Напоминание

программа по учебному предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано)


Автор: Овсянникова Елена Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: БОУ ДО "ДШИ №12"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства (углубленный уровень)
Тема: программа по учебному предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано)
Раздел: дополнительное образование





Назад




БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 12» ГОРОДА ОМСКА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

(фортепиано)

УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ

Омск, 2017

Разработчик:

Е.А. Овсянникова

преподаватель БОУ ДО «ДШИ №12» города Омска

Рецензенты:

Т.М. Кравец

преподаватель

высшей

квалификационной

категории,

заведующий фортепианным отделом БОУ ДО

«ДШИ №12» г. Омска

Э.А.

Воронова

2

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

-

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

II.

Содержание учебного предмета

- Годовые требования

- Учебно-тематический план

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список учебной и методической литературы

- Список рекомендуемой учебной литературы

- Список рекомендуемой методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа

учебного

предмета

«Музыкальный

инструмент

(фортепиано)» углубленный уровень разработана на основе «Рекомендаций

по организации образовательной и методической деятельности при реализации

общеразвивающих

программ

в

области

искусств»,

направленных

письмом

Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-

ГИ,

с

учетом

требований

письма

от

11.12.2006г.

№06-1844

Министерства

образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к

программам

дополнительного

образования

детей»,

а

также

с

учетом

педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в Детских

школах искусств.

Данная

программа

ориентирована

на

углубленное

обучение

и

творческое развитие детей в классе фортепиано.

Актуальность

ее

заключается

в

погружении

и

синтезировании

музыкальных способностей учащихся, их знаний и навыков при изучении

учебного

материала

данного

курса.

Способствуя

развитию

личностных

качеств (самостоятельности, творческого подхода к поставленным задачам),

обучение по предлагаемой программе активизирует концертную и конкурсную

деятельности

разных

уровней,

стимулирует

исполнительское

мастерство,

расширяет и накапливает музыкальный репертуар учащихся.

Итогом реализации программы является не только выработка основных

исполнительских навыков игры на инструменте, но и способности активации

психических

процессов

(мышления,

воображения,

памяти,

развития

эмоционального отклика на воплощаемые художественные образы), умения

чувствовать, сопереживать и слушать.

Обучение игре на фортепиано данного уровня, в условиях учебного

комплекса

ДШИ,

как

на

любом

музыкальном

инструменте,

расширяет

возможности

обучаемых,

способствуя

знакомству

и

соприкосновению

с

многогранным миром искусства.

«Любите

и

изучайте

великое

искусство

4

музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно

сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее» – эти слова Д. Шостаковича

очень

точно

передают

важность

музыкального

образования

в

системе

эстетического воспитания.

Имея

общеразвивающую направленность,

примерная программа по

учебному

предмету

«Фортепиано» углубленный

уровень

основывается на

принципе

вариативности, обеспечивает

развитие

творческих

способностей

детей. Помогая формировать устойчивый интерес к творческой деятельности,

она способствует воспитанию эстетического вкуса и слушательской культуры

учащихся посредством развития музыкальных способностей и приобретения

навыков самостоятельного музицирования.

Программа позволяет обеспечить разнообразные условия для проявления

индивидуальности

обучающихся

с

учетом

их

возрастных

особенностей

с

помощью

поиска

целесообразных

приемов

и

методов

обучения:

объемом

изучаемого репертуара, сложностью, темпом обучения.

Дефференцированный

подход

позволяет

составить

индивидуальную

программу каждому, дающую возможность полноценно развивать творчество и

индивидуальность в познании и самовыражении.

В

основе своей, программа

предоставляет достаточную свободу в

выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей,

не

ориентированных

на

дальнейшее

профессиональное

образование.

Обучение по углубленному уровню программы «Фортепиано» проходят:

-

обучающиеся,

закончившие

учебный

курс базового

уровня

программы

«Фортепиано» общеразвивающей направленности;

-

обучающиеся,

желающие

перейти

с предпрофессиональной

программы обучения на общеразвивающую.

Возраст детей, приступающих к освоению программы 12(13)-15 лет.

В

целях

получения

учащимися

дополнительных

знаний,

умений

и

навыков,

расширения

музыкального

кругозора,

закрепления

интереса

к

музыкальным

занятиям,

развития

исполнительских

спо собно стей

5

рекомендуется

включать

в

занятия

инструментом

формы

ансамблевого

музицирования, концертмейстерский класс.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный

инструмент (фортепиано)» со сроком обучения 3 года, продолжительность

учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 33 недели в

год.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной

работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Количество

недель

33

33

33

Аудиторные

занятия

66

66

66

198

Самостоятельна

я работа

264

264

264

792

Максимальная

учебная нагрузка

330

330

330

990

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая

трудоемкость

учебного

предмета

«Музыкальный

инструмент

(фортепиано)» углубленный

уровень при

3-летнем

сроке

обучения

составляет 990 часов. Из них: 198 часов – аудиторные занятия, 792 часов –

самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

1

- 3 классы – по 2 часа в неделю

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

1-3 классы – по 4 часа в неделю

Форма проведения учебных занятий

6

Занятия

проводятся

в

индивидуальной

форме

в

соответствии

с

принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих

способностей

и

индивидуальности

учащегося,

овладение

знаниями

и

представлениями

о

фортепианном

исполнительстве,

формирование

практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к

самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

создание

условий

для

художественного

образования,

эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей;

формирование

у

учащихся

эстетических

взглядов,

нравственных

установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями

искусства, способствовать накоплению музыкальных впечатлений;

воспитание

активного

слушателя,

зрителя,

участника

творческой

деятельности;

приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано,

позволяющих

исполнять

музыкальные

произведения

в

соответствии

с

необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств

выразительности, используемых в музыкальном искусстве, развитие комплекса

исполнительских

и

слуховых

представлений,

совершенствование

исполнительской культуры;

воспитание у детей культуры сольного, ансамблевого музицирования,

игры

с

солирующим

инструментом, стремления

к

практическому

использованию

приобретенных

знаний,

умений

и

навыков

игры

на

фортепиано, формирование умения беглого ориентирования в нотном тексте и

чтении с листа.

Структура программы

7

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета;

распределение

учебного

материала

по

годам

обучения

каждого

уровня;

описание дидактических единиц учебного предмета;

ожидаемые результаты, требования к уровню подготовки учащихся;

формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

методическое обеспечение учебного процесса.

В

соответствии

с

данными

направлениями

строится

основной

раздел

программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

-эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

впечатления,

слушание

и

анализ

музыкальных

и

художественных

произведений искусства).

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования

Учебная

программа

по

предмету

«Музыкальный

инструмент

(фортепиано)» углубленный уровень рассчитана на 3 года .

В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип

систематического

и

последовательного

обучения.

Последовательность

в

обучении

поможет

учащимся

применять

полученные

знания

и

умения

в

изучении, освоении и закреплении нового материала.

8

Содержание

учебного

предмета

соответствует

направленности

общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому

музицированию.

Годовые

требования

содержат

несколько

вариантов

примерных

исполнительских

программ,

разработанных

с

учетом

индивидуальных

и

возрастных возможностей, интересов учащихся.

Для

продвинутых

учащихся,

а

также

с

учетом

их

возрастных

возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень

сложности

программных

требований,

позволяя

переходить

на

программы

предпрофессионального обучения.

Трехлетний

срок реализации программы учебного предмета позволяет учащимся:

-

з а ко н ч и т ь

полный образовательный курс по общеразвивающей программе;

- перейти во время

освоения уровня на обучение по предпрофессиональной программе.

Первый год обучения

Совершенствование

приемов

звукоизвлечения,

педализации,

звуковедения,

динамики,

ритмических

формул,

агогики.

Умение

исполнять

музыкальные произведения в темпе, характере, образе.

В течение года осваивается 7-9 произведений различных жанров и форм.

Мажорные и минорные диезные, бемольные гаммы до 5-6 знаков. Арпеджио

короткое

с

обращениями,

ломаное,

длинное.

Аккорды

по

3,

4

звука.

Хроматическая гамма во всех тональностях. Д

7

,

VII

7

– короткие и длинные

арпеджио.

Все

формулы

осваиваются

на

четыре

октавы.

Чтение

с

листа,

транспонирование. Игра в ансамбле,

в классе аккомпанемента. Подбор по

слуху.

Учащийся сдает

в I полугодии академический концерт (либо публичное выступление на

тематическом

концерте)

на

котором

исполняет

два

разнохарактерных

9

произведения,

в о II

полугодии

академический

концерт

(два

разнохарактерных

произведения),

технический зачет (гаммовый комплекс в форме билета, этюд, чтение,

транспонирование)

Жанры исполняемых произведений – на усмотрение преподавателя.

Примерные репертуарные списки

Полифония

Юному музыканту пианисту. 3 класс. Сост. Г. Цыганова, И. Королькова.

Ростов –на- Дону, «Феникс», 2000

Гендель Г.

Шалость

Пахельбель И.

Сарабанда (фа-диез минор)

Моцарт В.

Менуэт (Ре мажор)

Бах И.

Менуэт (Ми мажор)

Бах И.

Менуэт (Соль мажор)

Начинающему пианисту. Вып. 4. Сост. Э. Бабасян. М., «Музыка», 1984

Исаенко И.

Фуга на тему укр. народной песни

Пахельбель И.

Сарабанда (фа-диез минор)

Ляпунов С.

Пьеса (ля минор)

Моцарт Л.

Бурре (ми минор)

Моцарт В.

Менуэт (Соль мажор)

Моцарт В.

Ария (Ми-бемоль мажор)

Гедике А.

Инвенция (Фа мажор)

Скарлатти Д.

Менуэт (ре минор)

Скарлатти Д.

Ария (ми минор)

Гаджибеков У.

Вечер настал

Кунау И.

Прелюдия (До мажор)

Барток Б.

Песня ля минор

Телеман Т.

Модерато (Соль мажор)

10

Кригер И.

Сарабанда (ре минор)

Бах К.Ф.

Менуэт (ля минор)

Перселл Г.

Ария (ре минор)

Моцарт В. Детские сочинения для фортепиано. Сост. Т. Семчинов. Л.,

«Музыка», 1988

Менуэт (Фа мажор)

Менуэт (Соль мажор)

Менуэт (До мажор)

Менуэт (ля минор)

Менуэт (Фа мажор)

Крупная форма

Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. вып.2. 3-4 классы. Сост. А.

Барсукова. Ростов –на- Дону, «Феникс», 2003

(по выбору)

Сборник произведений для фортепиано. Сост. П. Лукьянченко. М.,

«Музыка», 1981

Кулау А.

Вариации (Соль мажор)

Бенда А.

Сонатина( ля минор)

Клементи М.

Сонатина (До мажор)

Гурлит К.

Сонатина соч.214, № 4.

Андре Ж.

Сонатина (До мажор) 2ч.

Жилинский А.

Сонатина (Соль мажор) 1ч.

Лукомский Н.

Сонатина (Ре мажор)

Моцарт В.

Рондо из сонатины (До мажор)

Фортепиано 4 класс. Сост. Б. Милич. Киев, 1979

Грациоли Г.

Сонатина (Соль мажор) 1ч.

Майкапар С.

Вариации на русскую тему (фа минор)

Кабалевский Д.

Легкие вариации на т. слов. нар. песни (ре минор)

Дюссек Я.

Сонатина (Соль мажор)

Щуровский Ю.

Украинская сонатина (соль минор)

Кулау Ф.

Сонатина (До мажор)

11

Шуман Р.

Детская сонатина (Соль мажор) 1ч.

Моцарт В.

Сонатина № 1 (До мажор)

Рожавская Ю.

Сонатина (Ля мажор) 3ч.

Музыка для детей. Вып.3. М., «Советский композитор», 1981

Кабалевский Д.

Рондо-токката

Чимароза Д.

Соната ( ля минор)

Моцарт В.

Сонатина № 1 (До мажор) Iч.

Ильин И.

Сонатина № 1 (Соль мажор)

Гурлит К.

Сонатина соч.214, № 4.

Андре Ж.

Сонатина (До мажор) 2ч.

Жилинский А.

Сонатина (Соль мажор) 1ч.

Лукомский Н.

Сонатина (Ре мажор)

Моцарт В.

Рондо из сонатины (До мажор)

Грациоли Г.

Сонатина (Соль мажор) 1ч.

Дусек Ф.

Сонатина (Соль мажор), 3ч.

Гайдн Й.

Сонатина (Си-бемоль мажор)

Клементи М.

Сонатина соч. 36 ,№ 2. 2ч.

Гедике А.

Сонатина (До мажор)

Андре А.

Сонатина № 8 (До мажор)

Моцарт В.

Рондо (До мажор)

Гендель Г.

Сонатина (Си-бемоль мажор)

Бах К. Ф.

Сонатина (ля минор)

Дмитриев Г.

Вариации в очень старинном стиле (ля минор)

Холминов А.

Вариации на тему русской нар.песни

«Пойду ли, выйду ль я».

Жилинскис А.

Вариации

Чимароза Д.

Соната № 1 (Соль мажор)

Моцарт В.

Рондо (Фа мажор)

Кулау А.

Вариации (Соль мажор)

Бенда А.

Сонатина (ля минор)

12

Пьесы

Бриль И.

Диссонанс

Синкопы

Грустная песня

Гедике А.

Миниатюра

Кабалевский Д.

Шуточка

Шостакович Д.

Лирический вальс

Кирхнер Т.

Листок из альбома

Шитте Л.

Танец гномов

Клова В.

Прелюдия

Клова В.

Танец

Жилинскис А.

Вальс

Парцхаладзе М.

Грустный напев

Билаш О.

Тарантелла

Библиотека юного музыканта. Сост. И. Благодарная. М., «Советский

композитор», 1987

Тамберг Э.

В народном тоне

Цытович В.

Марш

Гаврилин В.

Пьеса

Юровский В.

Купола

Евтушенко С.

Две пьесы

Рогалев И.

Колыбельная

Дварионас Б.

Вальс

Шварц Л.

Сказочка

Александров А.

Новогодняя полька

Косенко В.

Мазурка ми минор

Шейко Н.

Мгновение

Сборник пьес для фортепиано 3-4 класс. вып.2. Сост. С. Барсукова.

Ростов/Дону, «Феникс», 2003

(по выбору)

13

Мордасов Н. Сборник джазовых пьес для фортепиано. Изд. 4-е. Ростов

/Дону, «Феникс», 2004

(по выбору)

Этюды

Лешгорн А.

Этюд соч. 65, № 21

Волков В.

Этюд (Ре мажор)

Беренс Г.

Этюд соч. 88 № 3

Беренс Г.

Этюд соч. 88 № 9

Лешгорн А.

Этюды соч. 65. М., Музыка, 1984.

Черни К.

Этюды соч. 299, Музыка, Москва, 1982

Бюргмюллер Ф.

Этюды соч. 109.

Дювернуа Ж.

Этюды соч.168

Хрестоматия для фортепиано 4 класс ДМШ. Сост. Н. Любомудрова, К.

Сорокин, А. Туманян. М., «Музыка», 1976

Беренс Г.

Этюд (ре минор)

Гедике А.

Этюд (До мажор)

Черни К.

Этюд (Соль мажор)

Гедике А.

Этюд (Фа мажор)

Черни К.

Этюд (До мажор)

Лемуан А.

Этюд (Ре мажор)

Лапутин Л.

Этюд (ре минор)

14

Лешгорн

А.Школа

беглости

для

фортепиано.

Те т р а д ь I,

II,

соч.136,Музыка. Москва, 1987

(по выбору)

Школа

фортепианной

техники.

Выпуск III.

Сост.

Дельнова

В.,

Натансон В., Музыка. Москва, 1967

(по выбору)

Хрестоматия для фортепиано. Этюды для фортепиано. сост.

Шелдунова

Н., Музыка, Москва, 1987.

(по выбору)

Примеры зачетных программ

Вариант 1

Бах И.С. 2-х г. Инвенция (до минор)

Мелартин Э. Сонатина соч.84, №2

Вариант 2

Бах Ф.Э. Полонез (соль минор)

Кабалевский. Танец соч.27

Технический зачет

1. Билет (комплекс технических формул)

2. Лемуан А. Этюд соч.37, №20.

3. Чтение с листа (транспонирование)

4. Терминология

Второй год обучения

Продолжение

работы

над

развитием

технических

навыков.

Совершенствование единства двигательно-технических задач с художественно-

музыкальными. Освоение интонационной сферой звучания, динамической и

агогической

нюансировкой.

Осмысление

закономерностей

развития

музыкальной ткани, движения голосов, гармонических последовательностей.

15

Дальнейшее освоение музыкальной терминологии.

В

т е ч е н и е

учебного года рекомендовано освоить 6-8 произведений различных жанров и

форм.

Мажорные

и

минорные

диезные

и

бемольные

гаммы.

Арпеджио

короткое с обращениями, ломаное, длинное.

А к ко р д ы

п о

3 , 4

з в у к а .

Хроматическая гамма во всех тональностях в расходящемся движении. Д

7

, VII

7

короткое и длинное арпеджио.

Все

технические

формулы

на

4

октавы.

Чтение с листа, транспонирование. Игра в ансамбле, в классе аккомпанемента

(концертмейстерского класса) подбор по слуху.

В I полугодии

проводится

аттестация

в

форме

академического

концерта

( д ва

разнохарактерных произведения);

во

II полугодии академический концерт (два разнохарактерных произведения),

технический

зачет

(гаммовый

комплекс

в

форме

билета,

этюд,

чтение

с

листа

(транспонирование).

Жанры исполняемых произведений - на усмотрение преподавателя.

Выступление

обучаемого

на

каком-либо

концерте

приравнивается

к

аттестации.

Примерные репертуарные списки

Полифония

Парцхаладзе М.

Канон (До мажор)

Гедике А.

Сарабанда соч.58.

Гендель Г.

Ария (Си бемоль мажор)

Мясковский Н.

Фуга в старинном стиле

Пахульский Г.

Двухголосная фуга (ре минор)

Павлюченко С.

Фугетта (Ми бемоль мажор)

Лядов А.

Канон (Соль мажор)

Персел Г.

Прелюдия (ля минор)

Голубев Е.

Фуга соч. 27

Бах И.

Менуэт (соль минор)

Циполли Д.

Фугетта (ми минор)

16

Маттесон И.

Сарабанда (ми минор)

Лейе А.

Куранта (соль минор)

Люлли Ж.

Сарабанда (Си бемоль мажор)

Люлли Ж.

Гавот (ре минор)

Шуберт Ф.

Три экосеза

Раков Н.

Канон (До мажор)

Фортепиано 5 класс, 1часть. Сост.Милич Б. Украина, 1975

(по выбору)

Педагогический

репертуар

5класс

Хрестоматия

для

фортепиано.

Полифонические пьесы. Вып.1. Сост. Копчевский Н., Музыка, М, 1977.

(по выбору)

Хрестоматия для фортепиано 4класс, М. 1998

(по выбору)

Педагогический репертуар. Пьесы. Выпуск 5, сост. Колос Т. Москва, 1977

(по выбору)

Хрестоматия для фортепиано

6

класс.

Полифонические

пьесы.

ред.

Диднеко С. Музыка, Москва, 1991

(по выбору)

Крупная форма

Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли для фортепиано 5-7 кл. ДМШ.

Вып.1,сост. Барсукова С, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2003

( по выбору )

Фортепианная

музыка

для

ДМШ

Сонатины

и

вариации.

Вып.1.сост.

Самонова А. «Советский композитор», Москва, 1974

Мелартин Э. Сонатина.соч. 84, №2.

Кулау Ф. Сонатины для фортепиано. «Музыка», 1982

( по выбору )

Альбом

сонатин

для

фортепиано.

Вып.

3.

ДМШ,

ред.

Диденко

С.

«Музыка», Москва, 1982

( по выбору )

17

Крупная форма. Будапешт, Венгрия, 1980

( по выбору )

Клементи М.

Сонатина соч.36, №3(1часть.)

Клементи М.

Сонатина соч.36,№6 (1часть)

Чимароза Д.

Избранные сонаты. Москва,1987.

Гендель Г.Ф.

Сонатина (Си бемоль мажор)

Бах К.Ф.Э.

Сонатина-Каролина (ля минор)

Холминов А.

Вариации (соль минор)

Холаимов С.

Легкие вариации (Ми мажор)

Альбом

советской

детской

музыки

.

Сост.

Бакулова

А.,

Сорокина

К.,

Москва, 1986

(по выбору)

Сонатины и вариации для фортепиано. Выпуск 2. Москва.,1987

Пьесы,

сонатины,

вариации

и

ансамбли

3-4

класс.

Выпуск

2.

Сост.

Барсукова С.А., Феникс, Растов-на-Дону,2003

(по выбору)

Пьесы

Майкапар С.

Пьесы

Мендельсон Д.

Детская пьеса соч.72. №1.

Смирнова Т. Allegro. Интенсивный курс. ЦСДК. Москва, 1996

(по выбору)

Бриль И.

Джазовые

произведения

для

фортепиано.

К и фара.

Москва,2003.

(по выбору)

Гречанинов А.

На лужайке

Бойко Р.

Дедушкины часы

Парцхаладзе М.

Грустный напев

Шейко Н.

Мгновение

Раков Н.

Полька

Мендельсон Ф.

Песня венецианского гондольера. соч.19 .

18

Шостакович Д.

Испанский танец

Мордасов Н.

Сборник джазовых пьес для фортепиано

«Феникс», Р о с т о в - н а

Д о н у,

2 0 0 4 С б о р н и к

п р о и з в е д е н и й

п о

фортепиано.сост. Лукьянченко П. Музыка, Москва. 1981

(по выбору)

Этюды

Черни К.

Этюды оп.299, 636, 718

Лешгорн А.

Этюды соч.136

Беренс Г.

Этюды соч. 61

Геллер С.

Этюды соч.46

Бертини А.

Этюды соч. 29

Лемуан А.

Этюды соч. 37

Сборник этюдов и технических пьес для фортепиано. сост. Просыпалова

А., Суздан Н., Музыка, Москва, 1966

(по выбору)

Школа фортепианной техники. Вып.3. сост. Дельнова В., Натансон В.,

Москва. Москва, 1967

(по выбору)

Примеры зачетных программ

Вариант 1

Мясковский. Фуга в старинном стиле.

Клементи М. Сонатина соч.36, №4 (Iч.)

Вариант 2

Пахульский Г. Канон

Майкапар С. Педальная прелюдия

Технический зачет

1. Билет (комплекс технических формул)

2. Беренс Г. Этюд соч.61, №13

19

3. Чтение с листа (транспонирование)

4. Терминология

Третий год обучения

Закрепление

и

освоение

новых

технических

формул.

Формирование

масштабного музыкального мышления в работе над произведениями объемной

ф о р м ы .

О в л а д е н и е

н а в ы к а м и

п о л и ф о н и ч е с ко го

м ы ш л е н и я .

Совершенствование

естественной

связи

педализации

с

интонированием

мелодии,

сменами

гармонии

и

темпо-динамической

и

ритмической

нюансировкой.

Развитие

умения

сочетать

контрастные

образы

и

темы.

Овладение

более

тонкими

и

дифференцированными

средствами

выразительности. Владение различными видами фактур, техникой исполнения.

Игра в ансамбле, концертмейстерском классе). Подбор по слуху.

Количество произведений, осваиваемых за год 5 - 7. Обучаемый должен

ознакомиться

и

освоить

следующие

формы

и

жанры

исполнительского

репертуара:

полифония,

крупная

форма,

пьесы,

этюды,

вспомогательные

упражнения,

технические

формулы

(гаммовый

комплекс),

чтение

с

листа,

транспонирование.

Гаммы

диезные

и

бемольные

(мажорные

и

минорные)

Арпеджио

короткое

с

обращениями,

ломаное,

длинное.

Аккорды

3,4-х

звучные.

Хроматическая гамма во всех тональностях в расходящемся движении. Д

7

,VII

7

короткое и длинное арпеджио. Все формулы на 4 октавы.

Аттестация проводится в конце каждого полугодия

по результатам

текущего контроля и публичных выступлений.

В

I полугодии аттестация в форме прослушивания к итоговой аттестации, на

котором учащийся исполняет 3-4 разнохарактерных произведения.

В

о II

полугодии

проводится технический зачет и

и т о г о в а я

20

аттестация в форме академического концерта, на котором учащийся исполняет

3-4 произведения, прослушанных в I полугодии.

Жанры

исполняемой программы - на усмотрение преподавателя.

Примерные репертуарные списки

Полифония

Бах И.С.

Французские сюиты. Ред. Ройзмана Л., «Музыка»,

Москва, 1975

(по выбору)

Бем Г.

Аллеманда

Циполи Д.

Сарабанда

Фрескобальди Д.

Канцона

Дюбюк А.

Фугато

.

Педагогиче с кий

ре пе ртуар.

Хре с томатия

для

ф о р т е п и а н о .

Полифонические пьесы. сост.Копчевский Н., «Музыка». Москва, 1977

(по выбору)

Окунев Г.

Прелюдия и фугетта

Фрид Г.

Инвенция. соч. 46, №6

Павлюченко С.

Фугетта

Музыка детям для фортепиано. Выпуск 3,, Польша, 1979

(по выбору)

Полифонические пьесы. Старшие классы. Вып. 3.сост. мануильская Т.,

ред. Чеукаускас Ю. «Советский композитор», Москва, 1982

(по выбору)

Юцевич Е.

Фуга

Пахульский Г.

Канон

Сорокин К.

Маленькая фуга

Гедике А.

Сарабанда (до минор)

Щуровский Ю .

Степная песня

Бах И.С.

Маленькие

прелюдии

и

фуги

для

фортепиано.

сост.

21

Кувшинников Н., Музыка, Москва, 1970

(по выбору)

Бах И.С. Инвенции для фортепиано. ред. Бузони Полифонические пьесы.

Старшие

классы.

Вып.

3.сост.

Мануильская

Т.,

ред.

Чеукаускас

Ю.

Советский композитор, Москва, 1982

(по выбору)

Крупная форма

Скарлатти Д.

Соната ре мажор

Гесслер И.

Рондо

Вебер К.

Анданте с вариациями соч.3, №4

Мелартин Э.

Сонатина соч. 84, №2.

П

Кулау Ф.

Сонатины для фортепиано. Музыка, 1982

(по выбору)

Альбом сонатин для фортепиано. Вып. 3. ДМШ, ред. Диденко С. Музыка,

Москва, 1982

(по выбору)

Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли для фортепиано 5-7 кл. ДМШ.

Вып.1,сост. Барсукова С, Феникс, Ростов-на-Дону, 2003

(по выбору)

Фортепианная

музыка

для

ДМШ

Сонатины

и

вариации.

Вып.1.сост.

Самонова А. Советский композитор, Москва, 1974

(по выбору)

Крупная форма. Будапешт, Венгрия, 1980

(по выбору)

Хрестоматия для фортепиано. педагогический репертуар ДМШ 5 класс.

(по выбору)

Произведения крупной формы. Вып. 1. Музыка, Москва, 1983

(по выбору)

Пьесы

22

Хрестоматия педагогического репертуара 6 класс. Пьесы.сост. Милич Б.

Музыка, Украина, 1983

Лысенко Н.

Грустный напев

Скорик М.

Народный танец

Парцхаладзе М.

Танец

Гречанинов А.

Жалоба

Шуберт Ф.

Скерцо

Глиэр Р.

Эскиз

Лядов А.

Богатель

Григ Э.

Поэтическая картинка

Хрестоматия педагогического репертуара 6 класс. Пьесы. Выпуск 2.сост.

Копчевский Н. Музыка, Москва, 1978

(по выбору)

Современная фортепианная музыка для детей 6 класс. сост. Копчевский

Н. Музыка, Москва, 1971

(по выбору)

Фортепианная музыка. Пьесы. Старшие классы. Сост. Манульская Т.

Музыка, Москва, 1984

Прокофьев С.

Скерцо

Мясковский М.

Пьеса.соч.34, №21, 17

Чайковский Б.

Мазурка

Кабалевский Д.

Народный танец.соч.30, №2

Советские композиторы-детям. Пьесы для фортепиано. Выпуск 14.сост.

Дажкова И., Советский композитор, 1988

(по выбору)

Избранные фортепианные пьесы русских и советских композиторов. Ред.

Власова С., Киргизия, 1960

(по выбору)

Слонимский С. Альбом

для

детей

и

юношества.

Музыка,

Ленинград,

1983.

Уличная песенка

23

Пасмурный вечер

Веселая румба

Серенада из мюзикла

Раков Н.

Акварели. 9 пьес для фортепиано. Ред. Натансон В. Музыка

Мордасов Н. Феникс, Растов-на Дону, 2004

(по выбору)

Прокофьев С.

Гавот

Лядов А.

Вальс соч.№9

Бабаджанян А.

Прелюдия

Гаврилин В.

Три танца

Шамо И.

Юмореска

Глинка М.

Мелодический вальс

Прокофьев С.

Гавот соч.25

Рамо Ж.

Тамбурин

Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано ДМШ 7 класс.

Выпуск 1. Пьесы русских композиторов. сост. и ред. Дельнов В. Музыка,

1968

(по выбору)

Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано ДМШ 7 класс.

Выпуск 3. сост. Копчевский Н., Музыка. Москва, 1982

(по выбору)

Фибих З. Пьесы для фортепиано. Выпуск 2. сост. Рощина Л. Музыка,

Москва, 1976

(по выбору)

Этюды

Бюргмюллер Ф.

Этюды соч. 100, 109

Шитте Л.

Этюды

соч.

68.

25

этюдов.

Музыка,

Ленинградское

отделение, 1979.

Шитте Л.

Этюды.

Соч.

68.

Музыка,

Ленинград,

1 9 7 9 .

Школа фортепианной техники. Выпуск 3. сост.

Дельнова В. и Натансон

24

В. Музыка, Москва, 1967

(по выбору)

Черни К.

Избранные

фортепианные

этюды.

ред.

Гермера

Г.Музыка,

Москва. 1969

(по выбору)

Хрестоматия

для

фортепиано.

Этюды.

Выпуск

2.

сост.

Питерина

Ю.

Советский композитор, Москва. 1969

(по выбору)

Примеры итоговая аттестация

Вариант I

Бах И.С. 2-х г. Инвенция (ля минор)

Глинка М. Вариации на р.н.п. «Среди долины ровной»

Глиэр С. Эскиз

Геллер С. Этюд соч. 45, №1

Вариант 2

Лядов А. Вальс соч.9

Шамо И. Эмореска

Лемуан А. Этюд соч. 37, №4

Технический зачет

1. Билет (комплекс технических формул)

2. Шитте Л. Этюд соч. 68, №8

3. Чтение с листа (транспонирование)

4. Терминология.

III.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Результатом

освоения

программы

по

учебному

предмету

«Музыкальный инструмент (фортепиано)»

углубленный

уровень является

приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

25

навыков

исполнения

музыкальных

произведений

в

темпе,

характере,

заданном образе автора произведения – композитора;

читать с листа несложные пьесы двумя руками;

умений

использовать

выразительные

средства

для

с о зд а н и я

художественного образа;

умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных

жанров и стилей соответствующего уровня;

знаний основ музыкальной грамоты, музыкальной терминологии;

знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном

искусстве, понимание образов содержания музыкальных произведений;

воплощать в исполняемых произведениях свое отношение и восприятие;

уметь

анализировать

музыкальную

ткань

произведений,

форму,

ритмическую основу, нюансировку и агогическую тонкость;

подбор по слуху мелодий с аккомпанементом, транспонирование;

навыков общения с аудиторией в условиях музыкально-просветительской

деятельности образовательной организации, в социуме;

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Музыкальный

инструмент (фортепиано)» углубленный уровень являются:

текущий контроль успеваемости учащихся,

промежуточная аттестация,

итоговая аттестация.

Текущая аттестация

проводится

с

целью

контроля

за

качеством

освоения

учебного материала предмета

и направлена на поддержание

учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную

организацию домашних занятий и носит стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки

выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

отношение учащегося к занятиям, его старание;

качество выполнения домашних заданий;

26

инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке,

так и во время домашней работы;

темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные

оценки.

Промежуточная

аттестация

определяет

успешность

развития

учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе.

Формой промежуточной аттестации являются зачеты, академические

концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и

прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению

на академическом концерте.

Итоговая аттестация

При

прохождении

итоговой

аттестации

выпускник

должен

продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными

требованиями.

Формой

итоговой

аттестации

по

учебному

предмету

«Музыкальный

инструмент

(фортепиано)»

углубленный

уровень

является

академический

концерт.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить

уровень

освоения

материала,

предусмотренного

учебной

программой.

Основным критерием оценок учащегося, осваивающего

общеразвивающую

программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная

выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При

оценивании

учащегося,

осваивающегося

общеразвивающую

программу, следует учитывать:

-

формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к

занятиям музыкой;

- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах

музыкально-исполнительской

деятельности:

сольном,

ансамблевом

27

исполнительстве, подборе на слух;

-

степень

продвижения

учащегося,

успешность

личностных

достижений.

По

итогам

исполнения

программы

на

зачете,

академическом

прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает

исполнение

программы,

соответствующей

году

обучения,

наизусть,

выразительно; отличное знание текста, владение

необходимыми

техниче скими

п р и е м а м и ,

штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание

стиля исполняемого произведения; использование

художественно

оправданных

техниче ских

приемов, позволяющих создавать художественный

образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа

соответствует

году

обучения,

грамотное

исполнение

с

наличием

мелких

т е х н и ч е с к и х

н е д о ч е т о в ,

н е б о л ь ш о е

несоответствие темпа, недостаточно убедительное

донесение образа исполняемого произведения

3 («удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при

исполнении

обнаружено

плохое

знание

нотного

т е кс т а ,

т ех н и ч е с к и е

о ш и б к и ,

х а р а к т е р

произведения не выявлен

«зачет» (без оценки)

отражает

достаточный

уровень

подготовки

и

исполнения на данном этапе обучения.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

В а ж н е й ш и е

п ед а го г и ч е с к и е

п р и н ц и п ы

п о с т е п е н н о с т и

и

последовательности

в

изучении

материала

требуют

от

преподавателя

применения

различных

подходов

к

учащимся,

учитывающих

оценку

их

28

интеллектуальных,

физических,

музыкальных

и

эмоциональных

данных,

уровень подготовки.

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих

способностей учащихся, полнее

учитывать индивидуальные возможности и

личностные

особенности

ребенка

позволяют

следующие

методы

дифференциации и индивидуализации:

разработка педагогом заданий различной трудности и объема;

вариативность темпа освоения учебного материала;

индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Основной

задачей

применения

принципов

дифференциации

и

индивидуализации

при

объяснении

материала

является

актуализация

полученных

учениками

знаний.

Важно

вспомнить

именно

то,

что

будет

необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового

материала

учащимся

предлагается

воспользоваться

ранее

полученной

информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую

может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому

создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее

развитие

музыкально-исполнительских

данных

учащегося

зависят

непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,

глубоко

продуман

выбор

репертуара.

Целесообразно

составленный

индивидуальный план, своевременное его выполнение и умение вовремя его

скорректировать так же, как и рационально подобранный учебный материал,

существенным образом влияют на успешность развития ученика.

Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам, контрольным

урокам и академическим концертам, включающие художественный и учебный

материал

различной

степени

трудности,

являются

примерными,

предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими

намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.

29

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для

изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что

педагог

в

работе

над

репертуаром

будет

добиваться

различной

степени

завершенности

исполнения:

некоторые

произведения

должны

быть

подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях

класса,

третьи

с

целью

ознакомления.

Все

это

определяет

содержание

индивидуального учебного плана учащегося.

На

заключительном

этапе

ученики

имеют

опыт

исполнения

произведений

классической

и

современной

музыки,

опыт

сольного

и

ансамблевого

музицирования.

Исходя

из

этого

опыта,

они

используют

полученные

знания,

умения

и

навыки

в

исполнительской

практике.

Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся

получает

знания

музыкальной

грамоты,

основы

гармонии,

которые

применяются, в том числе, при подборе на слух.

Методы

работы

над

качеством

звука

зависят

от

индивидуальных

способностей

и

возможностей

учащихся,

степени

развития

музыкального

слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным

элементом

обучения

является

накопление

художественного

исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование

практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Список рекомендуемой учебной литературы

Бах И.С.

Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. Браудо И.А.

СПб: Композитор, 1997

Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005

Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)

Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992

Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011

30

Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ.

Вып.1. Сост. Курганов Ю. М.,1991

Ветлугина

Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987

Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 4 кл. М.,1993

Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н. М., Музыка, 2006

Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. СПб, Композитор, 2005

Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2. М.: Музыка,

2011

Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод.

пособие / сост. Барсукова С.А. – Ростов н/Д: Феникс, 2003

Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4.V-VI кл. ДМШ: Уч.

пос.

/

редакторы

составители.

РуббахА.Г.

и

Натансон

В.А.

М.:

Государственное музыкальное издательство, 1962

Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб:

Союз художников, 2008

Лемуан А.

Соч.37.

50

характерных

и

прогрессивных

этюдов.

М.:

Музыка, 2010

Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17

Лешгорн

А. Избранные этюды. Соч.65, 66

Милич Б.

Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001

Милич Б.

Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002

Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост.

Барахтин Ю.В. Новосибирск, Окарина, 2008

Музыка

для

детей.

Фортепианные

пьесы:

вып.2,

издание

4.

Сост.

Сорокина К.С. М.: Современный композитор, 1986

Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но:

Сб./ сост Сорокин. К М.: Музыка, 1976

Парцхаладзе М.

Детский

альбом.

Учебное

пособие.

Педагогическая

редакция Батаговой А., Лукьяновой Н. М.: Советский композитор, 1963

Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для

фортепиано, вып. 3. Сост. Брыкова О., Парасаднова А., Л.Россик Л. М., 1973

31

Пьесы в форме старинных танцев. Сост. Соколов М., М., 1972

Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных

композиторов/ Сост. Семенова Н.. СПб,1993

Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред. Дельновой

Д., М.,1974

Полифонические

пьесы.

Педагогический

репертуар

ДМШ

4-5

кл./

М.,1974

Пьесы

композиторов

20

века

для

ф-но.

Зарубежная

музыка/

Ред.

Холопова Ю., М.,1996

Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973

Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция ГолубовскойН., сост.

Розенблюм Ф., М.: Музыка, 1978

Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.:

Учеб.

пособие/Сост.

и

редактор

Юровский

А.,

М.:

Государственное

музыкальное издательство, 1962

Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. М.,

Музыка, 1993

Таривердиев М.

«Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд.

«Классика XXI век». М., 2002

Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е.

Киев, Музична Украина, 1973

Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е.

Киев: Музична Украина, 1972

Фортепианные циклы для ДМШ. СПб, Изд. Композитор, 1997

Хрестоматия

для

ф-но

ДМШ

5

класс.

Пьесы.

Вып

1:

Учебник/

Сост..Копчевский М., М.: Музыка, 1978

Хромушин

О.

Джазовые

композиции

в

репертуаре

ДМШ.

Изд.

«Северный олень», СПб, 1994

Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. М.: Музыка 2006

Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1, 2. Ред.-сост.

Бакулов А., 1992

32

Черни К.- Гермер Т. Этюды. 1, 2 тетр.

Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160

Шуман Р.

Альбом для юношества. М.: Музыка, 2011

Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.:

Учеб.

пособие/

сост.

и

редакция

Ройзмана

Л.И.,

Натансона

В.А.,

М.:

Советский композитор, 1967

Юному

музыканту-пианисту,

5-6

кл.:

Хрестоматия

для

уч-ся

ДМШ:

Учебно-метод. пособие/сост. Цыганова Г., Королькова И., Изд. 3-е. Ростов- н/Д:

Феникс, 2008

2.

Список рекомендуемой методической литературы

1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка,

1978

2.

Асафьев

Б.

Избранные

статьи

о

музыкальном

просвещении

и

образовании. М.-Л., 1965

3.

Баренбойм

Л.

Путь

к

музицированию.

2-е

изд.

М,

Советский

композитор,1973

4.

Корто

А.

О

фортепианном

искусстве.

М.,

Музыка,

1965

5. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве. М.,

Музыка, 1966

6. Гофман И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной

игре. М., Музыка, 1961

7. Коган Г. Работа пианиста. М., Классика-XXI, 2004

8. Маккиннон Л. Игра наизусть, Ленинград, Музыка, 1967

9. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора, М., Музыка,

2011

10. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры, 5 изд. М., Музыка, 1987

11. Петрушин В. Музыкальная психология. М., Эльга, 2008

12. Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом.

М., 1997

13. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М., Просвещение, 1974

33

14. Шуман Р. О музыке и о музыкантах. Собрание статей. Т. 1. М.,

Музыка, 1975

15. Шуман Р. Жизненные правила для музыканта.

16. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М., 1960.

34



В раздел образования