Напоминание

"шахматы в ДОУ"


Автор: Зайцева Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №67 "УМКА"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменской области
Наименование материала: статья
Тема: "шахматы в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное

бюджетное дошкольное

образовательное

учреждение детский сад

№67 «Умка»

Шахматы в детском саду

Статья

Зайцева О.А.

воспитатель

1 квалификационной категории

Шахматы — одна из древнейших игр, дошедшая до нас из глубины веков. И в то же

время

шахматы

самая

современная

игра,

привлекающая

все

большее

число

сторонников

во

всем

мире.

Неисчерпаемость

шахмат,

глубина

их

содержания,

сочетание

строгой

логичности

и

неограниченных

возможностей

для

проявления

инициативы и фантазии делают шахматы частью общечеловеческой культуры

Отечественными и зарубежными учеными не раз подчеркивались достоинство

шахмат как учебного предмета. Отмечалась важная роль шахмат для: формирования

творческих

качеств

личности

ребенка

(Б.С.Гершунский);

развития

планирующей

функции мышления, тренинга гибкости мышления (Д.Б.Богоявленская ); повышения

уровня логического мышления детей, и тем самым их успехами в овладении учебными

предметами

(Н.Ф.Талызина

),

развития

интеллектуальных

способностей

(Н.Г.Алексеев);

полноценного

воспитания

умственных

способностей

и

памяти

(В.А.Сухомлинский

);

формирования

образного

мышления

(Л.А.Венгер).

А

Ш.А.Амонашвили, указал, что шахматы - это некий образ человеческого сознания и

мышления, и он должен присутствовать в детском саду и школе как образовательный

курс.

Определений, что такое шахматы, шахматная игра много приведем лишь некоторые из

них.

И.

Гете:

«Шахматы

-

это

пробный

камень

человеческого

ума»,

Г.

Клаус:

«Шахматы

-

превосходная

школа

последовательного

логического

мышления»,

Бенджамин Франклин: «Шахматная игра – не просто праздное развлечение. С ее

помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума,

полезных в человеческой жизни».

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать,

обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости

(что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

2.

Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю,

усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой

игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать

решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться

красивым комбинациям.

4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и

выносливости сидеть за шахматной доской.

5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее,

уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде

деятельности.

Правительство

РФ

уделяет

колоссальное

внимание

вопросу

популяризации

шахматного образования, что отмечается в Программе развития шахмат в Российской

Федерации на 2011-2018 годы. Ханты-Мансийский округ за сравнительно короткий

срок вышел на первые позиции по развитию шахматного образования.

В связи с этим одной из ключевых задач в системе образования является разработка

личностно – ориентированных разноуровневых программ обучения расширения

вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы»

Рабочая программа шахматного кружка «Шахматы для малышей» разработана

для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 8 лет, на 2018-2019,2019-2020

учебный год, определяет содержание и организацию образовательного процесса по

предмету «Шахматы».

Максимальная учебная нагрузка составляет 72 часа, в том числе:

в первом году обучения 36 часов;

во втором году обучения 36 часов.

При разработке программы использовались материалы следующих авторов, как:

В.В. Костров «Блокнот Шахматенка» (на каждого ребенка), И.Г. Сухин «Шахматы

полный

курс

для

детей. Тренажер

по

правилам

игры

и

развитию

логического

мышления», И.Г. Сухин «Шахматы для самых маленьких», В.В. Костров «Эта книга

научит

играть

в

шахматы

детей

и

родителей»,

В.Г.

Гришин

«Малыши

играют

в

шахматы».

На начальном этапе работы по данному направлению была проведена работа с

родителями (законными представителями)

где они были ознакомлены:

с опытом работы и советами шахматного тренера В.В. Кострова, по обучению

детей дошкольного возраста с шахматной игрой представленным в книге «Эта

книга научит играть в шахматы детей и родителей».

программой кружка «Шахматы для малышей».

При

знакомстве

с

шахматными

фигурами

дети

играют

с

ними,

исследуют

их,

фантазируют.

На

занятиях

с

детьми

и

в

свободной

деятельности

использую

дидактические

игры

задания,

такие

как:

«Куча

мала»,

«Волшебный

мешочек»,

«Пирамида»,

«Чего

не

стало»,

«Что

изменилось»

и

т.д.

Шахматные

фигуры

в

театрализованной деятельности использовались в качестве героев сказок «Шахматный

Колобок», «Шахматная репка», «Шахматный теремок».

За прошедшие полгода обучения, дети научились различать и называть шахматные

фигуры, расставлять на шахматной доске начальную позицию, находить ошибки в

расстановке

шахматных

фигур,

освоили

такие

понятия

как:

«горизонталь»,

«вертикаль», «диагональ», «шах», «ходы и взятие фигур», «три защиты от шаха».

Научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. В свободной

деятельности

чаще

стали

проводить

время

за

игрой

в

шахматы.

Расширению

кругозора детей способствовало знакомство детей с историей шахмат. Трое детей

группы приняли участия в онлайн викторине «Шахматам для дошкольников», где

заняли призовые места.



В раздел образования