Автор: Колесник Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №54 "Веснушки"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: проект
Тема: "Здоровый дошкольник"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №54 «Веснушки»
Г. Междуреченск Кемеровской области
Здоровый дошкольник
( проект)
Исполнитель:
Колесник Галина Александровна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №54 «Веснушки»
Г. Междуреченск
2
Содержание
1. Введение___________________________ 3
2. Актуальность проекта________________ 5
3. Содержание проекта _________________ 7
4. План-график реализации проекта______ 12
5. Ожидаемые результаты_______________ 18
6. Заключение ________________________ 19
7. Литература_________________________ 20
8. Приложения________________________ 22
3
1. Введение
«Воспитание здорового поколения —
стратегическая задача России»
В.В.Путин
Сегодня
сохранение
и
укрепление
здоровья
детей
-
одна
из
главных
стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается
такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании»
(ст.51), «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также
Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья
населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений
государственной
социальной
политики
по
улучшению
положения
детей
в
Российской Федерации» и др.
Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления
образованием, помогли достичь определенных результатов стабилизации, а в
ряде дошкольных учреждений качественного улучшения детского здоровья, но
вместе с тем показатели заболеваемости дошкольников продолжат ухудшаться.
Известно,
что
здоровье
взрослого
человека
на
75%
определяется
условиями
его
формирования
в
детском
возрасте.
Детство
-
ключевой
критический
период
жизни,
когда
осуществляется
формирование
всех
морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные
возможности
взрослого
человека
пожизненно.
Поэтому
именно
с
раннего
возраста
необходимо
приобщать
человека
к
заботе
о
своем
здоровье,
воспитывать
у
него
заинтересованность
и
активность
в
саморазвитии,
самопостроении и самосохранении.
Разработка концептуальной модели здоровья детей, в которой было бы
определено
место
каждого
социально
-
экономического
звена
-
семьи
и
дошкольного образовательного учреждения, сегодня - приоритетное направление
в системе физического воспитания.
Физическое развитие ребёнка зависят от ценностей всей семьи, эрудиции в
вопросах
здоровья
и
здорового
образа
жизни,
понимания
родителями
4
ответственности перед детьми за качество их здоровья, повышения двигательной
активности. Иначе говоря, семья служит моделью для своего ребенка в вопросах
активизации движений.
Известно,
решение
задачи
по
активизации
движений
дошкольника
наиболее
успешно
решается
в
ДОУ
и
осуществляется
при
активной
включенности
ребёнка
и
родителей
в
физкультурно-оздоровительную
деятельность.
Проект «Здоровый дошкольник» предусматривает просвещение детей
старшего
дошкольного
возраста
и
их
родителей:
развитие
представлений
о
важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о
здоровом
образе
жизни.
Эти
сведения
становятся
важным
компонентом
личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.
Проект раскрывает новые эффективные формы взаимодействия ДОУ с
семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни,
которые основываются на формах совместной деятельности детей и родителей.
Предполагается
активное
участие
детей,
родителей,
педагогов
и
по
своей
доступности
и
эффективности
проект
может
применяться
в
дошкольных
учреждениях любого типа.
5
2. Актуальность
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую
актуальность.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков
и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко
ухудшилось: снизилось количество детей первой группы здоровья (с 23,2 до
15,1%) и увеличилось - детей второй группы, имеющих различные отклонения в
состоянии
здоровья
(с
60,9
до
67,6%)
и
третьей
группы
-
с
хроническими
заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту
поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у
детей.
Анализ заболеваемости детей нашего детского сада показывает, что первое
место занимают болезни органов дыхания (уровень заболеваемости острыми
респираторными
инфекциями
высок
–
60
–
70%),
на
втором
месте
стоят
паразитарные и инфекционные болезни, а затем – аллергические заболевания и
болезни
органов
пищеварения.
Почему
это
происходит?
Прежде
всего,
это
объясняется
местом
проживания,
ухудшением
экологической
ситуации.
Мы
живем в Сибири, где так мало солнца, а шесть месяцев в году лежит снег. И в
вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги,
психологи и другие специалисты, а первоначальным этапом оздоровления детей
должна выступать семья.
При
этом
должна
быть
преемственность,
начиная
с
родителей,
далее
воспитателей, учителей и т.д.
Основной задачей должно стать воспитание у населения потребности быть
здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.
Важный
субъект
начального
звена
этой
системы
-
семья
как
основа
психотелесного здоровья ребенка, его интеллектуального статуса и духовного
благополучия.
Она
создает
условия
для
первичной
ориентации
детей
в
организации
физического
развития
и
направленности
средств
физического
развития на борьбу с гиподинамией .
6
Поэтому цель данного проекта
-заинтересовать
родителей
в
целенаправленном
формировании
потребности воспитанников в здоровом образе жизни через вовлечение их в
физкультурно-оздоровительный процесс.
Задачи.
1.
Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни,
стремление к
сохранению и укреплению своего здоровья средствами
физической культуры.
2.
Повышать
педагогическую
компетентность
родителей
в
воспитании
здорового
ребенка
через
вовлечение
их
в
совместную
деятельность.
Новизна
проекта
определяется
повышенным
интересом
в
настоящее
время к проблеме физического здоровья детей дошкольного возраста.
Практическая значимость проекта очевидна при наличии положительной
динамики физического и психического здоровья детей дошкольного возраста в
условиях ДОУ и семьи.
7
3. Содержание проекта.
Педагогическая целесообразность педагогического проекта заключается в
выбранной
тактике
использования
традиционных
и
нетрадиционных
форм
взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, которые в полной мере решают
все поставленные задачи.
Традиционные:
- информационно-наглядные ( материалы на стендах, папки –передвижки,
рекомендации);
-индивидуальные ( беседы, консультация, посещение семьи)
-коллективные ( родительские собрания, консультации)
Нетрадиционные.
Просветительско- профилактические:
- информационно-аналитические (анкетирование, опросы);
- наглядно-познавательные (дни здоровья,дни открытых дверей, стенды,
буклеты и т.д.)
Формы совместной деятельности:
-
совместная
спортивная
деятельность
(физкультурные
занятия,
физкультурные досуги, туристические прогулки.)
- совместное творчество детей
и родителей (фото- выставки, выставки
детского творчества, выпуск плакатов, газет.)
Основным механизмом для достижения цели проекта и, объединяющим
педагогов, детей и родителей, являются формы совместной деятельности.
Построение
педагогического
процесса
предполагает
преимущественное
использование наглядно-практических, игровых методов и приемов, способов
организации совместной деятельности детей и родителей.
8
Совместные физкультурные занятия (1 раз в квартал).
Совместные физкультурные занятия являются самой эффективной формой
работы с родителями по формированию культуры здоровья дошкольника и его
мотивации на здоровый образ жизни.
Цель
совместных
физкультурных
занятий
-
ориентация
семьи
на
воспитание здорового ребенка, гармонизация детско-родительских отношений
средствами
физической
культуры
и
повышение
компетенции
родителей
в
области физического развития и воспитания детей.
Задачи совместных физкультурных занятий.
1.
Содействовать
формированию
теоретических
знаний
и
практических
умений
у
родителей
в
области
физического
воспитания
ребенка.
2.
Формировать у дошкольников потребность к систематическим
занятиям физическими упражнениями.
3.
Совершенствовать двигательные навыки и умения в детско-
родительской паре.
4.
Развивать у дошкольников физические качества и психические
процессы, творческую и познавательную активность, инициативу.
Содержательная
база
физкультурных
занятий
предполагает
применение
инновационной методики «Гимнастика вдвоем», которая описана М.Н. Поповой
в психолого-педагогической технологии «Навстречу друг другу».
Гимнастика вдвоем - это различные физические упражнения, выполняемые
в детско-родительской паре. Данная гимнастика нацелена на то, чтобы помочь
родителям
и
детям
ощутить
радость
от
совместной
двигательно-игровой
деятельности.
Отличительная
особенность
совместных
физкультурных
занятий
заключается в следующем:
9
1.
Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе с
родителем, при этом каждый из них выступает для собственного ребенка в
роли партнера, помощника, тренера.
2.
Родители
имеют
возможность
наблюдать
своего
ребенка
в
коллективе сверстников, а когда родители на глазах у детей демонстрируют
свое умение бегать, прыгать, соревноваться - это дарит детям огромную
радость
от
взаимного
общения,
создается
хороший
эмоциональный
настрой, что немало важно для психического здоровья.
3.
В
конце
занятия
родителям
выдаются
памятки,
даются
рекомендации.
Эффективность занятий зависит от различной формы проведения и от
рациональной организации детей и взрослых на занятии (приложение №1).
Совместные физкультурные досуги.(1 раз в квартал)
При организации совместных физкультурных досугов создаются условия
для
реализации
природной
двигательной
активности
детей,
потребности
в
самоутверждении.
Предоставляется
уникальная
возможность
развиваться
ребенку,
обогащать
двигательный
опыт,
формировать
у
дошкольников
и
их
родителей приемы здорового образа жизни. Досуги имеют постоянную тематику
(приложение № 2).
Туристические прогулки-походы (1 раз в квартал).
Вопросы активизации двигательного режима с использованием средств
туризма, позволяющих не только совершенствовать двигательную сферу ребенка,
но и формировать его личностные качества, заняли ведущее место в работе с
семьями по формированию у воспитанников потребности в здоровом образе
жизни.
Подобное
внимание
к
этому
средству
физического
воспитания
не
случайно, прежде всего, потому, что туризм, представляющий двигательную
деятельность ребенка
на открытом воздухе, позволяет позитивно влиять на
физическое развитие растущего организма, а в целом, на его здоровье.
10
Под «дошкольным туризмом» понимается организованная двигательная
деятельность
детей
с
целью
укрепления
здоровья
и
физиче ского
совершенствования,
направленная
на
познание
окружающего
мира
и
осуществляемая в игровой деятельности. И очень важно в таком непростом
деле, как туризм, обрести в лице родителей союзников.
Этот
вид
деятельности
опирается
на
методику
использования
средств
туризма
с
дошкольниками
5-7
лет
авторской
программы
«ТУРИСТЯТА»
Завьяловой Татьяны Павловны,
к.п.н. доцента кафедры теоретических основ
физического воспитания ТюмГУ. Данная методика предусматривает циклическое
построение деятельности, предполагающей взаимосвязь трех сезонных циклов
(осеннего-зимнего-весеннего).
Каждый поход представляет организованную двигательную деятельность
детей
и
взрослых,
ее
проведение
в
ближайшем
природном
и
социальном
окружении в форме активного отдыха. Общая продолжительность похода 2,5 - 3
часа. Маршруты передвижения продумываются так, чтобы в каждом походе дети
могли
наблюдать
одни
и
те
же
объекты
в
разные
сезоны.
Но
прежде
чем
отправится в поход, необходима подготовка (приложение № 3).
Ресурсы.
1.
Временные – сезонные.
2.
Информационные
-
просветительско-профилактическая
информация.
3.
Интеллектуальные (экспертные) – образовательная программа,
диагностический инструментарий по физическому развитию.
4.
Человеческие (кадровые) – сотрудники МБДОУ.
5.
Организационные – администрация ДОУ.
6.
Материально-технические
–
предметно-развивающая
среда
спортивного зала, спортивной площадки, средства ТСО.
7.
Финансовые – бюджет МБДОУ, спонсорство родителей.
Целевая аудитория проекта.
1.
Дошкольники 5-7 лет (старшие, подготовительные группы).
11
2.
Родители детей 5-7 лет.
3.
Сотрудники МБДОУ:
инструктор по физкультуре;
воспитатели групп;
психолог;
музыкальный руководитель;
медсестра.
Срок реализации проекта – 2 года.
4.
План-график реализации проекта.
Этапы
сроки
Мероприятия
Период
выполнения
Ответственный
I этап –
информационно
-аналитический
2015 год
(II полугодие)
1.
Проведение
мониторинга состояния
работы по
здоровьесбережению
детей:
исследование
состояния здоровья
детей;
диагностика
физической
подготовленности
дошкольников.
май
Инструктор
по
физиче ской
культуре,
медсестра
2.
Изучение уровня
осведомленности и
мотивации родителей в
вопросах
формирования,
укрепления и
поддержания здоровья
май
Инструктор
по
физкультуре,
воспитатели,
12
дошкольников:
анкетирование
родителей.
3.
Изучение научно-
методической
л и т е р а т у р ы
п о
проблеме:
новых
методик
и
технологий
физического
развития
и оздоровления детей;
анализ
существующих
инновационных
форм
работы
методической
службы;
п о д б о р
н о в ы х
более
эффективных
ф о р м
р а б о т ы
с
родителями.
май-
сентябрь
Инструктор
по
физиче ской
культуре,
воспитатели.
4.
Разработка
плана
мероприятий
совместной
деятельности
детей
и
родителей.
май-сентябрь
Инструктор
по
физиче ской
культуре,
II этап –
практический
1.
Информирование
сотрудников и
родителей о реализации
проекта «Здоровый
дошкольник»
октябрь
Инструктор
по
физкультуре,
воспитатели,
13
2015-2016
учебный год.
2.
Проведение
промежуточного
мониторинга состояния
работы по
здоровьесбережению
детей:
-исследование
состояния
здоровья детей;
-диагностика
физической
подготовленности
дошкольников.
2 раза в год
(сентябрь/май)
1 раз
в квартал
Инструктор
по
физиче ской
культуре,
воспитатели,
медсестра.
Инструктор
по
физиче ской
культуре,
воспитатели,
администрация
ДОУ
3.
Внедрение
современных форм
работы с семьей по
формированию
потребности
воспитанников в
здоровом образе жизни:
-физкультурные
з а н я т и я
с
дошкольниками
5 - 7
лет;
-физкультурные
досуги;
-сезонные
туристические
прогулки-походы.
4.
Просветительско-
профилактическая
работа:
- ко н с у л ь т а ц и и
д л я
педагогов и родителей;
1 раз в месяц
Инструктор
по
физиче ской
культуре.
14
-индивидуальные
беседы;
по
запросу
р од и т е л е й
и
педагогов
-родительские собрания;
-день открытых дверей;
-бюллетень здоровья;
2 раза в
год
Инструктор
по
физиче ской
культуре,
воспитатели
психолог,
медсестра,
администрация
ДОУ.
фотовыставки;
-выставки творческих
работ;
-буклеты для детей и
родителей.
в течение
года
Инструктор
по
физиче ской
культуре,
воспитатели.
5.
Вовлечение
детей, педагогов,
родителей в единую
творческую
деятельность в рамках
проекта.
6.
Оформление
результатов
совместного
творчества детей и
родителей:
-составление сказок,
сочинений,
рассказов,
в течение
года
Инструктор
по
физиче ской
культуре
воспитатели.
15
-составление
кроссвордов про
здоровье;
-конкурс газет, плакатов;
-защита детских мини-
проектов по ЗОЖ.
7.
Трансляция
промежуточных
результатов
реализации проекта:
-на педагогическом
совете;
-на родительском
собрании;
в конце года
Инструктор
по
физиче ской
культуре
III этап –
контрольно-
аналитический
2016 год
(II полугодие)
1.
Исследовани
е эффективности
проводимой работы
деятельности на
основе анализа
мониторинга:
-исследование
состояния
здоровья детей;
-диагностика
физической
подготовленности
дошкольников.
Май
Инструктор
по
физиче ской
культуре
воспитатели,
психолог,
врач-
педиатр,
медсестра,
администрация
ДОУ.
16
1.
Изучение
рейтинга ДОУ:
-анкетирование
родителей.
2.
Оформление
продукта проекта.
Июнь-
август
Инструктор
по
физиче ской
культуре.
IV этап –
презентацион-
ный
2016 год
Мультимедийная
презентация
инновационного
опыта.
август
Инструктор
по
физиче ской
культуре.
5. Ожидаемые результаты
17
В
результате
реализации
данного
проекта
будет
предложена «Модель
организации физической активности детей дошкольного возраста в условиях
ДОУ
с
привлечением
родителей»,
как
эффективное
средство
физического
и
психического развития ребенка и формирование потребности в здоровом образе
жизни.
Развитие у родителей компетентностей в области физического и
психического развития детей в условиях ДОУ.
Участие родителей в физкультурно-оздоровительном процессе.
Увеличение
количества
детей
с
высоким
уровнем
физической
подготовленности к школе.
Перспективы развития проекта
- Распространение положительного педагогического опыта по формированию
физической активности совместно ДОУ и семьи.
6. Заключение
18
Разработка и внедрение проекта «Здоровый дошкольник!» поможет при
разработке и составлении «Модели физической активности детей дошкольного
возраста в условиях ДОУ» с целью рефлексивного анализа своей педагогической
деятельности воспитателям групп, а также расширению своих педагогических
возможностей
в
сфере
физического
воспитания
детей,
а
также
повышению
информационной компетентности родителей.
7. Литература
19
1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. Здоровый дошкольник: Социально-
оздоровительная технология 21 века. М., АРКТИ, 2001.С-125.
2. Береснева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ.
М.: творческий центр СФЕРА, 2005. С-178.
3.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.
Божович. – М.: Педагогика, 2000. – С. 68.
4.
Бычкова,
С.С.
Современные
программы
по
физическому
воспитанию
детей дошкольного возраста / С.С. Бычкова – М. : АРКТИ, 2001. - 64 с.
5.
Волков, В.М. К проблеме развития двигательных способностей / В.М.
Волков // Теория и практика физической культуры. - 1993.- 5-6. - С.41.
6.
Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам : мл. возраст / Л.Д.
Глазырина. – М. : Владос, 2000. – 270 с.
7.
Доронина,
М.А.
Роль
подвижных
игр
в
развитии
детей
дошкольного
возраста /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика. – 2007. - № 4. – С.10-
14. Зверева, О.Л. Сотрудничество с родителями детей раннего возраста /
О.Л. Зверева // Управление ДОУ, № 6, 2003.
8.
Ковалько, В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников : практические
разработки
физкультминуток,
игровых
упражнений,
гимнастических
комплексов и подвижных игр / В.И. Ковалько. – М : ВАКО, 2005. С.176 с.
9.
Ковальчук,
Я.
И.
Индивидуальный
подход
в
воспитании
дитя
/
Я.И.
Ковальчук – М.: Владос, 2005. –С. 122.
10.Козлова, С.А. Мой организм : метод. рек. / С.А. Козлова, О.А. Князева и
др. - М., 2000. С.87
11.Козырева, О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях
опорно-двигательного аппарата) / О.В. Козырёва. – М : Просвещение, 2003
С.92.
12.Маханёва, М.Д. Воспитание здорового ребёнка : метод. пособие / М.Д.
Маханёва. - М., 1999.
20
13.Управление ДОУ №5, 2003//Кротова Т.В. Оценка уровня взаимодействия
ДОУ и семьи.
14.Управление ДОУ №1, 2004 //
Евдокимова Е.С. Проектирование как
здоровьесберегающая технология в ДОУ.
Приложение №1
Форма проведения
Содержание
В
основе
сюжетных
занятий
21
Сюжетные занятия
лежат
совместные
движения
детей
и
взрослых,
органично
сочетаемые
с
развитием сюжета.
Интегрированные
занятия
Содержание
интегрированных
занятий
позволяет
ребенку
вместе
с
родителем
преодолевать
трудности,
решать проблемные ситуации.
В игровой форме
В
содержание
игрового
занятия
включены эстафеты, подвижные игры.
Д л я
в ы п о л н е н и я
д в и ж е н и й
используются
приемы
имитации,
подражания.
Занятия-практикумы
Примечание.
П р и
п о д г о т о в к е
к
занятиям-практикумам
особое
внимание необходимо обратить
на
аргументированность
и
д о к а з а т е л ь н о с т ь
т е х
положений, с которыми педагог
з н а к о м и т
р о д и т е л е й .
Конструктивно
использовать
возникшие
в
ходе
занятий
п р о бл е м н ы е
с и т у а ц и и
и
спорные мнения.
Занятия-практикумы
включают
теоретическую и практическую части:
в
теоретической
части
родителям предлагается сообщение
или
беседа
специалиста
(врача,
психолога,
медицинская
сестра,
инструктора
по
физкультуре)
по
определенной теме;
в
практической
части
–
участвуют родители и дети – они
выполняют
какой-либо
комплекс
лечебно-профилактических
мероприятий.
При
фронтальной
организации
детско-родительские
пары
выполняют упражнения одновременно.
При
групповом
способе
из
детско-родительских
пар
образуются подгруппы: каждая выполняет задание, а затем меняется
местами с другой подгруппой.
Эффективнее использовать круговую тренировку.
22
Приложение № 2.
Месяц
Название досуга
ноябрь
«Всей семьей, на старт!»
«Папа, мама, Я – спортивная семья!»
февраль
«Масленица»
«Папины дочки, мамины сыночки»
«Рыцарский турнир»
март
День
здоровья:
и н т е л л е ктуа л ь н о -
23
двигательная игра «Секреты здоровья»
«КВН»
май
Спартакиада «Мы хотим всем рекордам
наши звонкие дать имена!»
Приложение № 3.
Подготовка к походу
дети
родители
педагоги
-овладевают основами
физической
подготовки;
-наблюдают за
природными
объектами на
-беседуют
с
детьми
дома;
- готовят сухой паёк;
-выбирают
одежду
и
обувь;
-помогают
готовить
снаряжение,
выбрать
-проводят
предварительную
р а б о т у
с
д е т ь м и
(беседа, занятия);
- и н ф о р м и р у ю т
и
консультируют
родителей;
24
прогулке осенью,
зимой, весной;
-учатся готовить
туристическое
снаряжение (рюкзак);
правильно выбирать
одежду;
-изучают правила
поведения туристов.
маршрут;
- и с п о л н я ю т
р о л и
сказочных персонажей;
-проводят
подвижные
и г р ы ,
и г р ы
с
элементами
спортивного
ориентирования.
-обговаривают
м а р ш р у т,
ц е л ь
и
содержание похода;
-готовят
необходимое
оборудование;
-составляют
инструкцию по охране
ж и з н и
и
з д о р о в ь я
детей.