Автор: Мосиенко Антонина Леонидовна
Должность: преподаватель класса фольклорного искусства
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Краснокаменск Забайкальского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Основные формы вокально–хоровой работы с младшим детским фольклорным коллективом
Раздел: дополнительное образование
Основные формы вокально-хоровой работы с младшим детским
фольклорным коллективом
Мосиенко Антонина Леонидовна,
преподаватель класса фольклорного искусства,
г. Краснокаменск Забайкальского края
Аннотация
Данная методическая работа посвящена актуальной проблеме развития
детского хорового исполнительства в Детской школе искусств. Изложенный
материал основан на педагогическом опыте работы в ДШИ и демонстрирует
последовательное освоение навыков пения в детском хоровом коллективе.
Методическая
работа
адресована
преподавателям-хормейстерам
ДМШ, ДШИ, руководителям детских фольклорных коллективов и студий.
Введение
Фольклор
–
коллективное
художественное
творчество
народа,
вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Главное место в
нём,
безусловно,
принадлежат
песне.
Она
многообразно
отражает
жизнь
человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния.
Именно
в
песенном
творчестве
отразились
со
всей
полнотой
известные
стремления народа к добру и правде, к счастью и справедливости. Фольклор
в наши дни не только не утратил своего значения, но и получил развитие в
самых
разных
сферах
народной
музыки.
Одним
из
наиболее
важных
направлений
в
этом
плане
можно
считать
серьёзное
привлечение
его
в
детское музыкальное образование и воспитание.
Чтобы
защитить
ребёнка
от
многих
вредных
влияний
стихийного
раннего
музыкального
потока,
необходимо
с
самого
раннего
возраста
2
заложить в нём прочный фундамент хорошего вкуса, основанного на лучших
образцах народного творчества. Несомненно, одной из наиболее доступных
форм приобщения детей к народной музыке в классе фольклорного искусства
является хоровое пение.
1.
Основные формы вокально-хоровой работы
с младшим детским фольклорным коллективом
1.
1 Особенности развития детского голоса и основы вокального
дыхания
Одной
из
важнейших
традиций
русской
вокальной
школы
является
исключительное внимание к процессу развития детского голоса. К нему,
неокрепшему нужно относиться очень бережно. Характерные качества голоса
начинают развиваться в младшем школьном возрасте (7-9 лет), когда в основе
диапазона лежат так называемые примарные тона. В это время механизмы
голосообразования у мальчиков и у девочек абсолютно идентичные, звук
имеет ярко выраженный фальцетный характер. Небольшой диапазона от до
1
–
ре
1
до до
2
- ре
2
позволяет без затруднений определить область примарных
тонов.
Именно на этих звуках проявляются лучшие качества детского голоса.
Искать
эти
звуки
следует
при
эмоционально-ярком,
выразительном
исполнении
высокохудожественного
произведения.
Когда
с
ребёнка
снимается всякая скованность, и он свободно изливает свои чувства в пении.
Лучшими
сочинениями
будут
народные
мелодии
с
ограниченным
диапазоном
и,
особенно,
в
песнях,
имеющих
нисходящее
мелодическое
движение. Это даёт возможность с большой пользой для детского голоса
применять их в практической работе. Яркое образное содержание каждой из
3
песен позволяет активно использовать и элементы игры, например в песнях
«Бай, бай» и «Луковка»:
«Бай, бай»
«Луковка»
Так, например, для достижения напевности можно вовлечь ребёнка в игру,
связанную
с
убаюкиванием
любимой
куклы.
Атмосфера
покоя
и
ласки
побудит юного певца исполнять мелодию мягко и протяжно. У маленьких
детей очень неровен тембр, что обычно проявляется в пении различных
гласных,
звучащих
пёстро
и
некрасиво.
Сам
же
характер
народных
колыбельных песен будет способствовать выработке ласкового, льющегося
4
звука,
который
сложится
на
более
ровном
и
красивом
интонировании
различных гласных. Нисходящее движение мелодии этих образцов поможет
сохранить высокую позицию на протяжении всей песни.
Большое значение имеет нахождение высокой
позиции. С этой целью
необходимо использовать упражнения восклицания: «Ой, ох, ах». Этот приём
помогает найти хороший и верный первый тон в песнях. Например, в песне
«Ой, заинька, по сенечкам бежит»:
Исключительное значение нужно придавать дыханию. Народные певцы
возобновляют дыхание раньше, чем оно будет полностью израсходовано.
Благодаря этому, в народном хоре достигается удивительный эффект при
исполнении протяжных, раздольных песен, широту звучания которых можно
сравнить с полноводной рекой.
Как известно, и дети, и взрослые при пении пользуются смешанным
типом
дыхания.
Певческое
дыхание
вырабатывается
только
в
процессе
самого пения. Поэтому необходимо с самого начала ввести юного певца в
мир высокохудожественной музыки, чтобы процесс овладения дыханием был
связан у него с выразительным исполнением, с осознанием музыкальной
фразировки.
5
Хорист
должен
сознательно
стремиться
пропевать
фразу
на
одном
дыхании.
Только
в
процессе
такого
пения
у
него
будут
вырабатываться
правильные навыки дыхания и укрепляться дыхательная мускулатура. На
первых порах следует подбирать такой музыкальный материал, в котором
налицо
ясное
и
чёткое
деление
на
небольшие
фразы.
Самым
удобным
материалом в этом плане будет детская народная песня, например, простая по
мелодическому развитию «Петушок»:
Короткая
двухтактная
музыкальная
фраза,
состоящая
из
квартового
трихорда, повторяется много раз с небольшим видоизменением ритмического
рисунка в связи с текстом. Вначале нужно добиваться от детей сознательного
пения на одном дыхании каждой отдельной фразы, обращая внимание на
исполнение
последнего
звука.
Затем
делать
на
ней
остановку,
т.е.
произвольно увеличивать длительность. Эта поставленная задача заставит
поющих
сосредоточиться
на
выдохе
–
маленькое
расходование
дыхания.
Этим
подвести
ребят
к
выразительному
исполнению.
В
данной
песне
красивое
пение
должно
быть
связано,
прежде
всего,
с
напевным
звуковедением, идущим от образного содержания. Характер звучания должен
быть
тёплый,
ласковый.
Ясное
понимание
задачи
и
стремление
достичь
выразительности
в
исполнении
поможет
поющим
экономно
расходовать
дыхание, а это значит постепенно приведёт их к приобретению нужного
навыка.
6
Кропотливая работа в хоре над певческим дыханием -
непременное
условие повышения исполнительского мастерства коллектива. Когда дети
успешно овладевают начальными навыками певческого дыхания, подвести их
к воспитанию «цепного» дыхания. При этом виде хорового дыхания каждый
певец
делает
вдох
в
тот
момент,
когда
его
сосед
ещё
продолжает
петь.
Необходимо показывать этот приём на конкретном примере, например, в
песне «Ой, на горе калина стоит»:
В ней музыкальные фразы весьма продолжительные и спеть их на одном
дыхании не так просто. Так предложить одной группе детей возобновить
дыхание перед словом «горе», другой – перед словом «калина», третьей –
перед
словом
«стоит».
Здесь
важно
соблюдать
следующее
правило:
при
возобновлении пения нужно незаметно включаться в общее звучание, т.е. не
изменять
динамику
и
характер
звукообразования.
Вот
почему
в
хоре
пользуются «цепным» дыханием.
Очень важно при воспитании «цепного» дыхания научить детей делать
вдох посередине выдержанного звука там, где это возможно. Когда дети
поймут принцип возобновления дыхания в середине выдержанного звука,
можно перейти к работе над такой песней, в которой «цепное» дыхание
является
главным
выразительным
средством.
Таких
песен
в
русском
фольклоре
много.
Обычно
они
принадлежат
к
жанру
хороводных
или
протяжных. Например, известная песня «Со вьюном я хожу».
Не спеша
mp
7
Большую помощь здесь окажет использование игровых моментов. Можно
предложить самим водит хоровод, нигде не прерывая рисунка движения,
следуя за мелодией, исполняемой на «цепном дыхании». Движения хоровода
очень помогают выполнению этой задачи.
Огромная роль дыхания – в становлении тембра. Правильное дыхание
даёт
возможность
ровно
и
позиционно
устойчиво
исполнять
различные
гласные на всех участках диапазона голоса.
2.
Вокально-хоровая работа
Народные песни с распевом – замечательная школа вокального мастерства.
На гласных вырабатываются все лучшие качества детского голоса, окраска,
сила, точность интонации и техника. В народных же песнях встречаются
распевы
на
все
гласные,
и
эти
мелодии
могут
служить
прекрасным
упражнением.
Для
младших
школьников
особенно
важное
значение
имеет
изучение
песен с распеванием. Именно в младшем возрасте начинает воспитываться
тембр
и
приобретается
вокальная
техника.
Начинать
нужно
с
наиболее
простых мелодий, где распеваются только два звука на один слог – например
в песне «Заинька, попляши»:
8
Работая над этой песней, учить детей ясно и определённо исполнять обе
ноты в распевах, пропевая ритмически ровно, не уменьшая длительности
второй ноты за счёт увеличения первой, и не «смазывая» её. В качестве
упражнения можно исполнить песню с акцентированием, выделяя вторую
ноту в распевах. Для достижения звучности, полётности хорошо пропеть
мелодию на разные слоги (ми, ма, мо, за, зи и т.д.). Затем нужно взять
песню, в которой распевают три ноты и т.д. Постепенное увеличение звуков в
распеве
до
четырёх
и
более,
поможет
добиться
широкой
напевности,
льющегося протяженного звука, что обязательно
повлияет на повышение
вокальной культуры каждого юного певца и коллектива в целом.
Следующий раздел работы с фольклорным коллективом – это работа над
чёткой
и
ясной
дикцией.
В
основном
это
упражнения
–
скороговорки-
маленькие
стишки,
включающие
в
текст
труднопроизносимые
слова
и
словосочетания,
в
которых
гласные
необходимо
тянуть,
а
согласные
произносить
четко
и
легко.
Скороговорки
развивают
не
только
художественное
представление, но
и
музыкальную память, слух, ритм,
настройку голосом. Прежде всего, учащимся необходимо прививать умение
ясно и одновременно произносить согласные, а некоторые проговаривать
утрированно,
например,
согласный
«Р».
Частое
и
быстрое
повторение
скороговорок
улучшает
артикуляцию,
способствует
выработке
хорошей
дикции. Мы с ребятами на уроке их пропеваем на разной высоте, в разных
темпах, с разными эмоциональными наполнением: сердито, важно и т.д.
Например, «Веники-веники», «Барашеньки - крутороженьки» и т.д.
9
«Барашеньки – крутороженьки»
Чтобы
добиться
легкости
в
произношении
согласных
в
работе
над
дикцией и артикуляцией полезно пение народных прибауток, построенных в
основном на одном и двух звуках.
Эти песенки словно специально созданы в народе для улучшения дикции и
артикуляции
детей.
Каждый
ребёнок
должен
сознательно
стремиться
к
достижению полной свободы артикуляционного аппарата. Только быстрые и
лёгкие перемещения языка, губ помогут сохранить устойчивое положение
гортани. И добиваться этого следует не акцентированием внимания на работе
гортани,
а,
наоборот,
о свобождением,
раскрепощением
в с е го
артикуляционного аппарата. Большую пользу приносят такие прибаутки как
«Андрей – воробей», «Дон-дон», «Сорока» и т.д.
«Дон - дон»
«Сорока»
10
Особое
внимание
следует
обратить
на
согласные р, м, п, б, которые
должны произноситься особенно чётко и ясно. В то же время шипящие
согласные нужно пропевать быстро и легко, так как при их артикуляции
происходит значительная утечка воздуха. Хорошая дикция и артикуляция
помогут
и
в
овладении
наиболее
важным
качеством
пения
–
широкой
кантиленой.
11
3.
Развитие музыкального слуха и чувство ритма
Проблема
воспитания
и
развития
музыкального
слуха
является
произвольной в системе музыкального образования. Существуют два вида
слуха: мелодический
и
гармонический.
Первый
вид
–
узнавать
и
воспроизводить
мелодию,
точно
её
интонировать,
опираясь
на
ладовое
чувство.
Второй
вид
–
гармонический
–
тот
же
музыкальный,
но
по
отношению к созвучиям. Эффективным средством в творческом усвоении
музыкального материала является импровизация.
Замечательные
просторы
открывает
русская
народная
песня
и
в
постижении
свободного
выразительного
ритма.
Воспитание
и
развитие
чувства ритма – это серьёзная и нелегкая проблема. Восприятие ритма бывает
не только слуховым, но и слухо-двигательным. Развитие музыкального ритма
должно осуществляться только в процессе самой музыки. И народной песне
здесь
принадлежит
ведущая
роль,
так
как
в
основе
её
ритмической
организации всегда лежит либо текст, либо движение.
Наиболее
простая
форма
–
обучение
детей
стройно
ходить
в
такт
хороводной песни. В таких простых упражнениях происходит постепенное
объединение музыкального ритма с движением. Ещё больше отвечают этой
задаче
песни
с
простейшими
элементами
драматизации,
а
также
распространение среди детей игр, сопровождаемых песенками, в которых
мелодия строится на одном – двух звуках, либо на постоянно повторяющейся
попевки небольшого диапазона: «Зайка, «Дождик», «Петушок», «Дин-дон» и
т.д. Содержание текста всегда подскажет, как лучше разыграть тот или иной
момент. Например, в песне «Дрёма»:
12
Стоящие в кругу ребята не только водят хоровод вокруг «спящего», но и
изображают сложную линию песни:
1 куплет – двигаются приставным шагом;
2 куплет – показывают вязание рукавиц;
3
куплет – опускаются на колени;
4 куплет – двигаются по кругу;
5 куплет - обращаются к Дрёме;
6
куплет
–
Дрёма
выбирает
«другого»
на
роль,
и
игра
начинается
сначала.
Эти
простейшие
игры-песни
дают
возможность
объяснить
детям
метроритмическое
строение
музыки.
Связав,
например,
сильную
долю
с
приседанием, а слабую – с подъёмом, можно подвести детей к понимаю
метра. Затем соединить движением с
, а перебежку – с
, познакомить
их
с
простейшими
ритмическими
единицами.
Постепенно
усложняя
материал,
подводить
детей
к
усвоению
наиболее
часто
встречающихся
ритмических фигур и разных видов метра.
4.
Развитие навыков пения без сопровождения
Пение без сопровождения является одним из ведущих средств развития и
воспитания
вокального
слуха
и
голоса.
Так
как
заставляет
подмечать
малейшие оттенки исполнения.
13
Воспитания навыка пения без сопровождения - а
,
сарреllа начинается с
первых уроков. Вначале учащиеся учатся выстраивать без помощи педагога и
поддержки инструмента первый звук отдельных интонаций, музыкальных
игр, разучиваемых песен. Затем исполняют всем коллективом несложные
детские песни, музыкальные прибаутки, имеющие ясную ладовую основу и
ритмическое
развитие,
удобную
тесситуру
и
динамику.
Далее
поют
без
сопровождения специальные упражнения, фрагменты разучиваемых песен.
После этого исполняют песни одноголосные, каноном, с самостоятельным
развитием голосов.
На первых порах лучше всего конечно начинать с одноголосных песен с
ограниченным диапазоном, умеренным темпом и ясным ладовым развитием.
Первые песни должны быть в умеренном темпе. Например, «А мы просо
сеяли …».
Умеренно
mf
Ой, Дид Ла - до, се - я - ли, се - я - ли!
На
начальном
этапе
работы
над
одноголосием
необходимо
пропевать
мелодию на отдельные слоги. Затем добиваться напевности, не прерываемой
никакими согласными. И только после этого следует переходить к пению с
текстом,
сохраняя
достигнутую
кантилену.
Можно
разделить
хор
на
две
неравные
части:
в
одну
–
сильную
–
включать
самых
продвинутых
в
вокальном отношении детей, во вторую – всех остальных. Группа солистов
поёт первый куплет, стараясь показать образцовое пение, а хор стремится к
точному подражанию.
На следующем этапе обучения можно включать в репертуар протяжные
песни. Медленные мелодии даются с большим трудом. Поэтому начинать
необходимо с простых колыбельных песен, затем включать в репертуар песни
14
с
более
широким
диапазоном.
Добившись
выразительного
звучания
одноголосной песни в медленном темпе, переходить к двухголосным.
Становление любого вокально-хорового навыка в коллективе связано с
решением
многих
чисто
технических
задач,
требующих
большего
или
меньшего напряжения духовных и физических сил каждого юного певца. И
чтобы работа не была тяжёлой и изнурительной, а, наоборот, приносила
удовлетворение и радость, следует проводить её живо и увлекательно. Только
творческая атмосфера позволит ребёнку по-настоящему свободно передавать
свои чувства и переживания, и непроизвольно постигать тайны вокально-
хорового искусства.
5.
Воспитание навыков многоголосия
Народное хоровое пение – это, прежде всего, пение многоголосное,
которое
является
высшей
формой
народного
песенного
искусства,
искусства
полифонического
распева
«на
голоса».
Каждый
голос,
возникающий
и
звучащий
в
песне,
сохраняет
свою
мелодическую
самостоятельность,
в
то
же
время
осторожно
и
тонко
углубляет
выразительность
мелодии, не
искажая
ее.
Можно выделить
четыре
основных вида многоголосия.
Первый
вид
–
гетерофонный.
Относится
к
наиболее
древним
образцам хорового двухголосия. Представляет собой простейшее сочетание
основного
напева
с
сопровождающим
его
голосом
–
в
унисон
или
с
незначительным, как бы случайными, эпизодическими расхождениями на
секунду,
терцию,
и
реже
на
кварту,
квинту.
Как
правило,
такие
сопутствующие голоса мелодически мало самостоятельны. Они почти точно
дублируют,
сохраняют,
основной
контур
напева,
лишь
варьируя
его
эпизодически.
Второй
вид
–
подголосочно
–
полифонический.
Здесь
вместе
с
ведущим голосом основного напева возникают его мелодические варианты –
15
подголоски подголосков отличается большой свободой
и многообразием
полифонического изложения. Подголоски могут находиться внизу, вверху,
поддерживать основную мелодию, украшать, расцвечивать ее, а иногда и
противостоять ей.
Третий
вид
–
втора.
Здесь
сопутствующий
основному
напеву
подголосок
движется
главным
образом
параллельными,
чаще
всего
консонирующими интервалами. Подголосок подобного типа рождается из
уменья народных певцов
«вторить», то есть подстраивать второй голос к
основному
напеву.
В
развитой
же
форме
народного
многоголосия
обе
мелодические
линии
голосов
могут
быть
вполне
самостоятельными,
полифоничными, и соотноситься как варианты.
Четвертый вид – аккордово – гармонический. Голоса в этом виде
многоголосия
движутся,
как
правило,
синхронно.
Они
образуют
своеобразную народную гармонию, в
котором созвучия, возникающие в
каждый данный момент, приобретают совершенно определенную значимость,
а их меняемость становиться закономерной.
Пути
использования
песенного
фольклора
в
его
многоголосном
изложении могут быть разными.
Существует
два
мнения,
относительно
того,
когда
надо
начинать
изучение
песен
на
два
голоса.
Первое
базируется
на
том,
что
вначале
необходимо добиться чистоты интонации, чистого унисона в хоре и только
потом приниматься за обучение пению двухголосия. Второе опирается на то,
что, несмотря на отсутствие в хоре стабильного унисона, начинать осваивать
двухголосие правомерно и допустимо как можно раньше.
Уверенного двухголосия в младшем школьном возрасте добиться очень
нелегко.Это одна из наиболее трудных проблем. То же самое можно сказать о
пении без сопровождения. Опираясь на многолетний опыт работы с детским
ансамблем народной песни « Родные напевы», хочу поделиться своей точкой
зрения: на начальном
этапе формирования навыков двухголосия, самое
главное я считаю - добиться хорошего унисона. Важная часть обучения – это
16
воспитание
активного
унисона,
правда
при
этом
развивается
только
мелодический
слух.
Поэтому
следующий
этап
работы
–
это
развитие
гармонического
слуха.
Так
как
хорошо
развитый
гармонический
слух
позволяет
«
подстраиваться»
к
звучанию
другого
голоса,
слить
с
ним
собственное звучание, удерживать внимание сразу на нескольких звучащих
линиях – своей вокальной партии и другого голоса.
Если педагог научил
учащихся слышать 2 голоса, то пение 3-х и 4-хголосия не составит особой
проблемы. Чем раньше начать ее осуществление, тем плодотворней станет
весь процесс обучения. С чего начинать двухголосие ?
Обучение двухголосию нужно начинать с
остинато или органного
пункта
(выдержанного
тона)
в
одном
из
голосов,
а
не
с
канонов
и
параллельных
терций
в
мелодии,
как
это
обычно
делают
многие
преподаватели.
Поскольку
в
целом
у
детей
отсутствует
опыт
и
навык
домашнего музицирования, практически у всех детей слабо развит слух,
нарушена координация слуха и голоса, они не могут правильно и чисто
воспроизвести
мелодию.
А
раз
нет
унисона,
то
о
каком
каноне
или
параллельном подголоске может идти речь? Пение канонов возможно лишь
тогда, когда все певцы могут чисто повторить мелодию. Не следует забывать
о развитии чувства ритма и ритмического двухголосия.
Работа должна
происходить
единовременно
с
развитием
навыка
пения
на
два
голоса.
Необходимо
подбирать
простые
и
доступные
для
восприятия
детьми
упражнения
и
произведения.
В
первую
очередь
ориентироваться
на
двухголосие
с
широкими
интервалами,
потому
как
они
наиболее
«слышимые»
у
детей
с
различным
слуховым
опытом.
Мелодия,
которая
состоит
из
двух
нот,
хорошо
может
сочетаться
со
вторым
голосом,
расположенным на квинту ниже: Например, прибаутка «Дон-дон»:
17
Песни
должны
иметь
простую,
легко
запоминающуюся
в
интонационном плане мелодию. Например,
«Калина – малина», «Ой, на
дворе дождь».
«Калина – малина»
«Ой, на дворе дождь»
Наиболее простым видом будет «педальное» двухголосие, в котором
второй голос появляется эпизодически и связан с включением лишь одного
выдержанного звука. Например, в хороводной песне «Долина-долинушка»:
Напев песни четко делиться на запев и припев. Подголосок «педаль»
построена на новом для мелодии звуке, а именно на ноте до
2
и появляется в
припеве в первом и последующих куплетах.
С начало нужно разучивать
18
только основную мелодию песни и петь ее одноголосно, добиваясь легкости
и непринужденности в исполнении. Как только песня зазвучит свободно и
уверенно,
переходить
к
разучиванию
двухголосного
припева.
Можно
выделить группу детей, которые будут петь подголосок. С начало
группа
исполняет свою мелодию отдельно, затем припев споет поочередно, то хором,
то группой солистов. И в конце исполнит песню двухголосно. Этот навык
нужно
обязательно
закреплять.
Для
этого
разбить
хор
на
две
группы.
Постоянно
менять
их
роль:
первой
группе
–
поручить
исполнение
подголоска, а второй - мелодии, и наоборот
В
песнях
с
бурдоном
в
нижнем
голосе
вначале
разучивается
только
нижний
голос.
После
его
многократного
повторения
следует
перейти
к
разучиванию
верхнего
голоса.
Затем
основная
часть
хора
споет
нижний
голос, а группа солистов – верхний. После того как двухголосие зазвучит
уверенно, можно разделить хор на
две равные группы и попеременно
поручить
им
исполнение
то
верхнего,
то
нижнего
голоса.
Например,
весенняя игровая песня «Чижик»:
При
разучивании
песен
с
бурдоном,
партию
нижнего
голоса
может
исполнять хор, а основную - солист. Вначале партию хора можно петь со
словами и по нотам, а также на различные слоги (ля, лю, ма, ми……).
19
На первом этапе разучивания мелодии верхнего голоса может запевать
педагог,
лишь
потом
поручать
петь
сольную
партию
опытному
певцу.
Несомненную пользу принесет и исполнение партии солиста хором.
Очень полезны для развития навыка двухголосного пения
образцы с
варьированным бурдоном, в которой одна из партий хора построена
на
постоянно повторяющейся попевке. Например, «Как у нашего оленя золотые
рога»:
Подобные
образцы
с
простейшими
видами
двухголосия,
особенно
с
педалью
и
бурдоном,
усваиваются
детьми
легко
и
подготавливают
их
к
исполнению
более
сложных
песен
с
подголосочно
–
полифоническим
развитием.
Навыки
многоголосного
пения
развиваются
при
пении
канонами.
Канон
-
один
из
приемов
полифонического
письма,
основанный
на
имитации.
Это
один
из
самых
распространенных
жанров
вокального
многоголосия эпохи Средневековья. Канон – строго выдержанная имитация,
при которой каждому из голосов, исполняющих одну и ту же мелодию,
вступает с некоторым опозданием по отношению к предыдущему.
Расстояние между вступлениями голосов условно называется шагом
канона, шаг канона – это количество долей между вступлением первого
голоса и следующего за ним.
20
Пение канонов, с одной стороны, довольно легкая задача, т.к. кажется,
что достаточно хорошо выучить всем хором одну единственную мелодию и
можно распевать её на несколько голосов. Но качественно и по-настоящему
грамотно
исполнить
канон
на
самом
деле
оказывается
очень
непростым
заданием. Неразвитый слух певцов не позволяет им слушать другие партии и
вплетать свою мелодию в мелодии других голосов.
Необходимо
остерегаться
главной
ошибки
–
формально
соединять
партии, когда дети поют по принципу «ничего не вижу, ничего не слышу»,
иначе это будет пустая трата времени.
Прежде чем разучить какой-либо канон, необходимо объяснить что это.
Есть
очень
доступное
для
детей
объяснение,
которое
придумала
одна
маленькая девочка. «Канон – это когда на столе много вкусных вещей и все
по очереди едят их. Сначала я пробую апельсин, потом я приступаю к
мороженому, а мама пробует апельсин. Я пью чай с пирожным, мама
приступает
к
мороженому,
а
папа
пробует
апельсин.
Затем
я
съедаю
шоколад, мама пьёт чай с пирожным, а папа приступает к мороженому.
Когда мама ест шоколад, папа пьёт чай с пирожным. И, наконец, папа
доедает свой шоколад». Такой вот вкусный канон.
Для
ребят
удержать
свой
голос
в
двухголосном
произведении
–
довольно
трудная
задача,
но
осуществлять
её
надо
так,
чтобы
они
не
замечали особенных сложностей, превратить процесс обучения в интересную
игру. Ведь внимание маленьких обучающихся неустойчиво, утомляются они
быстро, а решить на уроке надо очень много задач.
Особой симпатией у ребят пользуются речевые каноны, потому что
темой такого канона становится поэтический текст, исполняемый в ясно
организованном ритме. Особенно это необходимо, если дети устали и надо
активизировать их внимание. Можно без пения проговорить слова канона –
это
улучшит
дикцию
и
отвлечёт,
переключит
внимание
на
другой
вид
деятельности,
даст
возможность
отдохнуть
голосовому
аппарату.
Можно
21
просто постучать ритмический рисунок, в сложных же партитурах эта работа
необходима.
Ещё до пения, если в каноне имеются ритмические особенности, надо
отдельно проработать такие трудности, как «пунктирный ритм», «синкопы»,
«ноты с точкой» и т.д.
На начальном этапе знакомства с каноном – для усвоения его формы
можно предложить обучающимся исполнить ритмический канон с помощью
музыкальных
инструментов
(1
голос
–
бубен,
2
голос
–
маракас).
Договорившись, кто будет «идти» первым, а кто – вторым, попросить их
ритмично
простучать
ритм.
Если
позволяет
наличие
и
разнообразие
инструментов, задействовать большее количество человек.
Основой
мелодического
канона
является
мелодия,
довести
которую
надо до чистого унисона a
,
capella, напомнив детям:
«Сначала слушаю, потом пою».
Обратив внимание на точные вступления голосов, умение держать темп
от начала до конца, петь в динамике, слушая не только ближайших певцов и
другие партии, но и соотносить своё пение со звучанием всего произведения,
слышать
друг
друга
и
вертикаль.
В
качестве
исполнения
канона
можно
использовать русские народные прибаутки, песни, такие как,
«Во поле береза стояла «Василек», «У кота воркота», «Солнышко» и т.д.
На первых порах канон сложен для исполнения обучающимися, где
одна группа может сначала начинать петь песню, а другая группа вступать
вторыми, но приходит осознание того, насколько богаче многоголосное пение
и значимость в нём каждой партии.
Для освоения канона можно использовать игру «Эхо». Разбить хор на
две группы: первая
- поет громко, вторая – повторяет как эхо тихо, или
наоборот.
Иногда,
исполняя
песню
канонами,
полезно
все
время
давать
некоторое
преимущество
одной
из
групп.
Начинающие
–
тихо,
продолжающие – громко. Или одна группа с текстом, вторая - на какой –
либо слог. Исполнять песни каноном можно не только в приму, но и другие
22
интервалы. При
разучивании
несложной
мелодии
исполнение
каноном
можно в два, в три, и в четыре голоса.
Пение каноном значительно облегчает
усвоение и всех видов двухголосия, особенно вторы.
Разучивание песни со второй рекомендуется начинать с образцов, в
которых
основная
мелодия
находиться
в
нижнем
голосе.
Одновременно
можно разучивать песни, в которых двухголосие возникает как косвенное и
противоположное движение. Это самый сложный вид двухголосия. Эти виды
соединения голосов встречаются в народной музыке довольно часто.
В
случаях противоположного движения голосов в песне соединяются весьма
яркие по своим индивидуальным качеством мелодии, например в песнях
«Как пошли наши подружки», «Как у наших у ворот».
«Как пошли наши подружки»
ве - ю, ве - ю, вью. В лес по я - го - ды гу - лять
«Как у наших у ворот»
23
Ай
,
лю
-
ли
,
вот
по
-
ет
.
Ай
,
лю
-
ли
,
вот
по
-
ет
.
После того как дети будут успешно справляться с различными видами
двухголосия,
можно
будет
начинать
работу
над
т рехголо сием.
Последовательность включения в репертаур
трехголосных песен остается
такой же, как и при двухголосии, сначала песни гетерофонного склада – с
педалью,
с
бурдоном,
с
каноном,
а
потом
мелодии
подголосочно
–
полифонического изложения. Лишь овладев инициированием трехголосных
песен, можно переходить к разучиванию песен аккордово – гармонического
склада. Таким образом, песенного фольклора при исполнении требует уже от
коллектива достаточного высокого уровня вокально – хоровой подготовки и
предназначены они в основном для детей старшего школьного возраста.
Заключение
Современное преподавание в детских хоровых коллективах отличается
большим разнообразием методических приемов, авторы которых относятся
к различным школам. Но мы всегда должны помнить о том, что основными
критериями
при
выборе
упражнений
и
произведений
из
песенной
сокровищницы для детей должны быть доступность, интересность, простота.
Доступными сочинения должны быть потому, что у каждого возраста имеется
24
свой
потолок
восприятия
информации.
Ребенок
должен
понимать
и
принимать тот материал, который ему предлагается. Интересными – потому,
что у детей должен проявиться отклик на сюжет. О котором рассказывается в
той или иной песне или упражнении. Простота – это доходчивость материала
как мелодического, так и литературного. Поэтому не стоит браться за более
сложный репертуар, чем тот, который осилят дети.
Воспитательные
и
организационные
возможности
хоровой
музыки
огромны.
Практический
опыт
показывает,
что
изучая
народный
и
современный фольклор, учащиеся ДШИ научаются высокой нравственности
и
красоте
человеческого
общения,
развивают
певческие
навыки,
учатся
естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки настроения,
что является высшей трудностью и высшей степенью вокального мастерства,
развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру
речи.
В применении к детской психологии, к детям значение хорового пения как
фактор воспитывающего, поднимающего уровень всех их занятий, возрастает
неимоверно.
В
отличие
от
взрослых,
умудренных
жизненным
опытом,
воспринимающих искусство не только эмоционально, но и на основе своего
жизненного опыта, дети, с самых ранних лет входящие в мир искусства,
впитывает
эстетические
впечатления
одновременно
с
восприятием
окружающего
мира.
Дети,
поющие
в
хоре,
где
ставятся
определённые
художественно-исполнительские
задачи,
выполняют
их
параллельно
с
выполнением
пусть
маленьких,
но
для
них
очень
важных
«детских»
жизненных задач.
Осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается
хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он учувствует в этом
исполнении и что песня, спетая хором, звучит выразительней и ярче, чем
если бы он спел её один, - осознание этой силы коллективного исполнения
оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.
25
Через
хоровую
деятельность
происходит
приобщение
ребёнка
к
музыкальной
культуре,
а
коллективное
пение
–
это
прекрасная
психологическая,
нравственная
и
эстетическая
среда
для
формирования
лучших
человеческих
качеств,
навыки
музыкального
исполнительства,
позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.
Список литературы
1.
Аникин В.П. «Русский фольклор». Учеб. пособие для филол. спец. вузов.
- М.: Высшая школа, 1987. - 285 с.
2.
Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж» .СПБ, 1997,
-189 с.
26
3.
Кацер О.В. « Игровая методика обучения детей пению». – СПб., 2005. - 47
с.
4.
Мельников М.Н. «Русский детский фольклор». – М., 1987. - 240 с.
5.
Мешко Н.К. «Искусство народного пения. Часть 1». – М., НОУ « Луч»,
1996.
6.
Мешко Н.К. «Искусство народного пения. Часть 2». – М., НОУ « Луч»,
2000.
7.
Науменко
Г.М.
«Гуленьки.
Русские
народные
прибаутки,
заклички,
приговорки». – М., 1982. - 79 с.
8.
Науменко Г.М. «Котенька-коток». Русские народные детские песни». – М.,
1990. - 112 с.
9.
Науменко Г.М. «Русские народные детские игры с напевыми». – М., 2003. -
544 с.
10.Науменко Г.М. «Фольклорная азбука» методика обучения детей народному
пению. – М., « Современная музыка», 2013. – 138 с.
11.Попов В. «Русская народная песня в детском хоре». – М. ,1985. - 80 с.
12.Чичеров В.И. «Русское народное творчество». – М., 1959. - 525 с.
13.Челышев
Т.В.
«Спутник
учебно-музыкального
просвещения».
–
М.,
Просвещение, 1993. - 240 с.
14.Шамина Л.В. «Работа с самодеятельным хоровым коллективом». – М.,
1981. - 165 с.
15.Шамина Л.В. «Музыкальный фольклор и дети». - Москва, 1992. - 99с.
27