Автор: Иванова Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: урок
Тема: "Родственные (однокоренные) слова"
Раздел: начальное образование
Тема урока: Родственные (однокоренные) слова.
Цели урока:
Предметные:
познакомить с понятием родственные слова; с признаками родственных слов.
Метапредметные: формировать умение работать по алгоритму.
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Мотивация
(самоопределение) к
учебной деятельности.
- Ребята, у вас есть родители, братья, сестры,
бабушки и дедушки.
- Да. Есть. Это члены вашей семьи.
--Как можно другими словами назвать членов
одной семьи?
- В семье родственники похожи друг на друга.
Дочка похожа на маму, мама на бабушку. У сына
и папы одинаковые глаза, волосы, походка.
- По внешнему виду я могу узнать ваших
родителей, так как вы похожи на своих мам и
пап.
- Семьи бывают большие и маленькие. Одна
семья состоит из трех человек, другая из пяти, а
есть и очень большие семьи из десяти и более
человек.
- Как вы думаете, а в русском языке есть ли
слова-родственники?
- Итак, ответы у нас разошлись.
- Чем же сегодня займемся на уроке?
- Есть
- Родные люди, родственники
- Да/нет
- Будем искать ответ на вопрос
2
Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в пробном
действии.
В учебнике слова: гриб, грибник, грибной
- Прочитайте слова
- Давайте истолкуем первое слово – гриб.
- Давайте истолкуем второе слово – грибник.
- С помощью какого слова мы истолковали слово
грибник?
-
Если
одно
слово
можно
объяснить
через
другое, то, как тогда связаны эти слова?
- Давайте истолкуем третье слово – грибной.
- Ребята, а почему мы второе и третье слово не
истолковывали с помощью слова подберезовик
или лисичка. Ведь они же грибы?
- Чем слова похожи друг на друга?
- Сколько признаков мы с вами выделили у слов
гриб, грибник, грибной?
- Кто бы хотел назвать первый признак?
- Кто бы хотел назвать второй признак
- Давайте попробуем составить определение.
- Такие слова, которые связаны по смыслу и
имеют общую часть, называют родственными
- открываю учебник на с.43
- Гриб – это особая группа живых
существ. Не относится ни к животным,
ни к растениям.
- Грибник – человек, который собирает
грибы.
- С помощью слова гриб
- Слова связаны по смыслу
- Например, суп, сваренный из грибов.
- У данных слов нет одинаковой части
- У слов есть одинаковая часть и они
близкие по смыслу
- Мы выделили два признака
- одинаковая часть
- связаны по смыслу
3
Выявление места и
причины затруднения
- Ребята, а сейчас мы проверим, совпал ли наш
вывод с автором учебника. Для этого прочитаем
определение в учебнике про себя.
- Совпал ли наш вывод?
Ребята читают
- Нет, не совпал?
- Чем не совпал
- Ребята, слова имеют общее значение и слова
связаны по смыслу это одно и тоже. И не будет
ошибкой,
если
кто-то
скажет,
имеют
общее
значение или связаны по смыслу.
- Давайте мы с вами будем говорить связаны по
смыслу.
-
А
теперь
прочитаем
определение
вслух
и
подумаем, о чем в нём говориться
-
Ребята,
сколько
основных
частей
можно
выделить в определении?
- О чем говорится в первой части?
- О чем говориться во второй части?
- В правиле написано, что родственные
слова имеют общую часть и общее
значение. А мы говорили, что имеют
общую часть и связаны по смыслу) .
- Говориться о признаках родственных
слов
- В определении можно выделить 2 части
- В первой части выделяются признаки
родственных слов
- Во второй части приведены примеры
родственных слов)
4
Построение проекта
выхода из затруднения
(цель и тема, способ, план,
средство).
На доске записаны слова:
боль, больница, большой
лес, лестница, лесник
малёк, крошечный, маленький
- В каждой тройке слов найдите родственные
слова, запишите эти пары слов.
- Кто согласен с первой парой?
- Почему ты так решил?
-Какое условие не выполняется? Поставьте себе
+.
- Кто согласен со второй парой?
- Кто согласен с третьей парой слов?
- Почему ты так решил?
- Какой делаем вывод? Что нужно сделать,
чтобы найти родственные слова?
-Что делаем сначала?
- Что делаю дальше?
- Дальше?
- Последним шагом?
На доске появляется памятка «Как найти
родственное слово»:
1.
Читаю слова.
2.
Нахожу (выделяю) общую часть.
3.
Определяю, связаны ли слова по смыслу
(значение).
4.
Если выполняются 2) и 3), то данные
слова являются родственными.
Выполняют задание. Один ученик
работает у доски.
- Слово «большой » лишнее, т.к. по
смыслу не подходит к двум другим
- Прочитаю слова
- Нахожу общую часть
- Определяю, связаны ли слова по
смыслу (значение)
- Если выполняются 2) и 3), то данные
слова являются родственными.
5
Реализация построенного
проекта.
- Работаем с учебником с.45 упр.295 (устно)
- Докажи, что эти слова однокоренные.
- Чем будем пользоваться?
Дети,
пользуясь
алгоритмом,
который
представлен на доске, доказывают, что
слова однокоренные.
6
Первичное закрепление с
проговариванием во
внешней речи.
Работа в парах.
-
Повернитесь
к
друг
другу
и
еще
раз
проговорите алгоритм нахождения родственных
слов.
- У кого все получилось?
-Кто испытывал затруднения?
Работают в парах, проговаривают этапы
нахождения родственных слов
7
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону:
-
Далее работаем самостоятельно с упр.293 с.44.
-
Спиши
слова,
выдели
общую
(одинаковую
часть) в словах.
- Как будем выделять общую часть?
Показываю обозначение на доске.
- Проверьте свою работу, сравнив с эталоном на
доске
- Оцените свою работу смайликами
Работают самостоятельно
Проверяют свою работу
Оценивают работу
8
Включение в систему
знаний и повторение
- Сравни написание корня в однокоренных
словах. Подчеркни гласные в корне.
- Корень написан одинаково.
9
Рефлексия учебной
деятельности на уроке
(итог урока)
-Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
-Где можно применить новые знания?
-Что на уроке у вас хорошо получилось?
-Над чем ещё надо поработать?
- Что было трудно?
- Почему возникают трудности?
- Над чем будем работать на следующем уроке?
- узнать бывают ли родственники у слов
и
выяснить
какие
слова
называются
родственными?
- удалось
- Трудно распознавать и доказывать, что
слова являются родственными.
Ориентируемся только на один признак
- Учится находить однокоренные слова и
выделять общую часть (корень).
Оцените, как вы работали
Задание
на
дом:
стр.
45
упр.
294
(устно),
выполнить упражнение которое я вам дала на
карточке:
Спишите.
Озаглавьте
т е к с т.
Подчеркните родственные слова.
Поле
гречихи
похоже
на
ковер
цветов.
На
цветы
гречихи
слетаются
пчёлы.
Гречишный
мёд очень хорош. Из зерна гречихи получают
гречневую крупу. Эта крупа вкусная и полезная.
Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали
на уроке!
Урок окончен.
Показывают смайлики