Напоминание

"Родственные (однокоренные) слова"


Автор: Иванова Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: урок
Тема: "Родственные (однокоренные) слова"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: Родственные (однокоренные) слова.

Цели урока:

Предметные:

познакомить с понятием родственные слова; с признаками родственных слов.

Метапредметные: формировать умение работать по алгоритму.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивация

(самоопределение) к

учебной деятельности.

- Ребята, у вас есть родители, братья, сестры,

бабушки и дедушки.

- Да. Есть. Это члены вашей семьи.

--Как можно другими словами назвать членов

одной семьи?

- В семье родственники похожи друг на друга.

Дочка похожа на маму, мама на бабушку. У сына

и папы одинаковые глаза, волосы, походка.

- По внешнему виду я могу узнать ваших

родителей, так как вы похожи на своих мам и

пап.

- Семьи бывают большие и маленькие. Одна

семья состоит из трех человек, другая из пяти, а

есть и очень большие семьи из десяти и более

человек.

- Как вы думаете, а в русском языке есть ли

слова-родственники?

- Итак, ответы у нас разошлись.

- Чем же сегодня займемся на уроке?

- Есть

- Родные люди, родственники

- Да/нет

- Будем искать ответ на вопрос

2

Актуализация и

фиксирование

индивидуального

затруднения в пробном

действии.

В учебнике слова: гриб, грибник, грибной

- Прочитайте слова

- Давайте истолкуем первое слово – гриб.

- Давайте истолкуем второе слово – грибник.

- С помощью какого слова мы истолковали слово

грибник?

-

Если

одно

слово

можно

объяснить

через

другое, то, как тогда связаны эти слова?

- Давайте истолкуем третье слово – грибной.

- Ребята, а почему мы второе и третье слово не

истолковывали с помощью слова подберезовик

или лисичка. Ведь они же грибы?

- Чем слова похожи друг на друга?

- Сколько признаков мы с вами выделили у слов

гриб, грибник, грибной?

- Кто бы хотел назвать первый признак?

- Кто бы хотел назвать второй признак

- Давайте попробуем составить определение.

- Такие слова, которые связаны по смыслу и

имеют общую часть, называют родственными

- открываю учебник на с.43

- Гриб – это особая группа живых

существ. Не относится ни к животным,

ни к растениям.

- Грибник – человек, который собирает

грибы.

- С помощью слова гриб

- Слова связаны по смыслу

- Например, суп, сваренный из грибов.

- У данных слов нет одинаковой части

- У слов есть одинаковая часть и они

близкие по смыслу

- Мы выделили два признака

- одинаковая часть

- связаны по смыслу

3

Выявление места и

причины затруднения

- Ребята, а сейчас мы проверим, совпал ли наш

вывод с автором учебника. Для этого прочитаем

определение в учебнике про себя.

- Совпал ли наш вывод?

Ребята читают

- Нет, не совпал?

- Чем не совпал

- Ребята, слова имеют общее значение и слова

связаны по смыслу это одно и тоже. И не будет

ошибкой,

если

кто-то

скажет,

имеют

общее

значение или связаны по смыслу.

- Давайте мы с вами будем говорить связаны по

смыслу.

-

А

теперь

прочитаем

определение

вслух

и

подумаем, о чем в нём говориться

-

Ребята,

сколько

основных

частей

можно

выделить в определении?

- О чем говорится в первой части?

- О чем говориться во второй части?

- В правиле написано, что родственные

слова имеют общую часть и общее

значение. А мы говорили, что имеют

общую часть и связаны по смыслу) .

- Говориться о признаках родственных

слов

- В определении можно выделить 2 части

- В первой части выделяются признаки

родственных слов

- Во второй части приведены примеры

родственных слов)

4

Построение проекта

выхода из затруднения

(цель и тема, способ, план,

средство).

На доске записаны слова:

боль, больница, большой

лес, лестница, лесник

малёк, крошечный, маленький

- В каждой тройке слов найдите родственные

слова, запишите эти пары слов.

- Кто согласен с первой парой?

- Почему ты так решил?

-Какое условие не выполняется? Поставьте себе

+.

- Кто согласен со второй парой?

- Кто согласен с третьей парой слов?

- Почему ты так решил?

- Какой делаем вывод? Что нужно сделать,

чтобы найти родственные слова?

-Что делаем сначала?

- Что делаю дальше?

- Дальше?

- Последним шагом?

На доске появляется памятка «Как найти

родственное слово»:

1.

Читаю слова.

2.

Нахожу (выделяю) общую часть.

3.

Определяю, связаны ли слова по смыслу

(значение).

4.

Если выполняются 2) и 3), то данные

слова являются родственными.

Выполняют задание. Один ученик

работает у доски.

- Слово «большой » лишнее, т.к. по

смыслу не подходит к двум другим

- Прочитаю слова

- Нахожу общую часть

- Определяю, связаны ли слова по

смыслу (значение)

- Если выполняются 2) и 3), то данные

слова являются родственными.

5

Реализация построенного

проекта.

- Работаем с учебником с.45 упр.295 (устно)

- Докажи, что эти слова однокоренные.

- Чем будем пользоваться?

Дети,

пользуясь

алгоритмом,

который

представлен на доске, доказывают, что

слова однокоренные.

6

Первичное закрепление с

проговариванием во

внешней речи.

Работа в парах.

-

Повернитесь

к

друг

другу

и

еще

раз

проговорите алгоритм нахождения родственных

слов.

- У кого все получилось?

-Кто испытывал затруднения?

Работают в парах, проговаривают этапы

нахождения родственных слов

7

Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону:

-

Далее работаем самостоятельно с упр.293 с.44.

-

Спиши

слова,

выдели

общую

(одинаковую

часть) в словах.

- Как будем выделять общую часть?

Показываю обозначение на доске.

- Проверьте свою работу, сравнив с эталоном на

доске

- Оцените свою работу смайликами

Работают самостоятельно

Проверяют свою работу

Оценивают работу

8

Включение в систему

знаний и повторение

- Сравни написание корня в однокоренных

словах. Подчеркни гласные в корне.

- Корень написан одинаково.

9

Рефлексия учебной

деятельности на уроке

(итог урока)

-Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

-Где можно применить новые знания?

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Над чем ещё надо поработать?

- Что было трудно?

- Почему возникают трудности?

- Над чем будем работать на следующем уроке?

- узнать бывают ли родственники у слов

и

выяснить

какие

слова

называются

родственными?

- удалось

- Трудно распознавать и доказывать, что

слова являются родственными.

Ориентируемся только на один признак

- Учится находить однокоренные слова и

выделять общую часть (корень).

Оцените, как вы работали

Задание

на

дом:

стр.

45

упр.

294

(устно),

выполнить упражнение которое я вам дала на

карточке:

Спишите.

Озаглавьте

т е к с т.

Подчеркните родственные слова.

Поле

гречихи

похоже

на

ковер

цветов.

На

цветы

гречихи

слетаются

пчёлы.

Гречишный

мёд очень хорош. Из зерна гречихи получают

гречневую крупу. Эта крупа вкусная и полезная.

Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали

на уроке!

Урок окончен.

Показывают смайлики



В раздел образования