Напоминание

«Этика. Мораль. Нравственность.»


Автор: Смирнова Татьяна Михайловна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ Хмелитская СОШ
Населённый пункт: ул. Школьная 8 с. Хмелита Вяземского района Смоленской области
Наименование материала: Методическая разработка классного часа 9–10 классы
Тема: «Этика. Мораль. Нравственность.»
Раздел: среднее образование





Назад




Мероприятие в 9-10 классах классного часа: «Этика. Мораль. Нравственность.»

Цель: гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему

основополагающих принципов нравственности на основе культурно-исторических традиций

России, создание условий для воспитания нравственных качеств.

Задачи:

- закрепить представление о понятиях «этика» «нравственность», «мораль»,

- развитие таких личных качеств у учащихся, как умение признавать свои ошибки,

анализировать их и делать выводы.

- развитие способности к самоанализу.

побудить учащихся к самостоятельной работе ума и сердца в вопросах морали

создать условия для духовного и нравственного роста

развивать навыки публичного выступления

Высказывания написаны на доске.

«Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека» (Русская пословица)

«Все мы - люди, да не все человеки» (В.И.Даль)

«Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе» (Э.Фромм)

«Мораль благородного человека подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве. Трава

наклоняется туда, куда дует ветер» (Конфуций)

« Сострадание – основа морали» (А.Шопенгауэр

Мы научились летать в небе, как птицы. Мы научились плавать в океане, как рыбы. Теперь

осталось научиться жить на земле, как люди. Джордж Бернард Шоу

“Ты рожден человеком, но человеком надо стать ”.

В. А. Сухомлинский

Нравственность - это разум сердца.

Г. Гейне

Участники: учащиеся,

Ход мероприятия

Слово учителя: С древних времен в человеке и обществе было заложено понятие

нравственности. Народы веками сохраняли это понятие в первозданном варианте, но, тем не

менее, в средние века на Западе и Востоке понятие нравственности начало терять своё

первоначальное значение.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является сегодня одной из задач

в деле воспитания и образования подрастающего поколения. Сегодня именно в школе, где

учат добру, справедливости, честности, состраданию, любви к своему Отечеству и народу.

Отсутствие духовно-нравственных ориентиров у подрастающего поколения, ведение

нездорового образа жизни, неуважение к культурным и семейным ценностям и традициям

своего народа вызывают огромную тревогу в современном обществе. Видеоролики в

социальных сетях многие телевизионные передачи демонстрируют агрессию, жестокость,

насилие. У подростков искажены представления о милосердии, великодушии, доброте,

справедливости, патриотизме и гражданственности. А нынешней молодежи предстоит

строить наше будущее, стоять у «руля» нашего государства, приумножать и продолжать то

хорошее, что оставили в наследство наши деды и прадеды. Но сделать это может только тот

человек, который осознает себя гражданином России, верит в нее, чувствует личную

ответственность за Отечество перед будущими поколениями.

Тема определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как

необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития общества, реализации мер по

сохранению и поднятию интереса к культурным традициям своего народа в деле воспитания и

становления личности; обеспечению сотрудничества семьи и школы. Нам известны много

нормативных документов:

Но ни один закон сам не формирует духовно-нравственных качеств личности, делающих её

способной противостоять негативным факторам современного общества, развитие

эстетического сознания через укрепление нравственных ценностей, сохранение и

популяризация культурного наследия народов России.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек,

обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. И внешнему, и

внутреннему нашему миру присуща двойственность:

Добро – зло, прекрасное – безобразное, истина – ложь и т. д.

Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к

этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение “золотой середины”: уметь

не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность

высоким идеалам.

Мы начали изучение предмета «Прикладная этика». Узнали что такое этика, функции морали,

нравственность, нравственные нормы их структура. Одной из важнейших ступеней развития

личности является самоутверждение в нравственной сфере. Человеку необходимо осознавать

того, что он правильно живет, трудится, отдыхает. Что же означают термины «этика»,

«нравственность, «мораль»

Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех

разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай.

Давайте вспомним эти понятия.

1 ученик (кратко)

1. Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним

морали, иногда — этики.

В более узком значении нравственность — это внутренняя установка человека действовать

согласно своей совести и свободной волею.

2 ученик (кратко)

2.Мораль - совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих

отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом

Мораль (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению человека.

Именно с нравственностью связано различение добра и зла.

Основные принципы современного общества основаны на простых принципах:

Разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей.

Права всех людей равны.

Учитель: Если говорить о расколе нравственности, то здесь трещина пролегает между

сердцем и разумом.

В жизни человека, а значит и в нем самом, борется множество противоречий. Поэтому

духовная целостность его мира распадается. В человеке постоянно ведут свою борьбу разум и

сердце. Именно нравственность связывает и примиряет их, снабжая разум сердцем, а сердце

разумом.

Еще легендарный мудрец царь Соломон говорил, что желал бы иметь превыше всего

«сердце, чтобы различать, что добро и что зло».

Значит, нравственность проходит через наше сердце.

Как говорил В.И. Даль, совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в

человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение

или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство,

пробуждающее к истине и добру, отвращение ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к

истине; прирожденная правда в различной степени развития.

Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни

человека. Она делает человека человеком. Честность, правдивость, принципиальность - всё

это неотделимо от совести.

Владимир Дегерев «Аморальный приказ» - прослушать (написать сочинение –

размышление)



В раздел образования