Напоминание

"Духовно - нравственного воспитания учащихся средних классов во внеурочной деятельности"


Автор: Попова Мария Алексеевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Хатырыкская СОШ им. М.К.Аммосова"
Населённый пункт: Намский район с.Столбы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Духовно - нравственного воспитания учащихся средних классов во внеурочной деятельности"
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования РС(Я)

МУ «Управление Образования МО «Намский улус» РС(Я)»

МБОУ «Хатырыкская СОШ имени М.К.Аммосова»

Доклад

Тема: «Духовно-нравственного воспитания

учащихся средних классов во внеурочной деятельности»

Выполнил: учитель

математики и информатики

МБОУ «Хатырыкская СОШ им. М.К.Аммосова»

Попова Мария Алексеенва

2018 г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………….…..3

Основные направления проекта…………………………………………….7

Условия реализации проекта………………………………………………..7

Результаты реализации проекта………………………………………….…8

Тематический план ………………………………………………………….8

Заключение………………………………………………………………….13

Список использованной литературы………………………………….…..14

Приложение…………………………………………….…………………..15

Введение

Мы живем в XXI веке, в котором воспитания будет, как никогда будет

определять

уровень

жизни:

благосостояние

человека,

как

республики

в

целом, зависит от качества личного опыта, приобретенного в юные года. И

только воспитание, ориентированное на благополучие населения и развитие

гражданского общества, является качественным.

Воспитание гражданина начинается с любви к малой Родине – это к

дому, семье, школе, родине. Воспитание любви к самому близкому - это

основа из основ нравственно – патриотического воспитания, это первая и

самая

важная

ступень.

Школьник,

прежде

всего,

должен

осознать

себя

членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином

России

и

только

потом

-

жителем

планеты.

С

семьи

начинается

жизнь

человека,

здесь

происходит

формирование

его

как

гражданина.

Семья

-

источник

любви,

привязанности,

уважения,

то

на

чем

строится

любое

цивилизованное

общество.

Успех

патриотического

воспитания

во

многом

зависит

от

родителей,

от

семьи,

от

атмосферы,

которая

царит

в

семье.

Поэтому необходимо объединить усилия школы и семьи, чтобы достигнуть

успеха. Если в школьном возрасте, который является важнейшим периодом

становления личности, сформировано чувство патриотизма, то в школьный

период становится возможным то, что Сухомлинский В. К. определил, как

личное

отношение

к

Родине:

"желание,

духовный

порыв

утвердить

достоинство страны, ее величие, честь, славу, могущество". Задача классного

руководителя – сделать впечатления детей осмысленными, научить отбирать

из массы наблюдений главное.

Классный

руководитель

должен

обладать

особыми

личностными

качествами,

позволяющими

обеспечить

воспитывающий

характер

его

деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и

воспитанниками.

Эта

деятельность

представляет

собой

систему

диагностических,

проектирующих,

контрольно-аналитических

действий,

направленных

на

решение

задач

духовно-нравственного

воспитания

школьников.

Классный руководитель должен работать над решением следующих

стратегических задач:

- воспитывать духовность, гражданственность, патриотизм, трудолюбие через

включение

учащихся

в

систему

гражданско-патриотического

и

духовно-

нравственного воспитания;

- организовать и развивать ученический коллектив на принципах духовности

и нравственности;

- организовать внеурочную интеллектуально-познавательную деятельность,

работу по профориентации;

- изучать профессиональные интересы и склонности;

- создать условия для формирования у обучающихся здорового образа жизни

как залога духовно-нравственного воспитания;

-

укреплять

взаимодействие

семьи

и

школы

через

систему

совместных

мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия

духовно-нравственного воспитания школьников.

Организации

процесса

духовно-нравственного

во спит ания

способствует,

на

наш

взгляд,

осуществление

классным

руководителем

следующих основных функций:

-

создание

воспитывающей

духовно-нравственной

среды

(развитие

коллектива

класса,

взаимодействие

с

педагогическим

коллективом

и

внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с

родителями учащихся, создание предметной среды);

- стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного

воспитания;

-

организация

коллективной

творческой

деятельности

воспитанников,

реализуемой

в

многообразных

формах

воспитательной

работы

традиционных и творческих;

-

корректировка

индивидуального

пути

духовно-нравственного

развития

каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания,

дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.

Цель: содействие

духовно-нравственному

становлению

ученика,

его

подготовке к самостоятельной жизни, раскрытию подлинно человеческих

качеств личности ребёнка, приобщению к высшим духовно-нравственным

ценностям.

Задачи: создать условия для:

формирования

ценностного

отношения

к

обществу,

понимания

смысла

человеческого

существования

и

ценности

существования

других людей;

формирования

у

учащихся

понимания,

осознания

исторического

прошлого и будущего родного края;

развития способности жить на высоком культурном уровне, созидать

новые материальные ценности;

реализации креативных способностей учащихся;

развития потребности в реализации учащихся в учебной, досуговой

деятельности

и

готовности

к

полноценному,

свободному

самоопределению;

формирования

понимания

значимости

личностных

и

деловых

качеств во взаимоотношениях классного коллектива с сотрудниками

учебного заведения, преемственность семьи с классом.

Новизна и актуальность проекта:

Как

сказали,

мы

живем

в

XXI

веке,

где

быстро

развивается

коммуникация и все большее мобильность. В окружающем мире мы видим

огрубелость чувств, различные проявления эмоциональной ограниченности,

жестокость,

агрессивность,

замкнутость

на

собственных

интересах.

Все

проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе. Что ни день,

общественное

мнение

потрясает

информация

об

очередном

злодеянии,

совершенном несовершеннолетними. Дети с утра до вечера впитывают в себя

сюжеты, переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через

средства

массовой

информации,

компьютерные

игры,

произведения

современной популярной музыки. Возрастает количество детей, пробующих

сигареты,

наркотики

и

алкоголь.

Поэтому

в

школе

с

средних

классов

необходимо проводить регулярную работу по всестороннему воспитанию

учащихся: объяснять нормы и правила поведения в обществе, устраивать

игры

и

соревнования,

направленные

на

формирование

здорового

образа

жизни.

Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями

этнокультурных

традиций

своего

народа,

необходимо

их

познакомить,

убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку

следовать

им.

Данный

проект

предполагает,

не

перегружая

учащихся

дополнительными умственными занятиями, выработать стремление к

сохранению и распространению национальной культуры среди

учащихся; организовать воспитательную работу так, чтобы учащиеся

знали свои права, обязанности, любили свою родину, гордились тем, что они

граждане

России.

Этот

проект

воспитательной

работы

поможет

сформировать у учащихся потребность заботиться об окружающих людях,

природе, о животных, даст возможность для самостоятельной деятельности

и творческой самореализации. Кроме того, должен помочь сформировать

потребность в здоровом образе жизни.

Основные направления проекта

Воспитание нравственности

Целью этого направления является обучение учащихся пониманию

смысла существования на основе общечеловеческих ценностей,

формирование понимания исторического прошлого и будущего родной

страны и осознания своей непосредственной роли в её судьбе; создание

оптимальных условий для развития и реализации интеллектуальных

способностей и развития навыков рационального мышления.

Семья

Цель данного направления – формирование у учащихся устойчиво

положительного отношения к институту семьи как к одной из основных

составляющих успешной самореализации личности в обществе.

Здоровый образ жизни

Цель направления – формирование и развитие у учащихся потребности

в здоровом образе жизни как важнейшего компонента гармонично

развитой личности.

Условия реализации проекта

Реализация программы предполагает сотрудничество с педагогическим

коллективом школы, музеем и другими социальными организациями. Для

создания оптимального психологического пространства особое значение в

рамках реализации программы имеет активное взаимодействие с родителями.

Важным элементом программы являются относительно небольшие и

финансовые материальные затраты. С целью реализации программы духовно-

нравственного

воспитания

учащихся

необходимо

наличие

методической

базы:

методической

и

психологической

литературы

по

теме,

аудио-

и

видеотеки, репродукции и т.д.

Результаты реализации проекта

Одним

из

важнейших

результатов

реализации

данной

программы

является

гармонично

развитая,

высоко

духовная

личность

школьника,

способного к самоадаптации и самореализации собственных способностей.

Ученик

ощущает

себя

полноценной

личностью,

востребованной

социумом, и обладает такими личностно значимыми качествами, как развитая

политическая

и

правовая

культура,

высокий

интеллектуальный

уровень,

способность к самореализации и самоопределению, потребность в здоровом

образе жизни коммуникативные умения, культура поведения. Содержание

каждого

из

обозначенных

направлений

раскрывается

в

разнообразных

формах

работы

с

классом,

родителями

обучающихся,

объединённых

определённой тематикой.

Тематический план

п/п

Тема

Основное содержание

Формы работы

1

“Подари

радость”

- прекрасное в жизни

человека;

- милосердие;

- правила человеческого

общежития

1. Акции “Забота”, “Помоги

собраться в школу”,

“Подари человеку радость”

и т.д.

2. Праздничная программа

для жителей села, встреча с

ветеранами Великой

Отечественной войны и

труда ко Дню пожилого

человека;

3. Деловая игра “Школа

добрых дел”.

4. Праздничная программа

ко Дню Матери и др.

2

“Ты, и твое

будущее”

- оказания в

профориентационной

поддержки учащихся

- анализ своих

возможностей и

способностей

- формула выбора

профессий

1. Беседа «Профессии

наших родителей»,

«Словарь профессий»

2. Тренинг «Мое будущее –

в моих руках»

3. «Деловая игра»

4. Анкетирование, опрос

«Выбор профессии»

4. Выставка работ Мои

достижения«»

3

“Мои права и

обязанности”

- формирование

представления о

гражданском долге;

- моральный закон

каждого;

- добро и зло в жизни

человека;

1. Беседа «Права ребенка»,

«Устав школы»,

«Гражданский долг»

2. Тест, беседа “В силах ли я

искоренить зло в самом

себе?”.

4

“Уроки

благочестия”

- пояснение значения таких

понятий, как уважение,

авторитет, почтение к

старшему поколению;

- формирование

представления о призвании

и воспитании души, о

милости, радости и

благодарении души

1. Беседа «Старших нужно

уважать», Нравственная

беседа «Что такое хорошо,

что такое плохо»

2. Акция «Помоги бабушке

и дедушке»

3. Диспут “Человек – это

возможность” (о борьбе со

своими грехами)

4.Экскурсия в музей им.

М.К.Аммосова

5. Игра «Ангел- хранитель»

5

“Семья”

- семейный союз;

- правила жизни в семье;

- примеры родительской

любви;

-Строгой, Разумной,

Уважающей

1. Тест “Родители – моя

опора”.

2. Выставка работ

“Генеалогическое древо”.

3. Деловая игра «Семейный

корабль под названием

«Счастье»

4. Конкурс сочинений «Моя

семья»

5. Круглый стол с

родителями «Семейные

традиции»

6

“Дружба и

умения быть

другом”

- воспитание добрых

качеств, умения дружить и

бережно относиться друг к

другу.

- раскрыть личностную и

социальную значимость

дружбы и товарищества

как высших человеческих

чувств.

- воспитывать культуру

чувств.

1. Беседа «Друг - это тот,

кто», «Правила дружбы»

3. Ролевая игра “Я, ты, он,

она- вместе дружная семья”.

4. Конкурс «Я и мой друг»

5. Анкетирование

7

“Здоровый

- правила поведения в

1. Встреча с педиатром.

образ жизни”

местах общественного

пользования;

- правила собственной

безопасности;

как не стать жертвой

преступления;

- духовное и физическое

здоровье;

- вредные привычки

3. Деловая игра “Как

обеспечить свою

безопасность?”.

4. Диспут «Решение

нестандартных ситуаций».

5. Беседа-тест “Здоровый

образ жизни”.

6. Деловая игра “Вредные

привычки – за и против”.

7. Киносеанс “Это важно

знать!”.

8

“Моя Родина”

- патриотическое и

гражданское воспитание;

- понятие патриотизма

- Суверенитет РС(Я)

1. Беседа-размышление “С

чего начинается Родина?”.

2. Диалог-размышление

“Что такое патриотизм и

гражданственность”.

3. Деловая игра “Я

гражданин России”.

4. Музейный урок

9

“Конфликт и

пути его

преодоления”

- конфликты, типы их

разрешения;

- культура общения;

- почему возникают ссоры

1. Беседа «Конфликты, типы

их разрешения»;

2. Беседа (тест)

“Конфликтный человек”.

3. Продуктивная игра

“Договор”.

4. Квест игра “Выход из

ситуации”.

10 “Эйкос»

- экологическое

просвещение учащихся;

- проблемы экологической

безопасности

1. Экологические операции.

2. Круглый стол по

проблемам экологии.

3. Беседа (тест) “Я

экологически воспитан…”

11 “Труд и

деньги”

- деньги как общественный

эквивалент;

- роль труда в жизни

человека;

- нравственные нормы в

мире денежных отношений

1. Беседа-тест “Что для меня

деньги”.

2. Деловая игра “Труд в

жизни человека”.

3. Деловая игра “Аукцион

человеческих качеств”.

В течение года был проведён ряд наблюдений и мероприятий, которые

позволили

определить

уровень

воспитанности

учащихся,

их

интересы,

а

также психологический климат в коллективе. Так, результаты тестирования

показали, что уровень самооценки у 7 % учеников занижен, у 14% учеников

завышен, 79% имеют адекватный уровень. Такие всесторонние исследования

членов классного коллектива позволяют увидеть полный психологический

портрет

класса,

так

как

только

знание

реального

положения

дел

в

совокупности

с

методичным

процессом

реализации

программы

помогает

получить спрогнозированный результат.

Заключение

В настоящее время особенно важно помочь подрастающему поколению

выбрать

незыблемые

жизненные

ориентиры,

сформировать

чёткое

мировоззрение,

основанное

на

высоком

нравственном

идеале.

В

представленной программе и методических рекомендациях сделана попытка

выполнить эту задачу.

Реализация Программы деятельности классного руководителя по духовно-

нравственному

воспитанию

обучающихся

предъявляет

сегодня

целый

комплекс

высоких

профессиональных

требований.

На

наш

взгляд,

воспитатель – профессионал должен:

1.

Способствовать интеллектуальному развитию учащихся через

рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности.

2.

Создавать благоприятные условия для самореализации учащихся, для

развития их креативности через организацию разнообразных форм

жизнедеятельности детского коллектива.

3.

Способствовать созданию эмоционально комфортной психологической

атмосферы через организацию индивидуальных и коллективных форм

сотрудничества, а также через создание ситуации успеха.

4.

Способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному

самоопределению через организацию самоуправления и различные

формы общественно-значимой деятельности.

5.

Предложенный вариант Программы “Духовно-нравственное

воспитание старшеклассников во внеурочное время” отнюдь не догма, а

канва, на которой каждый, работающий с подростками, может создать

свой рисунок, свою модель, главное – всегда есть с чего начать, а что

делать каждому воспитателю – практику подскажет желание помочь

нашим детям стать чище, добрее, честнее, совестливее.

Список использованной литературы

1.

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы

[Текст] / Ю.П.Азаров. - М.: Аргументы и факты.1993.

2.

Силантьева Н.Д.. Личностно-ориентированное обучение. [Текст]/

Силантьева Н.Д – Намцы.: 2006

3.

Казанский, О.А. Игры в самих себя [Текст]/О.А.Казанский. -М.: 1995.

4.

От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей.

[Текст]/ Под ред. Бруднова А.К. –М., 2000.

5.

Плинер Я.Г., Бухвалов В.А., Воспитание личности в коллективе

[Текст]/Я.Г.Плинер, В.А.Бухвалов. –М.: 2000.

6.

Шмаков С.А. Её величество игра [Текст]/С.А.Шмаков. – М.: Магистр,

1992.

7.

Журнал «Народное образование Якутия» №2, 2013г./ [Текст]

8.

Журнал «Народное образование Якутия» №1, 2014г./ [Текст]

9.

Журнал «Народное образование Якутия» №5, 2018г./ [Текст]

10.Интернет ресурсы

Приложение



В раздел образования