Автор: Просвирякова Наталья Андреевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Художественная школа"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание обучающихся в художественных школах"
Раздел: дополнительное образование
Просвирякова Наталья Андреевна
преподаватель специальных дисциплин
МБУДО «Художественная школа»
г. Благовещенск, Амурская область
Статья на тему: «
Патриотическое воспитание обучающихся в ху-
дожественных школах»
В Национальной доктрине образования в Российской федерации в каче-
стве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система об-
разования
призвания
обеспечить…воспитание
патриотов
России,
граждан
правового, демократического, социального государства, уважающего права и
свободу личности и обладающей нравственностью…» В Законе РФ «об об-
разовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в
области образования является воспитание гражданственности в духе уваже-
ния к правам и свободам человека, любви к Родине, семье. Патриотом можно
считать человека с глубоким чувством ответственности не только за себя, но
и свою семью и близких, свой город, страну.
Патриотическое воспитание обучающихся средствами изобразительно-
го искусства представляет собой процесс, основанный на специально органи-
зуемой и сознательно осуществляемой педагогически целесообразной про-
дуктивной деятельности, которая предполагает формирование в единстве ху-
дожественно-эстетических образов патриотических чувств, сознания и пове-
дения на основе активной изобразительной творческой созидательной дея-
тельности обучающихся. Сущность данного процесса заключается в фор-
мировании у детей патриотических чувств, осознания чувства Родины.
Конечно, и школа и семья играют большую роль в патриотическом вос-
питании детей, но учреждения дополнительного образования силой искус-
ства могут внести существенный вклад в формировании личности обучаю-
щихся.
Одной из важнейших задач изобразительного искусства является вос-
питание любви и уважения к своей Родине. Изучение истории Родины её на-
стоящего и прошлого через изучение этнографии, народных героев, искусства
должно способствовать воспитанию ребёнка как будущего гражданина рус-
ского государства. Задача преподавателя – вызвать у детей интерес к родной
стране, дать представления о родном крае, о Родине.
Роль
преподавателя
дополнительного
образования
в
познавательном
процессе – научить ребенка видеть прекрасное в окружающей среде, на по-
лотнах
художников,
уметь
анализировать
произведения,
самим
творить.
Именно через искусство познание мира, сопереживание, изучение истории
становиться наиболее запоминающимся, так как будоражит воображение и
разум ребёнка.
Воспоминания о красотах природы, о тех днях, которые они провели
на пленэре, о тех неописуемых сочетаниях цветов, которые они наблюдали в
жизни и которые доставили им много радостных волнений, надолго останут-
ся в памяти. Рисуя с натуры (на пленэре) пейзаж, ветки деревьев, листья, цве -
ты, дома и улицы родного города, обучающиеся начинают больше интересо-
ваться природой, богатством и разнообразием её форм. Рисование помогает
человеку шире и разностороннее видеть мир.
Начиная работу по патриотическому воспитанию детей необходимо по-
ставить перед собой следующие задачи:
– воспитание эмоционально-положительного отношения к тем местам,
где он родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, области;
– формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;
– развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, же-
лание узнать больше об особенностях города, природы, истории;
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения города,
страны.
Для этих целей, возможно использовать все виды педагогической дея-
тельности: классные часы, открытые уроки, игры, викторины, экскурсии по
улицам города и в музей, участие в конкурсах на тему о родном крае, давать
данные темы на уроках композиции станковой.
Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, необходимо
придать ему комплексный характер, касаться всех видов деятельности, как в
настоящем, так и в будущем.
Вид из окна, панорама родного города, школы, родная природа, архи-
тектура, творение рук человеческих – все это Родина. Образ родного города –
один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование его
красотой, бережное отношение к миру городской среды – все это источники
формирования любви к родному краю.
Во время занятий на пленэре, рассказывая детям об истории рождения
нашего города Благовещенска, мы должны говорить о том, что на этом месте,
где мы сейчас живем, было небольшое поселение, в котором постепенно раз-
вивалась текстильная промышленность, развивалась торговля, что способ-
ствовало и его развитию и процветанию.
При знакомстве с улицами города учащиеся проявляют интерес к их на-
именованию. Они могут узнать, что одни улицы названы именами знамени-
тых людей, а другие по названию объектов, стоящих рядом и так далее.
Результаты нашей работы в школе должны показать, что использование
в работе иллюстраций по знакомству школьников с родным городом, досто-
примечательностями и историческими памятниками, вызывают интерес, по-
вышают степень осознанности усвоенного материала.
Для расширения и углубления знаний о городе на занятиях по специ-
альным дисциплинам (рисунок, живопись, композиция станковая, история
изобразительного искусства), в рамках установленной программы, можем
самостоятельно создать макет родного города или рисунки на данную тему,
улучшить или сделать его более функциональным, в зависимости от целей и
задач, заданных педагогом. Положительные эмоции от работы помогут реали-
зовать их способности.
Особенно важно обратить внимание, на патриотическое воспитание,
начиная с первого года обучения (10 летний возраст), так как средний и стар-
ший
школьный
возраст
–
это
пора
интенсивного
становления
личности
ребёнка. Для них важно не только их собственное отношение к миру, но и
признание их в обществе. Только образованная и культурная личность может
быть достойна этого. Умение не только выражать своё отношение к чему-
либо, но и способность подкрепить свои выводы фактами делает подростка
достойным внимания общества.
Благодаря использованию различных форм и методов работы в процес-
се ознакомления школьников с родным краем, у детей формируются такие
нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной
природе, к людям, населяющим эту землю. В первую очередь этому способ-
ствуют уроки истории искусств, где наряду с изучением произведениями ис-
кусства, идёт объяснение причин формирования видов искусств. Реализовать
данное
направление
возможно
также
при
использовании
самых
разнооб-
разных методов и форм изобразительного искусства: графика, живопись, де-
коративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура.
Таким образом, вопрос о патриотизме становится сегодня особенно ак-
туальным, потому что без патриотизма вообще не может быть никакого ду-
ховного становления личности и, следовательно, развития общества. Лич-
ность развивается только внутри истории и культуры своего народа. Человек
вне патриотизма – это и человек вне истории, вне духовного бытия, то есть
человек лишенный человеческих свойств.