Автор: Родионова Нина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Тоншаевская средняя школа
Населённый пункт: р.п. Тоншаево, Нижегородская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: урок внеклассного чтения по рассказу Г.Бакланова "Нездешний"
Раздел: среднее образование
Урок внеклассного чтения по рассказу Г.Я. Бакланова
"Нездешний". 10–11-й класс
Родионова Нина Александровна
Этот урок уместно будет провести или в 10-м классе после изучения романа
Л.Н.Толстого “Война и мир”, или в 11-м классе после изучения романа
М.А.Шолохова “Тихий Дон” (и тогда попробовать выявить общие мотивы в
трёх произведениях: романах Толстого и Шолохова и рассказе Бакланова),
или в 11-м классе, когда в конце года изучается современная русская
литература.
«Быть на Земле человеком…»
Цель урока:
Обучающая:
- познакомить учащихся с современным писателем Г.Я.Баклановым;
- совершенствовать навыки чтения и исследования художественного текста.
Развивающая:
- содействовать развитию умения сопоставлять, обобщать, оценивать свою
деятельность.
Воспитывающая:
- создать условия для формирования нравственных качеств учащихся, их
активной жизненной позиции;
- актуализировать проблему отношения молодого поколения к Чести и
Достоинству.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оформление:
Слова, написанные на доске:
Жизнь – самая большая ценность, какой обладает человек.
Призванье человеку на земле – творить добро. Только доброта, любовь,
понимание, терпение могут принести всеобщую пользу.
Определение: что такое антитеза.
Антите́
за, антите́
зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — ритор
ическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в
художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком
противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных
между собой общей конструкцией или внутренним смыслом
.
Стихотворение А.Т.Твардовского «Я знаю никакой моей вины..»
Оборудование: тексты рассказа Г.Бакланова «Нездешний,
мультимедийный проектор, видеоролик о Чеченской войне.
Ход урока:
Как ни ужасна война, все же она
обнаруживает духовное величие
человека…
Генрих Гейне
I.
Слово учителя.
Прочитаны, перечитаны, осмыслены книги о войне…
Война… От одного лишь слова веет ужасом и горечью. Сколько жизней
она унесла, сколько судеб она искалечила…
В конце XIX века в своем замечательном романе «Война и мир» о начале
Отечественной войны 1812 года Л.Н.Толстой писал: «…и началась война,
то есть совершилось противное человеческому разуму и всей
человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против
друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен,
воровства, …, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не
соберет летопись всех судов мира и на которые в этот период времени,
люди, совершавшие их, не смотрели как на преступление.»
Но великий писатель, к сожалению, ошибся. XX век по своей чудовищной
жестокости намного превзошел XIX. Первая мировая война…
Октябрьский переворот 1917 года, Гражданская война… Каждый год
9 Мая мы радуемся очередной годовщине, отделяющей нас от трагических
событий Великой Отечественной войны, но с горечью отмечаем, что
неудержимо редеют ряды ветеранов.
Сегодня человечество научилось управлять природой, даже космосом, но
не смогло остановить бессмысленную жестокость.
Война в Афганистане, война в Чечне… Солдаты – непосредственные
участники этих событий – это чьи-то отцы, братья… Это уже наше
поколение… Как они живут с этим? Трудно сказать, трудно понять…
Но войны на планете не утихают… А значит, наш урок по рассказу
Григория Яковлевича Бакланова «Нездешний» актуален.
Вслушайтесь, вдумайтесь в слова, всмотритесь в картины видеоролика.
II.
Просмотр видеоролика.
III.
Беседа по вопросам:
- Ребята, переосмыслите то, что вы увидели, как вы понимаете значение
эпиграфа, задумайтесь над словами, что написаны на доске, и давайте
мы с вами вместе попытаемся определить тему нашего урока.
- Какие ваши впечатления от увиденного?
- Как вы думаете, было ли страшно тем парням?
- Что двигало их поступками?
Выслушав ответы учащихся, подводим итог. Выступление ученика.
- Просмотрев видеоролик и прослушав слова о призвании человека на
земле, о жестокости войны, мы делаем вывод о нравственном выборе
человека в трудных жизненных ситуациях. Нам, школьникам,
необходимо помнить о миссии человека – творить добро. И поэтому
наш разговор на уроке – жизнь человека в условиях современного
общества и войны.
IV.
Слово учителя.
Определим тему нашего урока: «Быть на Земле человеком…»
Цели урока:
- В центре внимания произведений Г.Бакланова – душа солдата. Душа,
искалеченная войной.
- Постараемся взглянуть на внутренний мир героя.
- Попытаемся понять представление писателя о Чести и Долге.
- Актуальны ли проблемы, поднятые писателем в рассказе?
- Итак, мы прочитали рассказ, наверное, вы поняли, что рассказ не
имеет окончания. Наша задача – предположить его конец.
V.
Рассказ ученицы о писателе.
Григорий Яковлевич Бакланов (1923) родился в Воронеже в
интеллигентной семье, рано потерял родителей, его и старшего брата
(погиб в 1941 г.) вырастили родственники. То есть в том, что в жизни есть
милосердие и сострадание, писатель знал не по наслышке. Может быть,
поэтому в каждом его произведении поднимаются нравственно-этические
проблемы.
В 1941 году будущий писатель из школы перешёл в авиационный
техникум, ушёл добровольцем на фронт, служил рядовым, то есть горькую
правду войны знал не по рассказам очевидцев. После окончания
артиллерийского училища (ускоренного выпуска) командовал взводом.
Воевал на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии, был тяжело
ранен. Всё это во многом определило его литературную судьбу, как и
судьбу Ю.Бондарева, В.Быкова, Ю.Друниной… Очень точно сказал по
этому поводу В.П.Астафьев: “Немалый набирается строй, строй, которым
можно гордиться народу и всему вчерашнему воинству”.
После окончания Великой Отечественной войны учился в Литературном
институте имени А.М.Горького, писал очерки, рассказы, сценарии для
кино, работал для театра, много ездил по стране.
В повестях “Южнее главного удара” (1957), “Пядь земли” (1959),
“Мёртвые сраму не имут” (1961), “Навеки – девятнадцатилетние” (1979),
роман “Июль 41 года” (1965) и во многих других произведениях мы видим
правдивое изображение ужасов войны и судеб её рядовых участников (так
называемую окопную правду).
В 90-ые годы вышли в свет повести “Меньший среди братьев” (1981) и
“Свой человек” (1990).
Г.Я.Бакланов – автор эссе, воспоминаний о писателях А.Твардовском,
С.Орлове, Ю.Трифонове.
С 1986 по 1993г. писатель возглавлял журнал “Знамя”, многое сделал для
его развития.
Г.Я.Бакланов – лауреат Государственной премии (1982).
VI.
Беседа по произведению.
1.
Вопросы на выявление начального восприятия произведения:
- Каково ваше первоначальное представление о рассказе?
- О чем заставил задуматься рассказ?
- Почему человек выпадает из общего потока?
2. Расскажите, о чем это произведение.
(Главный герой – преуспевающий тележурналист… «чужой
среди своих».)
3. Расскажите о московских друзьях Паши, зачитайте их
характеристики.
- Олег
- его жена Галка
- Генка
- Мила, подруга для Паши
(Они все разные, но так похожи между собой. Это еще молодые люди,
но уже успевшие «завоевать место под солнцем». Они живут,
наслаждаются жизнью и считают, что весь мир создан только для
удовольствий. Им льстит внимание общества: «Входили утомленные
славой, а от столиков бара, от стойки администратора как ветром
поворачивало головы. И всего-то вошли, а на лицах людей – праздник.
И рассказывать будут: видел, как вас…»
1.
Писатель ни разу не показал нам портрета главного героя. И все же
мы узнаем о нем немало.
- Расскажите, что нам известно о Павле.
(Рассказ учащегося о главном герое)
VII.
Один из основных приемов, используемых автором, - антитеза.
- Что и чему или кто и кому противопоставляется в рассказе?
1.
Паша – своим друзьям (Можно ли назвать это настоящей дружбой?)
- внешний вид;
- отношение к жизни.
2.
Сытая московская жизнь – страшным видениям.
- «мир иной»;
- санаторий;
- гостиница;
- номер, ванная;
- еда.
( Тем страшнее читать строчки о Чечне, где идет война, каждый день
погибают люди, разрушаются города).
VIII.
Итак, еще один план – Чечня. Страшные видения преследуют героя,
находящегося дома. Самые неожиданные ассоциации уносят Пашу в
ту чужую и свою республику.
- Что вспоминается герою?
1. Женщина – снайпер
- Как вы оцениваете поступок раненых? Можно ли оправдать такую
жестокость? А как быть с библейской заповедью «ударили по левой щеке –
подставь правую?»
2.
Глянцевый журнал
- отдельная деталь «единственный уцелевший»
3.
Вспомним еще один образ. Горничная.
- Что вы скажете о ней?
(Она настоящая, она понимает Павла…)
IX.
1. Особенности композиции.
-кольцевая : вначале и в конце – Чечня
2. Почему рассказ назван «Нездешний»?
Нездешний – это состояние главного героя. От словно выбит из привычной
колеи.
3.
Как вы думаете, какие вопросы мучают главного героя?
- Почему люди одной страны живут по-разному?
(Одни «жируют», а другие должны подставлять себя под пули.)
- Ради чего гибнут ни в чем не повинные ребята? Что лично они
защищают?
X.
Звучит стихотворение А.Т.Твардовского «Я знаю никакой моей
вины…»
XI.
Домашнее задание. Продолжить рассказ.
- Как вы думаете, что спасет мир от жестокости, разрушений,
войны?
(Доброта, любовь, милосердие…
Обратиться к началу урока, вспомнить основные цели, которые мы
определили для анализа данного произведения)
Дополнительная литература:
1.
Рассказ Бакланова “Нездешний”.
2.
Критические статьи (ж. “Русская словесность” № 5 – 2004, стр. 38;
В.Кардин “Но есть ещё своенравная память”).