Автор: Таштемирова Гульжанат Магомедрасуловна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Какашуринская СОШ №2"
Населённый пункт: с.Какашура Карабудахкентский район Республика Дагестан
Наименование материала: Поурочный план-методическая разработка
Тема: Урок фгос ОКСИДЫ
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Какашуринская cредняя общеобразовательная школа №2»
Открытый урок химии по теме:
«Оксиды. Номенклатура. Классификация. Физические свойства».
Разработала и провела урок учитель химии
Таштемирова Гульжанат Магомедрасуловна
2019г.
Тема: «Оксиды. Номенклатура. Классификация.
Физические свойства».
Таштемирова
Гульжанат
Магомедрасуловна
,
учитель
химии
МБОУ
«
Какашуринская
средняя
общеобразовательная
школа
№
2»
первой категории
Цель:
создание условий для формирования представлений об оксидах как сложных
бинарных соединений.
Задачи:
образовательные
:
– изучить состав и физические свойства оксидов;
- выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях.
воспитательные
:
– воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания;
развивающие
:
- научить сравнивать оксиды с другими бинарными соединениями, атакжеформировать
умения выделять главное, логически излагать материал;
– развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся.
Планируемые
результаты:
1.Предметные:
Знать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ,
составлять формулы оксидов и называть их, описывать физические свойства
оксидов.
2. Метапредметные:
Уметь обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по
предложенным критериям, выполнять учебное задание в соответствии с
планом,оценивать свои учебные достижения.
3. Личностные
:
Понимать важность оксидов в жизни.
Развить самостоятельность, уважения друг к другу, терпимость.
Тип:
урок изучения нового материала
Методы
обучения:
беседа, объяснение, постановка и решение учебных проблем.
Ресурсы:
ЭОР (электронные образовательные ресурсы), мультимедиа средства.
Ход
урока
I.
Организационный
момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя.
II.
Актуализация
опорных
знаний
и
способов
действий
обучающихся.
Провожу «мозговой штурм» для самостоятельного определения темы урока.
Тема сегодняшнего урока
.... А вот это вы узнаете,
когда отгадаете кроссворд.
На
работу вам отводится
2 мин.
Работая парами,
впишите химические термины в
бланк и найдите ключевое слово.
По горизонтали:
1.
Коль хлор в конце формулы стоит, то перед нами вещество - …
2.
Название этого элемента содержит в своем составе хвойное дерево, а атом этого
элемента весит 28 а.е.м.
3.
Он бесцветный, но тяжелый,
В нем огонь всегда веселый.
Он в крови у нас живет,
Ну, конечно …
4.
Назовите науку о веществах и их превращениях
5. Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ –
Коль ушиб, то нужен …
6.
Назовите элемент, в названии которого спряталось сразу двое животных.
Молодцы!
Правильно
- Оксиды
.
Это
тема
сегодняшнего
урока.
Запишите,
пожалуйста, ее в тетради (слайд №1).
III
.
Изучение
нового
материала
(
слайд
№
2)
С кислородом ходит парой,
То металл, то неметалл он,
Дружбу связями скрепит
Всем известный класс… (ОКСИД).
Давайте попробуем вместе сформулировать определение класса ОКСИДОВ и запишем
его в тетрадь (слайд №2)
.
Задание
Назовите приведённые ниже формулы оксидов (слайд №2) по международной
номенклатуре: CO
2
, FeO, CO, SO
3
, N
2
O
5
, K
2
O, SO
2
, CaO, Fe
2
O
3
Какие трудности или вопросы возникли у вас при определении названий для каждого
оксида? (Для некоторых пар оксидов соответствуют одинаковые названия: CO
2
и
CO).
Запомните: в подобных случаях вы действительно встречаетесь с оксидом одного и того
же химического элемента, но в разных его валентных состояниях. Для "разведения"
названий для каждого из веществ необходимо в конце указать валентность этого
химического элемента. Названия оксидов, в составе которых имеются химические
элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания о валентности.
CO - оксид углерода (II)
CO
2
- оксид углерода (IV)
Задание Давайте познакомимся с современной классификацией оксидов.
(слайды №3, №4 и №5)
Обратите внимание и запомните: неметаллы образуют только кислотные оксиды.
Металлы с валентностью I и II, преимущественно образуют основные оксиды.
Металлы с валентностью V, VI, VII - кислотные оксиды. А металлы с валентностью
III и VI – амфотерные оксиды.
Вывод: (слайд №6)
характер
свойств
оксидов
в
первую
очередь
зависит
от
валентности
элемента.
Например, CrO (II - основный); Cr
2
O
3
(III - амфотерный); CrO
3
(VI - кислотный)
Задание (слайд №7)
Распределите приведённые формулы оксидов по группам, приведённым на экране:
К
2
O, Al
2
O
3,
Сl
2
O
7,
FeO, Mn
2
O, NO, CrO
3
, CrO,P
2
O
5
, Mn
2
O
7,
CO, Fe
2
O
3
, , Cr
2
O
3,
N
2
O.
А теперь – физкультминутка.
Но она у нас сегодня необычная и напрямую связана с
темой нашего урока. На слайде вам будет показана формула вещества. Если оно
является оксидом - вам нужно встать (слайд № 8)
Н
2
SO
4
, FeО, NН
3
, P
2
О
3
, NaН, Li
2
О, NO
2
, Н
2
, О
2
,
НNО
3
, PbO, Н
2
О
2
и
др.
Следующая цель нашего урока - изучение
физических
свойств
оксидов.
Все физические свойства оксидов зашифрованы в данном стихотворении (слайд № 9).
Широка натура у оксидов,
Камнем вниз, а то рекой течет,
А захочет - газ различных видов,
И веществ создаст круговорот.
Может черным быть, и белым,
Может с запахом и без,
Не оставит вас без дела:
"Изучайте - мир чудес!"
Задание (слайд №10)
Пользуясь материалом учебника, попытайтесь определить эти свойства (оксиды могут
быть твердыми, жидкими и газообразными веществами, различной окраски, с
запахом и без запаха, тяжелее или легче окружающего воздуха).
IV.
Закрепление
материала
(
слайд
№
11)
Тест по теме: «Оксиды».
1. Общая формула оксидов.
А) Э
x
О
y
Б) Э
х
Н
у
В) Э
х
Н
у
О
z
2. Ряд формул, в котором все вещества оксиды:
А) ZnO, ZnCl
2
, H
2
O Б) CaO, NaOH, NH
3
В)SO
3
, MgO, CuO
3. Оксид марганца (IV) имеет формулу
А)Mn
2
O
7
Б) MnO
2
В) MnF
4
4. Установите соответствие между формулой оксида и названием
Формула оксида Название оксида
1. NO
А) оксид азота (II)
2.
N
2
O
3
Б) оксид азота (V)
3.
NO
2
В) оксид азота (III)
4.
N
2
O
5
Г) оксид азота (IV)
VI.
Рефлексия
(
слайд
№
13)
Урок
подошёл
к
концу
.
Обратите
внимание
,
что
на
экране
записаны
следующие
фразы
:
1.
Меня
удивило
….
2.
Я
задумался
…
3.
У
меня
возник
вопрос
…
Пожалуйста
,
закончите
эти
фразы
в
ваших
тетрадях
.
V.
Домашнее
задание
(
слайд
№
12)
- прочитать текст параграфа 18 (Химия: Учебник для 8 кл.Стр.64).
- ответить на вопрос № 6 (устно);
- выполнить упражнения письменно:
№ 1- выписать оксиды металлов и неметаллов;
№ 5- выписать из текста формулы оксидов и дать названия
.
(Презентация урока прилагается – 13л.)