Автор: Федорова Гузель Ильшатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 173
Населённый пункт: город Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Художественная деятельность как средство эстетического развития дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Художественная деятельность как средство эстетического развития
дошкольников
Художественно-эстетическое развитие в ДОУ направлено на формирование
вкуса прекрасного в детях и желания создавать собственные произведения
искусства
Детство — жизненный период, в котором закладываются основные
черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и
явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте.
Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторонне
развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому
пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои
идеи в творческом ключе. Художественные и эстетические качества являются
качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства
прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит
постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими
исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру
художественных образов благотворно влияет на формирование
мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой
деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на
прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений,
простые эксперименты с красками и пластичной массой. Для того чтобы
ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны
помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных
моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей
направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных,
звуковых. Цель художественно-эстетического развития дошкольников —
формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также
способности к творчеству.
На прогулках дети учатся не просто
наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления —
они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают
героям, делают суждения об их поступках. Рассматривая картины, статуэтки
и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности
цветопередачи, формы, текстуры. После прослушивания музыкальных
композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они
испытали: мелодия была грустная или весёлая. Ребёнок восприимчив и
желает творить, он пробует передать своё видение визуальных объектов на
бумаге, импровизирует в танце, изображая те чувства, которые вызывает в
нём звучащая мелодия.
Задачи художественно-эстетического развития
Приобретение теоретических знаний:
Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и
художественных образов.
Развитие интереса к мировой художественной культуре.
Формирование потребности в красоте.
Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
Формирование практических умений:
Развитие творческих способностей.
Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.
Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и
инструментами для создания художественных образов.
Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны
соблюдаться следующие условия:
построение работы в рамках художественно-эстетической
направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников;
развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами
искусства и окружающей действительности;
формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных
видов искусства;
ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными
культурными событиями в жизни города/посёлка;
приобщение к работе родителей;
посещение выставок, концертов, экспозиций;
если возможно, включение в программу региональной специфики
(народное декоративно-прикладное искусство);
создание насыщенной предметно-пространственной среды для
самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления;
организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в
холле учреждения.
Приёмы и методы эстетического воспитания
Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении
приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и
искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в
познавательную беседу с помощью художественного слова используется в
течение всего периода дошкольного образования. В старшей и
подготовительной группе применяются методы, требующие достаточного
уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов
искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников.
Формирование и совершенствование навыков художественного
творчества происходит посредством применения различных практических
приёмов. Дети 2–4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод
прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют.
Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод
пассивных движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого.
Например, на занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог
направляет его движения по листу бумаги. Воспитанники второй младшей и
средней группы активно расширяют представления о форме, размере,
структуре предметов. Перед выполнением практической работы по
изображению какого-либо объекта они максимально уточняют его
особенности методом обследования. Старшие дошкольники упражняются в
воспроизведении сюжетных сценок, активно пользуются образами
долгосрочной памяти, чтобы изобразить человека или животное в движении..
Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду
педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует
окружающую дошкольников среду (помещение, игрушки, предметы
интерьера), самостоятельную деятельность детей в различных режимных
моментах. Предметно-пространственная среда образуется в виде центров
познавательной и творческой активности:
Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин,
уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки,
посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово,
дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре
искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества
— за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся
инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и
картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель,
гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал
для украшения поделок.