Напоминание

Методы развития творческой активности младших школьников


Автор: Чаннова Алина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Арефинская СОШ
Населённый пункт: с.Арефино Вачского района Нижегородской области
Наименование материала: Статья
Тема: Методы развития творческой активности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




«Методы развития творческой активности младших школьников»

Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно

увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области

содержания, которое направлено на развитие творческого мышления

учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении

определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс

обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика,

формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой

познавательной и общественно-трудовой деятельности.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю развитию

творческой активности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности,

так как в ней имеются большие возможности для развития творческой,

разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать,

опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а

так же на собственное педагогическое творчество.

Творческая активность может быть определена как целостность, для которой

характерно множество её проявлений:

единство внутренней и внешней творческой активности;

взаимная обусловленность мотивационного и оперативного компонентов;

воображение и продуктивное мышление как основа единого исполнительного

механизма психической творческой активности (Л. С. Выготский);

включённость поисковой активности вследствие того, что результат

творчества не задан изначально.

Целью моей деятельности является создание условий для развития активной

творческой личности школьников.

Благоприятными условиями для формирования творческих способностей

младших школьников является практическая деятельность в дидактической

системе Л. В.Занкова.

Система Л.В. Занкова привлекает меня тем, что: она полностью совпадает с

одной из приоритетных задач современной школы: "создание необходимых

полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка,

формирование активной жизненной позиции, субъектности в учебном процессе";

обеспечивает широту знаний и прочность навыков обучающихся; позволяет

слить обучение и воспитание в единый процесс; делает работу учителя

творческой; даёт возможность всем детям без исключения проявить и раскрыть

свои способности, творческий потенциал, подразумевающий высокую

социализацию в будущем; и, наконец, система общего развития Л.В. Занкова

выходит на главный результат образования, сформулированный в

Государственном образовательном стандарте.

В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному

накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были

путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Для формирования творческой деятельности школьника

необходима система. Что составляет систему творческой деятельности в

начальной школе?

Это воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для

творческой деятельности. Для творчества нужны воля, умение преодолевать

свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую

очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир

эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы. Творчество

можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического

развития личности школьника.

Среди разнообразных средств развития творческой активности младших

школьников особое место занимают уроки литературного чтения в начальных

классах. Количество недельных часов, выделенных на обучение литературному

чтению, является недостаточным для формирования интереса к чтению и как к

процессу, и как к источнику знаний. Я нашла решение этой проблемы с помощью

интегрированного курса по литературному краеведению «Нижегородская

сторона».

Этот курс органично интегрируется с содержанием всех учебных предметов. Я

считаю, что развитие творческих способностей младших школьников на уроках

чтения будет эффективно, если:

- создаётся подлинно творческая атмосфера, способствующая свободному

проявлению творческого мышления ребенка;

- обеспечивается включение младших школьников в творческую

деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;

- осуществляется выбор форм и методов развития творческих способностей;

Одним из важных способов развития творческих способностей в начальной

школе является включение младших школьников в совместную творческую

деятельность во внеурочное время.

Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе

творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная

позиция в дальнейшем. Работа во внеурочной деятельности способствует

воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное

партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины;

способности к методической работе и самоорганизации.

Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших

школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития

творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен

зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью

использовалась диагностика, осуществляемая с помощью использования

различных методов исследования. Исследование проводилось по определенным

критериям (когнитивный, мотивационно – потребностный, деятельностный).

Данное исследование показало рост творческой активности у обучающихся.

2 класс

3 класс

4 класс

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

43%

57%

70%

36%

36%

30%

21%

7%

0%

высокий

средний

низкий

Раскрытие и развитие творческих способностей учащихся осуществляется не

периодически, а систематически, что стимулирует интерес учащихся к

определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой

знаний и через творческую деятельность, предусматривающим решение этих

проблем, умение практически применять полученные знания, развитие

творческого мышления.

И уже в 4 классе виден результат этого труда:

-повысилось качество знаний;

-обучающиеся активно принимают участие в предметных олимпиадах и

конкурсах различного уровня, зачастую становясь их победителями и призёрами;

- обучающимися создано много творческих работ, реализовано социальных и

выполнено исследовательских проектов;

Результаты педагогической работы позволили сделать вывод о том, что

применение данной системы по развитию творческих способностей младших

школьников на уроках литературного чтения и во внеучебной деятельности

способствует развитию не только творческого потенциала детей, но и

приобретению ими духовно – нравственного опыта.



В раздел образования