Напоминание

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО»


Автор: Галигузова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №39
Населённый пункт: город Ставрополь,Ставропольский край
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №399 города Ставрополя

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО»

Воспитатель

Галигузова Т.В.

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям –

непременное условие нормального здоровья ума и сердца.

Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город,

свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы

и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д.С. Лихачев

1. ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,

стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования,

к его защите.

Патриотическое

чувство

не

возникает

само

по

себе.

Это

результат

длительного

целенаправленного

воспитательного

воздействия

на

человека,

начиная с самого раннего детства. Ребенок не рождается злым или добрым,

нравственным

или

безнравственным.

То,

какие

нравственные

качества

разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его

взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к

Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в

понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения

родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной

памяти,

национально-культурным

традициям.

Патриотизм

в

современных

условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, –

сохранение

культурной

самобытности

каждого

народа,

входящего

в

состав

России.

Между

тем,

в

последние

десятилетия

продолжается

воздействие

на

восприимчивую детскую психику западной культуры (музыка, фильмы, книги,

мультипликация, игрушки), под которым подрастающие поколения растут и

формируются на чуждых российской самобытности ценностях, что приводит к

деформированию

чувств

патриотизма,

любви

к

Родине.

Отечественные

традиции воспитания и образования подменяются так называемыми «более

современными» западными образцами. В общественном сознании продолжают

1

широкое

распространение

равнодушие,

индивидуализм,

цинизм,

немотивированная агрессивность.

В

условиях

ломки

сложившихся

нравственных

идеалов

российского

общества,

Государство

усиленно

пытается

восстанавливать

утраченное

в

гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма (реализована

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации на 2011-2015 годы).

Постановлением

Правительства

РФ

от

30.12.2015

утверждена

Государственная

программа

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской Федерации» на 2016-2020 годы.

Целью государственной политики в сфере патриотического воспитания

является создание условий для повышения гражданской ответственности за

судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач

обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской

Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и

культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания

гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную

позицию.

В

содержании

ФГОС

ДО

отмечается

острая

необходимость

активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника:

один из принципов ФГОС: объединение обучения и воспитания в целостный

образовательный

процесс

на

основе

духовно-нравственных

и

социокультурных

ценностей

и

принятых

в

обществе

правил

и

норм

поведения в интересах человека, семьи, общества.

социально-коммуникативное

развитие

предполагает

п о з и т и в н у ю

социализацию

детей

дошкольного

возраста,

приобщение

детей

к

социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

п оз н а ва т ел ь н о е

р а з в и т и е

в к л юч а ет формирование

первичных

представлений

о

малой

родине

и

Отечестве,

представлений

о

социокультурных ценностях российского народа, отечественных традициях

и праздниках.

Основными задачами формирования основ патриотической культуры

у детей дошкольного возраста являются:

воспитание чувств любви и причастности к родному дому, семье, детскому

саду, городу, краю, стране;

формирование интереса и воспитание любви и причастности к культурному

наследию своего народа (народное и авторское литературное, музыкальное,

изобразительное наследие; люди, которыми гордится Россия);

воспитание

любви

и

уважения

к

своим

национальным

особенностям

(менталитет, исторические и культурные традиции, праздники);

2

формирование чувства собственного достоинства как представителя своего

народа;

формирование

толерантного

отношения

к

представителям

других

национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Система работы

по формированию основ патриотической культуры:

1.

Совместная образовательная деятельность педагога и детей в специально

организованной

образовательной

деятельности,

тематических

досугах,

вечерах,

праздниках

(интеграция

всех

видов

детской

деятельности

в

соответствии

с

комплексно-тематическим

планированием

возрастной

группы)

и в режимных моментах

через разнообразные формы работы

(рассматривание

и

обсуждение

иллюстраций,

тематических

альбомов;

беседы;

разыгрывание

и

решение

проблемных

ситуаций,

рисование,

аппликация,

лепка;

создание

коллективных

коллажей;

моделирование;

сюжетно-ролевые игры, игры с правилами; хороводы; чтение, обсуждение,

разучивание

произведений

фольклора

и

авторских

литературных

произведений;

инсценировки,

драматизации;

слушание,

исполнение

музыкальных

произведений;

восприятие

и

обсуждение

произведений

народного и авторского изобразительного искусства; экскурсии и др.)

2.

Активное

сотрудничество

с

семьей

(выставки

и

конкурсы

семейного

творчества, фото выставки, семейные гостиные, детско-родительские вечера

семейных

традиций,

приуроченные

к

государственным,

народным

праздникам; семейные мастерские и др.)

3.

Создание

предметно-пространственных

развивающих

условий

д л я

совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности

детей.

Примерное оснащение групповых патриотических центров

«Наша Родина»

РАННИЙ, МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Основное направление работы в раннем и младшем дошкольном возрасте

– ознакомление детей с ближайшим окружением.

1.

Материал по социально-нравственному воспитанию:

взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний

вид – иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;

семья – подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих семью,

членов семьи в отдельности, показывающих взаимоотношения членов

семьи

заботливое

отношение,

совместные

действия,

семейный

фотоальбом группы;

3

дом,

в

котором

ты

живешь

фотографии,

иллюстрации

разных

архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду,

материалу, назначению;

ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях

девочки,

мальчики,

игры

детей,

дети

в

разных

ситуациях,

дети

трудятся;

эмоциональные

состояния

тематические

папки,

иллюстрации,

показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей,

пиктограммы;

поведение

детей

тематические

папки,

иллюстрации,

дидактические

игры,

книги,

рассказывающие

о

правилах

поведения

детей

в

общественных местах, иллюстрации по типу «Хорошо – плохо», так

можно делать, а так нельзя», этикет.

2.

Материал

для

знакомства

детей

с

«малой

Родиной»

(детским

садом,

близлежащими улицами, родным городом) – фотоматериалы, иллюстрации,

подбор открыток, альбомов, тематических папок.

3.

Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры –

предметы

народного

декоративно-прикладного

искусства

(матрешки,

дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа

по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах, предметы старины,

русские

игрушки

(различные

куклы-закрутки

из

соломы,

ткани

разных

видов, ниток, кожи и т. д.).

4.

Художественная

литература

с

фольклорными

произведениями

(песни,

потешки, сказки и т. д.)

5.

Музыкальные фонограммы народных произведений.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его

достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской

культуры.

1.

«Моя

семья,

семейные

праздники

и

традиции»

фотоматериалы,

иллюстрации,

подбор

открыток,

альбомов,

тематических

папок,

художественная

литература

нравственной

тематики,

подборки

семейных

рисунков.

2.

«Малая

Родина»

(детский

сад;

близлежащие

улицы;

родной

город,

его

знаменитые

жители,

достопримечательности,

культура,

искусство

и

архитектура, представители животного и растительного мира):

иллюстрации, подбор открыток, различные макеты – группы, детского

сада или микрорайона, в котором расположен детский сад.

4

фото

(видео)

альбомы

«Достопримечательности

города

Ставрополя»,

«Растительный и животный мир Ставрополья»;

репродукции картин и портреты ставропольских художников.

библиотека

литературных

произведений,

портреты

ставропольских

писателей и поэтов.

фонотека (видео) произведений ставропольских композиторов.

геральдика Ставропольского края, города Ставрополя.

3.

«Наша

Россия»:

альбомы,

иллюстрации,

фотографии

(столица

России

Москва,

главные достопримечательности, природные зоны нашей страны,

народы населяющие страну, символика (герб, флаг, гимн, портрет президента),

фонограмма гимна РФ.

4.

«Истоки народной культуры» – предметы старины, игрушки, предметы

народного

декоративно

-

прикладного

искусства,

различные

макеты

(избы,

комнаты, подворье), куклы в национальных костюмах, дидактические игры по

теме.

3.

Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы,

поговорки и т. д.

4.

Народные музыкальные инструменты, музыкальные фонограммы народных

произведений.

5.

Материал

для

ознакомления

с

защитниками

Отечества

подбор

иллюстраций, тематические папки.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной,

государственной

символикой,

историческим

прошлым

России,

народными

традициями

1.

«Моя

семья»

семейные

фотоальбомы,

альбомы

«Герб

моей

семьи»,

«Генеалогическое дерево».

2.

«Родной город и край»:

фото

(видео)

альбомы

«Достопримечательности

города

Ставрополя»,

«Город

Ставрополь:

история

и

современность»,

«Растительный

и

животный мир Ставрополья», «По заповедным местам Ставрополья»,

«Курорты Ставропольского края», «Знаменитые земляки»;

репродукции картин и портреты ставропольских художников.

библиотека

литературных

произведений,

портреты

ставропольских

писателей и поэтов.

фонотека (видео) произведений ставропольских композиторов.

геральдика Ставропольского края, города Ставрополя.

карты Ставропольского края, города Ставрополя;

картотека народных игр;

макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города).

3. «Наша Россия»:

5

альбомы, иллюстрации, фотографии (столица России Москва, главные

достопримечательности, города России, природные зоны нашей страны,

народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство);

символика (герб, флаг, гимн, портрет президента);

карта РФ;

фонограмма гимна РФ;

картотека игр народов России.

3.

«Защитники

Отечества»

иллюстрации,

тематические

папки

на

тему

«Наши

предки

славяне»,

«Богатыри

земли

русской»,

«Великая

Отечественная

война»,

«Российская

армия».

Фотоматериал

«Памятники

воинской славы». Художественная литература и дидактические игры; макеты

(древняя крепость, военная техника и т. п.)

4.

«Истоки

народной

культуры»

иллюстрации

и

тематические

папки

по

темам

«Как

жили

люди

на

Руси»,

«Предметы

старины»,

«Из

истории

русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный

календарь»,

предметы

старины,

русские

игрушки,

предметы

народного

декоративно

прикладного

искусства,

различные

макеты,

куклы

в

национальных костюмах, дидактические игры по теме.

5.

Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания)

6.

«Великие

соотечественники»

портреты,

художественная

литература,

рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию.

7.

«Наша

планета

Земля»

глобус,

детская

карта

мира.

Художественная

литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни

людей

в

других

странах

мира,

их

обычаях,

традициях,

профессиях,

характерных для той или иной страны.

8.

Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.

6



В раздел образования