Автор: Хорина Вера Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №61"
Населённый пункт: город Воронеж Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование активной речи детей 2–3 лет посредством развития мелкой моторики.
Раздел: дошкольное образование
Формирование активной речи детей 2-3 лет посредством
развития мелкой моторики.
Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей
и
дарования
детей
–
на
кончиках
их
пальцев.
От
них
идут
тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Мелкая
моторика
–
это
способность
выполнять
мелкие
и
точные
движения кистями и пальцами рук и ног.
Доктор
медицинских
наук,
физиолог
М.М.
Кольцова,
которая
исследовала
детскую
речь,
отметила,
что
кисть
руки
необходимо
рассматривать как орган речи. И это не случайно. Наш мозг устроен так, что
з а
о п р е д е л е н н ы е
о п е р а ц и и
о т в е ч а ю т
о т д е л ь н ы е
ц е н т р ы .
Научно
доказано,
что
центры
мозга,
отвечающие
за
моторику
и
речь,
находятся рядом и оказывают влияние друг на друга. Воздействуя на один
центр
мозга
-
двигательный,
мы
непосредственно
вовлекаем
в
работу
и
другой - речевой. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние
з о н ы
м о з г а ,
к о т о р ы е
о т в е ч а ю т
з а
р е ч ь .
Поэтому, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет идти
развитие
мышления,
воображения,
внимания,
наблюдательности,
двигательной и зрительной памяти, координации и, в том числе, речи.
М.М. Кольцова также считала, что уровень развития речи находится в
прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев
рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и
речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений
пальцев отстает, задерживается и развитие речи.
Наблюдения исследователей, позволяют сделать вывод, что развитие
активной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают
достаточной тонкости. Развитие мелкой моторики как бы подготавливает
п о ч в у
д л я
п о с л е д у ю щ е г о
ф о р м и р о в а н и я
р е ч и .
Вопрос развития мелкой моторики детей на сегодняшний день очень
актуален. Среди воспитанников, поступающих в ДОУ, в последнее время все
чаще
встречаются дети с недоразвитием моторной сферы. В том числе и
мелкой моторики. Поэтому развитию движений мышц рук при работе с
детьми мы
уделяем особое внимание. Для этого, исходя из возрастных
особенностей
детей
нашей
группы,
мы
подобрали
наиболее
подходящие
средства, методы и приемы работы.
В своей работе для развития ручной моторики детей мы используем:
Пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику:
Эти игры очень эмоциональны и увлекательны. Благодаря им пальцы и
кисти рук приобретают гибкость, формируется их координированная работа.
За
счет
сочетания
движений
мышц
руки
со
словесным
стихотворным
сопровождением
развивается
память,
внимание,
умение
детей
сосредотачиваться.
Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук:
Хорошие
средства
для
развития
мелкой
моторики.
Мы
проводим
массаж во время свободной деятельности детей: в утренние часы перед
занятием,
во
второй
половине
дня
или
в
течение
дня,
когда
возникает
необходимость снять у детей нервное и физическое утомление.
Для
проведения
массажа
мы
используем
как
пальцы
рук,
так
и
вспомогательные
средства:
зубные
щетки,
мячи
и
кольца
Су-Джок,
карандаши, шишки, желуди, каштаны, грецкие орехи, морские камушки и
другой подходящий природный материал.
Кукольный пальчиковый театр:
Игрушки, которые используются нами для пальчикового театра, мы
изготовили из ткани и картона. В картонные игрушки наши детки вставляют
два пальца, изображая ее ноги, тканевые игрушки они надевают на пальчики.
И вот игрушка оживает. Пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук,
ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие
другие
моменты
постановки
нужна
точная,
скоординированная
работа
пальцев рук. Стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыши
вырабатывают
способность
к
концентрации
внимания.
Заучивая
реплики
героев, дети тренируют память.
Рисование:
Для
традиционной
техники
рисования
мы
предлагаем
детям
карандаши,
фломастеры,
кисти
и
краски.
В
процессе
рисования
у
них
формируется умение правильно держать в руке инструмент и развивается
эстетическое восприятие окружающих объектов.
Особо любимы нашими детьми нетрадиционные техники рисования.
Они дают огромный простор для детской фантазии и позволяют ребенку
выразить свое представление об окружающем мире.
Для нетрадиционного рисования мы используем практически все, что
угодно: рисуем пальчиками и ладошками, ватными палочками, солью, мятой
бумагой, делаем штампики из поролона, овощей, фруктов, листьев и других
природных материалов.
Аппликации:
Обрывная аппликация, когда дети отрывают и выкладывают обрывки
бумаги
и
кусочки
ваты
в
нарисованные
педагогом
контуры
крупных
предметов.
Часто мы используем аппликацию крупами. Очень любят дети работу с
окрашенной манной крупой, с которой она как завороженные могут играть
длительное время.
Лепку:
В качестве материалов для лепки мы используем пластилин и соленое
тесто.
Очень
нравится
детям
работать
с
соленым
тестом,
которое
они
приготовили
вместе
с
воспитателем.
В
процессе
лепки
дети
учатся
отщипывать от общего куска материала кусочки необходимого размера и
создавать из них свои шедевры.
У
детей
формируются
навыки
работы
двумя
руками,
развиваются
мелкие мышцы пальцев, пространственное мышление, глазомер. Ко всему
прочему, лепка оказывает успокаивающее действие на нервную систему.
Этим фактором мы руководствуемся, когда предлагаем лепку активным и
возбудимым детям.
- Игры с крупами:
С крупами можно придумывать разнообразные игры, и часто дети сами
их
придумывают.
Крупы
можно
пересыпать,
сортировать,
можно
выкладывать из них мозаику. Да все, что угодно. В качестве релаксации дети
могут
просто
погружать
ладони
или
пальцы
в
баночку
с
крупой.
Этот
процесс их увлекает.
Игры с природным материалом:
Для
этих
игр
может
использоваться
любой
природный
материал:
семена растений, шишки, желуди, каштаны, морские мамушки, песок. Как и
с крупами, дети сами находят им применение и придумывают игры.
Игры с прищепками:
Нашим детям безумно нравятся дидактические игры и настольный
театр, изготовленные из разноцветных бельевых прищепок. Хотя и сама
прищепка
уже
является
самостоятельной
игрушкой.
Нужно
только
подключить фантазию, и прищепка может превратиться в крякающую утку,
чирикающую птицу, лающую собаку или голодного бегемота. А в сочетании
с
картонными
заготовками,
изображающими
знакомые
детям
предметы,
можно
получить
чудесное
дидактическое
пособие.
Игры
с
прищепками
просты
в
организации,
помогают
развивать
соотносящие
действия
и
координацию обеих рук.
Игры с разнообразными мелкими предметами:
Игры
с
предметами
благодаря
их
наглядности
и
практической
направленности осознаются и принимаются детьми как необходимые им.
Сложно
переоценить
влияние
на
развитие
мелкой
моторики
игр
с
конструктором,
мозаикой,
пазлами.
Помимо
них
в
своей
работе
мы
используем счетные палочки, которые дети сортируют, складывают из них
узоры, сооружают простые конструкции.
Нанизывание бусин на веревку, которое не только способствует развитию
мелкой
моторики
рук,
активизирует
речь,
но
и
охватывает
сенсорное
развитие
малышей,
помогает
им
научиться
ориентироваться
в
основных
цветах и формах предметов, группировать их.
Хорошей тренировкой для пальцев является застегивание и расстегивание
пуговиц, крючков и кнопок, завязывание и развязывание узелков, игры-
шнуровки.
Все
вышеперечисленные
действия
осуществляются
в
форме
игры.
Игровые действия мы стараемся оречевлять, сопровождать чтением веселых
и интересных стихотворений, потешек, пением песенок, которые любимы
малышами.
Вначале
даем
детям
понятную
речевую
инструкцию,
а
в
дальнейшем побуждаем их комментировать свои действия. В комплексе это
помогает добиваться наилучших результатов по формированию активной
речи детей.