Автор: Безденежная Олеся Юрьевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Художественная школа"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как метод обучения изобразительному искусству в подготовительных группах художественной школы"
Раздел: дополнительное образование
Безденежная Олеся Юрьевна
преподаватель специальных дисциплин
МБУДО «Художественная школа»
г. Благовещенск, Амурская область
Игра как метод обучения изобразительному искусству
в подготовительных группах художественной школы
Проблема
развития
творческого
начала,
творческих
способностей
человека
всегда
волновала
как
ученых-исследователей,
так
и
педагогов,
непосредственно занимающихся практической работой с детьми.
В последнее время в педагогике происходит перестройка практики и
методов работы, и одно из первых мест в ней занимают различного рода
игры.
Как
известно,
внедрение
в
практику
различных
игровых
методик,
прямо связанно с целым рядом общих социокультурных процессов, которые
направлены
на
поиск
новых
форм
социальной
организованности
и
самостоятельности,
а
так
же,
культуры
взаимоотношений
учителя
и
учащихся.
Для повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом
процессе
необходимо
повысить
познавательную
активность
школьников,
стимулировать их интерес к изучаемым предметам.
Не
секрет,
что
в
наш
быстро
переменчивый
век,
живущий
в
невероятном
темпе,
в
цепочке
общественного
развития
важным
звеном
является система образования в целом, и дополнительное образование, как
главенствующий
этап
обучения
подрастающего
поколения,
на
котором
зарождаются
и
формируются
основные
знания,
умения
и
навыки,
необходимые в дальнейшем обучении. Быстрота роста объёмов учебного
материала и его разнообразие диктуют свои условия к применению методов
обучения школьников 7- 10 лет. Слабо усвоенный материал не сможет стать
фундаментом для усвоения учащимися новых знаний.
Решение данной проблемы лежит в использовании методов обучения
младших школьников, на базе передовых представлений детской психологии
(Л. Выгодский, В. Кузин и др.).
В настоящее время появилось целое направление в педагогической
науке – игровая педагогика, где считается, что игра - это ведущий метод
воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Желание играть у школьников необходимо направлять в целях решения
определённых
образовательных
задач.
Важно,
что
внедрение
в
учебный
процесс игровых методик требует больших умений и опытности от педагога.
В
процессе
подготовки
учебной
(дидактической)
игры
сталкиваясь
с
некоторыми проблемами, часто многое зависит от внешних ограничений, а не
от личных качеств педагога. Часто, это недостаток урочного времени на
проведение игр с детьми или нехватка дидактического игрового материала.
Проблема
применения
игровых
методов
обучения
на
занятиях
в
подготовительных
классах
школ
дополнительного
образования
является
коренной темой, разработка которой должна способствовать эффективной
подготовке преподавателя к работе с детьми 7 – 10 лет. Выбор игры в
качестве
первоочередного
объекта
творческого
анализа
и
практического
усвоения
продиктован
тем
обстоятельством,
что
именно
она
может
выполнить исключительную роль в обучении.
Игра
–
один
из
тех
видов
деятельности,
которые
используются
взрослыми
в
целях
воспитания
дошкольников
и
младших
школьников,
обучения их взаимодействия с предметами, способом и средством общения.
В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны
психики,
от
которых
в
дальнейшем
зависит
успешность
его
трудовой
деятельности, его отношения с людьми.
Как
известно,
игра
возникла
очень
давно.
В
доказательство
этому
дошедшие до нас греческие игры. В Древней Греции часто проводились
спортивные (агоны), музыкальные, театральные соревнования в честь богов.
Большую
славу
получили
Олимпийские
игры.
Первоначально
игра
выполняла только развлекательную функцию, но в процессе исторического
развития человечества она стала все чаще применяться и в педагогической
деятельности. Широко стали применяться игровые моменты в народе. Как
известно, любой народный праздник почти всегда сопровождался играми,
забавами. На Руси в игры играли и дети и взрослые. При этом детские игры
отличались от игр взрослых по смыслу. Игра всегда должна нести какой-либо
определённый смысл.
Учёные считают, что детские игры возникли как отражение трудовой и
общественной
деятельности
взрослых
людей.
В
процессе
игры
ребёнок
учится не только познавать, но также и общаться с окружающим миром.
Среди различных методов и приёмов, одним из эффективных средств
развития интереса к изобразительной деятельности, является дидактическая
игра. Ещё Ушинский К.Д. советовал включать игровые моменты в учебный
труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
Игра занимает одно главных мест в первые годы обучения детей в
художественной школе. В начале обучающихся интересует только сама форма
игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя принимать участие в
игре.
Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает желание победить,
следовательно,
дети
стремятся
быть
энергичными,
находчивыми,
четко
выполнять поручения, соблюдать правила игры.
Достаточно
часто
на
занятиях
в
подготовительных
группах
художественных школ используется дидактическая игра. Как известно, такие
игры,
способствуют
умственному,
эстетическому
и
нравственному
воспитанию детей. Если дидактическая игра введена в процесс обучения
изобразительной деятельности, то она совершенствует его. Игры могут быть
включены практически в любое занятие.
Для развития интереса к изобразительной деятельности выделяются те
моменты,
которые
привлекают
внимание
детей,
заставляют
их
мыслить,
переживать, творчески овладевать знаниями и умениями.
На занятиях в подготовительных группах художественной школы часто
используют
игры,
моделирующие
ситуации
реальной
жизни
искусства
в
обществе. Ребята выступают на уроках то в роли художников, то в роли
зрителей, постепенно начинают понимать, что культуре зрителя тоже нужно
учиться.
Игры и игровые упражнения очень важны. Они помогают повторить
полученные знания и закрепить умения. Игры могут проводиться полной
группой
или
малыми
группами.
Их
можно
использовать
выборочно
для
закрепления материала в начале урока или в финале.
При
целенаправленных
занятиях
у
детей
качественно
изменяется
восприятие красоты. И чем глубже и разнообразнее знания детей – тем шире
возможности развития творческих способностей.