Автор: Крестьянова Татьяна Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБОУ ПОО "Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко"
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Практико–ориентированная направленность учебных занятий как средство формирования профессиональных компетенций"
Раздел: среднее профессиональное
Практико-ориентированная направленность учебных занятий как
средство формирования профессиональных компетенций
Крестьянова Татьяна Юрьевна
преподаватель профессионального модуля
ГБОУ ПОО
«Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко»
На современном этапе модернизации профессионального образования
производство
нуждается
в
самостоятельных,
творческих
специалистах,
инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать
и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать
экономически выгодные проекты.
Приобщения
будущих
специалистов
к
процессу
социального
преобразования
общества
является
профессиональное
становление
обучающихся. Без обращения профессионального образования к практико-
ориентированным
технологиям
обучения
и
воспитания,обучающихся
достаточно проблематично выполнить поставленные задачи.
Практико-ориентированное образование направлено на приобретение,
кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности с целью
достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это
обеспечивает вовлечение обучающихся в работу и их активность, сравнимую
с
активностью
преподавателя
профессионального
модуля.
Мотивация
к
изучению
теоретического
материала
идёт
от
потребности
в
решении
практической
задачи
Данная
разновидность
практико-ориентированного
подхода является деятельностно-компетентностным подходом.
Таким образом, для построения практико-ориентированного образования
необходим новый, деятельностно-компетентностный подход.
В
отличие
от
традиционного
образования,
ориентированного
на
усвоение
знаний,
практико-ориентированное
образование
направлено
на
приобретение
кроме
знаний,
умений,
навыков
-
опыта
практической
деятельности.
В
системе
общего
образования
под
опытом
деятельности
подразумевается
в
большей
степени
опыт
учебно-познавательной
деятельности.
А
само
приобретение
опыта
осуществляется
в
рамках
традиционной дидактической триады “ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ”
путем формирования у обучающихся практических умений и навыков. При
деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется
новой дидактической единицей: ЗНАНИЯ — УМЕНИЯ — НАВЫКИ —
ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает,
что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже
имеющих
помимо
специального
образования
и
опыт
работы.
Поэтому
сегодня молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка
труда
и
в
адаптации
к
условиям
деятельности.
Профессиональное
становление занимает еще несколько лет после окончания образовательного
учреждения
и
требует
дополнительных
усилий
от
самих
молодых
специалистов
и
денежных
затрат
на
переквалификацию
от
компаний,
в
которых они работают.
Основной
проблемой
низкой
профессиональной
компетентности
выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики
решения задач в области будущей профессиональной деятельности.
На уроках профессионального модуляПМ 01 «Организация и ведение
процессов приготовления и подготовки к реализации полуфабрикатов для
блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента», задания практических
работ
нацелены
на
индивидуальную
поисковую
деятельность,
где
обучающиеся
не
просто
закрепляет
основные
теоретические
положения
учебного
материала,
а
учится
прогнозировать,
планировать,
в
диалоге
раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной
задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность.
На
основании
обобщения
личного
опыта
можно
указать
несколько
основных способов формирования практико-ориентированных заданий:
Использование
учебных
и
жизненных
ситуаций,
возникающих
при
выполнении учащимися практических заданий в колледже, дома и т.д.
Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или
поиск путей его практического применения.
Побуждение
обучающихся
к
анализу
фактов
и
я вл е н и й
действительности.
Выдвижение предположений (гипотез), в решении поставленных задач,
формулировка выводов и их опытная проверка.
Побуждение
обучающихся
к
сравнению,
сопоставлению
фактов,
явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная
ситуация.
Побуждение
обучающихся
к
предварительному
обобщению
новых
фактов.
Организация межпредметных связей, использование фактов и данных
наук, имеющих связь с изучаемым материалом.
Основная цель лабораторных и практических работ в рамках учебно-
познавательной
деятельности
состоит
в
приобретении
опыта
конкретных
элементов профессиональной деятельности.
Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с
формированием профессионального опыта обучающихся при погружении их
в профессиональную среду в ходе учебной и производственной практики,
выполнении письменных экзаменационных работ.
В целом, построение учебного процесса на базе технологий практико-
ориентированного обучения позволяет максимально приблизить содержание
и процесс учебной деятельности обучающихся к их дальнейшей профессии.