Напоминание

Совместная работа учителя–логопеда с родителями детей с ОВЗ в ДОУ.


Автор: Коваленко Елена Валерьевна
Должность: Учитель– логопед
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад «Колокольчик»
Населённый пункт: Малая Вишера Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Совместная работа учителя–логопеда с родителями детей с ОВЗ в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Совместная работа учителя-логопеда и

родителей детей с ОВЗ в ДОУ.

Федеральные государственные образовательные стандарты впервые

закрепил права и обязанности родителей – приоретет по воспитанию детей

остаётся за семьей.

В законе «Об образовании» РФ определено, что родители являются

непосредственными участниками образовательных отношений и имеют

преимущественное право на обучение и воспитание детей. Ответственность

за воспитание детей в первую очередь ложится на родителей, а все остальные

общественные институты (детский сад, школа) должны помогать им,

дополняя их воспитательную деятельность.

В соответствии ФГОС ДО дошкольное учреждение обязано:

• информировать родителей (законных представителей) относительно целей

дошкольного образования;

•создавать условия для участия родителей (законных представителей) в

образовательной деятельности;

•поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей,

охране и укреплении их здоровья;

•обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную

деятельность;

•создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов,

обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной

среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями)

детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Взаимодействие родителей и учителя-логопеда в воспитании и обучении

дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных

взрослых, позволяющая совместно выявлять, осознавать и решать проблемы

воспитания и обучения детей с ОВЗ, а также обеспечивающая необходимые

связи между воспитывающими взрослыми, позитивно отражающиеся на

физическом, психическом и социальном здоровье ребёнка.

Целью одного из направлений работы учителя-логопеда в

логопедической группе является вовлечение родителей в образовательный

процесс дошкольного учреждения. Надо сказать, что современные родители в

большинстве очень заинтересованы во всестороннем развитии и образовании

своих детей, но с другой стороны, у них для этого не хватает времени, а

иногда и компетенции в вопросах дошкольной педагогики и психологии.

Поэтому, чтобы достигнуть главной цели – воспитания гармонично

развитого, здорового ребенка, очень важно установление партнерских

отношений с семьями воспитанников.

Взаимодействуя с родителями, учитель-логопед группы реализует идеи

личностно-ориентированного подхода. Когда родители чувствуют

доброжелательное, заинтересованное отношение к их ребенку, тогда и

проблемы воспринимаются более адекватно и решаются быстрее. Также

решаются практические вопросы, передача информации и т. д. Когда

возникают более доверительные отношения родителей к педагогам, родители

сами просят совета, делятся проблемами, касающихся воспитания ребенка.

Формы работы, используемые при взаимодействии с родителями по

преодолению нарушений речи:

Анкетирование. Направлено на выявление актуальных проблем

родителей. Отвечая на вопросы анкеты, они начинают задумываться о

проблемах воспитания и развития ребёнка. Анкетирование в начале учебного

года помогает логопеду выявить потребности родителей и поддержать

образовательные инициативы семьи, а в конце года – эффективность

коррекционной работы.

Родительские собрания. На них знакомим родителей с задачами и

содержанием коррекционной работы, нацеливаем их на активную

совместную деятельность по коррекции речевых нарушений.

Индивидуальная тетрадь взаимосвязи с родителями воспитанника, в

которой записываются домашние задания по коррекции звукопроизношения и

лексико-грамматической стороны речи.

Подгрупповые открытые занятия проводятся с целью показа

родителям, каких знаний достигли дети в процессе совместной

коррекционной работы.

Индивидуальные открытые занятия, на которых родители знакомятся

с практическими приёмами работы над звуком (этап постановки,

автоматизации и дифференциации). Полученные знания они применяют при

выполнении индивидуальных домашних заданий.

Игротека – картотека игр, способствующих развитию речи ребёнка, в

которые родители могли бы поиграть с ним в любое удобное для них время

(по дороге домой в детский сад, в свободное время, на кухне и т.п.).

Функционирует по принципу библиотеки, помогает родителям

ориентироваться в выборе игр для занятий с детьми.

Мастер – классы, семинары, практикумы совместно с детьми.

Помогают в практической форме показать приёмы работы с детьми,

прокомментировать действия детей, этапы выполнения заданий (выполнение

артикуляционной гимнастики, самомассаж, пальчиковую гимнастику с

использованием инновационных методик).

Консультации, направленные на практическое просвещение родителей

по вопросу развития речи ребёнка.

Консультации – всеобучи в форме стендов, папок-передвижек,

направленные на теоретическое просвещение родителей по вопросу речевого

развития детей. Проводятся в соответствии с планом или по необходимости.

Родители получают информацию о том, чем занимаются дети на занятиях

(тема, цели и задачи).

Сайт в интернет сети для общения с родителями. Публикуем с

разрешения родителей (законных представителей) фотографии детей с

праздников, с походов на экскурсию, видео поздравления, видео

рекомендации к просмотру.

В работе учитель-логопед использует презентации на заявленные темы.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к участию в

коррекционном процессе. Создание атмосферы доверия, взаимопонимания ,

общности, позволяет логопеду настроить родителей на систематическую,

длительную, активную работу с ребёнком.



В раздел образования