Напоминание

"Здоровый дошкольник"


Автор: Колесник Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №54 "Веснушки"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: проект
Тема: "Здоровый дошкольник"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №54 «Веснушки»

Г. Междуреченск Кемеровской области

Здоровый дошкольник

( проект)

Исполнитель:

Колесник Галина Александровна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №54 «Веснушки»

Г. Междуреченск

2

Содержание

1. Введение___________________________ 3

2. Актуальность проекта________________ 5

3. Содержание проекта _________________ 7

4. План-график реализации проекта______ 12

5. Ожидаемые результаты_______________ 18

6. Заключение ________________________ 19

7. Литература_________________________ 20

8. Приложения________________________ 22

3

1. Введение

«Воспитание здорового поколения —

стратегическая задача России»

В.В.Путин

Сегодня

сохранение

и

укрепление

здоровья

детей

-

одна

из

главных

стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается

такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании»

(ст.51), «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также

Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья

населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений

государственной

социальной

политики

по

улучшению

положения

детей

в

Российской Федерации» и др.

Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления

образованием, помогли достичь определенных результатов стабилизации, а в

ряде дошкольных учреждений качественного улучшения детского здоровья, но

вместе с тем показатели заболеваемости дошкольников продолжат ухудшаться.

Известно,

что

здоровье

взрослого

человека

на

75%

определяется

условиями

его

формирования

в

детском

возрасте.

Детство

-

ключевой

критический

период

жизни,

когда

осуществляется

формирование

всех

морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные

возможности

взрослого

человека

пожизненно.

Поэтому

именно

с

раннего

возраста

необходимо

приобщать

человека

к

заботе

о

своем

здоровье,

воспитывать

у

него

заинтересованность

и

активность

в

саморазвитии,

самопостроении и самосохранении.

Разработка концептуальной модели здоровья детей, в которой было бы

определено

место

каждого

социально

-

экономического

звена

-

семьи

и

дошкольного образовательного учреждения, сегодня - приоритетное направление

в системе физического воспитания.

Физическое развитие ребёнка зависят от ценностей всей семьи, эрудиции в

вопросах

здоровья

и

здорового

образа

жизни,

понимания

родителями

4

ответственности перед детьми за качество их здоровья, повышения двигательной

активности. Иначе говоря, семья служит моделью для своего ребенка в вопросах

активизации движений.

Известно,

решение

задачи

по

активизации

движений

дошкольника

наиболее

успешно

решается

в

ДОУ

и

осуществляется

при

активной

включенности

ребёнка

и

родителей

в

физкультурно-оздоровительную

деятельность.

Проект «Здоровый дошкольник» предусматривает просвещение детей

старшего

дошкольного

возраста

и

их

родителей:

развитие

представлений

о

важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о

здоровом

образе

жизни.

Эти

сведения

становятся

важным

компонентом

личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.

Проект раскрывает новые эффективные формы взаимодействия ДОУ с

семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни,

которые основываются на формах совместной деятельности детей и родителей.

Предполагается

активное

участие

детей,

родителей,

педагогов

и

по

своей

доступности

и

эффективности

проект

может

применяться

в

дошкольных

учреждениях любого типа.

5

2. Актуальность

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую

актуальность.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков

и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко

ухудшилось: снизилось количество детей первой группы здоровья (с 23,2 до

15,1%) и увеличилось - детей второй группы, имеющих различные отклонения в

состоянии

здоровья

60,9

до

67,6%)

и

третьей

группы

-

с

хроническими

заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту

поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у

детей.

Анализ заболеваемости детей нашего детского сада показывает, что первое

место занимают болезни органов дыхания (уровень заболеваемости острыми

респираторными

инфекциями

высок

60

70%),

на

втором

месте

стоят

паразитарные и инфекционные болезни, а затем – аллергические заболевания и

болезни

органов

пищеварения.

Почему

это

происходит?

Прежде

всего,

это

объясняется

местом

проживания,

ухудшением

экологической

ситуации.

Мы

живем в Сибири, где так мало солнца, а шесть месяцев в году лежит снег. И в

вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги,

психологи и другие специалисты, а первоначальным этапом оздоровления детей

должна выступать семья.

При

этом

должна

быть

преемственность,

начиная

с

родителей,

далее

воспитателей, учителей и т.д.

Основной задачей должно стать воспитание у населения потребности быть

здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.

Важный

субъект

начального

звена

этой

системы

-

семья

как

основа

психотелесного здоровья ребенка, его интеллектуального статуса и духовного

благополучия.

Она

создает

условия

для

первичной

ориентации

детей

в

организации

физического

развития

и

направленности

средств

физического

развития на борьбу с гиподинамией .

6

Поэтому цель данного проекта

-заинтересовать

родителей

в

целенаправленном

формировании

потребности воспитанников в здоровом образе жизни через вовлечение их в

физкультурно-оздоровительный процесс.

Задачи.

1.

Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни,

стремление к

сохранению и укреплению своего здоровья средствами

физической культуры.

2.

Повышать

педагогическую

компетентность

родителей

в

воспитании

здорового

ребенка

через

вовлечение

их

в

совместную

деятельность.

Новизна

проекта

определяется

повышенным

интересом

в

настоящее

время к проблеме физического здоровья детей дошкольного возраста.

Практическая значимость проекта очевидна при наличии положительной

динамики физического и психического здоровья детей дошкольного возраста в

условиях ДОУ и семьи.

7

3. Содержание проекта.

Педагогическая целесообразность педагогического проекта заключается в

выбранной

тактике

использования

традиционных

и

нетрадиционных

форм

взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, которые в полной мере решают

все поставленные задачи.

Традиционные:

- информационно-наглядные ( материалы на стендах, папки –передвижки,

рекомендации);

-индивидуальные ( беседы, консультация, посещение семьи)

-коллективные ( родительские собрания, консультации)

Нетрадиционные.

Просветительско- профилактические:

- информационно-аналитические (анкетирование, опросы);

- наглядно-познавательные (дни здоровья,дни открытых дверей, стенды,

буклеты и т.д.)

Формы совместной деятельности:

-

совместная

спортивная

деятельность

(физкультурные

занятия,

физкультурные досуги, туристические прогулки.)

- совместное творчество детей

и родителей (фото- выставки, выставки

детского творчества, выпуск плакатов, газет.)

Основным механизмом для достижения цели проекта и, объединяющим

педагогов, детей и родителей, являются формы совместной деятельности.

Построение

педагогического

процесса

предполагает

преимущественное

использование наглядно-практических, игровых методов и приемов, способов

организации совместной деятельности детей и родителей.

8

Совместные физкультурные занятия (1 раз в квартал).

Совместные физкультурные занятия являются самой эффективной формой

работы с родителями по формированию культуры здоровья дошкольника и его

мотивации на здоровый образ жизни.

Цель

совместных

физкультурных

занятий

-

ориентация

семьи

на

воспитание здорового ребенка, гармонизация детско-родительских отношений

средствами

физической

культуры

и

повышение

компетенции

родителей

в

области физического развития и воспитания детей.

Задачи совместных физкультурных занятий.

1.

Содействовать

формированию

теоретических

знаний

и

практических

умений

у

родителей

в

области

физического

воспитания

ребенка.

2.

Формировать у дошкольников потребность к систематическим

занятиям физическими упражнениями.

3.

Совершенствовать двигательные навыки и умения в детско-

родительской паре.

4.

Развивать у дошкольников физические качества и психические

процессы, творческую и познавательную активность, инициативу.

Содержательная

база

физкультурных

занятий

предполагает

применение

инновационной методики «Гимнастика вдвоем», которая описана М.Н. Поповой

в психолого-педагогической технологии «Навстречу друг другу».

Гимнастика вдвоем - это различные физические упражнения, выполняемые

в детско-родительской паре. Данная гимнастика нацелена на то, чтобы помочь

родителям

и

детям

ощутить

радость

от

совместной

двигательно-игровой

деятельности.

Отличительная

особенность

совместных

физкультурных

занятий

заключается в следующем:

9

1.

Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе с

родителем, при этом каждый из них выступает для собственного ребенка в

роли партнера, помощника, тренера.

2.

Родители

имеют

возможность

наблюдать

своего

ребенка

в

коллективе сверстников, а когда родители на глазах у детей демонстрируют

свое умение бегать, прыгать, соревноваться - это дарит детям огромную

радость

от

взаимного

общения,

создается

хороший

эмоциональный

настрой, что немало важно для психического здоровья.

3.

В

конце

занятия

родителям

выдаются

памятки,

даются

рекомендации.

Эффективность занятий зависит от различной формы проведения и от

рациональной организации детей и взрослых на занятии (приложение №1).

Совместные физкультурные досуги.(1 раз в квартал)

При организации совместных физкультурных досугов создаются условия

для

реализации

природной

двигательной

активности

детей,

потребности

в

самоутверждении.

Предоставляется

уникальная

возможность

развиваться

ребенку,

обогащать

двигательный

опыт,

формировать

у

дошкольников

и

их

родителей приемы здорового образа жизни. Досуги имеют постоянную тематику

(приложение № 2).

Туристические прогулки-походы (1 раз в квартал).

Вопросы активизации двигательного режима с использованием средств

туризма, позволяющих не только совершенствовать двигательную сферу ребенка,

но и формировать его личностные качества, заняли ведущее место в работе с

семьями по формированию у воспитанников потребности в здоровом образе

жизни.

Подобное

внимание

к

этому

средству

физического

воспитания

не

случайно, прежде всего, потому, что туризм, представляющий двигательную

деятельность ребенка

на открытом воздухе, позволяет позитивно влиять на

физическое развитие растущего организма, а в целом, на его здоровье.

10

Под «дошкольным туризмом» понимается организованная двигательная

деятельность

детей

с

целью

укрепления

здоровья

и

физиче ского

совершенствования,

направленная

на

познание

окружающего

мира

и

осуществляемая в игровой деятельности. И очень важно в таком непростом

деле, как туризм, обрести в лице родителей союзников.

Этот

вид

деятельности

опирается

на

методику

использования

средств

туризма

с

дошкольниками

5-7

лет

авторской

программы

«ТУРИСТЯТА»

Завьяловой Татьяны Павловны,

к.п.н. доцента кафедры теоретических основ

физического воспитания ТюмГУ. Данная методика предусматривает циклическое

построение деятельности, предполагающей взаимосвязь трех сезонных циклов

(осеннего-зимнего-весеннего).

Каждый поход представляет организованную двигательную деятельность

детей

и

взрослых,

ее

проведение

в

ближайшем

природном

и

социальном

окружении в форме активного отдыха. Общая продолжительность похода 2,5 - 3

часа. Маршруты передвижения продумываются так, чтобы в каждом походе дети

могли

наблюдать

одни

и

те

же

объекты

в

разные

сезоны.

Но

прежде

чем

отправится в поход, необходима подготовка (приложение № 3).

Ресурсы.

1.

Временные – сезонные.

2.

Информационные

-

просветительско-профилактическая

информация.

3.

Интеллектуальные (экспертные) – образовательная программа,

диагностический инструментарий по физическому развитию.

4.

Человеческие (кадровые) – сотрудники МБДОУ.

5.

Организационные – администрация ДОУ.

6.

Материально-технические

предметно-развивающая

среда

спортивного зала, спортивной площадки, средства ТСО.

7.

Финансовые – бюджет МБДОУ, спонсорство родителей.

Целевая аудитория проекта.

1.

Дошкольники 5-7 лет (старшие, подготовительные группы).

11

2.

Родители детей 5-7 лет.

3.

Сотрудники МБДОУ:

инструктор по физкультуре;

воспитатели групп;

психолог;

музыкальный руководитель;

медсестра.

Срок реализации проекта – 2 года.

4.

План-график реализации проекта.

Этапы

сроки

Мероприятия

Период

выполнения

Ответственный

I этап

информационно

-аналитический

2015 год

(II полугодие)

1.

Проведение

мониторинга состояния

работы по

здоровьесбережению

детей:

исследование

состояния здоровья

детей;

диагностика

физической

подготовленности

дошкольников.

май

Инструктор

по

физиче ской

культуре,

медсестра

2.

Изучение уровня

осведомленности и

мотивации родителей в

вопросах

формирования,

укрепления и

поддержания здоровья

май

Инструктор

по

физкультуре,

воспитатели,

12

дошкольников:

анкетирование

родителей.

3.

Изучение научно-

методической

л и т е р а т у р ы

п о

проблеме:

новых

методик

и

технологий

физического

развития

и оздоровления детей;

анализ

существующих

инновационных

форм

работы

методической

службы;

п о д б о р

н о в ы х

более

эффективных

ф о р м

р а б о т ы

с

родителями.

май-

сентябрь

Инструктор

по

физиче ской

культуре,

воспитатели.

4.

Разработка

плана

мероприятий

совместной

деятельности

детей

и

родителей.

май-сентябрь

Инструктор

по

физиче ской

культуре,

II этап

практический

1.

Информирование

сотрудников и

родителей о реализации

проекта «Здоровый

дошкольник»

октябрь

Инструктор

по

физкультуре,

воспитатели,

13

2015-2016

учебный год.

2.

Проведение

промежуточного

мониторинга состояния

работы по

здоровьесбережению

детей:

-исследование

состояния

здоровья детей;

-диагностика

физической

подготовленности

дошкольников.

2 раза в год

(сентябрь/май)

1 раз

в квартал

Инструктор

по

физиче ской

культуре,

воспитатели,

медсестра.

Инструктор

по

физиче ской

культуре,

воспитатели,

администрация

ДОУ

3.

Внедрение

современных форм

работы с семьей по

формированию

потребности

воспитанников в

здоровом образе жизни:

-физкультурные

з а н я т и я

с

дошкольниками

5 - 7

лет;

-физкультурные

досуги;

-сезонные

туристические

прогулки-походы.

4.

Просветительско-

профилактическая

работа:

- ко н с у л ь т а ц и и

д л я

педагогов и родителей;

1 раз в месяц

Инструктор

по

физиче ской

культуре.

14

-индивидуальные

беседы;

по

запросу

р од и т е л е й

и

педагогов

-родительские собрания;

-день открытых дверей;

-бюллетень здоровья;

2 раза в

год

Инструктор

по

физиче ской

культуре,

воспитатели

психолог,

медсестра,

администрация

ДОУ.

фотовыставки;

-выставки творческих

работ;

-буклеты для детей и

родителей.

в течение

года

Инструктор

по

физиче ской

культуре,

воспитатели.

5.

Вовлечение

детей, педагогов,

родителей в единую

творческую

деятельность в рамках

проекта.

6.

Оформление

результатов

совместного

творчества детей и

родителей:

-составление сказок,

сочинений,

рассказов,

в течение

года

Инструктор

по

физиче ской

культуре

воспитатели.

15

-составление

кроссвордов про

здоровье;

-конкурс газет, плакатов;

-защита детских мини-

проектов по ЗОЖ.

7.

Трансляция

промежуточных

результатов

реализации проекта:

-на педагогическом

совете;

-на родительском

собрании;

в конце года

Инструктор

по

физиче ской

культуре

III этап

контрольно-

аналитический

2016 год

(II полугодие)

1.

Исследовани

е эффективности

проводимой работы

деятельности на

основе анализа

мониторинга:

-исследование

состояния

здоровья детей;

-диагностика

физической

подготовленности

дошкольников.

Май

Инструктор

по

физиче ской

культуре

воспитатели,

психолог,

врач-

педиатр,

медсестра,

администрация

ДОУ.

16

1.

Изучение

рейтинга ДОУ:

-анкетирование

родителей.

2.

Оформление

продукта проекта.

Июнь-

август

Инструктор

по

физиче ской

культуре.

IV этап

презентацион-

ный

2016 год

Мультимедийная

презентация

инновационного

опыта.

август

Инструктор

по

физиче ской

культуре.

5. Ожидаемые результаты

17

В

результате

реализации

данного

проекта

будет

предложена «Модель

организации физической активности детей дошкольного возраста в условиях

ДОУ

с

привлечением

родителей»,

как

эффективное

средство

физического

и

психического развития ребенка и формирование потребности в здоровом образе

жизни.

Развитие у родителей компетентностей в области физического и

психического развития детей в условиях ДОУ.

Участие родителей в физкультурно-оздоровительном процессе.

Увеличение

количества

детей

с

высоким

уровнем

физической

подготовленности к школе.

Перспективы развития проекта

- Распространение положительного педагогического опыта по формированию

физической активности совместно ДОУ и семьи.

6. Заключение

18

Разработка и внедрение проекта «Здоровый дошкольник!» поможет при

разработке и составлении «Модели физической активности детей дошкольного

возраста в условиях ДОУ» с целью рефлексивного анализа своей педагогической

деятельности воспитателям групп, а также расширению своих педагогических

возможностей

в

сфере

физического

воспитания

детей,

а

также

повышению

информационной компетентности родителей.

7. Литература

19

1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. Здоровый дошкольник: Социально-

оздоровительная технология 21 века. М., АРКТИ, 2001.С-125.

2. Береснева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ.

М.: творческий центр СФЕРА, 2005. С-178.

3.

Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.

Божович. – М.: Педагогика, 2000. – С. 68.

4.

Бычкова,

С.С.

Современные

программы

по

физическому

воспитанию

детей дошкольного возраста / С.С. Бычкова – М. : АРКТИ, 2001. - 64 с.

5.

Волков, В.М. К проблеме развития двигательных способностей / В.М.

Волков // Теория и практика физической культуры. - 1993.- 5-6. - С.41.

6.

Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам : мл. возраст / Л.Д.

Глазырина. – М. : Владос, 2000. – 270 с.

7.

Доронина,

М.А.

Роль

подвижных

игр

в

развитии

детей

дошкольного

возраста /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика. – 2007. - № 4. – С.10-

14. Зверева, О.Л. Сотрудничество с родителями детей раннего возраста /

О.Л. Зверева // Управление ДОУ, № 6, 2003.

8.

Ковалько, В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников : практические

разработки

физкультминуток,

игровых

упражнений,

гимнастических

комплексов и подвижных игр / В.И. Ковалько. – М : ВАКО, 2005. С.176 с.

9.

Ковальчук,

Я.

И.

Индивидуальный

подход

в

воспитании

дитя

/

Я.И.

Ковальчук – М.: Владос, 2005. –С. 122.

10.Козлова, С.А. Мой организм : метод. рек. / С.А. Козлова, О.А. Князева и

др. - М., 2000. С.87

11.Козырева, О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях

опорно-двигательного аппарата) / О.В. Козырёва. – М : Просвещение, 2003

С.92.

12.Маханёва, М.Д. Воспитание здорового ребёнка : метод. пособие / М.Д.

Маханёва. - М., 1999.

20

13.Управление ДОУ №5, 2003//Кротова Т.В. Оценка уровня взаимодействия

ДОУ и семьи.

14.Управление ДОУ №1, 2004 //

Евдокимова Е.С. Проектирование как

здоровьесберегающая технология в ДОУ.

Приложение №1

Форма проведения

Содержание

В

основе

сюжетных

занятий

21

Сюжетные занятия

лежат

совместные

движения

детей

и

взрослых,

органично

сочетаемые

с

развитием сюжета.

Интегрированные

занятия

Содержание

интегрированных

занятий

позволяет

ребенку

вместе

с

родителем

преодолевать

трудности,

решать проблемные ситуации.

В игровой форме

В

содержание

игрового

занятия

включены эстафеты, подвижные игры.

Д л я

в ы п о л н е н и я

д в и ж е н и й

используются

приемы

имитации,

подражания.

Занятия-практикумы

Примечание.

П р и

п о д г о т о в к е

к

занятиям-практикумам

особое

внимание необходимо обратить

на

аргументированность

и

д о к а з а т е л ь н о с т ь

т е х

положений, с которыми педагог

з н а к о м и т

р о д и т е л е й .

Конструктивно

использовать

возникшие

в

ходе

занятий

п р о бл е м н ы е

с и т у а ц и и

и

спорные мнения.

Занятия-практикумы

включают

теоретическую и практическую части:

в

теоретической

части

родителям предлагается сообщение

или

беседа

специалиста

(врача,

психолога,

медицинская

сестра,

инструктора

по

физкультуре)

по

определенной теме;

в

практической

части

участвуют родители и дети – они

выполняют

какой-либо

комплекс

лечебно-профилактических

мероприятий.

При

фронтальной

организации

детско-родительские

пары

выполняют упражнения одновременно.

При

групповом

способе

из

детско-родительских

пар

образуются подгруппы: каждая выполняет задание, а затем меняется

местами с другой подгруппой.

Эффективнее использовать круговую тренировку.

22

Приложение № 2.

Месяц

Название досуга

ноябрь

«Всей семьей, на старт!»

«Папа, мама, Я – спортивная семья!»

февраль

«Масленица»

«Папины дочки, мамины сыночки»

«Рыцарский турнир»

март

День

здоровья:

и н т е л л е ктуа л ь н о -

23

двигательная игра «Секреты здоровья»

«КВН»

май

Спартакиада «Мы хотим всем рекордам

наши звонкие дать имена!»

Приложение № 3.

Подготовка к походу

дети

родители

педагоги

-овладевают основами

физической

подготовки;

-наблюдают за

природными

объектами на

-беседуют

с

детьми

дома;

- готовят сухой паёк;

-выбирают

одежду

и

обувь;

-помогают

готовить

снаряжение,

выбрать

-проводят

предварительную

р а б о т у

с

д е т ь м и

(беседа, занятия);

- и н ф о р м и р у ю т

и

консультируют

родителей;

24

прогулке осенью,

зимой, весной;

-учатся готовить

туристическое

снаряжение (рюкзак);

правильно выбирать

одежду;

-изучают правила

поведения туристов.

маршрут;

- и с п о л н я ю т

р о л и

сказочных персонажей;

-проводят

подвижные

и г р ы ,

и г р ы

с

элементами

спортивного

ориентирования.

-обговаривают

м а р ш р у т,

ц е л ь

и

содержание похода;

-готовят

необходимое

оборудование;

-составляют

инструкцию по охране

ж и з н и

и

з д о р о в ь я

детей.



В раздел образования