Автор: Коваленко Елена Валерьевна
Должность: Учитель– логопед
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад «Колокольчик»
Населённый пункт: Малая Вишера Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Совместная работа учителя–логопеда с родителями детей с ОВЗ в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Совместная работа учителя-логопеда и
родителей детей с ОВЗ в ДОУ.
Федеральные государственные образовательные стандарты впервые
закрепил права и обязанности родителей – приоретет по воспитанию детей
остаётся за семьей.
В законе «Об образовании» РФ определено, что родители являются
непосредственными участниками образовательных отношений и имеют
преимущественное право на обучение и воспитание детей. Ответственность
за воспитание детей в первую очередь ложится на родителей, а все остальные
общественные институты (детский сад, школа) должны помогать им,
дополняя их воспитательную деятельность.
В соответствии ФГОС ДО дошкольное учреждение обязано:
• информировать родителей (законных представителей) относительно целей
дошкольного образования;
•создавать условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности;
•поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья;
•обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность;
•создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов,
обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной
среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями)
детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Взаимодействие родителей и учителя-логопеда в воспитании и обучении
дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных
взрослых, позволяющая совместно выявлять, осознавать и решать проблемы
воспитания и обучения детей с ОВЗ, а также обеспечивающая необходимые
связи между воспитывающими взрослыми, позитивно отражающиеся на
физическом, психическом и социальном здоровье ребёнка.
Целью одного из направлений работы учителя-логопеда в
логопедической группе является вовлечение родителей в образовательный
процесс дошкольного учреждения. Надо сказать, что современные родители в
большинстве очень заинтересованы во всестороннем развитии и образовании
своих детей, но с другой стороны, у них для этого не хватает времени, а
иногда и компетенции в вопросах дошкольной педагогики и психологии.
Поэтому, чтобы достигнуть главной цели – воспитания гармонично
развитого, здорового ребенка, очень важно установление партнерских
отношений с семьями воспитанников.
Взаимодействуя с родителями, учитель-логопед группы реализует идеи
личностно-ориентированного подхода. Когда родители чувствуют
доброжелательное, заинтересованное отношение к их ребенку, тогда и
проблемы воспринимаются более адекватно и решаются быстрее. Также
решаются практические вопросы, передача информации и т. д. Когда
возникают более доверительные отношения родителей к педагогам, родители
сами просят совета, делятся проблемами, касающихся воспитания ребенка.
Формы работы, используемые при взаимодействии с родителями по
преодолению нарушений речи:
•Анкетирование. Направлено на выявление актуальных проблем
родителей. Отвечая на вопросы анкеты, они начинают задумываться о
проблемах воспитания и развития ребёнка. Анкетирование в начале учебного
года помогает логопеду выявить потребности родителей и поддержать
образовательные инициативы семьи, а в конце года – эффективность
коррекционной работы.
• Родительские собрания. На них знакомим родителей с задачами и
содержанием коррекционной работы, нацеливаем их на активную
совместную деятельность по коррекции речевых нарушений.
• Индивидуальная тетрадь взаимосвязи с родителями воспитанника, в
которой записываются домашние задания по коррекции звукопроизношения и
лексико-грамматической стороны речи.
• Подгрупповые открытые занятия проводятся с целью показа
родителям, каких знаний достигли дети в процессе совместной
коррекционной работы.
• Индивидуальные открытые занятия, на которых родители знакомятся
с практическими приёмами работы над звуком (этап постановки,
автоматизации и дифференциации). Полученные знания они применяют при
выполнении индивидуальных домашних заданий.
• Игротека – картотека игр, способствующих развитию речи ребёнка, в
которые родители могли бы поиграть с ним в любое удобное для них время
(по дороге домой в детский сад, в свободное время, на кухне и т.п.).
Функционирует по принципу библиотеки, помогает родителям
ориентироваться в выборе игр для занятий с детьми.
• Мастер – классы, семинары, практикумы совместно с детьми.
Помогают в практической форме показать приёмы работы с детьми,
прокомментировать действия детей, этапы выполнения заданий (выполнение
артикуляционной гимнастики, самомассаж, пальчиковую гимнастику с
использованием инновационных методик).
• Консультации, направленные на практическое просвещение родителей
по вопросу развития речи ребёнка.
• Консультации – всеобучи в форме стендов, папок-передвижек,
направленные на теоретическое просвещение родителей по вопросу речевого
развития детей. Проводятся в соответствии с планом или по необходимости.
Родители получают информацию о том, чем занимаются дети на занятиях
(тема, цели и задачи).
•Сайт в интернет сети для общения с родителями. Публикуем с
разрешения родителей (законных представителей) фотографии детей с
праздников, с походов на экскурсию, видео поздравления, видео
рекомендации к просмотру.
В работе учитель-логопед использует презентации на заявленные темы.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к участию в
коррекционном процессе. Создание атмосферы доверия, взаимопонимания ,
общности, позволяет логопеду настроить родителей на систематическую,
длительную, активную работу с ребёнком.