Напоминание

Факторы социально–психологической адаптации ребенка трёхлетнего возраста в ДОУ


Автор: Гурская Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1519
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Дошкольное образование
Тема: Факторы социально–психологической адаптации ребенка трёхлетнего возраста в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Факторы социально-психологической адаптации ребенка

трёхлетнего возраста в ДОУ.

Когда маленький ребенок, особенно когда ему всего 3 года приходит в

детский

сад,

всегда

возникает

проблема

его

социально-психологической

адаптации. Ведь ребенку нужно научиться быть самостоятельным, запомнить

имена

своих

товарищей

из

группы

детского

сада,

подружиться

с

ними,

привыкнуть к ним. Детский коллектив имеет большое значение для развития

личности каждого ребенка, особенно когда речь идёт о детях трёхлетнего

возраста.

В современной педагогике проблема облегчения процесса социально-

психологической

адаптации

детей

трёхлетнего

возраста

в

ДОУ

стоит

достаточно

остро.

Успешное

её

разрешение

станет

залогом

развития

полноценно функционирующих в обществе личностей. От того, насколько

социально адаптирован дошкольник, в дальнейшем будет зависеть его роль в

социальной среде.

Для облегчения процесса социально-психологической адаптации детей

трёхлетнего возраста в ДОУ имеет значение ряд факторов. Речь идет о двух

типах

факторов

внешних

и

внутренних.

Внешние

факторы

-

те,

что

определяют форму социализации детей дошкольного возраста и основные

направления их последующего развития. Это в первую очередь родители и

близкие

родственники,

коллектив

во

дворе

или

в

кружке

по

интересам,

детский сад. Внутренние факторы – социально-психологическая адаптация

детей в детском саду.

1

Психологические

особенности

детей

оказывают

влияние

на

формирование у них отношения к миру и определяющие тип реакций на

отношения с людьми.

1



Абдулаева Е.

Организация игры с игрушками

персонажами

12. М.: ООО Издательский дом

«Воспитание дошкольника», 2013, С. 156.

Переходя от терминов к практической стороне дела, отметим, что же

собой

на

деле

представляет

детсадовская

группа

в

обычном

виде

и

действительно

ли

в

таких

учреждениях

создаются

необходимые

для

социальной адаптации и развития детей условия.

Одна

из

задач

родителей

и

педагогов

научить

детей

знакомиться,

налаживать

контакты

со

сверстниками,

заводить

друзей.

Ребенок,

не

умеющий

знакомиться,

не

сможет

быстро

адаптироваться

в

новых

коллективах, рискуя стать одиноким или даже изгоем, взрастить чувство

неуверенности в себе и своих силах.

Придя

в

группу

детского

сада,

ребенок

должен

суметь

наладить

контакты, обзавестись друзьями. От того, насколько успешно он вольется в

коллектив, зависит не только его психологическое благополучие, но и темп

его физического и интеллектуального развития.

Помочь детям не бояться новых знакомств, воспитать у них стремление

обзаводиться

новыми

друзьями,

призваны

специальные

детские

игры

и

упражнения на знакомство.

Что

такое

игры

на

знакомство

-

это

вид

игровой

деятельности,

направленный

на

создание

благоприятной

обстановки

в

группе

детей,

которые не знают друг друга. Цель игр на знакомство – познакомить детей,

устранить скованность в общении.

2

Игры

на

знакомство

необходимы,

если

группе

детей

предстоит

продолжительное совместное пребывание.

Игры на знакомство способны оказать помощь в решении следующих

задач: создать атмосферу, благоприятствующую общению детей, узнаванию

нового

друг

о

друге,

сближению;

сформировать

чувство

общности,

атмосферу сотрудничества и поддержки (это особенно важно для тех детей,

которые

бояться

проявить

себя);

снять

стресс,

напряжение,

скованность,

сопровождающие в той или иной степени каждого члена нового коллектива.

2



Кроль В.М. Психология и педагогика. Учебное пособие для технических вузов, М.: Абрис, 2012, С. 85.

Игры на первичное знакомство проводятся в первый день объединения

детей. Их задача – дать ребятам представление о товарищах, способствовать

тому, чтобы незнакомые сверстники стали для ребенка нечужими. Такие игры

учат запоминать имена и внешность участников группы. Кроме того, они

помогают отметить активистов, которые неизменно проявляют себя юмором

и общительностью. Воспитатель должен выявить застенчивых детей, чтобы

найти к ним индивидуальный подход и помочь начать общение.

Игры

на

вторичное

знакомство

нужны

для

углубленного

изучения

личности товарищей. Они формируют взаимосвязи между детьми. В таких

упражнениях используются приёмы, которые помогают узнать об увлечениях,

любимых занятиях ребят. Они проводятся после того, как участники уже

немного освоились в коллективе и привыкли к новой обстановке.



В раздел образования