Автор: Зайцева Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №67 "УМКА"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменской области
Наименование материала: статья
Тема: "шахматы в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное
бюджетное дошкольное
образовательное
учреждение детский сад
№67 «Умка»
Шахматы в детском саду
Статья
Зайцева О.А.
воспитатель
1 квалификационной категории
Шахматы — одна из древнейших игр, дошедшая до нас из глубины веков. И в то же
время
шахматы
—
самая
современная
игра,
привлекающая
все
большее
число
сторонников
во
всем
мире.
Неисчерпаемость
шахмат,
глубина
их
содержания,
сочетание
строгой
логичности
и
неограниченных
возможностей
для
проявления
инициативы и фантазии делают шахматы частью общечеловеческой культуры
Отечественными и зарубежными учеными не раз подчеркивались достоинство
шахмат как учебного предмета. Отмечалась важная роль шахмат для: формирования
творческих
качеств
личности
ребенка
(Б.С.Гершунский);
развития
планирующей
функции мышления, тренинга гибкости мышления (Д.Б.Богоявленская ); повышения
уровня логического мышления детей, и тем самым их успехами в овладении учебными
предметами
(Н.Ф.Талызина
),
развития
интеллектуальных
способностей
(Н.Г.Алексеев);
полноценного
воспитания
умственных
способностей
и
памяти
(В.А.Сухомлинский
);
формирования
образного
мышления
(Л.А.Венгер).
А
Ш.А.Амонашвили, указал, что шахматы - это некий образ человеческого сознания и
мышления, и он должен присутствовать в детском саду и школе как образовательный
курс.
Определений, что такое шахматы, шахматная игра много приведем лишь некоторые из
них.
И.
Гете:
«Шахматы
-
это
пробный
камень
человеческого
ума»,
Г.
Клаус:
«Шахматы
-
превосходная
школа
последовательного
логического
мышления»,
Бенджамин Франклин: «Шахматная игра – не просто праздное развлечение. С ее
помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума,
полезных в человеческой жизни».
Игра в шахматы решает сразу несколько задач:
1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать,
обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости
(что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.
2.
Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю,
усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой
игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать
решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться
красивым комбинациям.
4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и
выносливости сидеть за шахматной доской.
5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее,
уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде
деятельности.
Правительство
РФ
уделяет
колоссальное
внимание
вопросу
популяризации
шахматного образования, что отмечается в Программе развития шахмат в Российской
Федерации на 2011-2018 годы. Ханты-Мансийский округ за сравнительно короткий
срок вышел на первые позиции по развитию шахматного образования.
В связи с этим одной из ключевых задач в системе образования является разработка
личностно – ориентированных разноуровневых программ обучения расширения
вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы»
Рабочая программа шахматного кружка «Шахматы для малышей» разработана
для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 8 лет, на 2018-2019,2019-2020
учебный год, определяет содержание и организацию образовательного процесса по
предмету «Шахматы».
Максимальная учебная нагрузка составляет 72 часа, в том числе:
в первом году обучения 36 часов;
во втором году обучения 36 часов.
При разработке программы использовались материалы следующих авторов, как:
В.В. Костров «Блокнот Шахматенка» (на каждого ребенка), И.Г. Сухин «Шахматы
полный
курс
для
детей. Тренажер
по
правилам
игры
и
развитию
логического
мышления», И.Г. Сухин «Шахматы для самых маленьких», В.В. Костров «Эта книга
научит
играть
в
шахматы
детей
и
родителей»,
В.Г.
Гришин
«Малыши
играют
в
шахматы».
На начальном этапе работы по данному направлению была проведена работа с
родителями (законными представителями)
где они были ознакомлены:
с опытом работы и советами шахматного тренера В.В. Кострова, по обучению
детей дошкольного возраста с шахматной игрой представленным в книге «Эта
книга научит играть в шахматы детей и родителей».
программой кружка «Шахматы для малышей».
При
знакомстве
с
шахматными
фигурами
дети
играют
с
ними,
исследуют
их,
фантазируют.
На
занятиях
с
детьми
и
в
свободной
деятельности
использую
дидактические
игры
–
задания,
такие
как:
«Куча
мала»,
«Волшебный
мешочек»,
«Пирамида»,
«Чего
не
стало»,
«Что
изменилось»
и
т.д.
Шахматные
фигуры
в
театрализованной деятельности использовались в качестве героев сказок «Шахматный
Колобок», «Шахматная репка», «Шахматный теремок».
За прошедшие полгода обучения, дети научились различать и называть шахматные
фигуры, расставлять на шахматной доске начальную позицию, находить ошибки в
расстановке
шахматных
фигур,
освоили
такие
понятия
как:
«горизонталь»,
«вертикаль», «диагональ», «шах», «ходы и взятие фигур», «три защиты от шаха».
Научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. В свободной
деятельности
чаще
стали
проводить
время
за
игрой
в
шахматы.
Расширению
кругозора детей способствовало знакомство детей с историей шахмат. Трое детей
группы приняли участия в онлайн викторине «Шахматам для дошкольников», где
заняли призовые места.