игрушек делают из

пластмассы. И без

железной руды тоже не прожить, из нее люди делают

металл. Без нефти транспорт не будет ездить и в детский сад нас будут водить

пешком.

В вечернее время провела опытно- экспериментальную деятельность на тему

«Свойства магнита»и предложила детям решить ситуационную задачу

«Как помочь Винтику и Шпунтику»

Ребята, а давайте подумаем, как помочь Винтику и Шпунтику быстро найти

нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из

разных материалов?

Дети быстро пришли к самостоятельному выводу, как помочь Винтику и

Шпунтику.

Им

можно

помочь

с

помощью

магнита.

Ведь

он

обладает

свойством

притягивать

железные

предметы.

Если

мы

опустим

магнит

в

коробочку, он притянет к себе железную деталь, которая нужна Винтику и

Шпунтику.

Так же на занятиях использую литературные произведения В. Бианки, так как

они

доступны

и

привлекательнее

для

детей,

достоверно

отражают

экологическую

специфику

природных

явлений.

На

основе

его

сказок

и

рассказов можно воспитывать любовь и уважение к природе, учить понимать

природу, ее законы и особенности.

Знакомя детей на занятии с произведением В. Бианки «Синичкин календарь»

На примере синички Зиньки и старого воробья, ребята узнали для себя

устройство календаря, поняли, почему меняются времена года и с какой

периодичностью они меняются, учатся наблюдать за сменой времён года, за

особенностями того или иного времени года, за тем, как меняется природа

вокруг и жизнь животных и птиц.

После чтения сказки создала экологическую ситуацию « Если бы времена

года поменялись местами. Что случилось бы в природе?»

Дети пришли к выводу, что если бы вместо осени была зима, то люди не

собрали бы урожай с огородов. Не собрали бы фруктов для соков и варенья.

Так как золотая осень самое красивое время года, не было бы листопада и

деревья погибли бы от морозов не сбросив вовремя листву. Природа бы вся

погибла. Люди не засеяли бы поля пшеницей и на следующий год не собрали

бы урожай.

Я веду работу по воспитанию у детей экологической культуре совместно с

родителями.

Только

совместными

усилиями

решаем

главную

задачу-

воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем

традиционные формы:

- досуги, праздники;

- выставки;

- выпуск плакатов;

-

консультации «Прогулки

в

природу

основа

здоровья

ребёнка»,

«Экологическое

воспитание

в

семье»,

«Природа

в

познавательном

и

эстетическом

развитии

детей»,

«Правила

поведения

в

природе» , папка-

передвижка «Осень».

Заключение:

Я

считаю,

что

в

результате

проделанной

работы

есть

положительные

результаты:

- в процессе решения ситуационных экологических задач дети научились

анализировать, делать выводы;

-

у

детей

появилось

желание

общаться

с

природой

и

отражать

свои

впечатления через решение ситуационных экологических задач.

- дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе,

освоили нормы поведения в природном окружении.



В раздел образования