Напоминание

"Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Саидова Хавлат Таймасхановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ «Школа 2099»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Сатья
Тема: "Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль пальчиковых игр в развитии речи у детей

младшего дошкольного возраста.

«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». Одним

из основных видов игровой деятельности являются

«Пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это мощная

целенаправленная тренировка для мозга ребенка,

стимулирующая его развитие. Дело в том, что в правой

части мозгового полушария у человека возникают образы

предметов и явлений, а в левой части они вербализируются

в словесные выражения. Происходит этот процесс благодаря

связующему фактору между левым и правым полушариями.

Чем выше умственное развитие, тем быстрее и чаще

происходят нервные импульсы, повышается уровень

внимания и способностей. Для быстрого развития речи

ребенка и формирования умственного развития стоит с

раннего детства проводить пальчиковые игровые занятия.

Многие исследователи указывают на взаимосвязь и

взаимозависимость становления моторной и речевой

функции. Они отмечают наличие связи между

совершенствованием тонких движений пальцев рук и

развитием активной речи ребенка. В своих работах

специалисты подчеркивают, что в дошкольном возрасте, в

период бурного роста и развития, необходимо обеспечить

оптимальный режим двигательной активности детей.

Исследования учёных доказали, что уровень развития

детской речи находится в прямой зависимости от степени

формирования тонких движений пальцев рук. Пальчиковые

игры — это самый верный способ развить у ребенка речь и

моторику. Игры способствуют развитию формирования

кисти рук и установки речи. Словесная речь у ребенка

начинает свое развитие, когда движения рук и пальчиков

имеют точные действия. Кисти рук малыша подготавливают

основу для связности будущей речи, развитию точных

действий пальцев ладони, а также синхронизации рабочих

действий полушарий головного мозга. Упражнения для

мелкой моторики улучшают память, умственные

способности ребёнка, устраняют его эмоциональное

напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и

пищеварительной систем, развивают координацию

движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный

тонус. Все движения организма и речевая моторика имеют

единый механизм, поэтому развитие тонкой моторики рук

благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.

Пальчиковая гимнастика необходима детям с раннего

возраста, как мощный стимул для развития речи, и один из

вариантов радостного, тёплого, эмоционального развития

ребёнка. Уровень развития речи находится в прямой

зависимости от степени формирования тонких движений

пальцев рук. Чем выше двигательная активность, тем лучше

развита речь. Если развитие пальцев рук соответствует

возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических

импульсов от рук, точнее от пальцев. Ребёнок, имеющий

высокий уровень развития мелкой моторики,

умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты

память, внимание, связная речь. Для проведения игр детям

младшего возраста сложно проговорить четверостишье, им

достаточно повторить движения взрослого человека. Для

большей заинтересованности занятия можно проводить,

надев на пальцы разноцветные колпачки или прорисовав

глаза и ротик на подушечках пальцев. Пальчиковая игра

способствует развитию творческих наклонностей у ребенка,

и в случае, если малыш сам придумывает движения, под

текст, похвалите его за смелость и идею. Для привлечения

внимания детей можно использовать во время пальчиковой

игры музыкальное сопровождение. Занятия с пением не

только заинтересует малышей, но и позволит проводить

игры с большей эффективностью, создавая новые виды

игровых упражнений. При проведении детских пальчиковых

игр можно использовать небольшие металлические шарики

для перекатывания их между пальцами рук. Данный метод

производит благоприятное действие на работу сердечно-

сосудистой системы, снимает эмоциональное напряжение,

развивает силу и ловкость кистей рук. Перед началом игры с

ребенком постарайтесь обсудить правила действий с

обрабатыванием необходимых жестов, движений. Это

позволит подготовить малыша к правильным движениям и

создаст необходимое эмоциональное настроение. 1.

Выполнять упражнение нужно с ребенком, при этом

показывая свое увлечение игрой. Как правило, дети

начинают проговаривать текст частично, но при

постепенном разучивании текста дети произносят его

полностью с правильно выполненными движениями. 2. При

выборе двух и более упражнений постарайтесь заменять их

новыми. Наиболее полюбившиеся детям игры можно

оставить в своих занятиях и выполнять их по желанию

малышей. 3. Не ставьте перед детьми сложные задания, так

как внимание у детей ограничено, и большой объем

упражнений может снизить интерес к играм. 4. Никогда не

заставляйте выполнять действия, если ребенок не настроен

на их выполнение. Постарайтесь разобраться в причине

отказа и по возможности измените ход упражнений или

саму игру. Преимуществом пальчиковых игр является то,

что ими можно заниматься в любое активное время ребенка.

Можно играть в пальчиковые игры в перерывах между

основными дневными играми ребенка. Более того, когда

предстоит долгое ожидание, например, на приеме к врачу и

т.д., можно отлично провести время с пальчиковыми играми.

Всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки

пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для

этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Произносить текст пальчиковых игр взрослый должен

максимально выразительно: то повышая, то понижая голос,

делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения

выполнять синхронно с текстом или в паузах. Дети от года

до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры»,

выполняемые одной рукой. Трёхлетние малыши осваивают

уже игры, которые проводятся двумя руками, например,

одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в

этот домик. Четырёхлетние дошкольники могут играть в эти

игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.

Детям старшей группы можно предложить оформить игры

разнообразным реквизитом: мелкими предметами,

домиками, шариками, кубиками и т.д. Эти игры просты, не

требуется сложных пособий и материалов для их

проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и

прогулки с ребёнком полезными и интересными, а самое

главное игры с пальчиками хорошо развивают мелкую

моторику, что эффективно сказывается на развитии речи,

памяти, воображении ребёнка. Эти игры поднимут ребёнку

настроение, успокоят, если он расшалился, развлекут, если

вдруг станет скучно. Я с ребятами очень части провожу

пальчиковые игры и вот некоторые из них, которые они

очень любят: «БЕЛОЧКА» - по мотивам народной

песенки. (В самом начале кулачок сжат). Сидит белка в

тележке, продаёт свои орешки: (Поочерёдно разгибают все

пальчики, начиная с большого). лисичке-сестричке,

воробью, синичке, мишке косолапому, заиньке усатому.

«ВОЛК». В домике сидит волчок, Он глядит на вас в глазок,

(1-2 строчки – из обеих кистей рук делаем «подзорную

трубу» или бинокль и приставляем к глазам.) Может дверку

приоткрыть и за пальчик укусить. (3-4 строчки – из одной

ладони делаем «волчью пасть», как в предыдущей игре, а

пальцы другой руки подносим к «пасти» и захватываем их

ею, выполняя поглаживающие движения подушечками.)

Если больно, то немножко разотри свои ладошки! (5-6

строчки – легкими движениями растираем ладони одна о

другую.)

«ИЗБУШКА». Избушка на лужайке, (1 строчка – делаем

«домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и

основаниями ладоней.) Двери на замочке. (2 строчка –

соединяем пальцы в замок.) Ключик быстро подберем и

избушку отопрем. (3-4 строчки – выполняем вращение

большими пальцами обеих рук один вокруг другогo , не

размыкая замка.) Отряхнем ладошки, Отдохнем немножко.

(5-6 строчки – размыкаем пальцы, расслабляем ладони и

легкими движениями встряхиваем их.)

«ТИШИНА И ШУМ». Игра за столом. Сначала произносим

текст и выполняем соответствующие движения: Пальчиком,

пальчиком тук-тук, тук-тук! (Стучим по столу указательным

пальчиком, а затем постепенно всеми остальными).

Ладошкой, ладошкой — хлоп- хлоп, хлоп - хлоп! Локтями,

локтями стук-стук, стук-стук! На головку руку по - ло - жи!

Что-то очень важное скорей скажи! А теперь из пальчиков

очки сложи. (Из указательного и большого пальцев делаем

круги и прикладываем к глазам) Рот закрой и хитро по - мол

- чи! (Дети прикладывают указательные пальцы ко рту и

замолкают до тех пор, пока кто-нибудь не засмеется или не

заговорит).



В раздел образования