Автор: Кухтина Ольга Александровна
Должность: преподаватель высшей категории
Учебное заведение: МБУДО "Художественная школа"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: авторский конспект урока
Тема: «Натюрморт в технике гризайль»
Раздел: дополнительное образование
Кухтина Ольга Александровна
преподаватель высшей категории
МБУДО «Художественная школа»
г. Благовещенск, Амурская область
Авторский конспект урока на тему:
«Натюрморт в технике гризайль»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель:
Выполнить
этюд натюрморта
в
технике
монохромной
живописи «гризайль».
Задачи:
1.Научить ставить задачу тонального решения в живописной
постановке и выполнять её.
2.Развивать
способность
видеть
градации светотеневого тона
в
живописи.
3.Воспитать эстетическое отношение к окружающим предметам.
Оборудование:
-
постановка
(зеленый
бидон,
жёлтая
груша,
драпировка
промежуточного тона между грушей и бидоном - серая);
- этапы выполнения натюрморта в гризайли;
- работы детей из методического фонда;
-репродукции картин: Рембрандт «Проповедь Иоанна Крестителя»,
Пикассо «Герника».
Художественные материалы:
-
бумага
(формат
А3),
карандаши,
ластик,
кисть,
палитра,
гуашь,
баночки с водой.
План урока:
1.
Организационный момент – 15 мин.
2.
Изложение нового материала – 10 мин.
3.
Постановка художественной задачи – 1мин.
4.
Практическое выполнение задания - 89 мин.
5.
Подведение итогов – 5 мин.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Приветствие,
проверка
готовности
к
уроку:
ученики
за
мольбертами, на планшетах закреплена бумага формата А3 (вертикально),
на табуретах около каждого ученика художественные материалы. Проверить,
правильно ли разместились ученики за мольбертами, всем ли хорошо видна
постановка,
удачны ли
ракурсы.
При
необходимости (для экономии
времени) учитель может помочь правильно разместить предметы постановки
на листе, показать, как быстро сделать набросок натюрморта, оставив место
в верхней части листа для упражнения.
2.Изложение нового материала.
Преподаватель: - Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с
новой техникой живописи, которая называется «гризайль».
Гризайль
(фр. Grisaille
о т gris —
серый) —
в и д живописи,
выполняемой тоновыми
градациями
одного
цвета,
чаще
всего сепии или
серого,
а
также
техника
создания
нарисованных барельефов
и
других
архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только
тон предмета, а цвет не имеет значения.
Изначально
гризайль
должна
была
просто
имитировать
скульптурные рельефы на стенах, её использовали при декоре интерьера.
Художники пытались максимально точно сымитировать архитектурные
детали,
чтобы
сделать рисунок
объёмным.
Архитектурные
детали,
выполненные в технике гризайль в сочетании с многоцветной росписью,
получались невероятно красивыми, и с первого раза почти невозможно
было отличить, где скульптура, а где живопись. Гризайлью очень часто
пользовались
при
декоре
интерьеров
русских
дворцов
стилей
классицизма, ампира, образцы которых сохранились до наших дней в
Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Калуге.
Техника гризайль широко использовалась в станковой живописи
в средние века. Примером может служить Алтарь Геллера, созданный
Маттисом Грюневальдом и Альбрехтом Дюрером. Кисти Грюневальда
принадлежат
внешние
створки,
на
которых изображения
святых
имитируют скульптуру. Другим известным образцом гризайли является
картина Рембрандта «Проповедь Иоанна Крестителя» (1634-1635г.г.), а
также картина «Герника» П.Пикассо. Обратите внимание на доску, где
представлены
репродукции
этих
картин.
Посмотрите
как
художник,
используя минимум цвета, решает проблемы тональности и объёма в пейзаже
с фигурами людей. Картина Рембрандта выполнена в реалистической манере
и фигура главного персонажа Иисуса Христа выделена светлыми тонами.
Показ видеоряда репродукций.
В отличие от неё работа П. Пикассо выполнена в манере абстракции.
На тёмном локальном фоне изображены светлые пятна человеческих лиц,
частей тел, фигур животных - упрощённых до геометрических форм: всё
напоминает мозаичную пирамиду, нагромождённую из разных форм.
Показ видеоряда репродукций.
Поначалу гризайль использовали в качестве вспомогательного
инструмента для создания эскизов, но затем эта техника превратилась в
самостоятельный
вид
живописи.
Начала
расширяться
палитра,
живописцы
стали
использовать
сепию (краску, изготавливаемую
из
вещества чернильного мешка морской каракатицы). Сепию применяли
европейские художники до середины 18 века, когда рисовали пером или
кистью. Постепенно гризайль приобрела синий и красноватый оттенок.
Сегодня
художники
могут
использовать
для
гризайли
любой
цвет,
который сможет передать задумку автора, главное – использовать только
один цветовой тон, хотя допускается применение белил.
Сейчас в художественных училищах и вузах некоторые задания
по живописи и рисунку даются на объёмную передачу натуры в
«гризайли». Он помогает отработать приёмы владения тоном. Гризайль
помогает начинающим художникам понять и ощутить соотношения тона и
объёма, не отвлекаясь на поиски подходящих цветов.
Иногда в чёрно-белом варианте живописец может взять
настолько точно тональные отношения и вместе с тем так разыграть все
нюансы, что полностью начинаешь ощущать и колорит произведения, и
окраску
каждого
предмета.
Мало
того,
гризайль даёт
возможность
пофантазировать,
представить
картину
в
собственной
цветовой
интерпретации.
3. Постановка художественной задачи.
Сегодня на занятии мы с вами научимся выстраивать тональную
шкалу и связывать её с конструкцией формы.
4. Практическая часть.
Преподаватель: Итак, в верхней части формата мы оставили
место, где и будем создавать тональную шкалу. Приготовьте черную
гуашь и белила, наша тональная шкала будет возрастать от светлого к
темному и будет насчитывать до 9-11 тонов.
Первый
тон
включает
только
белила, их нужно нанести
на
палитру как можно больше, чтобы видеть насколько изменяется каждый
последующий тон. Затем начинаем в белила добавлять чёрную гуашь в
соотношении 1:10, каждый последующий тон будет темнее предыдущего
и самый последний тон окажется чёрным. Тональная шкала поможет нам
передать свет, тень, полутона пропорционально тому, что мы наблюдаем в
натюрморте.
Вопрос: Давайте сопоставим, чему будет соответствовать самый
тёмный тон шкалы?
Ответ: – собственным теням на темных предметах (бидон зеленый).
Вопрос: А самый светлый?
Ответ: Бликам на предметах.
Преподаватель: - Все остальные тона мы будем рассматривать
относительно фона, света, полутонов и падающих теней в постановке, т.е.
в зависимости от освещения, тона предметов и степени их удаленности
от наблюдателя.
Вопрос:
Скажите, в какой последовательности ведётся работа над
тональной постановкой в гуаши?
Ответ: - От тёмного к светлому.
Преподаватель: - Правильно! Молодцы! Сейчас
мы
проложим
самые
темные места
в
натурной
постановке, затем ориентируясь
на
тональную шкалу, будем двигаться в проработке натюрморта от темного -
к светлому. Самый светлый предмет в постановке - груша, значит всё, что
окружает её должно быть темнее по тону. Старайтесь лепить конструкцию
предмета
мазком
по
форме,
каждой
плоскости
соответствует
своё
направление мазка (вертикальной – вертикальный
и диагональный мазок;
горизонтальной – горизонтальный, каждому объёмному предмету – мазок
по форме). Старайтесь сохранить эстетический вид вашей работы, чтобы
края формы не расплывались и овалы не изламывались, не оставляйте на
формате не записанных мест.
5.Подведение итогов.
Итак, подведём итог нашего урока. Мы сегодня убедились в том,
как
важно
ставить
перед
собой
задачу
светотеневого
решения
живописного натюрморта. И решить нам эту задачу помогло обращение
к
монохромной
живописи.
Вы
познакомились
с
новым приёмом
«гризайль» и выполнили натюрморт в этой технике. В дальнейшем мы
будем развивать умения и навыки работы в этой интересной технике.