Напоминание

Художественная деятельность как средство эстетического развития дошкольников


Автор: Федорова Гузель Ильшатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 173
Населённый пункт: город Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Художественная деятельность как средство эстетического развития дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Художественная деятельность как средство эстетического развития

дошкольников

Художественно-эстетическое развитие в ДОУ направлено на формирование

вкуса прекрасного в детях и желания создавать собственные произведения

искусства

Детство — жизненный период, в котором закладываются основные

черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и

явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте.

Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторонне

развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому

пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои

идеи в творческом ключе. Художественные и эстетические качества являются

качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства

прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит

постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими

исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру

художественных образов благотворно влияет на формирование

мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой

деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на

прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений,

простые эксперименты с красками и пластичной массой. Для того чтобы

ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны

помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных

моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей

направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных,

звуковых. Цель художественно-эстетического развития дошкольников —

формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также

способности к творчеству.

На прогулках дети учатся не просто

наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления —

они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают

героям, делают суждения об их поступках. Рассматривая картины, статуэтки

и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности

цветопередачи, формы, текстуры. После прослушивания музыкальных

композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они

испытали: мелодия была грустная или весёлая. Ребёнок восприимчив и

желает творить, он пробует передать своё видение визуальных объектов на

бумаге, импровизирует в танце, изображая те чувства, которые вызывает в

нём звучащая мелодия.

Задачи художественно-эстетического развития

Приобретение теоретических знаний:

Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и

художественных образов.

Развитие интереса к мировой художественной культуре.

Формирование потребности в красоте.

Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.

Формирование практических умений:

Развитие творческих способностей.

Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.

Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и

инструментами для создания художественных образов.

Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны

соблюдаться следующие условия:

построение работы в рамках художественно-эстетической

направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей

воспитанников;

развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами

искусства и окружающей действительности;

формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных

видов искусства;

ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными

культурными событиями в жизни города/посёлка;

приобщение к работе родителей;

посещение выставок, концертов, экспозиций;

если возможно, включение в программу региональной специфики

(народное декоративно-прикладное искусство);

создание насыщенной предметно-пространственной среды для

самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления;

организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в

холле учреждения.

Приёмы и методы эстетического воспитания

Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении

приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и

искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в

познавательную беседу с помощью художественного слова используется в

течение всего периода дошкольного образования. В старшей и

подготовительной группе применяются методы, требующие достаточного

уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов

искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников.

Формирование и совершенствование навыков художественного

творчества происходит посредством применения различных практических

приёмов. Дети 2–4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод

прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют.

Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод

пассивных движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого.

Например, на занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог

направляет его движения по листу бумаги. Воспитанники второй младшей и

средней группы активно расширяют представления о форме, размере,

структуре предметов. Перед выполнением практической работы по

изображению какого-либо объекта они максимально уточняют его

особенности методом обследования. Старшие дошкольники упражняются в

воспроизведении сюжетных сценок, активно пользуются образами

долгосрочной памяти, чтобы изобразить человека или животное в движении..

Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду

педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует

окружающую дошкольников среду (помещение, игрушки, предметы

интерьера), самостоятельную деятельность детей в различных режимных

моментах. Предметно-пространственная среда образуется в виде центров

познавательной и творческой активности:

Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин,

уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки,

посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово,

дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре

искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества

— за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся

инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и

картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель,

гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал

для украшения поделок.



В раздел образования