Автор: Гурская Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1519
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Дошкольное образование
Тема: Факторы социально–психологической адаптации ребенка трёхлетнего возраста в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Факторы социально-психологической адаптации ребенка
трёхлетнего возраста в ДОУ.
Когда маленький ребенок, особенно когда ему всего 3 года приходит в
детский
сад,
всегда
возникает
проблема
его
социально-психологической
адаптации. Ведь ребенку нужно научиться быть самостоятельным, запомнить
имена
своих
товарищей
из
группы
детского
сада,
подружиться
с
ними,
привыкнуть к ним. Детский коллектив имеет большое значение для развития
личности каждого ребенка, особенно когда речь идёт о детях трёхлетнего
возраста.
В современной педагогике проблема облегчения процесса социально-
психологической
адаптации
детей
трёхлетнего
возраста
в
ДОУ
стоит
достаточно
остро.
Успешное
её
разрешение
станет
залогом
развития
полноценно функционирующих в обществе личностей. От того, насколько
социально адаптирован дошкольник, в дальнейшем будет зависеть его роль в
социальной среде.
Для облегчения процесса социально-психологической адаптации детей
трёхлетнего возраста в ДОУ имеет значение ряд факторов. Речь идет о двух
типах
факторов
–
внешних
и
внутренних.
Внешние
факторы
-
те,
что
определяют форму социализации детей дошкольного возраста и основные
направления их последующего развития. Это в первую очередь родители и
близкие
родственники,
коллектив
во
дворе
или
в
кружке
по
интересам,
детский сад. Внутренние факторы – социально-психологическая адаптация
детей в детском саду.
1
Психологические
особенности
детей
оказывают
влияние
на
формирование у них отношения к миру и определяющие тип реакций на
отношения с людьми.
1
Абдулаева Е.
Организация игры с игрушками
‐
персонажами
№
12. М.: ООО Издательский дом
«Воспитание дошкольника», 2013, С. 156.
Переходя от терминов к практической стороне дела, отметим, что же
собой
на
деле
представляет
детсадовская
группа
в
обычном
виде
и
действительно
ли
в
таких
учреждениях
создаются
необходимые
для
социальной адаптации и развития детей условия.
Одна
из
задач
родителей
и
педагогов
научить
детей
знакомиться,
налаживать
контакты
со
сверстниками,
заводить
друзей.
Ребенок,
не
умеющий
знакомиться,
не
сможет
быстро
адаптироваться
в
новых
коллективах, рискуя стать одиноким или даже изгоем, взрастить чувство
неуверенности в себе и своих силах.
Придя
в
группу
детского
сада,
ребенок
должен
суметь
наладить
контакты, обзавестись друзьями. От того, насколько успешно он вольется в
коллектив, зависит не только его психологическое благополучие, но и темп
его физического и интеллектуального развития.
Помочь детям не бояться новых знакомств, воспитать у них стремление
обзаводиться
новыми
друзьями,
призваны
специальные
детские
игры
и
упражнения на знакомство.
Что
такое
игры
на
знакомство
-
это
вид
игровой
деятельности,
направленный
на
создание
благоприятной
обстановки
в
группе
детей,
которые не знают друг друга. Цель игр на знакомство – познакомить детей,
устранить скованность в общении.
2
Игры
на
знакомство
необходимы,
если
группе
детей
предстоит
продолжительное совместное пребывание.
Игры на знакомство способны оказать помощь в решении следующих
задач: создать атмосферу, благоприятствующую общению детей, узнаванию
нового
друг
о
друге,
сближению;
сформировать
чувство
общности,
атмосферу сотрудничества и поддержки (это особенно важно для тех детей,
которые
бояться
проявить
себя);
снять
стресс,
напряжение,
скованность,
сопровождающие в той или иной степени каждого члена нового коллектива.
2
Кроль В.М. Психология и педагогика. Учебное пособие для технических вузов, М.: Абрис, 2012, С. 85.
Игры на первичное знакомство проводятся в первый день объединения
детей. Их задача – дать ребятам представление о товарищах, способствовать
тому, чтобы незнакомые сверстники стали для ребенка нечужими. Такие игры
учат запоминать имена и внешность участников группы. Кроме того, они
помогают отметить активистов, которые неизменно проявляют себя юмором
и общительностью. Воспитатель должен выявить застенчивых детей, чтобы
найти к ним индивидуальный подход и помочь начать общение.
Игры
на
вторичное
знакомство
нужны
для
углубленного
изучения
личности товарищей. Они формируют взаимосвязи между детьми. В таких
упражнениях используются приёмы, которые помогают узнать об увлечениях,
любимых занятиях ребят. Они проводятся после того, как участники уже
немного освоились в коллективе и привыкли к новой обстановке.