Автор: Гузовская Антонина Анатольевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Художественная школа"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: методическая разработка конспекта урока
Тема: «Сказочный дворец» (1 класс художественной школы, предмет «Цветоведение»)
Раздел: дополнительное образование
Гузовская Антонина Анатольевна
преподаватель специальных дисциплин
МБУДО «Художественная школа»
г. Благовещенск, Амурская область
Методическая разработка конспекта урока на тему: «Сказочный
дворец» (1 класс художественной школы, предмет «Цветоведение»)
Тип урока: урок-фантазия.
План урока:
1.Организационный момент-5 минут
2.Вводная беседа-10 минут
3.Практическая часть-20 минут
4.Подведение итогов урока-5 минут.
Цель
урока:
Изображение
сказочного
дворца
по
представлению
и
воображению, располагая ограниченной палитрой родственных цветов.
Задачи урока:
- Повторить и закрепить понятия: родственные цвета, нюанс, оттенок.
- Развить умение получать новые цветовые оттенки путем смешивания цветов
друг с другом.
- Развить воображение, творческое мышление и фантазию у учащихся.
- Воспитать чувство прекрасного, бережное отношение к архитектурным
сооружениям.
Оборудование и материалы:
Для учителя: Наглядные пособия: таблица «Родственные цвета и оттенки
(красный цвет, желтый цвет, зеленый цвет, синий цвет), иллюстрации книг на
тему «сказочный дворец», детские работы прошлых лет.
Для учащихся: бумага формат А3 или квадрат 30х30, карандаш, резинка,
акварель, гуашь, цветные карандаши, палитра, кисти, тряпочка для кисти,
баночка с водой.
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие.
2.Вводная беседа.
Сегодня тема нашего урок-изображение сказочного дворца по
представлению. Чтобы создать рисунок достойный вашей богатой фантазии
вам нужно быть терпеливыми, хорошо потрудиться, быть внимательными и
наблюдательными.
Издавна люди строили дома, терема, замки, церкви , башни и другие
строения. Занимались этим архитекторы и строители.
-А кто знает, в чем заключается работа архитектора?
-Рисуют, проектируют архитектурное сооружение. Но сначала художники-
архитекторы
придумывают
и
рисуют
здания
в
своем
воображении.
Продумывают все элементы конструкции в мельчайших подробностях. Затем
проектируют это на бумаге, выстраивают огромное количество чертежей и
только после этого строители приступают к воплощению этой идеи в жизнь.
Сегодня мы с вами поближе познакомимся с работой архитектора и
видом архитектурного сооружения- замком или дворцом.
-Как вы себе представляете дворец или замок?
-Он большой, необычной формы, с башнями и винтовыми лестницами, с
балконами и различными декоративными деталями.
-А чем реальный замок будет отличаться от сказочного?
Сказочный замок или дворец может быть необычайно фантазийным,
ведь
он
сказочный.
Ваше
воображение
может
нарисовать
вам
что
то
нереальное, не существующее в жизни. Конструкции могут не подчиняться
законам
физики
и
строительства.
Но
будут
очень
интересными,
необыкновенными и фантастическими.
Давайте вспомним, как описываются сказочные замки и дворцы в сказках.
(Учитель читает отрывок из сказки Г.Х.Андерсена
с описанием дворца
Снежной королевы.)
«Стены чертогов снежной королевы намела метель, окна и двери
проделали буйные ветры. Сотни огромных, освещенных северным сиянием
тянулись одна за другой: самая большая простиралась на много- много миль.
Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!
Северное
сияние
вспыхивало
и
горело
так
правильно,
что
можно
было
расчитать, в какую минуту свет усилится и в какую ослабеет. Посреди самой
большой залы пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро. Лед
треснул на нем на тысячи осколков, ровных и правильных на диво. Посреди
озера стоял трон Снежной королевы, на нем она восседала, когда бывала
дома,
говоря
что
сидит
на
зеркале
разума
по
ее
мнению
это
было
единственное и лучшее зеркало в мире. (Г.Х.Андерсен «Снежная королева»)
А теперь прослушайте, как описывает в книге замок в изумрудном городе
А. Волков. (Отрывок с описанием изумрудного города из книги)
Замечательные картинки нарисовала нам наша фантазия и воображение.
Сегодня
на
уроке
мы
с
вами
станем
архитекторами
и
создадим
свой
сказочный
дворец.
Сначала
мы
изобразим
его
карандашом
со
всеми
необходимыми
деталями.
А
затем
продолжим
работу
в
цвете.
Но
будем
использовать ограниченную цветовую палитру. Я предлагаю вам 4 темы на
выбор,
а
вы
представьте,
какие
родственные
цвета
и
оттенки
можно
использовать для изображения того или иного дворца.
Учитель вывешивает наглядный материал «Родственные цвета».
-Давайте рассмотрим предлагаемые темы, и определимся какие родственные
цвета и оттенки можно использовать.
Вопрос к классу:
-Вспомните, какие цвета мы относим к родственным?
-Родственные
цвета,
близкие
по
цветовому
тону,
которые
располагаются
рядом в цветом круге , или занимают одну четвертую цветового круга.
Вопрос к классу:
-Что означает понятие оттенок и нюанс?
-Оттенок - небольшое изменение цветового пятна, путем добавления любого
другого цвета в небольшом количестве.
-Нюанс-синоним слова оттенок. И выражает понятие тона одной краски.
На доске вы видите цветовую палитру, характерную для каждого дворца.
Давайте
рассмотрим
каждую,
назовем
какие
цвета
и
оттенки
являются
родственными тому или иному цвету.
1.Дворец Снежной Королевы. Синяя и голубая гамма: небесно-голубой,
сапфировый,
серо-голубой,
бирюзовый,
ультрамарин,
сиреневый,
фиолетовый и другие. Холодные цвета.
2.Изумрудный замок. Зеленая гамма: сине-зеленый (изумрудный), светлый
изумрудный
(бирюзовый),
фисташковый,
малахитовый,
мятный,
цвет
морской волны, болотный, гороховый цвет, майской зелени (желто-зеленый).
У зеленого цвета могут быть холодные и теплые оттенки.
3.Дворец
Золотого
солнца.
Желтая
гамма:
ярко-желтый,
светло-желтый,
желто-оранжевый, лимонный, песочный кукурузный, соломенный, янтарный.
Теплые цвета.
4.Огненный дворец. Красные цвета: алый цвет, красно-оранжевый, темно-
красный,
светло-красный
(розовый),
бордовый,
пурпурный,
кпасно-
фиолетовый, коралловый, рубиновый, вишневый, малиновый и другие.
Итак, вы определились с названием и цветовой палитрой дворца.
Прежде
чем
приступить
к
работе,
давайте
вспомним
основные
законы
композиции.
1.Выбор положения листа (вертикальное или горизонтальное расположение).
2.Продумать, что будет являться центром композиции, расположение главных
и второстепенных элементов.
3.Определить формы и размеры декоративных деталей.
Приступаем к работе. Сначала выполним небольшой эскиз, он поможет
нам в дальнейшей работе. Для каждого вида дворца характерна своя линия,
которая подчеркивает характер и особенности каждого дворца. Для ледяного
дворца более подходит ломанная, угловатая , резкая линия, напоминающая
осколки льда, сосульки и др. Для дворца Золотого солнца характерны более
мягкие, округлые линии. У
Огненного дворца формы могут напоминать
языки
пламени,
и
линии
волнистые,
плавные.
Подумайте
какие
линии
:
мягкие, волнистые или ломанные и угловатые больше подходят для вашего
рисунка.
3.Практическая работа:
Закройте глаза и представьте, что вы попали в сказочную страну, где
ярко светит солнышко, вас окружает большое количество необыкновенных
растений, цветов и деревьев, поют птицы. Вы идете по тропинке и выходите к
сказочному замку, где живет… У каждого из вас возникла перед глазами своя
картинка,
маленький
эпизод
из
вашей
неповторимой
сказки.
А
сейчас
приступайте к работе. Ваша задача- изобразить свой сказочный замок или
дворец.
Самостоятельная работа учащихся над эскизом с переносом его в
необходимый формат.
1.Выбираем положение листа. Наметить линию горизонта и определим где
будет изображён дворец.
2. Выполнить построение и прорисовать детали, обдумав форму окон, дверей,
крыши, башен. Может у замка есть крепостная стена и ворота.
3.Закончив
рисунок,
приступаем
к
цветовому
решению.
Материал
выполнения
работы
в
цвете
по
выбору
учащихся.
Придерживаемся
ограниченной палитры родственных цветов.
4.Итог урока.
Сегодня на уроке мы начали работу по теме: «Сказочный дворец».
Выполнили композицию в карандаше сначала на эскизе и перенесли ее в
формат листа. На следующем уроке продолжаем работу в цвете. А сейчас
посмотрим, какие интересные работы у нас получились. Выставка и анализ
творческих работ учащихся.