Автор: Галигузова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №39
Населённый пункт: город Ставрополь,Ставропольский край
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №399 города Ставрополя
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО»
Воспитатель
Галигузова Т.В.
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям –
непременное условие нормального здоровья ума и сердца.
Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город,
свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы
и весь земной шар – и нашу большую Родину»
Д.С. Лихачев
1. ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,
стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования,
к его защите.
Патриотическое
чувство
не
возникает
само
по
себе.
Это
результат
длительного
целенаправленного
воспитательного
воздействия
на
человека,
начиная с самого раннего детства. Ребенок не рождается злым или добрым,
нравственным
или
безнравственным.
То,
какие
нравственные
качества
разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его
взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к
Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в
понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения
родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной
памяти,
национально-культурным
традициям.
Патриотизм
в
современных
условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, –
сохранение
культурной
самобытности
каждого
народа,
входящего
в
состав
России.
Между
тем,
в
последние
десятилетия
продолжается
воздействие
на
восприимчивую детскую психику западной культуры (музыка, фильмы, книги,
мультипликация, игрушки), под которым подрастающие поколения растут и
формируются на чуждых российской самобытности ценностях, что приводит к
деформированию
чувств
патриотизма,
любви
к
Родине.
Отечественные
традиции воспитания и образования подменяются так называемыми «более
современными» западными образцами. В общественном сознании продолжают
1
широкое
распространение
равнодушие,
индивидуализм,
цинизм,
немотивированная агрессивность.
В
условиях
ломки
сложившихся
нравственных
идеалов
российского
общества,
Государство
усиленно
пытается
восстанавливать
утраченное
в
гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма (реализована
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2011-2015 годы).
Постановлением
Правительства
РФ
от
30.12.2015
утверждена
Государственная
программа
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской Федерации» на 2016-2020 годы.
Целью государственной политики в сфере патриотического воспитания
является создание условий для повышения гражданской ответственности за
судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач
обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской
Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и
культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания
гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную
позицию.
В
содержании
ФГОС
ДО
отмечается
острая
необходимость
активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника:
один из принципов ФГОС: объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный
процесс
на
основе
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей
и
принятых
в
обществе
правил
и
норм
поведения в интересах человека, семьи, общества.
социально-коммуникативное
развитие
предполагает
п о з и т и в н у ю
социализацию
детей
дошкольного
возраста,
приобщение
детей
к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
п оз н а ва т ел ь н о е
р а з в и т и е
в к л юч а ет формирование
первичных
представлений
о
малой
родине
и
Отечестве,
представлений
о
социокультурных ценностях российского народа, отечественных традициях
и праздниках.
Основными задачами формирования основ патриотической культуры
у детей дошкольного возраста являются:
воспитание чувств любви и причастности к родному дому, семье, детскому
саду, городу, краю, стране;
формирование интереса и воспитание любви и причастности к культурному
наследию своего народа (народное и авторское литературное, музыкальное,
изобразительное наследие; люди, которыми гордится Россия);
воспитание
любви
и
уважения
к
своим
национальным
особенностям
(менталитет, исторические и культурные традиции, праздники);
2
формирование чувства собственного достоинства как представителя своего
народа;
формирование
толерантного
отношения
к
представителям
других
национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Система работы
по формированию основ патриотической культуры:
1.
Совместная образовательная деятельность педагога и детей в специально
организованной
образовательной
деятельности,
тематических
досугах,
вечерах,
праздниках
(интеграция
всех
видов
детской
деятельности
в
соответствии
с
комплексно-тематическим
планированием
возрастной
группы)
и в режимных моментах
через разнообразные формы работы
(рассматривание
и
обсуждение
иллюстраций,
тематических
альбомов;
беседы;
разыгрывание
и
решение
проблемных
ситуаций,
рисование,
аппликация,
лепка;
создание
коллективных
коллажей;
моделирование;
сюжетно-ролевые игры, игры с правилами; хороводы; чтение, обсуждение,
разучивание
произведений
фольклора
и
авторских
литературных
произведений;
инсценировки,
драматизации;
слушание,
исполнение
музыкальных
произведений;
восприятие
и
обсуждение
произведений
народного и авторского изобразительного искусства; экскурсии и др.)
2.
Активное
сотрудничество
с
семьей
(выставки
и
конкурсы
семейного
творчества, фото выставки, семейные гостиные, детско-родительские вечера
семейных
традиций,
приуроченные
к
государственным,
народным
праздникам; семейные мастерские и др.)
3.
Создание
предметно-пространственных
развивающих
условий
д л я
совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности
детей.
Примерное оснащение групповых патриотических центров
«Наша Родина»
РАННИЙ, МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Основное направление работы в раннем и младшем дошкольном возрасте
– ознакомление детей с ближайшим окружением.
1.
Материал по социально-нравственному воспитанию:
взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний
вид – иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;
семья – подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих семью,
членов семьи в отдельности, показывающих взаимоотношения членов
семьи
–
заботливое
отношение,
совместные
действия,
семейный
фотоальбом группы;
3
дом,
в
котором
ты
живешь
–
фотографии,
иллюстрации
разных
архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду,
материалу, назначению;
ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях
–
девочки,
мальчики,
игры
детей,
дети
в
разных
ситуациях,
дети
трудятся;
эмоциональные
состояния
–
тематические
папки,
иллюстрации,
показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей,
пиктограммы;
поведение
детей
–
тематические
папки,
иллюстрации,
дидактические
игры,
книги,
рассказывающие
о
правилах
поведения
детей
в
общественных местах, иллюстрации по типу «Хорошо – плохо», так
можно делать, а так нельзя», этикет.
2.
Материал
для
знакомства
детей
с
«малой
Родиной»
(детским
садом,
близлежащими улицами, родным городом) – фотоматериалы, иллюстрации,
подбор открыток, альбомов, тематических папок.
3.
Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры –
предметы
народного
декоративно-прикладного
искусства
(матрешки,
дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа
по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах, предметы старины,
русские
игрушки
(различные
куклы-закрутки
из
соломы,
ткани
разных
видов, ниток, кожи и т. д.).
4.
Художественная
литература
с
фольклорными
произведениями
(песни,
потешки, сказки и т. д.)
5.
Музыкальные фонограммы народных произведений.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его
достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской
культуры.
1.
«Моя
семья,
семейные
праздники
и
традиции»
–
фотоматериалы,
иллюстрации,
подбор
открыток,
альбомов,
тематических
папок,
художественная
литература
нравственной
тематики,
подборки
семейных
рисунков.
2.
«Малая
Родина»
(детский
сад;
близлежащие
улицы;
родной
город,
его
знаменитые
жители,
достопримечательности,
культура,
искусство
и
архитектура, представители животного и растительного мира):
иллюстрации, подбор открыток, различные макеты – группы, детского
сада или микрорайона, в котором расположен детский сад.
4
фото
(видео)
альбомы
«Достопримечательности
города
Ставрополя»,
«Растительный и животный мир Ставрополья»;
репродукции картин и портреты ставропольских художников.
библиотека
литературных
произведений,
портреты
ставропольских
писателей и поэтов.
фонотека (видео) произведений ставропольских композиторов.
геральдика Ставропольского края, города Ставрополя.
3.
«Наша
Россия»:
альбомы,
иллюстрации,
фотографии
(столица
России
Москва,
главные достопримечательности, природные зоны нашей страны,
народы населяющие страну, символика (герб, флаг, гимн, портрет президента),
фонограмма гимна РФ.
4.
«Истоки народной культуры» – предметы старины, игрушки, предметы
народного
декоративно
-
прикладного
искусства,
различные
макеты
(избы,
комнаты, подворье), куклы в национальных костюмах, дидактические игры по
теме.
3.
Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы,
поговорки и т. д.
4.
Народные музыкальные инструменты, музыкальные фонограммы народных
произведений.
5.
Материал
для
ознакомления
с
защитниками
Отечества
–
подбор
иллюстраций, тематические папки.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной,
государственной
символикой,
историческим
прошлым
России,
народными
традициями
1.
«Моя
семья»
–
семейные
фотоальбомы,
альбомы
«Герб
моей
семьи»,
«Генеалогическое дерево».
2.
«Родной город и край»:
фото
(видео)
альбомы
«Достопримечательности
города
Ставрополя»,
«Город
Ставрополь:
история
и
современность»,
«Растительный
и
животный мир Ставрополья», «По заповедным местам Ставрополья»,
«Курорты Ставропольского края», «Знаменитые земляки»;
репродукции картин и портреты ставропольских художников.
библиотека
литературных
произведений,
портреты
ставропольских
писателей и поэтов.
фонотека (видео) произведений ставропольских композиторов.
геральдика Ставропольского края, города Ставрополя.
карты Ставропольского края, города Ставрополя;
картотека народных игр;
макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города).
3. «Наша Россия»:
5
альбомы, иллюстрации, фотографии (столица России Москва, главные
достопримечательности, города России, природные зоны нашей страны,
народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство);
символика (герб, флаг, гимн, портрет президента);
карта РФ;
фонограмма гимна РФ;
картотека игр народов России.
3.
«Защитники
Отечества»
–
иллюстрации,
тематические
папки
на
тему
«Наши
предки
–
славяне»,
«Богатыри
земли
русской»,
«Великая
Отечественная
война»,
«Российская
армия».
Фотоматериал
«Памятники
воинской славы». Художественная литература и дидактические игры; макеты
(древняя крепость, военная техника и т. п.)
4.
«Истоки
народной
культуры»
–
иллюстрации
и
тематические
папки
по
темам
«Как
жили
люди
на
Руси»,
«Предметы
старины»,
«Из
истории
русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный
календарь»,
предметы
старины,
русские
игрушки,
предметы
народного
декоративно
–
прикладного
искусства,
различные
макеты,
куклы
в
национальных костюмах, дидактические игры по теме.
5.
Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания)
6.
«Великие
соотечественники»
–
портреты,
художественная
литература,
рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию.
7.
«Наша
планета
Земля»
–
глобус,
детская
карта
мира.
Художественная
литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни
людей
в
других
странах
мира,
их
обычаях,
традициях,
профессиях,
характерных для той или иной страны.
8.
Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
6