Автор: Сабирова Гульнара Рафисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КМК им. И.В. Аухадеева
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Особенности изучения инструктивного материала в классе деревянно–духовых инструментов»
Раздел: среднее профессиональное
Казанский музыкальный колледж им. И. В. Аухадеева
Методическая разработка на тему:
« Особенности изучения инструктивного
материала в классе деревянно-духовых
инструментов »
Составитель: Сабирова Гульнара Рафисовна –
преподаватель по классу гобой
2019 год
«Овладеть исполнительским мастерством немыслимо без
огромной технической работы, направленной на накопление и
развитие ряда мускольно-двигательных и психо-физиологических
навыков, на воспитание выносливости, воли и общей физической
натренированности организма».1
Работа над инструктивным материалом в процессе обучения
игре на различных музыкальных инструментах занимает одно из
важнейших мест.
В понятие инструктивный материал входят такие компоненты как:
гаммы, арпеджио, упражнения и этюды, то есть материал, который
является вспомогательным в развитии исполнительской техники
исполнителя-музыканта
и
преодолении
различных
технических
трудностей
Приступая
к
работе
над
тренировочным
материалом
преподавателю необходимо поставить перед учащимся несколько
определенных
исполнительских
или
методических
задач.
Но
главным условием является убеждение учащегося в необходимости
изучения данного материала и привитие целеустремленной работе
над ним.
Самым важным местом в освоении инструктивного материала
духовика-исполнителя служит работа над гаммами и арпеджио. Но,
прежде, чем приступать к этапам работы над данным материалом
необходимо разобраться, что такое гамма и арпеджио, и что они в
себе несут.
Гамма - это восходящая или нисходящая последовательность
звуков какого-либо лада в пределах одной или нескольких октав.
Термин «гамма» произошел от названия одной из букв греческого
алфавита, которой в средние века обозначали самый низкий из
употреблявшихся
тогда
звуков
(соль
большой
октавы
-
G).
Исполнение различных гамм является средством развития техники
на любом музыкальном инструменте.
i
Под гаммами принято понимать комплекс упражнений, в который
входят:
гаммы,
арпеджио
тонических
трезвучий,
доминант
септаккорды,
уменьшенные
вводные
септаккорды.
Главным
дидактическим принципом при изучении гамм является переход от
простого к сложному.
Гаммы необходимы для развития беглости пальцев музыканта,
улучшения
координации
рук.
Регулярная
работа
над
гаммами
повышает
выносливость
мышечного
аппарата
музыканта-
исполнителя.
Гаммы
являются
основой
исполнительского
искусства.
Музыкант, постоянно играющий их, не будет испытывать проблем с
составлением аппликатуры в произведениях, а также с исполнением
гаммообразных
движений,
так
как
они
уже
будут
досконально
отработаны и не составят никакой трудности в любом музыкальном
произведении.
Путь к достижению виртуозной техники музыканта-духовика —
плод многолетней, кропотливой, настойчивой, терпеливой работы
над
совершенствованием
своего
исполнительского
мастерства.
Поэтому форсировать развитие техники пальцев игрой в быстрых
темпах нельзя, так как это приводит к отрицательным результатам.
Развивать технику пальцев следует постепенно, разумно, на хорошо
подобранном и последовательно усложняющемся материале.
В
работе
над
техникой
со
стороны
педагога
и
ученика
необходим строжайший контроль. Как инструктивный материал,
так
и
произведения
художественно-музыкальной
литературы
следует играть в таком умеренном движении, чтобы ученик имел
возможность
обратить
внимание
на
чистоту
интонации,
торопливость,
на
малейшую
ритмическую
неточно сть,
неравномерность
динамики
отдельных
звуков.
Все
замеченные
недостатки ученик при помощи педагога обязан устранить.
Кроме того, гаммы и арпеджио могут служить хорошим
материалом
для
работы
над
техническими
и
художественными
штрихами.
Этюд также является тренировочным материалом духовика-
исполнителя
Не только при изучении художественных произведений, но и
при работе над этюдами исполнитель должен вполне конкретно
представить себе характер звука, его силу, тембр, темп.
Термин «этюд» произошел от французского слова etude. Этюд -
это
инструментальная
пьеса,
как
правило,
небольшого
объёма,
основанная на частом применении какого-либо трудного приёма
исполнения и предназначенная для усовершенствования техники
исполнителя.
Этюд
помимо
задачи
совершенствования
исполнительской техники обладает в большей или меньшей степени
художественным
содержанием,
логикой
музыкального
развития.
Поэтому
необходимо
уделять
внимание
на
ра с к рыт ие
художественного образа, несмотря на то, что данное музыкальное
произведение ориентировано, прежде всего, на развитие техники.
В этюдах или гаммах музыкально-звуковые задачи, конечно,
ограничены. Это только заготовки, детали будущего. Работая над
ними, необходимо представить себе различные цели, которым будет
служить подобная фактура в художественном произведении.
Задачи, поставленные при работе с этюдами, касаются качества
звука, ровности звучания, тембра звука, темпа.
На начальных этапах обучения нужно предлагать ученику
небольшие этюды или отрывки из этюдов как упражнение, а потом
переходить к разучиванию более сложных этюдов. Такие этюды
лучше разучивать по этапам, при этом начинать с самого трудного
для
учащегося
эпизода.
важнейшим
музыкальным
требованием
является
знание
темпа
и
ощущение
энергии
движения
разучиваемого этюда или гаммы.
Учащиеся должны стремиться к настоящему темпу, который
может быть несколько большим или меньшим в зависимости от
возможностей
ученика
и
в
пределах
указанного
автором
обозначения.
Ведь
исполнение
в
настоящем
темпе
и
является
целью, ради которой происходит вся «черновая» работа.
Главная задача этюдов - это подготовка к преодолению
фактурных
трудностей
при
исполнении
художественных
произведений.
Таким
образом,
рассмотрев
особенности
работы
над
инструктивным материалом, выявив их роль в учебном процессе,
можно сделать вывод, что этот вид работы является не только
составным, но и одним из основополагающих компонентов при
обучении игре на духовых инструментах.
Список используемой литературы:
1. Безуглый- Щеглов. Ежедневные упражнения гобоиста.
2. М.У.Киев, 1974 г.
3. И.Пушечников. Школа игры на гобое. МЛ985 г.
4. И. Пушечников. Исследование проблем артикуляции.
5. Н.Платонов. Школа игры на флейте.
6. Ю.Должиков. Артикуляция и штрихи при игре на флейте.
В.Петров. Основы начального обучения на кларнете французской
системы.
i
Ю.Усов. Методика обучения игре на духовых инструментах.М., «Музыка»1971