Автор: Овсянникова Елена Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: БОУ ДО "ДШИ №12"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства (ознакомительный уровень)
Тема: программа по учебному предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано)
Раздел: дополнительное образование
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 12» ГОРОДА ОМСКА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(фортепиано)
ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Омск, 2017
Разработчик:
Е.А. Овсянникова
преподаватель БОУ ДО «ДШИ №12» города Омска
Рецензент:
Т.М. Кравец
преподаватель высшей квалификационной категории,
заведующий фортепианным отделом БОУ ДО
«ДШИ №12» города Омска
2
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
-
Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
II.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III.
Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI.
Список учебной и методической литературы
- Список рекомендуемой учебной литературы
- Список рекомендуемой методической литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа
учебного
предмета
«Музыкальный
инструмент
(фортепиано)» ознакомительный
уровень
разработана
на
о с н о в е
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности
при
реализации
общеразвивающих
программ
в
области
искусств»,
направленных
письмом
Министерства
культуры
Российской
Федерации
от
21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом
педагогического опыта в
области исполнительства на фортепиано в Детских школах искусств.
Данная программа ориентирована на первоначальное ознакомительное
обучение и творческое развитие детей в классе фортепиано.
Первый этап обучения, знакомство с инструментом является важным, а
порой
решающим
для
дальнейшего
направления
в
системе
образования
музыканта-любителя или музыканта- профессионала. В раннем возрасте легче
всего приобщить ребенка к музыке для близкого и понятного к ней восприятия
на всю жизнь. Именно в этот период ребенок начинает познавать не только то,
что его окружает, но и испытывает желание подражать, пробовать свои силы во
всем, что он воспринял и накопил. Нейгауз Г.Г. в свое время говорил, что
таланты
создавать
нельзя,
но
можно
и
нужно
создавать
среду
для
их
проявления и роста.
Целью
данного
курса
является
создать
условия
для
музыкально-
эстетического
развития
детей,
формирования
их
художественного
вкуса,
расширение музыкального кругозора, воспитания музицирующих любителей
музыки
и
выявление
одаренных
детей
для
ориентации
их
на
дальнейшее
профессиональное образование.
Программа
учебного
предмета
«Музыкальный
и н ст рум ен т
(фортепиано)»
ознакомительный
уровень дает
возможность
с
раннего
возраста
погрузиться
в
мир
фортепианного
творчества,
познакомиться
с
основами
пианизма,
музыкальной
грамоты
и
позволяет
определиться
в
направлении дальнейшего обучения. Имея общеразвивающую направленность,
4
о н а основывается на
принципе
вариативности, обеспечивает
развитие
творческих способностей детей, формирует устойчивый интерес к творческой
деятельности.
В
основе
своей
предоставляет
достаточную
свободу
в
выборе
репертуара
и
направляет
прежде
всего
на
развитие
интересов
детей,
не
ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих
получить навыки музицирования.
В
процессе
обучения
игре
на
фортепиано,
предлагаемый
уровень
способствует решению следующих задач:
-
развитие музыкальных способностей;
-
приобретение основных исполнительских навыков игры на
фортепиано;
-
стимулирование активного, заинтересованного отношения к
музыке учащихся в процессе обучения;
-
приобретение необходимых навыков, соответствующих
уровню развития для самостоятельного
музицирования;
-
развитие художественный вкуса.
Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы -
6 (7) – 9 лет.
В
целях
получения
учащимися
дополнительных
знаний,
умений
и
навыков,
расширения
музыкального
кругозора,
закрепления
интереса
к
музыкальным
занятиям,
развития
исполнительских
навыков
рекомендуется
включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный
инструмент (фортепиано)» со сроком обучения 3 года, продолжительность
учебных занятий в первом году составляет 32 недели, со второго по третий - 33
недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
Затраты учебного времени
Всего часов
5
нагрузки,
аттестации
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
Количество
недель
32
33
33
Аудиторные
занятия
64
66
66
196
Самостоятельная
работа
64
66
66
196
Максимальная
учебная нагрузка
128
132
132
392
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая
трудоемкость
учебного
предмета
«Музыкальный
инструмент
(фортепиано)» при 3-летнем сроке обучения составляет 392 часа. Из них: 196
часа – аудиторные занятия, 196 часа – самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1
- 3 классы – по 2 часа в неделю
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
1 - 3 классы – по 2 часа в неделю
Форма проведения учебных занятий
Занятия
проводятся
в
индивидуальной
форме
в
соответствии
с
принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей
и
индивидуальности
учащегося,
овладение
знаниями
и
представлениями
о
фортепианном
исполнительстве,
формирование
практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к
самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
создание
условий
для
художественного
образования,
эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
6
формирование
у
учащихся
эстетических
взглядов,
нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями
искусства;
воспитание
активного
слушателя,
зрителя,
участника
творческой
деятельности;
приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано,
позволяющих
исполнять
музыкальные
произведения
в
соответствии
с
интересами, необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми
традициями;
приобретение
знаний
основ
музыкальной
грамоты,
основ
средств
выразительности,
используемых
в
музыкальном
искусстве,
наиболее
употребляемой музыкальной терминологии;
воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования
на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных
знаний, умений и навыков игры на фортепиано.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
распределение
учебного
материала
по
годам
обучения
каждого
уровня;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В
соответствии
с
данными
направлениями
строится
основной
раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
7
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
-эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
художественные
впечатления, прослушивание и просмотр художественных произведений
и т.п.).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Годовые требования
Учебная
программа
по
предмету
«Музыкальный
инструмент
(фортепиано)» ознакомительный уровень рассчитана на 3 года.
В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип
систематического
и
последовательного
обучения.
Последовательность
в
обучении
поможет
учащимся
применять
полученные
знания
и
умения
в
изучении нового материала.
Формирование у учащихся умений и навыков
происходит
постепенно:
от
первого
знакомства
с
инструментом
и
нотной
грамотой
до
самостоятельного
разбора
и
исполнения
музыкального
произведения.
Содержание
учебного
предмета
«Музыкальный
инструмент
(фортепиано)» ознакомительный уровень соответствует направленности
общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому
музицированию.
Годовые
требования
содержат
несколько
вариантов
примерных
исполнительских
программ,
разработанных
с
учетом
индивидуальных
и
возрастных возможностей, интересов учащихся.
Для
продвинутых
учащихся,
а
также
с
учетом
их
возрастных
возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень
сложности программных требований.
Трехлетний срок реализации программы данного учебного предмета дает
возможность учащимся:
- продолжить программу общеразвивающей направленности, перейдя в
дальнейшем на базовый уровень;
8
- перейти на обучение по предпрофессиональной программе;
- продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому
сольному и ансамблевому музицированию.
Первый год обучения
Ознакомление
с
инструментом
«фортепиано»,
основными
приемами
игры, знакомство со штрихами
non
legato, legato, staccato. Знакомство с
нотной грамотой, музыкальными терминами. Упражнения, направленные на
первоначальное овладение постановкой рук, закладывание основ пальцевой
техники,
приемов
звукоизвлечения,
владение
основными
видами
штрихов.
Подбор по слуху элементарных простейших музыкальных формул.
Теоретические
сведения,
слушание
и
восприятие
музыкальных
произведений разных жанров. Чтение с листа отдельно каждой рукой легких
элементов музыкальной ткани.
Знакомство
со
строением
мажорной
и
минорной
гамм,
тонического
трезвучия.
Знание
понятий:
скрипичный
и
басовый
ключи,
длительности,
размеры, мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые знаки и других.
Гаммы До, Соль, Ре мажор, ля минор отдельно каждой рукой в одну
октаву. Аккорды - тоническое трезвучие с обращениями - отдельно каждой
рукой. Разучивание и закрепление осваиваемого исполнительского материала в
произведениях: в течение года 10-12 разнохарактерных пьес.
За год учащийся может выступать на классных и академических вечерах.
Оценки за работу урочной и внеурочной деятельности, а также по результатам
зачетов, публичных выступлений выставляются педагогом по четвертям.
В
течение учебного времени учащийся сдает два зачета в форме контрольного
урока (либо публичного выступления) – в I
и
во II полугодии. На зачетах
исполняется два разнохарактерных произведения.
Жанры
– на усмотрение преподавателя.
Примерные репертуарные списки
9
Пьесы
«Калинка» Альбом начинающего пианиста. Сост. Бакулов А., Сорокин К.
М., «Сов. композитор», 1986.
Красев М.
Елочка.
Русская хороводная
Кикта В.
Звонье
Рус. нар. песня
На горе-то калина
Родионова Т.
Каравай.
Родионова Т.
Пьеса в народном духе
Рус. нар. песня
На горе-то калина
Родионова Т.
Каравай
Сборник Пьес для фортепиано 1-2 класс. Сост. С. Барсукова. Ростов-на-
Дону, «Феникс», 2001.
Нурымов Ч.
Грустная песенка
Сараян Т.
Кукле
Музыкальные картинки для фортепиано Вып. 2. М., «Сов. композитор»,
1982.
Боррис З.
Песенка плутишки
Орф К.
Пьеса
Ланшамп -
Друшкевичова К.
У медвежонка на именинах
Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли 1-2 классы. Вып.2. Сост. И.
Барсукова. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003.
Весняк Ю.
Полька
Весняк Ю.
Хоровод
Абелев Ю.
Осенняя песенка
Волков В.
Солнечный зайчик
Курочкин А.
Вальс
Жилинскис А.
Утренняя зарядка
Фрид Г.
Дождик
10
Левитин Ю.
Марш
Беркович И. «25 легких фортепианных пьес». Киев, «Сов. композитор»,
1962.
Маленькая пьеса.
Мелодия
Колыбельная
Песня
Перекличка
Украинская мелодия
Первые шаги маленького пианиста. Сост. Баранова Г., Четверухина А. М.,
1995.
(по выбору)
Школа игры на Фортепиано. Ред.Николаева А.: М., «Музыка», 1977
(по выбору)
Хрестоматия для 1 кл. Сост. Милич Б.: «Кифара», 1997
(по выбору)
Новая школа игры на фортепиано. Сост. Королькова И., Цыганова Г.: изд.
«Феникс», 2009
(по выбору)
Нотная азбука для маленьких пианистов. Сост.
К о р о л ь к о в а
И.вып.2015г.
(по выбору)
Развитие
музыкально-творческих
навыков.
Пианист-фантазер.
Тургенев Э., Малюков А.: вып.2002г.
(по выбору)
Начальные уроки игры на фортепиано. Сост.Толкунова Е.: вып.2008
(по выбору)
Этюды
Школа игры на фортепиано. ред. А. Николаев. М., «Музыка», 1977
11
(по выбору)
Черни К. «Избранные фортепианные этюды». Часть 1. М., «Музыка», 1980
Этюды № 1 – 6.
Фортепиано 1 класс. Сост. Б. Милич. М., «Кифара», 1997.
Беркович И.
Этюд (До мажор)
Гнесина Е.
Этюд (До мажор)
Гумберт А.
Этюд (До мажор)
Шитте Л.
Этюд (До мажор)
Назарова Т.
Этюд (Ре мажор)
Любарский Н.
Этюд (ми минор)
Жилинский А.
Этюд (До мажор)
Жилинский А.
Этюд( ми минор)
Азбука игры на фортепиано. Сост. А. Барсукова. Ростов–на-Дону,
«Феникс», 2002.
Барсукова С. Этюд до мажор.
Беркович И.
Этюд (До мажор)
Гнесина Е.
Этюд (До мажор)
Гумберт А.
Этюд (До мажор)
Шитте Л.
Этюд (До мажор)
Хрестоматия для фортепиано 1 класс ДМШ. Сост. И. Туросова. М.,
«Музыка, 2002.
Шитте Л.
Этюды (ля минор, Ре мажор)
Черни К.
Этюды (До мажор, Фа мажор)
17.Калинка. Альбом начинающего пианиста. Сост. А. Баклов, К. Сорокин.
М., «Сов. композитор», 1985.
Сорокин К.
Этюд (До мажор)
Черни К.
Пять этюдов
Путь к музицированию. Школа игры на фортепиано. Сост. Баренбойм Л.,
Брянская Ф., Перунова Н. Выпуск1. Л., «Сов. композитор», 1980.
(по выбору)
Золотой репертуар для младших классов ДМШ. М., «Катанский», 2001.
12
(по выбору)
Фортепиано 1 класс. Сост. Милич Б.: вып.2006г.
(по выбору)
Ступеньки юного пианиста. Пособие для начинающих обучение игре на
фортепиано. Сост., редактор и автор Барахтина Ю.В.: изд. Новосибирск,
2005
(по выбору)
Раз, два, три, четыре, пять! Начинаю я играть! Первые уроки маленького
пианиста. Сост. Донченко Т., Захарова Т.: изд.3-е, 2014г.
(по выбору)
Малыш за роялем. Учебное пособие. Сост. Лещинская И., Пороцкий В,
Изд. 2-е, М. «Советский композитор», 1989
(по выбору)
Примеры зачетных программ
Вариант 1
Майкапар А. В садике
Гнесина Е. Этюд (До мажор)
Вариант 2
Старокадомский М. Веселые путешественники
Польская народная песня. Висла
Второй год обучения
Продолжение работы над освоением и закреплением первоначальных
приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями,
формирующими
игровые
навыки.
Чтение
с
листа.
Игра
в
ансамбле.
Терминология. Подбор на слух простейшего музыкального материала.
Гаммы
мажорные
и
минорные,
диезные
и
бемольные
до
3-х
знаков
отдельно каждой рукой (или двумя руками) в одну (или 2 октавы). Аккорды,
13
арпеджио отдельно каждой рукой (или двумя) в одну (или две) октавы.
В
течение года осваивается 10-12 разнохарактерных произведений.Аттестация
проводится
в
конце
каждого
полугодия
(учащийся
исполняет
по
два
произведения) по результатам текущего контроля и публичных выступлений.
В
I
полугодии аттестация в форме зачета,
в
о II
полугодии – академический концерт.
Жанры
исполняемых произведений – на усмотрение преподавателя.
Примерные репертуарные списки
Полифония
Музыкальные картинки для фортепиано Вып. 2. М., «Сов. композитор»,
1982.
Боррис З.
Песенка плутишки
Орф К.
Пьеса
Разоренов С.
Одинаково по-разному
Гофе И.
Канарейка
Орлянский Г.
Зайчик
Лотман И.
Эхо
«Калинка» Альбом начинающего пианиста. Сост. Бакулов А., Сорокин К.
М., «Сов. композитор», 1986.
Груз. нар. песня.
Сулико
Хрестоматия педагогического репертуара. ред. А. Степанов. М., 1963.
Гедике А.
Песенка.Танец. Пьеса
Кореневская И.
Осенью. Дождик. Танец
Жилинский А.
Веселый пастушок
Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». М., 1996.
(по выбору)
Соколова Н. Ребенок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в 2 и в 4
руки. М., 1983.
14
(по выбору)
Новая
школа
игры
на
фортепиано.
Изд
1-ое,
сост.
Королькова
И.,
Цыганова Г.: Ростов/Дону «Феникс», 2009
р.н.п.
Во поле береза стояла
Лотман И.
Эхо
укр.нар. песня
На горе, горе
Гофе И.
Канарейка
Руднев Н.
Щебетала пташечка
Бетховен Л.
Украинская песня
Орлянский Г.
Зайчик
Гедике А.
Пьеса
Контрданс
Контрданс-экосез
Кригер И.
Менуэт
Моцарт Л.
Менуэт
Этюды
Шитте А.
Соч.108. 25 маленьких этюдов: №№1-15
Соч.160. 25 легких этюдов: №№1-20
Школа игры на фортепиано. ред. А. Николаев. М., «Музыка», 1977.
(по выбору)
Черни К. «Избранные фортепианные этюды». Часть 1. М., «Музыка»,
1980.
Этюды № 1 – 6.
Фортепиано 1 класс. Сост. Б. Милич. М., «Кифара», 1997.
Беркович И.
Этюд до мажор.
Гнесина Е.
Этюд до мажор.
Гумберт А.
Этюд до мажор.
Шитте Л.
Этюд до мажор.
15
Назарова Т.
Этюд ре мажор.
Любарский Н.
Этюд ми минор.
Жилинский А.
Этюд до мажор.
Жилинский А.
Этюд ми минор.
Гедике А.
40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.
Гнесина Е.
Фортепианная азбука
Лешгорн А. Избранные этюды для начинающих, соч.65
(по выбору)
Новая школа игры на фортепиано Сост. Королькова И., Цыганова Г.:
изд.Феникс», 2005
(по выбору)
Школа игры на фортепиано для второго года обучения. Сост.
Кувшинников Н., Соколов Н. М., «Музыка», 1964.
Жилинский А.
Этюд ля минор.
Гнесина Е.
Маленький этюд фа мажор.
Самонов А.
Этюд ля минор.
Стоянов А.
Этюд ля минор.
Пьесы
Беркович И.
25 легких пьес
Гедике А.
Соч.36. 60 легких фортепианных пьес.Тетр.1
Гречанинов А.
Соч. 98. Детский альбом
Любарский Н.
Сборник легких пьес на тему украинских
народных
песен
Майкапар С.
Соч.28. Бирюльки: Пастушок, В садике,
Сказочка
16
Соч.33. Миниатюры: Раздумье
Моцарт Л.
12 пьес из нотной тетради Вольфганга
Моцарта
Слонов Ю.
Пьесы для детей: Шутливая песенка, Рассказ,
Разговор с куклой, Сказочка, Кукушка,
Колыбельная
Хренников Т.
Альбом пьес: Поют партизаны, Осенью,
Колыбельная
Библиотека юного пианиста. Вып.1, 2,3 ,4 ,5. Сост. В. Натансон
(по выбору)
Жилинский А.
Фортепианные пьесы для детей
(по выбору)
Кабалевский Д.
Соч.27. Избранные пьесы для детей
(по выбору)
Старинная музыка для маленьких пианистов. М., «Классика XXI», 2001.
Тюрк Д.
Тихо и нежно, как дуновение ветерка
Тюрк Д.
Веселые ребята
Кригер И.
Бурре ля минор
Тюрк Д.
Грустное настроение
Телеман Г.
Пять пьес
Беркович И. «25 легких пьес» М., «Сов. композитор», 1962.
(по выбору)
Калинка. Альбом начинающего пианиста. Изд.5-е. Сост. А. Бакулов, К. .
Хрестоматия для фортепиано 2 класс. Сост. Н. Любомудрова, К. Сорокин,
А. Туманян. М., «Музыка», 1982.
Барток Б.
Пьеса
Шуман Р.
Солдатский марш
Тюрк Д.
Веселая мелодия
Эшпай А.
Французская песня
Гречанинов А. Детский альбом. соч 98. М., «Музыка», 1988.
17
(по выбору)
Сорокин. М., «Музыка», 1989.
Агафонников В.
Драчун
Жилин А.
Вальс
Раков Н.
Полька
Гедике А. Альбом пьес. М., «Музыка», 1986.
Плясовая
Кукушка и перепел
Танец
Пьеса
Скерцо
Хрестоматия для фортепиано. Сост. Милич Б.: «Кифара» 1977
(по выбору)
Примеры зачетных, концертных программ
Вариант 1
Гендель Г. Менуэт (ре минор)
Чайковский П. Болезнь куклы
Вариант 2
Левидова Д. Пьеса
Гедике
А. Этюд (ля минор)
Третий год обучения
Расширение исполняемого репертуара. Освоение и закрепление игровых
приемов, способов звукоизвлечения, динамической нюансировки. Освоение
навыков педализации. Упражнения. Чтение с листа, транспонирование. Игра в
ансамбле. Терминология. Подбор на слух мелодий с аккомпанементом.
Гаммы диезные, бемольные мажорные и минорные до 3 знаков двумя
18
руками на две (или одну) октавы. Арпеджио, аккорды, хроматическая гамма
двумя руками на две (или одну) октавы.
В течение года рекомендовано освоить 8-10 произведений различного
характера, жанра и форм.
Аттестация проводится в конце каждого полугодия
по результатам
текущего контроля и публичных выступлений.
В I
полугодии
прослушивание
к
итоговой
аттестации,
на
котором
учащийся исполняет три разнохарактерных произведения.
Во II полугодии проводится итоговая аттестация в форме академического
концерта, на котором учащийся исполняет три произведения, прослушанных в
I полугодии.
Ж а н р ы
исполняемых произведений - на усмотрение преподавателя.
Примерные репертуарные списки
Полифония
Первые шаги маленького пианиста. Сост. Баранова Г., Четверухина А. М.,
1995.
(по выбору)
Школа игры на фортепиано. ред. А. Николаев. М., «Музыка», 1977.
Крутицкий М.
Зима
Старинная французская песня
Левидева Д.
Песня
Арман Ж.
Пьеса
Аглиниева Е.
Русская песня
Тетцель Э.
Прелюдия
Арман Ж.
Пьеса
Аглинцова Е.
Русская песня
Майкапар С.
Раздумье
Беркович И.
Ой, летает сокол
19
Любарский Н.
Песня
Любарский Н.
Чешская песня
Кригер И.
Менуэт
Курочкин
Д.
Пьеса
Левидова
Д.
Пьеса
Бах И.С.
Полонез (соль минор). Менуэт (Соль мажор)
Шевченко С.
Канон (ми минор)
Пахмутова А.
Маленький дуэт (Си-бемоль мажор)
Гендель Г.
Менуэт (ре минор)
Бах И.
Менуэт (соль минор)
Пирумов А.
Маленькая прелюдия (До мажор)
Моцарт Л.
Волынка. Бурре. Менуэт
Гайдн Й
Менуэт (Соль мажор)
Сен Люк Я.
Бурре
Гендель Г.
Менуэт (Си-бемоль мажор)
Моцарт В.
Менуэт (Фа мажор)
Бах И.
Ария
Моцарт В.
Менуэт (Си-бемоль мажор)
Тюрк Д.
Приятное настроение
Куперен Ф.
Непорочность
Скарлатти Д.
Менуэт (ре минор)
Гендель Г.Ф.
Менуэт (ре минор)
Гедике А.
Ригодон
Телеман Г.Ф.
Гавот
Этюды
Калинка. Альбом начинающего пианиста. Изд.5-е. Сост. А. Бакулов, К.
Сорокин. М., «Музыка», 1989
Лекуппэ Ф.
Этюд (До мажор)
Черни-Гермер
Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)
Шитте Л.
Этюды. Соч. 108 №№ 1,3,5,7
20
Бертини А.
Этюд (Соль мажор)
Гедике А.
40 мелодических этюдов. Соч. 32, (2 тетр.)
Гедике А.
Ровность и беглость, соч. 58
Черни К.
Этюды. Соч. 777
Гедике А.
Этюд (Соль мажор)
Жилинский А.
Этюд (Соль мажор)
Беркович И.
Этюд (ми минор)
Сорокин К.
Этюд (ля минор)
Гедике А.
Этюд (До мажор)
Шитте Л.
Этюд (Ля минор)
Деринг К.
Этюды соч.76 №1,2.
Лелизан А.
Этюд соч. 37 № 35
Жилинский А.
Этюд (Ре мажор)
21
Хрестоматия для фортепиано 2 класс. Сост. Н. Любомудрова,
К.
Сорокин, А. Туманян. М., «Музыка», 1982
(по выбору)
Крупная форма
Рейнеке К.
Маленькое рондо
Назарова Т.
Вариации на р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»
Литкова И.
Вариации
на
тему
бел.н.п.
«Савка
и
Гришка»
Диабелли А.
Сонатина
Щуровский Ю.
Вариации на чешскую песню
Назарова Т.
Вариации
на
р.н.п.
«Пойду
ль
я,
выйду
ль
я»
Беркович И.
Сонатина (До мажор)
Пьесы,
сонатины,
вариации
и
ансамбли
1-2
классы.
Вып.2.
Сост.
И.
Барсукова. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003
(по выбору)
Рейнеке К.
Сонатина (До мажор)
Гедике А.
Сонатина (До мажор)
Беркович И.
Вариации на русскую народную песню
Хаслингер Т.
Сонатина (До мажор)
Беркович И.
Вариации
на
украинскую
народную
п е с н ю
Штейбельт Д.
Сонатина (До мажор)
Бетховен Л.
Сонатина (Соль мажор)
Некрасов Ю.
Маленькая сонатина (ми минор)
Пьесы
Милич Б. Малышам. М., «Сов. композитор», 1986
Украинская народная песня. Выйди, выйди солнышко.
Агафонников В. В лесу.
Корганов Т. Гамма-Вальс.
Витлин В. Дед Мороз.
Русская народная песня. Камаринская Укр. нар. песня Шум
Рус. нар. песня Во саду ли в огороде. Баю – бай. Заинька
22
Венгерская нар. песня
Армянская нар. песня
Сегмейстер Э.
Прыг-скок. Муха и блоха. Шэд
Берлин Б.
Марширующие поросята
Роули А.
Китайский мальчик
Тобис Б.
Негретенок грустит
Чайковский П.
В церкви
Шостакович Д.
Марш
Штейбельт Д.
Адажио
Хачатурян А.
Андантино
Штейбельт Д.
Адажио
Беркович И.
25 легких пьес
Гайдн Й.
Анданте (Соль мажор)
Гедике А.
Русская песня, соч. 36
Григ
Э.
Вальс (ля минор), соч. 12
Александров А.
6 пьес
Тюрк Д.
Песенка
Гедике А.
Русская песня
Барток Б.
Пьеса (соль минор)
Сегмейстер Э.
Марш
Эшпай А.
Французская песня
Александров А.
Новогодняя полька
Гайдн Й.
Анданте
Сборник пьес 1-2 класс. Вып.3. сост. С. Барсукова. Ростов –на- Дону,
«Феникс», 2003
(по выбору)
Шуман Р.
Солдатский марш
Тюрк Д.
Веселая мелодия
Волков В.
30 пьес для фортепиано
Гедике А.
соч. 36 № 21,23,31
23
Гречанинов А.
На лужайке, Вальс
Малыш за роялем. Сост. Лещинская А., Пороцкий В. М., «Сов.
композитор», 1989
Тиличеева Е.
Восьмое марта
Дунаевский И.
Говорит Москва
Детская песня
Сорока
Русская нар. песня
Вечерком красна девица
Русская нар. песня
У ворот, ворот
Островский А.
Кролик
Нем. нар. песня.
Хохлатка
Коровицын В.
Падают листья
Майкапар С.
Вальс
Антюфеев Б.
Веселый танец
Беркович И.
Русская плясовая
Жилинский А.
Веселый пастушок
Агафонников Н.
Частушка
Примеры итоговой аттестации
Вариант 1
Бах. И.С. Менуэт (соль минор)
Чайковский П. Полька.
Гедике А. Этюд (Соль мажор)
Вариант 2
Гофе. И. Канарейка.
Волков. В. Солнечный зайчик.
Беркович. И. Этюд (До мажор)
III.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
24
Результатом
освоения
программы
по
учебному
предмету
«Музыкальный
инструмент
(фортепиано)»
ознакомительный
уровень
является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
навыков исполнения музыкальных произведений;
умений
использовать
выразительные
средства
для
с о зд а н и я
художественного образа;
умений самостоятельно разучивать несложные музыкальные произведения
соответствующего уровня;
знаний основ элементарной музыкальной грамоты;
знаний основных средств выразительности;
знаний
употребляемой
музыкальной
терминологии
начального
этапа
обучения;
навыков общения с аудиторией в условиях музыкально-просветительской
деятельности образовательной организации, в социуме.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Музыкальный
инструмент (фортепиано)» ознакомительный уровень являются:
текущий контроль успеваемости учащихся,
промежуточная аттестация,
итоговая аттестация.
Текущая аттестация
проводится
с
целью
контроля
за
качеством
освоения
учебного материала предмета
и направлена на поддержание
учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную
организацию домашних занятий и носит стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки
выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
отношение учащегося к занятиям, его старание;
качество выполнения домашних заданий;
25
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке,
так и во время домашней работы;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные
оценки.
Промежуточная
аттестация
определяет
успешность
развития
учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе.
Формой промежуточной аттестации являются зачеты, академические
концерты,
контрольные
уроки,
прослушивания,
а
также
концерты,
тематические
вечера
и
прослушивания
к
ним.
Участие
в
концертах
приравнивается к выступлению на академическом концерте.
Итоговая аттестация
При
прохождении
итоговой
аттестации
выпускник
должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями.
Формой
итоговой
аттестации
по
учебному
предмету
«Музыкальный
инструмент
(фортепиано)»
ознакомительный
уровень
я в л я е т с я
академический концерт.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить
уровень
освоения
материала,
предусмотренного
учебной
программой.
Основным критерием оценок учащегося, осваивающего
общеразвивающую
программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная
выразительность,
владение
техническими
приемами
игры
на
инструменте,
собственное отношение исполняемых произведений.
При
оценивании
учащегося,
осваивающегося
общеразвивающую
программу, следует учитывать:
-
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
26
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской
деятельности:
сольном,
ансамблевом
исполнительстве, подборе аккомпанемента;
- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По
итогам
исполнения
программы
на
зачете,
академическом
прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
предусматривает
исполнение
программы,
соответствующей
году
обучения,
наизусть,
выразительно; отличное знание текста, владение
необходимыми
техниче скими
п р и е м а м и ,
штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание
стиля исполняемого произведения; использование
художественно
оправданных
техниче ских
приемов, позволяющих создавать художественный
образ, соответствующий авторскому замыслу
4 («хорошо»)
программа
соответствует
году
обучения,
грамотное
исполнение
с
наличием
мелких
т е х н и ч е с к и х
н е д о ч е т о в ,
н е б о л ь ш о е
несоответствие темпа, недостаточно убедительное
донесение образа исполняемого произведения
3 («удовлетворительно»)
программа не соответствует году обучения, при
исполнении
обнаружено
плохое
знание
нотного
т е кс т а ,
т ех н и ч е с к и е
о ш и б к и ,
х а р а к т е р
произведения не выявлен
«зачет» (без оценки)
отражает
достаточный
уровень
подготовки
и
исполнения на данном этапе обучения.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
.
В а ж н е й ш и е
п ед а го г и ч е с к и е
п р и н ц и п ы
п о с т е п е н н о с т и
и
последовательности
в
изучении
материала
требуют
от
преподавателя
27
применения
различных
подходов
к
учащимся,
учитывающих
оценку
их
интеллектуальных,
физических,
музыкальных
и
эмоциональных
данных,
уровень подготовки.
Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих
способностей учащихся, полнее
учитывать индивидуальные возможности и
личностные
особенности
ребенка
позволяют
следующие
методы
дифференциации и индивидуализации:
разработка педагогом заданий различной трудности и объема;
вариативность темпа освоения учебного материала;
индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Основной
задачей
применения
принципов
дифференциации
и
индивидуализации
при
объяснении
материала
является
актуализация
полученных учениками знаний. Важно акцентировать именно то, что будет
необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового
материала
учащимся
предлагается
воспользоваться
ранее
полученной
информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую
может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому
создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее
развитие
музыкально-исполнительских
данных
учащегося
зависят
непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,
глубоко
продуман
выбор
репертуара.
Целесообразно
составленный
индивидуальный план, своевременное его выполнение или вовремя сделанная
корректировка так же, как и рационально подобранный учебный материал,
существенным образом влияют на успешность развития ученика.
Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам, контрольным
урокам и академическим концертам, включающие художественный и учебный
материал
различной
степени
трудности,
являются
примерными,
28
предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими
намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что
педагог
в
работе
над
репертуаром
будет
добиваться
различной
степени
завершенности
исполнения:
некоторые
произведения
должны
быть
подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
класса,
третьи
–
с
целью
ознакомления.
Все
это
определяет
содержание
индивидуального учебного плана учащегося.
На
заключительном
этапе
ученики
имеют
опыт
исполнения
произведений
классической
и
современной
музыки,
опыт
сольного
и
ансамблевого
музицирования.
Исходя
из
этого
опыта,
они
используют
полученные
знания,
умения
и
навыки
в
исполнительской
практике.
Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся
получает
знания
музыкальной
грамоты,
основы
гармонии,
которые
применяются, в том числе, при подборе на слух.
Методы
работы
над
качеством
звука
зависят
от
индивидуальных
способностей
и
возможностей
учащихся,
степени
развития
музыкального
слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным
элементом
обучения
является
накопление
художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Список рекомендуемой учебной литературы
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1
классов /сост. Директоренко Т., Мечетина О., М., Композитор, 2003
Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып.2/сост. Денисов
Э.,1962
29
Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-
сост. Беркович И., Киев,1964
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие., М.:
Российское музыкальное издательство, 1996
Бах И.С.
Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012
Бах И.С.
Маленькие прелюдии и фуги для ф-но, ред. Браудо И., СПб:
Композитор, 1997
Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005
Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)
Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992
Ветлугина
Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987
Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-
метод. пособие, сост. Барсукова С., – Ростов н/Д: Феникс, 2007
Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. М.,1993
Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н. М., Музыка, 2006
Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. СПб, Композитор, 2005
Гедике А.
40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32
Иду, гляжу по сторонам, ансамбль в 4 руки. Изд. Композитор, СПб, 1999
Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч.
пос.
/сост.
Руббах
А.
и
Натансон
В.,
М.:
Государственное
музыкальное
издательство, 1960
Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб:
Союз художников, 2008
Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994
Металлиди Ж. Дом с колокольчиком. Изд. Композитор, СПб, 1994
Милич Б.
Фортепиано 1, 2, 3 кл. Кифара, 2006
Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост.
Барахтин Ю.В. Новосибирск, Окарина, 2008
Музыка
для
детей.
Фортепианные
пьесы:
вып.2,
издание
4.
Сост.
Сорокина К., М.: Современный композитор, 1986
30
Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель Руббах А.,М.,
1972
Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. Руббах А., Малинникова В.,
М.: Советский композитор, 1973
Музыкальная
коллекция,
2-3
классы
ДМШ.
Сборник
пьес
для
ф-
но./Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. Ростов н/Д:
Феникс, 2008
Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. Пособие, сост.
Горошко Н., Ростов н/Д: Феникс, 2007
Путешествие
в
мир
музыки:
Уч.
пособие/сост.
Бахлацкая
О.,
М.:
Советский композитор, 1990
Парцхаладзе М.
Детский
альбом.
Учебное
пособие.
Педагогическая
редакция Батаговой А., Лукьяновой Н., М.: Советский композитор, 1963
Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для
фортепиано, вып. 3., сост. Брыкова О., Парасаднова А., Россик Л., М., 1973
Пьесы в форме старинных танцев. сост. Соколов М., М., 1972
Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных
композиторов/ сост.Семенова Н., СПб,1993
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Сост. Ляховицкая
С., Баренбойм Л.,М., 1962
Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост.
Розенблюм Ф., М.: Музыка, 1978
Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.:
Учеб.
пособие/сост.
и
редактор
Юровский
А.,
М.:
Государственное
музыкальное издательство, 1962
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 1,2,3, М., Музыка,
1993
Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но, 1 ч./ сост. Ляховицкая С.,
М., 1961
Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. Натансон В.,
Рощина Л., М.: Музыка, 1988
31
Фортепианные циклы для ДМШ. СПб, Изд. Композитор, 1997
Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Любомудров Н.,
Сорокин К.,Туманян А., редактор Диденко С., М.: Музыка, 1983
Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. Бакулов А., Сорокин
К., М.: Музыка, 1989
Хрестоматия для ф-но, 2 кл. ДМШ: Учебник /сост. Бакулов А., Сорокин
К., М.: Музыка, 1989
Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. Северный
олень, СПб, 1994
Чайковский П. Детский альбом: соч.39. М.: Музыка 2006
Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1, 2. Ред.-сост.
Бакулов А., 1992
Черни К.- Гермер Т. Этюды. 1, 2 тетр.
Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160
Шуман Р.
Альбом для юношества. М.: Музыка, 2011
Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. Николаев А., Натансон В,. М.:
Музыка, 2011
Юному музыканту-пианисту, 1,2,3 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ:
Учебно-метод. пособие/сост.Цыганова Г., Королькова И., Изд. 3-е. Ростов- н/Д:
Феникс, 2008
2.
Список рекомендуемой методической литературы
1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка,
1978
2.
Асафьев
Б.
Избранные
статьи
о
музыкальном
просвещении
и
образовании. М.-Л., 1965
3.
Баренбойм
Л.
Путь
к
музицированию.
2-е
изд.
М,
Советский
композитор,1973
32
4.
Корто
А.
О
фортепианном
искусстве.
М.,
Музыка,
1965
5. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве. М.,
Музыка, 1966
6. Гофман И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной
игре. М., Музыка, 1961
7. Коган Г. Работа пианиста. М., Классика-XXI, 2004
8. Маккиннон Л. Игра наизусть, Ленинград, Музыка, 1967
9. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора, М., Музыка,
2011
10. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры, 5 изд. М., Музыка, 1987
11. Петрушин В. Музыкальная психология. М., Эльга, 2008
12. Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом.
М., 1997
13. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М., Просвещение, 1974
14. Шуман Р. О музыке и о музыкантах. Собрание статей. Т. 1. М.,
Музыка, 1975
15. Шуман Р. Жизненные правила для музыканта
16. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М., 1960.
33