Автор: Евграфова Валерия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №1
Населённый пункт: пгт.Нарышкино
Наименование материала: Статья
Тема: ИНДИВИДУАЛЬНО–ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
И
НДИВИДУАЛЬНО
-
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ
СТИЛЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ВОСПИТАТЕЛЯ
С
ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
На
современном
этапе
развития
образования
актуальное
значение
приобретает
педагогическое
взаимодействие,
протекание
которого
предопределяет эффективность образовательного процесса в целом, а также
способствует
формированию
полноценной
личности
каждого
ученика
в
отдельности.
Анализ
философской
литературы
показывает,
что
понятие
«взаимодействие»
является
одной
из
важных
философских
категорий,
трактующейся
как
«отражение
процессов
воздействия
объектов
друг
на
друга»,
а
также
как
универсальная
форма
движения
и
развития,
определяющая
существование
и
структурную
организацию
любой
материальной системы .
В
психолого-педагогических
исследованиях
Н.П.
Аникеева, B.C.
Библера, T.JI.
Бодалева,
А.К.
Болотова,
Е.И.
Головаха,
Н.В.
Паниной
отмечается, что при осуществлении конкретной практической деятельности
происходит
взаимное
наложение
процессов
межличностного
и
межгруппового взаимодействия, т.е. когда один вид взаимодействия тесно
взаимосвязан и взаимовлияет на другой вид.
Под
стилем
педагогического
общения
понимаются
индивидуально-
типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся.
В нем находят выражение коммуникативные возможности педагога;
сложившийся
характер
взаимоотношений
педагога
и
воспитанников;
творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся.
По мнению А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, М.Ю. Кондратьев и
др. общепринятой классификацией стилей педагогического общения является
их деление на авторитарный, демократический и попустительский стили
Рассмотрим каждый из них в отдельности.
При
авторитарном
стиле
общения
педагог
единолично
решает
все
вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и
каждого
учащегося.
Исходя
из
собственных
установок,
он
определяет
положение
и
цели
взаимодействия,
субъективно
оценивает
результаты
деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики
диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога
чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.
Попустительский
(анархический,
игнорирующий)
стиль
общения
характеризуется
стремлением
педагога
минимально
включаться
в
деятельность,
что
объясняется
снятием
с
себя
ответственности
за
ее
результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные
обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль
общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют
равнодушие
и
незаинтересованность
проблемами
как
образовательной
организации,
так
и
учащихся.
Следствием
подобной
тактики
является
отсутствие контроля за деятельностью обучающихся и динамикой развития
их личности. Успеваемость и дисциплина в группах таких педагогов, как
правило, неудовлетворительная.
Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества
участников
педагогического
взаимодействия,
чаще
называемый
демократическим.
При
таком
стиле
общения
педагог
ориентирован
на
повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к
решению общих дел. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и
взаимоориентация.
Для
педагогов,
придерживающихся
этого
стиля,
характерны
активноположительное
отношение
к
учащимся,
адекватная
оценка
их
возможностей,
успехов
и
неудач.
Им
свойственны
глубокое
понимание
обучающегося,
целей
и
мотивов
его
поведения,
умение
прогнозировать
развитие
его
личности.
По
внешним
показателям
своей
деятельности
педагоги
демократического
стиля
общения
уступают
своим
авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах
всегда более благополучен.
В
реальной
педагогической
практике
чаще
всего
имеют
место
«смешанные» стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из
своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения.
Они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с
классами и отдельными учащимися, имеющими низкий уровень социально-
психологического и личностного развития.
Эмпирическое изучение индивидуально-типологических особенностей
стиля педагогического взаимодействия воспитателя с детьми проходило на
базе
МБДОУ
Детский
сад
№1
п.Нарышкино.
В
процессе
нашего
эмпирического исследования осуществлялось выявление зависимости стиля
общения воспитателя и уровни самооценки детей старшего дошкольного
возраста,
определялись
особенности
проявления
самооценки
у
старших
дошкольников,
связь
самооценки
детей
в
системе
педагогического
взаимодействия
воспитателя.
Самооценка
рассматривается
и
как
важное
условие и средство становления таких итоговых образований самосознания
как "Я" (или образ "Я") и Я-концепция, которые также играют важную роль в
жизнедеятельности человека.
Для
более
комплексного
исследования
проблемы
педагогического
взаимодействия воспитателя с детьми в работе были применены следующие
методы
исследования:
теоретический
анализ
и
обобщение,
наблюдение,
беседа.
При
наблюдении
за
воспитателем
старшей
группы
использовалась
таблица, по которой определялись некоторые качества воспитателя, а именно
стиль
общения.
Как
себя
ведет,
общается
необходимо
оценить
по
пятибалльной
системе.
В
ходе
наблюдения
было
выявлено,
что
демократический стиль – 16 баллов, авторитарный – 23 балла.
Из этого следует, что воспитатель больше склонен к авторитарному
стилю
общения,
но
может
быть
демократичен
с
детьми.
Бывает
доброжелателен, но главное на занятии - добиться цели, а интересно детям
или нет, не важно. Поторапливает детей. В игровой деятельности. Дети часто
представлены самим себе. Иногда стиль общения меняется, в зависимости от
настроения,
количества
нагрузки.
Можно
сказать,
что
воспитатель
не
замечает, что ребенок хочет, как он играет, получается у ребенка какое-нибудь
действие или нет. Но с детьми вежлив, раскрыт, показывает себя таким, какой
он есть, иногда ставит себя другом для ребенка.
В ходе беседы нами было выявлено, что дети себя оценивают по-
разному,
у
двоих
детей
–
завышенная
самооценка,
оценивают
высоко,
считают себя красивыми, умными, умелыми. У двоих детей – адекватная
самооценка. Они все воспринимают правильно, понимают, за что их хвалят, а
за
что
ругают.
Относятся
к
оцениванию
себя
взрослыми
спокойно.
Не
стараются
ради
похвалы,
а
понимают,
что
так
надо,
т.е.
их
учили
так
взрослые
«что
такое
хорошо,
что
такое
плохо»,
взрослые
использовали
эффективное оценивание. Семья здесь играет главную роль, или заложила
«фундамент».
Поэтому
дети
стараются
себя
вести
хорошо,
выполнять
задания. Не обижаются на воспитателя, когда их наказывают, понимают, что
справедливо, у двоих– заниженная,
в беседе были нерешительны. Путались в
вопросах.
Дополнительно
было
проведено
наблюдение
за
детьми
с
заниженной
самооценкой,
во
время
игровой
и
изобразительной
деятельностью, для более точного выявления уровня самооценки.
Результаты наблюдения показали, что дети обижались, если их не брали
в игру, играли одни, чуть не плакали. Мальчик боялся рисовать, сидел, ждал
даже не начиная, просил помочь. Девочка не знала во что ей поиграть, если
что-то не получалось, бросала. Старались угадать, доволен ли им взрослый.
Самооценка
рассматривается
и
как
важное
условие
и
средство
становления таких итоговых образований самосознания как "Я" (или образ
"Я")
и
Я-концепция,
которые
также
играют
важную
роль
в
жизнедеятельности человека.
Отметим,
что
самооценка
является
одним
из
о с н о в н ы х
новообразований дошкольного возраста и развивается в старшем дошкольном
возрасте по основным направлениям:
- возрастает число качеств личности и видов деятельности, которое
оценивает ребенок;
- самооценка от общей переходит к дифференцированной;
- возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на
будущее.
В основе личностного взаимодействия лежит потребность ребенка в
эмоциональной
поддержке,
его
стремлении
к
взаимопониманию
и
сопереживанию
(ребенок
стремится
к
совпадению
своего
отношения
и
оценки окружающего оценкой и отношением взрослого). Именно общение,
содержание, по мнению психологов, является одним из наиболее важных
моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым.
Таким образом, для развития адекватной самооценки у детей старшего
дошкольного
возраста
в
дальнейшем
необходимо
положительная
и
адекватная оценка взрослого, его понимание, доверие к ребенку, упражнения
для
повышения
уровня
самооценки
дошкольника,
эффективное
и
стимулирующая
оценка
педагогом
ребенка
–
все
это
способствует
повышению уровня самооценки, развитию более адекватной самооценки.
1.
Куркина Е.В. Теория и практика педагогического общения -
[Текст]
2.
2.Педагогика: педагогические теории, системы,
технологии/Под ред. С.А.Смирнова. - 4-е изд., испр. М.: Издательский
центр «Академия», 2010. - 512 с.
3.
Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учебное пособие для
студентов высших учебных заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - 4-е
изд., стереотип. - М. : Академия, 2006. - 480с.