Напоминание

"Патриотическое воспитание обучающихся в художественных школах"


Автор: Просвирякова Наталья Андреевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Художественная школа"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание обучающихся в художественных школах"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Просвирякова Наталья Андреевна

преподаватель специальных дисциплин

МБУДО «Художественная школа»

г. Благовещенск, Амурская область

Статья на тему: «

Патриотическое воспитание обучающихся в ху-

дожественных школах»

В Национальной доктрине образования в Российской федерации в каче-

стве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система об-

разования

призвания

обеспечить…воспитание

патриотов

России,

граждан

правового, демократического, социального государства, уважающего права и

свободу личности и обладающей нравственностью…» В Законе РФ «об об-

разовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в

области образования является воспитание гражданственности в духе уваже-

ния к правам и свободам человека, любви к Родине, семье. Патриотом можно

считать человека с глубоким чувством ответственности не только за себя, но

и свою семью и близких, свой город, страну.

Патриотическое воспитание обучающихся средствами изобразительно-

го искусства представляет собой процесс, основанный на специально органи-

зуемой и сознательно осуществляемой педагогически целесообразной про-

дуктивной деятельности, которая предполагает формирование в единстве ху-

дожественно-эстетических образов патриотических чувств, сознания и пове-

дения на основе активной изобразительной творческой созидательной дея-

тельности обучающихся. Сущность данного процесса заключается в фор-

мировании у детей патриотических чувств, осознания чувства Родины.

Конечно, и школа и семья играют большую роль в патриотическом вос-

питании детей, но учреждения дополнительного образования силой искус-

ства могут внести существенный вклад в формировании личности обучаю-

щихся.

Одной из важнейших задач изобразительного искусства является вос-

питание любви и уважения к своей Родине. Изучение истории Родины её на-

стоящего и прошлого через изучение этнографии, народных героев, искусства

должно способствовать воспитанию ребёнка как будущего гражданина рус-

ского государства. Задача преподавателя – вызвать у детей интерес к родной

стране, дать представления о родном крае, о Родине.

Роль

преподавателя

дополнительного

образования

в

познавательном

процессе – научить ребенка видеть прекрасное в окружающей среде, на по-

лотнах

художников,

уметь

анализировать

произведения,

самим

творить.

Именно через искусство познание мира, сопереживание, изучение истории

становиться наиболее запоминающимся, так как будоражит воображение и

разум ребёнка.

Воспоминания о красотах природы, о тех днях, которые они провели

на пленэре, о тех неописуемых сочетаниях цветов, которые они наблюдали в

жизни и которые доставили им много радостных волнений, надолго останут-

ся в памяти. Рисуя с натуры (на пленэре) пейзаж, ветки деревьев, листья, цве -

ты, дома и улицы родного города, обучающиеся начинают больше интересо-

ваться природой, богатством и разнообразием её форм. Рисование помогает

человеку шире и разностороннее видеть мир.

Начиная работу по патриотическому воспитанию детей необходимо по-

ставить перед собой следующие задачи:

– воспитание эмоционально-положительного отношения к тем местам,

где он родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, области;

– формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;

– развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, же-

лание узнать больше об особенностях города, природы, истории;

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения города,

страны.

Для этих целей, возможно использовать все виды педагогической дея-

тельности: классные часы, открытые уроки, игры, викторины, экскурсии по

улицам города и в музей, участие в конкурсах на тему о родном крае, давать

данные темы на уроках композиции станковой.

Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, необходимо

придать ему комплексный характер, касаться всех видов деятельности, как в

настоящем, так и в будущем.

Вид из окна, панорама родного города, школы, родная природа, архи-

тектура, творение рук человеческих – все это Родина. Образ родного города –

один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование его

красотой, бережное отношение к миру городской среды – все это источники

формирования любви к родному краю.

Во время занятий на пленэре, рассказывая детям об истории рождения

нашего города Благовещенска, мы должны говорить о том, что на этом месте,

где мы сейчас живем, было небольшое поселение, в котором постепенно раз-

вивалась текстильная промышленность, развивалась торговля, что способ-

ствовало и его развитию и процветанию.

При знакомстве с улицами города учащиеся проявляют интерес к их на-

именованию. Они могут узнать, что одни улицы названы именами знамени-

тых людей, а другие по названию объектов, стоящих рядом и так далее.

Результаты нашей работы в школе должны показать, что использование

в работе иллюстраций по знакомству школьников с родным городом, досто-

примечательностями и историческими памятниками, вызывают интерес, по-

вышают степень осознанности усвоенного материала.

Для расширения и углубления знаний о городе на занятиях по специ-

альным дисциплинам (рисунок, живопись, композиция станковая, история

изобразительного искусства), в рамках установленной программы, можем

самостоятельно создать макет родного города или рисунки на данную тему,

улучшить или сделать его более функциональным, в зависимости от целей и

задач, заданных педагогом. Положительные эмоции от работы помогут реали-

зовать их способности.

Особенно важно обратить внимание, на патриотическое воспитание,

начиная с первого года обучения (10 летний возраст), так как средний и стар-

ший

школьный

возраст

это

пора

интенсивного

становления

личности

ребёнка. Для них важно не только их собственное отношение к миру, но и

признание их в обществе. Только образованная и культурная личность может

быть достойна этого. Умение не только выражать своё отношение к чему-

либо, но и способность подкрепить свои выводы фактами делает подростка

достойным внимания общества.

Благодаря использованию различных форм и методов работы в процес-

се ознакомления школьников с родным краем, у детей формируются такие

нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной

природе, к людям, населяющим эту землю. В первую очередь этому способ-

ствуют уроки истории искусств, где наряду с изучением произведениями ис-

кусства, идёт объяснение причин формирования видов искусств. Реализовать

данное

направление

возможно

также

при

использовании

самых

разнооб-

разных методов и форм изобразительного искусства: графика, живопись, де-

коративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура.

Таким образом, вопрос о патриотизме становится сегодня особенно ак-

туальным, потому что без патриотизма вообще не может быть никакого ду-

ховного становления личности и, следовательно, развития общества. Лич-

ность развивается только внутри истории и культуры своего народа. Человек

вне патриотизма – это и человек вне истории, вне духовного бытия, то есть

человек лишенный человеческих свойств.



В раздел образования