Автор: Прибыткова Екатерина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа №3"
Населённый пункт: г.Каргополь
Наименование материала: статья
Тема: Развитие исследовательских умений у младших школьников.
Раздел: начальное образование
Развитие исследовательских умений у младших школьников.
Не уметь хорошо выражать свои мысли — недостаток; но не иметь
самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли
вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний. К.Д.Ушинский.
Вопрос о том, чему и как учить ребёнка, совсем не новый. Но именно
сейчас он стоит особенно остро. Это связано с тем, что скорость происходящих
в человеческом обществе изменений превышает возможности изменения самого
человека.
Информационные
нагрузки,
с
которыми
приходится
иметь
дело
современному человеку, в том числе и ребёнку, предполагают появление новых
подходов
в
системе
образования.
С
этой
точки
зрения,
появление
ФГОС
закономерно, как и новой задачи образования: формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность
к саморазвитию и самосовершенствованию.
Одним
из
наиболее
эффективных
средств
достижения
обозначенного
результата, на наш взгляд, является воспитание исследовательского поведения.
Всем известно, что детская потребность в исследовании окружающего мира
обусловлена биологически, поэтому каждый ребёнок стремится наблюдать и
экспериментировать, добывать всё новые и новые сведения об окружающем
мире. Поиск ответов на непрерывно возникающие вопросы – естественное
состояние
ребёнка.
Именно
это
стремление
и
должно
стать
основой
для
дальнейшего развития каждого школьника. Какие же умения способствуют
воспитанию исследовательского поведения.
Под общими исследовательскими умениями и навыками А. И. Савенков
предлагает понимать следующие:
-умение видеть проблемы;
-умение задавать вопросы;
-умение выдвигать гипотезы;
-умение давать определение понятиям;
-умение классифицировать;
-умения и навыки наблюдения;
-умения и навыки проведения экспериментов;
-умение делать выводы и умозаключения;
-умения и навыки структурирования материала;
-умения и навыки работы с текстом;
-умение доказывать и защищать свои идеи.
По мнению А. И. Савенкова, овладение этими важными когнитивными
инструментами – залог успешности познавательной деятельности детей.
Одним из эффективных способов развития исследовательских умений является
применение проблемно – исследовательского метода в преподавании. Смысл
метода заключается в моделировании естественного мыслительного процесса,
начинающегося
с
возникновения
вопроса
и
завершающегося
нахождением
ответа, решением возникшей проблемы. Это значит, что такой метод позволяет
развивать практически любые мыслительные и в том числе исследовательские
умения. Дети в конечном итоге приобретают умение учиться не только в школе,
но и в течение всей жизни.
Приведём некоторые приёмы развития исследовательских умений.
1.Умение видеть проблему.
Урок русского языка. Тема «Несклоняемые имена существительные»
Для
создания
проблемной
ситуации
предлагается
проанализировать
имена
существительные, определить род (осенью, метро, кенгуру, глазки, кофе).
Какие
слова
вызвали
затруднения?
Почему?
Каким
будет
главный
вопрос
исследования?
Как
определить
род
несклоняемых
существительных?
Что
делать, если сомневаешься, какого рода существительное? Как найти ответы на
вопросы?
2.Развитие умений выдвигать гипотезы.
Гипотеза – это предположение о возможном пути решения. В её основе ещё не
доказанное, первоначальное суждение о закономерной связи явлений, некое
предвидение возможного движения.
Литературное чтение. М.М.Пришвин «Ребята и утята»
На доске картинки, изображающие разных животных с детёнышами, мам с
детьми.
Можем ли мы разделить на две группы? По какому принципу? (животные и
люди). Что объединяет эти группы? Какая общая идея может их связывать?
Гипотеза: животные, как и люди, заботятся о своём потомстве.
Как вы думаете, можно ли найти подтверждение вашей гипотезы в рассказах
М.М.Пришвина?
Цель исследования: проверить предположение на основе изучения рассказа
М.М.Пришвина «Ребята и утята».
3. Развитие умений задавать вопросы.
Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы.
Дети очень любят задавать вопросы, и если их от этого систематически не
отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве.
Окружающий мир. Природные зоны.
Игра
«Угадай,
кто
ты?»
На
одного
из
учеников
«надевается»
карточка
с
изображением животного. Данный ученик не знает, кто он. Он задаёт вопросы
для выяснения. Другие дети отвечают односложно: «Да», «Нет», «Не может
быть». Схема: Я – птица? Млекопитающее? Рыба? и др. Я живу в водоёме? Я
летаю? и т.д.
Русский язык. Правила.
Игра «Угадай, о чем спросили».
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не
читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает
на
него.
Например,
на
карточке
написано:
Какие
имена
существительные
относятся к первому склонению?» Ребенок отвечает: «Имена существительные
женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.». Всем остальным детям надо
догадаться, каким был вопрос.
4. Развитие умений давать определения понятиям.
Понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называют форму
мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках.
Математика. Уравнение. Х+8=13
Что необычного заметили? Как найти неизвестное слагаемое? Как доказать, что
вы правы? (левая часть выражения равна правой, мы уравняли части) Как
можно назвать это выражение? Как уравнение можно узнать среди других
выражений? Что такое уравнение?
5.Развитие умений классифицировать.
Исследование и познание мира не сводится только к восприятию предметов и
явлений,
их
чувственному
отражению.
Оно
предполагает
выделение
в
предметах и явлениях общих существенных признаков.
Русский язык. Способы проверки безударного гласного в корне.
Гнёздышко – гнездо, горы – гора, коврик – ковёр, горный – гора, след – следы,
гнёзда – гнездо.
На какие группы мы можем разбить полученные пары слов? Каким способом
можно найти проверочное слово?
Математика. Найди лишнее выражение. Объясни. 840:7, 690:3, 612:7, 560:4
6.Развитие умений наблюдать.
Наблюдение
можно
без
преувеличения
квалифицировать
как
самый
популярный
и
самый
доступный
метод
исследования,
применяемый
в
большинстве наук. Постоянно используется наблюдение обычным человеком в
повседневной
жизни.
Оно
служит
ценнейшим
и
совершенно
незаменимым
источником получения разнообразных сведений о мире.
Русский язык. Склонение имён существительных.
Прочитай. Запиши, в чём сходство и различие в грамматических признаках
данных имён существительных. Марс, Венера.
Математика.
В
каждой
тройке
чисел
расположение
чисел
подчинено
определённой закономерности. Найди общее правило для всех троек чисел.
Запиши ещё одну тройку. 16,53,35; 29, 66,48; 57,94,76.
7.Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения.
Понятия
в
мышлении
не
выступают
разрозненно,
они
связываются
между
собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение. Суждением
называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения
или
отрицания
чего-либо.
Мыслить
–
значит,
высказывать
суждения.
С
помощью
суждений
мысль
получает
свое
развитие.
Суждение
–
одна
из
основных форм логического мышления.
Математика.
Выбери высказывания для этого рисунка.
1.Если фигура не жёлтого цвета, то это многоугольник.
2.Если фигура синего цвета, то это четырёхугольник.
3.Если фигура не закрашена, то это прямоугольный треугольник.
Закончи высказывания, верные для данного рисунка:
Если фигура шестиугольник, то … .
Если фигура зелёного цвета, то это … .
Дети бежали кросс. Юра прибежал раньше, чем Лёня и Гена. Лёня прибежал
раньше Олега, но позже Гены. Кто прибежал первым и кто последним?
Определи значение выражений, используя первое равенство.
ТО + ТО = РО Т×2 = ТОО × 2 =
Таким образом, развитие исследовательских умений является одним из
важнейших
условий
повышения
эффективности
учебного
процесса.
Исследовательские умения не только помогают школьникам лучше справляться
с
требованиями
программы,
но
и
развивают
у
них
логическое
мышление,
создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Развитие исследовательских умений дает учащемуся: возможность освоения
методов исследования и использование их при изучении материалов любых
дисциплин;
возможность
применения
полученных
знаний
и
умений
в
реализации
собственных
интересов,
что
способствует
дальнейшему
самоопределению
учащихся;
возможность
развития
интереса
к
различным
наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.