Напоминание

урок внеклассного чтения по рассказу Г.Бакланова "Нездешний"


Автор: Родионова Нина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Тоншаевская средняя школа
Населённый пункт: р.п. Тоншаево, Нижегородская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: урок внеклассного чтения по рассказу Г.Бакланова "Нездешний"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок внеклассного чтения по рассказу Г.Я. Бакланова

"Нездешний". 10–11-й класс

Родионова Нина Александровна

Этот урок уместно будет провести или в 10-м классе после изучения романа

Л.Н.Толстого “Война и мир”, или в 11-м классе после изучения романа

М.А.Шолохова “Тихий Дон” (и тогда попробовать выявить общие мотивы в

трёх произведениях: романах Толстого и Шолохова и рассказе Бакланова),

или в 11-м классе, когда в конце года изучается современная русская

литература.

«Быть на Земле человеком…»

Цель урока:

Обучающая:

- познакомить учащихся с современным писателем Г.Я.Баклановым;

- совершенствовать навыки чтения и исследования художественного текста.

Развивающая:

- содействовать развитию умения сопоставлять, обобщать, оценивать свою

деятельность.

Воспитывающая:

- создать условия для формирования нравственных качеств учащихся, их

активной жизненной позиции;

- актуализировать проблему отношения молодого поколения к Чести и

Достоинству.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оформление:

Слова, написанные на доске:

Жизнь – самая большая ценность, какой обладает человек.

Призванье человеку на земле – творить добро. Только доброта, любовь,

понимание, терпение могут принести всеобщую пользу.

Определение: что такое антитеза.

Антите́

за, антите́

зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — ритор

ическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в

художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком

противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных

между собой общей конструкцией или внутренним смыслом

.

Стихотворение А.Т.Твардовского «Я знаю никакой моей вины..»

Оборудование: тексты рассказа Г.Бакланова «Нездешний,

мультимедийный проектор, видеоролик о Чеченской войне.

Ход урока:

Как ни ужасна война, все же она

обнаруживает духовное величие

человека…

Генрих Гейне

I.

Слово учителя.

Прочитаны, перечитаны, осмыслены книги о войне…

Война… От одного лишь слова веет ужасом и горечью. Сколько жизней

она унесла, сколько судеб она искалечила…

В конце XIX века в своем замечательном романе «Война и мир» о начале

Отечественной войны 1812 года Л.Н.Толстой писал: «…и началась война,

то есть совершилось противное человеческому разуму и всей

человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против

друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен,

воровства, …, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не

соберет летопись всех судов мира и на которые в этот период времени,

люди, совершавшие их, не смотрели как на преступление.»

Но великий писатель, к сожалению, ошибся. XX век по своей чудовищной

жестокости намного превзошел XIX. Первая мировая война…

Октябрьский переворот 1917 года, Гражданская война… Каждый год

9 Мая мы радуемся очередной годовщине, отделяющей нас от трагических

событий Великой Отечественной войны, но с горечью отмечаем, что

неудержимо редеют ряды ветеранов.

Сегодня человечество научилось управлять природой, даже космосом, но

не смогло остановить бессмысленную жестокость.

Война в Афганистане, война в Чечне… Солдаты – непосредственные

участники этих событий – это чьи-то отцы, братья… Это уже наше

поколение… Как они живут с этим? Трудно сказать, трудно понять…

Но войны на планете не утихают… А значит, наш урок по рассказу

Григория Яковлевича Бакланова «Нездешний» актуален.

Вслушайтесь, вдумайтесь в слова, всмотритесь в картины видеоролика.

II.

Просмотр видеоролика.

III.

Беседа по вопросам:

- Ребята, переосмыслите то, что вы увидели, как вы понимаете значение

эпиграфа, задумайтесь над словами, что написаны на доске, и давайте

мы с вами вместе попытаемся определить тему нашего урока.

- Какие ваши впечатления от увиденного?

- Как вы думаете, было ли страшно тем парням?

- Что двигало их поступками?

Выслушав ответы учащихся, подводим итог. Выступление ученика.

- Просмотрев видеоролик и прослушав слова о призвании человека на

земле, о жестокости войны, мы делаем вывод о нравственном выборе

человека в трудных жизненных ситуациях. Нам, школьникам,

необходимо помнить о миссии человека – творить добро. И поэтому

наш разговор на уроке – жизнь человека в условиях современного

общества и войны.

IV.

Слово учителя.

Определим тему нашего урока: «Быть на Земле человеком…»

Цели урока:

- В центре внимания произведений Г.Бакланова – душа солдата. Душа,

искалеченная войной.

- Постараемся взглянуть на внутренний мир героя.

- Попытаемся понять представление писателя о Чести и Долге.

- Актуальны ли проблемы, поднятые писателем в рассказе?

- Итак, мы прочитали рассказ, наверное, вы поняли, что рассказ не

имеет окончания. Наша задача – предположить его конец.

V.

Рассказ ученицы о писателе.

Григорий Яковлевич Бакланов (1923) родился в Воронеже в

интеллигентной семье, рано потерял родителей, его и старшего брата

(погиб в 1941 г.) вырастили родственники. То есть в том, что в жизни есть

милосердие и сострадание, писатель знал не по наслышке. Может быть,

поэтому в каждом его произведении поднимаются нравственно-этические

проблемы.

В 1941 году будущий писатель из школы перешёл в авиационный

техникум, ушёл добровольцем на фронт, служил рядовым, то есть горькую

правду войны знал не по рассказам очевидцев. После окончания

артиллерийского училища (ускоренного выпуска) командовал взводом.

Воевал на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии, был тяжело

ранен. Всё это во многом определило его литературную судьбу, как и

судьбу Ю.Бондарева, В.Быкова, Ю.Друниной… Очень точно сказал по

этому поводу В.П.Астафьев: “Немалый набирается строй, строй, которым

можно гордиться народу и всему вчерашнему воинству”.

После окончания Великой Отечественной войны учился в Литературном

институте имени А.М.Горького, писал очерки, рассказы, сценарии для

кино, работал для театра, много ездил по стране.

В повестях “Южнее главного удара” (1957), “Пядь земли” (1959),

“Мёртвые сраму не имут” (1961), “Навеки – девятнадцатилетние” (1979),

роман “Июль 41 года” (1965) и во многих других произведениях мы видим

правдивое изображение ужасов войны и судеб её рядовых участников (так

называемую окопную правду).

В 90-ые годы вышли в свет повести “Меньший среди братьев” (1981) и

“Свой человек” (1990).

Г.Я.Бакланов – автор эссе, воспоминаний о писателях А.Твардовском,

С.Орлове, Ю.Трифонове.

С 1986 по 1993г. писатель возглавлял журнал “Знамя”, многое сделал для

его развития.

Г.Я.Бакланов – лауреат Государственной премии (1982).

VI.

Беседа по произведению.

1.

Вопросы на выявление начального восприятия произведения:

- Каково ваше первоначальное представление о рассказе?

- О чем заставил задуматься рассказ?

- Почему человек выпадает из общего потока?

2. Расскажите, о чем это произведение.

(Главный герой – преуспевающий тележурналист… «чужой

среди своих».)

3. Расскажите о московских друзьях Паши, зачитайте их

характеристики.

- Олег

- его жена Галка

- Генка

- Мила, подруга для Паши

(Они все разные, но так похожи между собой. Это еще молодые люди,

но уже успевшие «завоевать место под солнцем». Они живут,

наслаждаются жизнью и считают, что весь мир создан только для

удовольствий. Им льстит внимание общества: «Входили утомленные

славой, а от столиков бара, от стойки администратора как ветром

поворачивало головы. И всего-то вошли, а на лицах людей – праздник.

И рассказывать будут: видел, как вас…»

1.

Писатель ни разу не показал нам портрета главного героя. И все же

мы узнаем о нем немало.

- Расскажите, что нам известно о Павле.

(Рассказ учащегося о главном герое)

VII.

Один из основных приемов, используемых автором, - антитеза.

- Что и чему или кто и кому противопоставляется в рассказе?

1.

Паша – своим друзьям (Можно ли назвать это настоящей дружбой?)

- внешний вид;

- отношение к жизни.

2.

Сытая московская жизнь – страшным видениям.

- «мир иной»;

- санаторий;

- гостиница;

- номер, ванная;

- еда.

( Тем страшнее читать строчки о Чечне, где идет война, каждый день

погибают люди, разрушаются города).

VIII.

Итак, еще один план – Чечня. Страшные видения преследуют героя,

находящегося дома. Самые неожиданные ассоциации уносят Пашу в

ту чужую и свою республику.

- Что вспоминается герою?

1. Женщина – снайпер

- Как вы оцениваете поступок раненых? Можно ли оправдать такую

жестокость? А как быть с библейской заповедью «ударили по левой щеке –

подставь правую?»

2.

Глянцевый журнал

- отдельная деталь «единственный уцелевший»

3.

Вспомним еще один образ. Горничная.

- Что вы скажете о ней?

(Она настоящая, она понимает Павла…)

IX.

1. Особенности композиции.

-кольцевая : вначале и в конце – Чечня

2. Почему рассказ назван «Нездешний»?

Нездешний – это состояние главного героя. От словно выбит из привычной

колеи.

3.

Как вы думаете, какие вопросы мучают главного героя?

- Почему люди одной страны живут по-разному?

(Одни «жируют», а другие должны подставлять себя под пули.)

- Ради чего гибнут ни в чем не повинные ребята? Что лично они

защищают?

X.

Звучит стихотворение А.Т.Твардовского «Я знаю никакой моей

вины…»

XI.

Домашнее задание. Продолжить рассказ.

- Как вы думаете, что спасет мир от жестокости, разрушений,

войны?

(Доброта, любовь, милосердие…

Обратиться к началу урока, вспомнить основные цели, которые мы

определили для анализа данного произведения)

Дополнительная литература:

1.

Рассказ Бакланова “Нездешний”.

2.

Критические статьи (ж. “Русская словесность” № 5 – 2004, стр. 38;

В.Кардин “Но есть ещё своенравная память”).



В раздел образования