Автор: Попова Мария Алексеевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Хатырыкская СОШ им. М.К.Аммосова"
Населённый пункт: Намский район с.Столбы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Духовно - нравственного воспитания учащихся средних классов во внеурочной деятельности"
Раздел: среднее образование
Министерство образования РС(Я)
МУ «Управление Образования МО «Намский улус» РС(Я)»
МБОУ «Хатырыкская СОШ имени М.К.Аммосова»
Доклад
Тема: «Духовно-нравственного воспитания
учащихся средних классов во внеурочной деятельности»
Выполнил: учитель
математики и информатики
МБОУ «Хатырыкская СОШ им. М.К.Аммосова»
Попова Мария Алексеенва
2018 г.
Содержание:
Введение………………………………………………………………….…..3
Основные направления проекта…………………………………………….7
Условия реализации проекта………………………………………………..7
Результаты реализации проекта………………………………………….…8
Тематический план ………………………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………….13
Список использованной литературы………………………………….…..14
Приложение…………………………………………….…………………..15
Введение
Мы живем в XXI веке, в котором воспитания будет, как никогда будет
определять
уровень
жизни:
благосостояние
человека,
как
республики
в
целом, зависит от качества личного опыта, приобретенного в юные года. И
только воспитание, ориентированное на благополучие населения и развитие
гражданского общества, является качественным.
Воспитание гражданина начинается с любви к малой Родине – это к
дому, семье, школе, родине. Воспитание любви к самому близкому - это
основа из основ нравственно – патриотического воспитания, это первая и
самая
важная
ступень.
Школьник,
прежде
всего,
должен
осознать
себя
членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином
России
и
только
потом
-
жителем
планеты.
С
семьи
начинается
жизнь
человека,
здесь
происходит
формирование
его
как
гражданина.
Семья
-
источник
любви,
привязанности,
уважения,
то
на
чем
строится
любое
цивилизованное
общество.
Успех
патриотического
воспитания
во
многом
зависит
от
родителей,
от
семьи,
от
атмосферы,
которая
царит
в
семье.
Поэтому необходимо объединить усилия школы и семьи, чтобы достигнуть
успеха. Если в школьном возрасте, который является важнейшим периодом
становления личности, сформировано чувство патриотизма, то в школьный
период становится возможным то, что Сухомлинский В. К. определил, как
личное
отношение
к
Родине:
"желание,
духовный
порыв
утвердить
достоинство страны, ее величие, честь, славу, могущество". Задача классного
руководителя – сделать впечатления детей осмысленными, научить отбирать
из массы наблюдений главное.
Классный
руководитель
должен
обладать
особыми
личностными
качествами,
позволяющими
обеспечить
воспитывающий
характер
его
деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и
воспитанниками.
Эта
деятельность
представляет
собой
систему
диагностических,
проектирующих,
контрольно-аналитических
действий,
направленных
на
решение
задач
духовно-нравственного
воспитания
школьников.
Классный руководитель должен работать над решением следующих
стратегических задач:
- воспитывать духовность, гражданственность, патриотизм, трудолюбие через
включение
учащихся
в
систему
гражданско-патриотического
и
духовно-
нравственного воспитания;
- организовать и развивать ученический коллектив на принципах духовности
и нравственности;
- организовать внеурочную интеллектуально-познавательную деятельность,
работу по профориентации;
- изучать профессиональные интересы и склонности;
- создать условия для формирования у обучающихся здорового образа жизни
как залога духовно-нравственного воспитания;
-
укреплять
взаимодействие
семьи
и
школы
через
систему
совместных
мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия
духовно-нравственного воспитания школьников.
Организации
процесса
духовно-нравственного
во спит ания
способствует,
на
наш
взгляд,
осуществление
классным
руководителем
следующих основных функций:
-
создание
воспитывающей
духовно-нравственной
среды
(развитие
коллектива
класса,
взаимодействие
с
педагогическим
коллективом
и
внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с
родителями учащихся, создание предметной среды);
- стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного
воспитания;
-
организация
коллективной
творческой
деятельности
воспитанников,
реализуемой
в
многообразных
формах
воспитательной
работы
–
традиционных и творческих;
-
корректировка
индивидуального
пути
духовно-нравственного
развития
каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания,
дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.
Цель: содействие
духовно-нравственному
становлению
ученика,
его
подготовке к самостоятельной жизни, раскрытию подлинно человеческих
качеств личности ребёнка, приобщению к высшим духовно-нравственным
ценностям.
Задачи: создать условия для:
формирования
ценностного
отношения
к
обществу,
понимания
смысла
человеческого
существования
и
ценности
существования
других людей;
формирования
у
учащихся
понимания,
осознания
исторического
прошлого и будущего родного края;
развития способности жить на высоком культурном уровне, созидать
новые материальные ценности;
реализации креативных способностей учащихся;
развития потребности в реализации учащихся в учебной, досуговой
деятельности
и
готовности
к
полноценному,
свободному
самоопределению;
формирования
понимания
значимости
личностных
и
деловых
качеств во взаимоотношениях классного коллектива с сотрудниками
учебного заведения, преемственность семьи с классом.
Новизна и актуальность проекта:
Как
сказали,
мы
живем
в
XXI
веке,
где
быстро
развивается
коммуникация и все большее мобильность. В окружающем мире мы видим
огрубелость чувств, различные проявления эмоциональной ограниченности,
жестокость,
агрессивность,
замкнутость
на
собственных
интересах.
Все
проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе. Что ни день,
общественное
мнение
потрясает
информация
об
очередном
злодеянии,
совершенном несовершеннолетними. Дети с утра до вечера впитывают в себя
сюжеты, переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через
средства
массовой
информации,
компьютерные
игры,
произведения
современной популярной музыки. Возрастает количество детей, пробующих
сигареты,
наркотики
и
алкоголь.
Поэтому
в
школе
с
средних
классов
необходимо проводить регулярную работу по всестороннему воспитанию
учащихся: объяснять нормы и правила поведения в обществе, устраивать
игры
и
соревнования,
направленные
на
формирование
здорового
образа
жизни.
Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями
этнокультурных
традиций
своего
народа,
необходимо
их
познакомить,
убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку
следовать
им.
Данный
проект
предполагает,
не
перегружая
учащихся
дополнительными умственными занятиями, выработать стремление к
сохранению и распространению национальной культуры среди
учащихся; организовать воспитательную работу так, чтобы учащиеся
знали свои права, обязанности, любили свою родину, гордились тем, что они
граждане
России.
Этот
проект
воспитательной
работы
поможет
сформировать у учащихся потребность заботиться об окружающих людях,
природе, о животных, даст возможность для самостоятельной деятельности
и творческой самореализации. Кроме того, должен помочь сформировать
потребность в здоровом образе жизни.
Основные направления проекта
Воспитание нравственности
Целью этого направления является обучение учащихся пониманию
смысла существования на основе общечеловеческих ценностей,
формирование понимания исторического прошлого и будущего родной
страны и осознания своей непосредственной роли в её судьбе; создание
оптимальных условий для развития и реализации интеллектуальных
способностей и развития навыков рационального мышления.
Семья
Цель данного направления – формирование у учащихся устойчиво
положительного отношения к институту семьи как к одной из основных
составляющих успешной самореализации личности в обществе.
Здоровый образ жизни
Цель направления – формирование и развитие у учащихся потребности
в здоровом образе жизни как важнейшего компонента гармонично
развитой личности.
Условия реализации проекта
Реализация программы предполагает сотрудничество с педагогическим
коллективом школы, музеем и другими социальными организациями. Для
создания оптимального психологического пространства особое значение в
рамках реализации программы имеет активное взаимодействие с родителями.
Важным элементом программы являются относительно небольшие и
финансовые материальные затраты. С целью реализации программы духовно-
нравственного
воспитания
учащихся
необходимо
наличие
методической
базы:
методической
и
психологической
литературы
по
теме,
аудио-
и
видеотеки, репродукции и т.д.
Результаты реализации проекта
Одним
из
важнейших
результатов
реализации
данной
программы
является
гармонично
развитая,
высоко
духовная
личность
школьника,
способного к самоадаптации и самореализации собственных способностей.
Ученик
ощущает
себя
полноценной
личностью,
востребованной
социумом, и обладает такими личностно значимыми качествами, как развитая
политическая
и
правовая
культура,
высокий
интеллектуальный
уровень,
способность к самореализации и самоопределению, потребность в здоровом
образе жизни коммуникативные умения, культура поведения. Содержание
каждого
из
обозначенных
направлений
раскрывается
в
разнообразных
формах
работы
с
классом,
родителями
обучающихся,
объединённых
определённой тематикой.
Тематический план
№
п/п
Тема
Основное содержание
Формы работы
1
“Подари
радость”
- прекрасное в жизни
человека;
- милосердие;
- правила человеческого
общежития
1. Акции “Забота”, “Помоги
собраться в школу”,
“Подари человеку радость”
и т.д.
2. Праздничная программа
для жителей села, встреча с
ветеранами Великой
Отечественной войны и
труда ко Дню пожилого
человека;
3. Деловая игра “Школа
добрых дел”.
4. Праздничная программа
ко Дню Матери и др.
2
“Ты, и твое
будущее”
- оказания в
профориентационной
поддержки учащихся
- анализ своих
возможностей и
способностей
- формула выбора
профессий
1. Беседа «Профессии
наших родителей»,
«Словарь профессий»
2. Тренинг «Мое будущее –
в моих руках»
3. «Деловая игра»
4. Анкетирование, опрос
«Выбор профессии»
4. Выставка работ Мои
достижения«»
3
“Мои права и
обязанности”
- формирование
представления о
гражданском долге;
- моральный закон
каждого;
- добро и зло в жизни
человека;
1. Беседа «Права ребенка»,
«Устав школы»,
«Гражданский долг»
2. Тест, беседа “В силах ли я
искоренить зло в самом
себе?”.
4
“Уроки
благочестия”
- пояснение значения таких
понятий, как уважение,
авторитет, почтение к
старшему поколению;
- формирование
представления о призвании
и воспитании души, о
милости, радости и
благодарении души
1. Беседа «Старших нужно
уважать», Нравственная
беседа «Что такое хорошо,
что такое плохо»
2. Акция «Помоги бабушке
и дедушке»
3. Диспут “Человек – это
возможность” (о борьбе со
своими грехами)
4.Экскурсия в музей им.
М.К.Аммосова
5. Игра «Ангел- хранитель»
5
“Семья”
- семейный союз;
- правила жизни в семье;
- примеры родительской
любви;
-Строгой, Разумной,
Уважающей
1. Тест “Родители – моя
опора”.
2. Выставка работ
“Генеалогическое древо”.
3. Деловая игра «Семейный
корабль под названием
«Счастье»
4. Конкурс сочинений «Моя
семья»
5. Круглый стол с
родителями «Семейные
традиции»
6
“Дружба и
умения быть
другом”
- воспитание добрых
качеств, умения дружить и
бережно относиться друг к
другу.
- раскрыть личностную и
социальную значимость
дружбы и товарищества
как высших человеческих
чувств.
- воспитывать культуру
чувств.
1. Беседа «Друг - это тот,
кто», «Правила дружбы»
3. Ролевая игра “Я, ты, он,
она- вместе дружная семья”.
4. Конкурс «Я и мой друг»
5. Анкетирование
7
“Здоровый
- правила поведения в
1. Встреча с педиатром.
образ жизни”
местах общественного
пользования;
- правила собственной
безопасности;
как не стать жертвой
преступления;
- духовное и физическое
здоровье;
- вредные привычки
3. Деловая игра “Как
обеспечить свою
безопасность?”.
4. Диспут «Решение
нестандартных ситуаций».
5. Беседа-тест “Здоровый
образ жизни”.
6. Деловая игра “Вредные
привычки – за и против”.
7. Киносеанс “Это важно
знать!”.
8
“Моя Родина”
- патриотическое и
гражданское воспитание;
- понятие патриотизма
- Суверенитет РС(Я)
1. Беседа-размышление “С
чего начинается Родина?”.
2. Диалог-размышление
“Что такое патриотизм и
гражданственность”.
3. Деловая игра “Я
гражданин России”.
4. Музейный урок
9
“Конфликт и
пути его
преодоления”
- конфликты, типы их
разрешения;
- культура общения;
- почему возникают ссоры
1. Беседа «Конфликты, типы
их разрешения»;
2. Беседа (тест)
“Конфликтный человек”.
3. Продуктивная игра
“Договор”.
4. Квест игра “Выход из
ситуации”.
10 “Эйкос»
- экологическое
просвещение учащихся;
- проблемы экологической
безопасности
1. Экологические операции.
2. Круглый стол по
проблемам экологии.
3. Беседа (тест) “Я
экологически воспитан…”
11 “Труд и
деньги”
- деньги как общественный
эквивалент;
- роль труда в жизни
человека;
- нравственные нормы в
мире денежных отношений
1. Беседа-тест “Что для меня
деньги”.
2. Деловая игра “Труд в
жизни человека”.
3. Деловая игра “Аукцион
человеческих качеств”.
В течение года был проведён ряд наблюдений и мероприятий, которые
позволили
определить
уровень
воспитанности
учащихся,
их
интересы,
а
также психологический климат в коллективе. Так, результаты тестирования
показали, что уровень самооценки у 7 % учеников занижен, у 14% учеников
завышен, 79% имеют адекватный уровень. Такие всесторонние исследования
членов классного коллектива позволяют увидеть полный психологический
портрет
класса,
так
как
только
знание
реального
положения
дел
в
совокупности
с
методичным
процессом
реализации
программы
помогает
получить спрогнозированный результат.
Заключение
В настоящее время особенно важно помочь подрастающему поколению
выбрать
незыблемые
жизненные
ориентиры,
сформировать
чёткое
мировоззрение,
основанное
на
высоком
нравственном
идеале.
В
представленной программе и методических рекомендациях сделана попытка
выполнить эту задачу.
Реализация Программы деятельности классного руководителя по духовно-
нравственному
воспитанию
обучающихся
предъявляет
сегодня
целый
комплекс
высоких
профессиональных
требований.
На
наш
взгляд,
воспитатель – профессионал должен:
1.
Способствовать интеллектуальному развитию учащихся через
рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности.
2.
Создавать благоприятные условия для самореализации учащихся, для
развития их креативности через организацию разнообразных форм
жизнедеятельности детского коллектива.
3.
Способствовать созданию эмоционально комфортной психологической
атмосферы через организацию индивидуальных и коллективных форм
сотрудничества, а также через создание ситуации успеха.
4.
Способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному
самоопределению через организацию самоуправления и различные
формы общественно-значимой деятельности.
5.
Предложенный вариант Программы “Духовно-нравственное
воспитание старшеклассников во внеурочное время” отнюдь не догма, а
канва, на которой каждый, работающий с подростками, может создать
свой рисунок, свою модель, главное – всегда есть с чего начать, а что
делать каждому воспитателю – практику подскажет желание помочь
нашим детям стать чище, добрее, честнее, совестливее.
Список использованной литературы
1.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы
[Текст] / Ю.П.Азаров. - М.: Аргументы и факты.1993.
2.
Силантьева Н.Д.. Личностно-ориентированное обучение. [Текст]/
Силантьева Н.Д – Намцы.: 2006
3.
Казанский, О.А. Игры в самих себя [Текст]/О.А.Казанский. -М.: 1995.
4.
От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей.
[Текст]/ Под ред. Бруднова А.К. –М., 2000.
5.
Плинер Я.Г., Бухвалов В.А., Воспитание личности в коллективе
[Текст]/Я.Г.Плинер, В.А.Бухвалов. –М.: 2000.
6.
Шмаков С.А. Её величество игра [Текст]/С.А.Шмаков. – М.: Магистр,
1992.
7.
Журнал «Народное образование Якутия» №2, 2013г./ [Текст]
8.
Журнал «Народное образование Якутия» №1, 2014г./ [Текст]
9.
Журнал «Народное образование Якутия» №5, 2018г./ [Текст]
10.Интернет ресурсы
Приложение