Напоминание

"Составление рассказов по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (подготовительная группа)


Автор: Таран Светлана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №7 МО Ейский район
Населённый пункт: с. Кухаривка, Ейский район
Наименование материала: конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию
Тема: "Составление рассказов по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (подготовительная группа)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский

сад комбинированного вида №7 с. Кухаривка МО Ейский район

Конспект непосредственно

образовательной деятельности

в подготовительной группе на тему:

«Составление рассказов по картине

И.И. Левитана «Золотая осень»

Воспитатель: Таран С.В

2018 год

Программные задачи:

1.Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и

эмоциональный отклик.

2.Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ

пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание

на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений.

3.Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е.

изображение природы, называется пейзажем.

4 . Формировать умение рассказывать об осени, используя картину Левитана

«Золотая осень».

5. Развивать образную речь детей при описании природы.

6.Воспитывать у детей любовь к природе и развивать эстетический вкус.

Поощрять высказывания детей.

Активизация словаря: березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона,

пейзаж.

Предварительная работа:

Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций

на тему: осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке; дать

представление на доступном для детей уровне о пейзажной живописи, березовой

роще, холодные и теплые тона.

Оборудование: слайды с картинами осени, осенние листочки, макет дерева, портрет

И.И. Левитана

,

репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», музыкальная

запись произведений из альбома «Времена года» «Ноябрь» П.И. Чайковского.,

музыкальная запись спокойной музыки для физминутки.

Ход

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в группе гости. Давайте поприветствуем их и

подарим свои улыбки.

Воспитатель: Утром, когда я проветривала группу, к нам через открытое окно

залетел красивый осенний листочек. (показываю) Это не простой осенний листок, а

листок- приглашение. На нем написано, что нас приглашают на необычную

выставку фотоиллюстраций и картин.

А темой выставки будет ответ на загадку.

Пришла без красок и без кисти,

и перекрасила все листья.

О каком времени года говорится в этой загадке?(осень)

Дети. В этой загадке говорится об осени.

Воспитатель: А какие периоды осени вы знаете?

Дети. Ранняя осень. «Золотая осень». Поздняя осень.

(показ слайдов№1, №2, №3 )

Воспитатель: А какой сейчас период осени? (Поздняя осень)

Наша выставка посвящена Осени.

Воспитатель: Красоту и величие русской природы осенью воспевают

художники – красками, поэты – стихами, композиторы – музыкой.

На нашей выставке мы сможем полюбоваться творческими произведениями

фотографов , картинами художников, постараемся “войти в них”, попробуем

оказаться внутри, вжиться в их образный мир, почувствовать настроение авторов.

А поможет нам музыка П.И.Чайковского"Осень. Ноябрь".Я думаю, что с ее

помощью мы сможем пробудить наши эмоции и воображение.

На экране, под звучание П.И.Чайковского проецируются картины осени

Перед вами фотоиллюстрация. Подумайте, как мы назовём её?

Слайд № 4.

Дети. «Осеннее чудо», «Осеннее волшебство», «Осенняя сказка», «Осень –

волшебница».

Воспитатель. Наверно больше подойдет к этой сказочной красоте название –

«Осенняя сказка».

Воспитатель: Какая бывает осень ?

Дети: дождливая, золотая, ранняя, хмурая, цветная красивая, поздняя

****

Лес ,точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

*****

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса..

Воспитатель: Прекрасные стихи об осени. Как дивно сказали об этом времени года

поэты И. Бунин, А.С. Пушкин

В своих стихах превосходно описали красоту осеннего леса. И передали нам свой

восторг.

Слайд № 5.

Воспитатель: Обратите внимание на второе произведение на нашей выставке.

Что вы видите перед собой?

Дети : Дети играют с осенними листьями

Воспитатель: Как будто сама осень приглашает нас поиграть.

Воспитатель: Ребята, Осень приготовила для вас чудо-дерево

(показываю макет- дерево) без листочков.

На нём могут расти листики от любого дерева, потому что оно сказочное!

Нарядим дерево осенними листочками и скажем, какими бывают они?

(дети подходят к чудо - дереву и, называя, прикрепляют к нему по одному

листочку)

Дети. Багровые, бардовые, оранжевые, жёлтые, холодные, разноцветные, золотые,

мокрые, расписные, яркие, шуршащие, сухие, опавшие, шумящие, летящие,

падающие, кружащиеся, танцующие…

Воспитатель: А что листья делают на ветру?

Дети. Листья кружатся, шуршат, колышутся, трепещут, качаются, шепчутся,

шевелятся, шумят…

Воспитатель: А как листья летят?

Дети. Плавно, тихо, бесшумно, легко, медленно…

Воспитатель : Какие вы знаете пословицы и поговорки?

Дети. Большой урожай рябины - к большим морозам.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

Осень - время собирать урожай.

Теплая осень - к долгой зиме.

От осени к лету повороту нету.

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Сейчас перед нами были осенние фотоиллюстрации .

А как художники могут выразить свои чувства?

Дети. Нарисовать картину.

Воспитатель. Правильно, художник выражает свои чувства с помощью красок.

Он разговаривает с людьми без слов, мазками, линиями, цветом

.

Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе,

что вызвало у него радость, удивление, грусть. Он должен нарисовать так, чтобы мы

узнали и деревья, и кусты, и реку. С помощью красок он может передать время

года ,своё настроение. Но правильно надо говорить- художники пишут картины.

А что нужно художнику для работы?(ответы детей)

Воспитатель. Правильно, молодцы ребята. Художники берут мольберты, краски и

идут на природу.

Слайд №6

Сейчас я расскажу вам удивительную сказку про одного очень

Грустного Художника.

«Жил-был Грустный художник. А грустен он был потому, что уж очень невеселая

была у него жизнь. Он мечтал стать художником, а на художника учиться ох как дол-

го! Сначала надо научиться рисовать, потом писать красками, а потом еще суметь

делать это так, как до тебя никто не умел. У Грустного художника не было ни денег,

ни родных, которые могли бы ему помочь.

Трудно пришлось Грустному художнику, но все, же он стал настоящим мастером.

Все, кто видел его картины, признавали, что еще никто не умел изображать природу

так, как он. Грустный художник умел разговаривать с деревьями и облаками,

слышал, как растет трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в

которой отражается небо. Картины Грустного художника были прекрасны.

А зовут этого Грустного художника – Исаак Ильич Левитан».

Слайд №7

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину Исаака Левитана «Золотая осень».

Это период осени, когда листья на деревьях пожелтели, но еще не опали. Иногда в

такой осенний день выглядывает Солнце, и тогда весь лес будто горит, как костер.

Красиво так, что дух захватывает! Голубое холодное небо, спокойная вода речки,

золотые березы. И снова все-таки немножко... грустно. Уж слишком недолговечна

эта красота. Скоро ударят морозы, покроется инеем трава, поблекнут яркие

цвета. Но художнику все-таки удалось остановить этот день навсегда».

Воспитатель.-

Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту репродукцию?

(Ответы детей).

-Какое настроение вызывает эта картина у вас? (Ответы детей)

-

Какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своих впечатлениях. А хотите

узнать, чем понравилась она мне? Мне понравилась эта картина тем, что она

поднимает мне настроение. Рассматривая ее я думаю об осени, о том, как красива

природа в это время года.

Воспитатель: Какая же здесь нарисована осень?

Дети: Нарядная, золотая, веселая, красивая.

Воспитатель: Какие цвета использовал художник?

Дети: Много желтых, оранжевых красок

Воспитатель: Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?

Дети: Теплые, радостные веселые.

Воспитатель:

Золотая

осень

восхищала

и

радовала

художника.

Давайте

внимательно рассмотрим картину. Что интересного, красивого увидел художник?

Дети: Лес, луг, речку.

Воспитатель: Давайте рассмотрим, что изобразил художник на картине близко к

нам, на переднем плане.

Дети: Художник нарисовал несколько деревьев.

Воспитатель: Что это за деревья?

Дети: Березки

Воспитатель: Расскажите о них. Какие они?

Дети: Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки

почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая,

желтая, коричнево-оранжевая.

Воспитатель: А еще дальше, на дальнем плане, что вы видите?

Дети: Видна группа березок.

Воспитатель: Такую группу называют «роща». А листочки на этих березках видны?

Дети: Нет

Воспитатель: Действительно, не видны, ведь деревья далеко, поэтому художник

нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

Воспитатель: А какого цвета трава на лугах?

Дети: Зеленого.

Воспитатель: Посмотрите внимательно: зеленая ли? Нет, она коричневато-зеленая,

зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла.

Благодаря этим оттенкам мы видим, что это осень.

Воспитатель: А теперь обратите внимание на правую часть картины.

Что вы видите?

Дети. Речку.

Воспитатель. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все

уже, все светлее.

Догадайтесь, какая вода в речке на картине?

Теплая или холодная?(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, холодная и об этом говорят синие и фиолетовые тона

красок – это холодные тона

.

Воспитатель: Что отражается в реке? (небо) Прямо ли течёт река или меняет своё

направление?

Воспитатель: А что это за деревце пылает, как свечка, на изгибе (излучине) реки?

Что можно сказать об этой берёзке? Какая она?

Дети : Нельзя увидеть отдельную березку, деревья как бы сливаются друг с другом.

А за ней хоровод зелено – коричневых деревьев .

Это дубовая роща

.

Она не одинока: река и березка – хорошие друзья.

Воспитатель : А какого цвета небо изобразил художник?

Дети. Небо голубое, с белыми облаками.

Воспитатель. Чего больше на картине – неба или земли? (Ответы детей)

Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли

он нарисовал больше. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались?

Дети. Есть тени от деревьев. И небо голубое. А в пасмурную погоду небо серое.

Воспитатель. Молодцы. Да, мы видим тени от деревьев, значит - солнышко есть.

Воспитатель: Почему крестьянские домики такие маленькие? Что вы видите около

них?

Дети: Художник отодвинул деревню вдаль картины, чтобы она не мешала видеть

всю красоту, великолепной, увядающей природы.

Воспитатель: Действительно, удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину,

спокойствие, воцарившееся в природе.

Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.

Левитановская осень это праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты.

Но он немного и грустный – ведь это красота прощания. Скоро – зима.

А как называют картины, на которых изображена природа?

Дети. Пейзаж.

Физминутка

(

Звучит тихая, спокойная музыка.)

- Ребята, а теперь представьте себя листиками, воздушными, легкими, прозрачными,

задорными.

Мы листики осенние, руки вверх)

На веточках висели. (покачать кистями рук)

Ветер дунул, полетели. (качаем руками, наклоны туловища в стороны)

Мы летели, мы летели, (покружиться)

И на землю тихо сели. (присесть, опустив руки)

Ветер снова набежал (встаём)

И листочки вверх поднял. (поднимаем руки вверх)

Закружились, полетели (качаем руками)

И опять на землю сели. (садимся на корточки)

Воспитатель: А сейчас вернёмся к нашей картине. Кто из вас хочет составить

рассказ по ней.

Представить, что вы попали туда, на природу, в ту осень!

Рассказать, что вы чувствуете, что видите?

План рассказа:

1.расскажите об осеннем дне. Какая погода? Почему?

2. об осеннем небе и облаках

3 .о солнце

4.о березах

5.Что осень сделала с лугом

6.Какая вода в реке?

7.Что расположено вдали?

8.Какое чувство вызвала у вас эта картина?

Дети (примерный ответ)

Наступила золотая осень. Небо голубое с легкими белыми облачками. Солнца не

видно, но оно чувствуется. Переливается на солнце золотая листва деревьев, от них

на землю падает густая тень. Березки нарядились в ярко — желтые, золотые платья.

Дует

легкий

прохладный

ветерок.

Листья

плавно

летят

с

веток,

кружатся в

медленном танце. Между лугов протекает темно — синяя река. Вода в ней уже стала

холодной. На берегу реки еще виден яркий осенний цветок. Жаль, что он остается

один. Все остальные цветы уже отцвели.

(выслушиваем несколько рассказов)

Воспитатель:

Ребята, вы молодцы. Ваши рассказы нам понравились.

А Вам понравилась выставка. Вы теперь знаете, что несмотря на все изменения в

природе, осень-это замечательное время года .И художники и поэты посвящали

этому времени года свои произведения и работы.

Итог: Давайте подведём итог нашей встречи:

-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? (о чем говорили, что

составляли)

- Репродукция, какого художника нам помогала это делать? (Левитана)

-Чей рассказ вам понравился больше всего?

-Мы прощаемся с этим замечательны временем года и говорим ОСЕНИ!

-До свидания!



В раздел образования