Автор: Колпакова Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Сиверская гимназия" структурное подразделение–дошкольное отделение "Центр развития ребёнка"
Населённый пункт: посёлок Сиверский, Гатчинский район, Ленинградская область
Наименование материала: Конспект интегированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
Тема: "Свойства воздуха"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«
СИВЕРСКАЯ
ГИМНАЗИЯ
»-
СТРУКТУРНОЕ
ПОДРОЗДЕЛЕНИЕ
-
ДОШКОЛЬНОЕ
ОТДЕЛЕНИЕ
«
ЦЕНТР
РАЗВИТИЯ
РЕБЁНКА
»
КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОЙ
НЕПОСРЕДСТВЕННО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В
СТАРШЕЙ
ГРУППЕ
Тема
: «
СВОЙСТВА
ВОЗДУХА
»
Воспитатель
:
Колпакова
М
.
В
.
11.12.18
г
.
Цель
:
формирование
у
детей
интереса
к
познанию
свойств
воздуха
,
бережному
отношению
Интеграция
образовательных
областей
:
познание
,
речевое
развитие
,
физкультура
,
художественное
-
творчество
.
Задачи
:
закрепить
знания
об
условиях
необходимых
для
жизни
и
здоровья
человека
;
уточнить
опытным
путём
знания
о
свойствах
воздуха
:
прозрачность
,
невидимость
,
лёгкость
,
сила
;
соблюдение
правил
безопасности
во
время
опыта
;
развивать
любознательность
,
интерес
к
исследовательской
деятельности
,
сенсорные
ощущения
,
воображение
.
воспитывать
бережное
отношение
к
воздушному
пространству
в
природе
;
познакомить
детей
с
нетрадиционной
техникой
рисования
воздухом
—
кляксографией
;
создать
доброжелательный
настрой
.
Материал
на
каждого
ребёнка
:
целлофановые
пакеты
,
трубочки
,
ёмкости
с
водой
,
крышечки
от
фломастера
,
воздушный
шарк
-
надутый
,
резиновые
игрушки
,
резинки
,
лист
бумаги
А
-4,
гуашь
,
трубочка
,
картинки
.
Расширение
словаря
:
прозрачность
,
невидимость
,
лёгкость
,
лаборатория
.
Ход
открытого
мероприятия
Воспитатель
:
сегодня
к
нам
пришли
гости
поздороваемся
.
Воспитатель
:
а
сейчас
предлагаю
вам
пройти
на
ковёр
.
Воспитатель
:
встанем
в
круг
и
поздороваемся
друг
с
другом
.
Станем
рядышком
,
по
кругу
,
Скажем
«
Здравствуйте
!»
друг
другу
.
Нам
здороваться
ни
лень
:
Всем
«
Привет
!»
и
«
Добрый
день
!»;
Если
каждый
улыбнётся
-
Утро
доброе
начнётся
.-
Доброе
утро
!
Воспитатель
:
ребята
,
скажите
,
что
нас
с
вами
окружает
?
Дети
:
дома
,
деревья
,
птицы
,
животные
и
тд
.
Воспитатель
:
правильно
!
А
что
необходимо
,
для
жизни
человека
и
растениям
,
и
животным
?
Дети
:
еда
,
вода
,
воздух
Через
нос
проходит
в
грудь
И
обратный
держит
путь
.
Он
невидимый
,
и
всё
же
Без
него
мы
жить
не
можем
Дети
:
Воздух
Воспитатель
:
молодцы
!
Для
чего
нам
нужен
воздух
?
Дети
:
дышать
Воспитатель
:
сделайте
глубокий
вдох
,
выдох
.
Воспитатель
:
подумайте
и
скажите
-
может
человек
прожить
без
еды
?
А
без
воды
?
А
без
воздуха
?
Воспитатель
: (
показываю
картинку
)
Учёные
работают
в
помещении
,
где
много
приборов
для
опытов
,
а
как
это
помещение
называется
?
Лаборатория
.
Воспитатель
:
в
лаборатории
важно
соблюдать
правила
:
вести
себя
тихо
,
не
перебивать
друг
друга
,
не
мешать
друг
другу
,
работать
тихо
,
аккуратно
,
внимательно
.
Я
для
вас
организовала
небольшую
лабораторию
в
группе
.
Воспитатель
:
занимайте
места
,
будем
проводить
опыты
.
Воспитатель
:
ребята
,
вы
знаете
,
как
можно
поймать
воздух
?
Подумайте
.
Дети
:
ответы
детей
Эксперимент
№ 1 «
Как
поймать
воздух
?»
Воспитатель
:
возьмите
со
стола
целлофановые
пакеты
и
попробуйте
поймать
воздух
.
Воспитатель
:
закрутите
пакеты
.
Что
произошло
с
пакетами
?
Что
в
них
находится
?
Какой
он
?
Вы
его
видите
?
Дети
:
он
надулся
,
в
нём
воздух
.
Воспитатель
:
хорошо
!
Давайте
проверим
.
Возьмите
острую
палочку
и
осторожно
проколите
мешочек
.
Поднесите
его
к
лицу
и
нажмите
на
него
руками
.
Что
вы
чувствуете
?
Дети
:
воздух
.
Вывод
:
воздух
можно
почувствовать
.
Воспитатель
:
а
вы
знаете
как
можно
увидеть
воздух
?
Дети
:
ответы
детей
Эксперимент
№ 2 «
Видим
воздух
,
при
помощи
трубочки
и
ёмкости
с
водой
»
Воспитатель
:
нужно
взять
трубочку
,
опустить
один
конец
в
воду
,
а
в
другой
подуть
.
Воспитатель
:
что
вы
увидели
?
Дети
:
пузырьки
воздуха
Воспитатель
:
Подуйте
в
трубочки
сильно
.
А
теперь
слабо
.
Когда
пузырьков
было
больше
?
Почему
?
Дети
:
когда
дули
сильней
.
Вывод
:
когда
мы
выдыхаем
много
воздуха
,
то
пузырьков
много
,
когда
поменьше
выдыхаем
воздуха
,
пузырьков
мало
.
С
помощью
трубочки
и
ёмкости
с
водой
увидели
воздух
.
Воспитатель
:
можно
ли
услышать
воздух
?
Как
его
можно
услышать
?
Дети
:
ответы
детей
Эксперимент
№ 3 «
Слышим
воздух
»
Воспитатель
:
в
крышечки
от
фломастера
и
подуйте
с
краю
.
Что
вы
слышите
?
Дети
:
звук
воздуха
.
Воспитатель
:
а
ещё
у
нас
на
столе
есть
надутый
шарик
,
как
вы
думаете
,
что
можно
сделать
с
этим
шариком
,
чтобы
услышать
воздух
?
Нужно
растянуть
отверстие
шарика
и
потихоньку
спускать
воздух
,
что
мы
слышим
?
Дети
:
Писк
от
воздуха
.
Воспитатель
:
с
помощью
чего
мы
услышали
воздух
?
Дети
:
Нам
помогли
крышечки
от
фломастеров
и
шарик
.
Вывод
:
воздух
можно
услышать
разными
способами
.
А
еще
когда
дует
ветер
,
он
гоняет
воздух
,
и
так
можно
услышать
различные
звуки
воздуха
.
Дети
:
свист
,
вой
Воспитатель
:
а
можно
почувствовать
запах
воздуха
?
Как
?
Дети
:
ответы
детей
.
Эксперимент
№ 4 «
Узнай
по
запаху
»
Воспитатель
:
сам
воздух
не
имеет
запаха
,
но
может
запахи
переносить
.
По
запаху
,
перенесенному
из
кухни
,
мы
догадываемся
,
какое
блюдо
там
приготовили
.
Воспитатель
:
каждому
из
вас
предлагаю
с
закрытыми
глазами
ощутить
ароматы
(
подношу
:
апельсин
,
лук
,
яблоко
,
рыбу
,
лимон
).
Дети
: (
Определяют
и
называют
)
Воспитатель
:
вы
замечательно
справились
.
Молодцы
.
Вывод
:
по
перенесенному
запаху
можно
узнать
предмет
.
Эксперимент
№ 5 «
Имеет
ли
воздух
вес
?»
Воспитатель
:
на
столе
разложены
предметы
:
резиновая
игрушка
,
кусок
резины
.
Воспитатель
:
возьмем
кусочек
резины
и
опустим
его
в
воду
.
Что
произошло
?
Дети
:
он
утонул
.
Воспитатель
:
теперь
опустим
в
воду
резиновую
игрушку
.
Она
не
тонет
.
Почему
?
Ведь
игрушка
тяжелее
кусочка
резины
?
Что
внутри
игрушки
?
Дети
:
воздух
Вывод
:
воздух
имеет
вес
,
но
он
легче
,
чем
вода
.
Воспитатель
:
пришло
время
отдохнуть
.
(
Становятся
в
круг
)
Физкультминутка
:
Ветер
дует
нам
в
лицо
(
машем
руками
)
Закачалось
деревцо
(
качаемся
из
стороны
в
сторону
)
Ветерок
все
тише
,
тише
(
приседаем
)
Деревцо
все
выше
,
выше
(
поднимаемся
и
тянемся
к
верху
).
Воспитатель
:
ребята
,
а
вы
знаете
что
воздухом
можно
рисовать
?
Эта
техника
называется
кляксография
.
Воспитатель
:
сейчас
мы
с
вами
попробуем
при
помощи
воздуха
,
красок
и
трубочки
рисовать
.
Показываю
технику
кляксографии
:
капнуть
каплю
акварели
на
бумагу
и
раздуть
ее
при
помощи
коктейльной
трубочки
в
разные
стороны
.
Воспитатель
:
на
что
похож
твой
рисунок
?
Дети
:
Куст
,
дерево
,
птицу
и
тд
.
Воспитатель
:
проходите
на
ковёр
и
встаньте
в
круг
Воспитатель
:
мы
узнали
с
вами
,
что
воздух
невидимый
,
а
почему
на
этих
картинках
мы
видим
воздух
?
Дети
:
воздух
грязный
,
это
дым
.
Воспитатель
:
правильно
.
В
воздухе
сажа
,
грязь
и
углекислый
газ
.
Воспитатель
: —
конечно
,
и
автомобили
и
заводы
очень
облегчают
жизнь
человека
.
Но
они
наносят
большой
вред
природе
и
воздуху
,
которым
все
мы
дышим
. (
показываю
картинку
)
Воспитатель
:
подумайте
и
скажите
,
что
можно
сделать
,
что
бы
воздух
оставался
чистым
?
На
ответы
детей
-
вешаю
картинки
Дети
:
сажать
деревья
,
цветы
и
тд
.
Воспитатель
:
правильно
.
Не
зря
растения
называют
зелёными
лёгкими
планеты
.
Надо
придумать
такое
топливо
для
машин
,
что
бы
оно
было
чистое
.
Вывод
Воспитатель
:
и
так
,
мы
сегодня
провели
множество
опытов
.
Воспитатель
:
какой
опыт
вам
показался
интересным
больше
всего
и
почему
?
Дети
:
ответы
Воспитатель
:
что
вы
сегодня
узнали
нового
?
Дети
:
воздух
невидимый
,
прозрачный
,
его
можно
увидеть
,
услышать
,
воздух
переносит
запахи
,
он
имеет
вес
.
Воспитатель
:
как
называется
техника
рисования
воздухом
?
Дети
:
кляксография
Воспитатель
:
почему
надо
беречь
воздух
?
Дети
:
Без
воздуха
погибнет
всё
живое
на
земле
и
цветы
,
и
растения
,
всё
живое
.
От
грязного
воздуха
мы
заболеем
.
Воспитатель
:
мы
сегодня
узнали
много
интересного
о
воздухе
в
нашей
лаборатории
.
Провели
опыты
,
как
настоящие
учёные
и
узнали
,
что
воздух
:
прозрачный
,
невидимый
,
лёгкий
,
имеет
силу
.
Вы
были
внимательными
,
активными
и
аккуратными
.
Молодцы
,
ребята
.