Автор: Илюнина Галина Семёновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №24 "Родничок"
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение рисованию как фактор развития творческих способностей ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
Илюнина Галина
МБДОУ №62 «Почемучка»
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его
жизни. Едва усвоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой
игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает
иллюстрации
в
книжке,
приговаривая:
«Красивая»,
и
сам
пытается
на
бумаге
карандашом
создавать
только
ему
понятную
красоту.
В
старшем
дошкольном
возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные
суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить,
восхитить, поразить нас, взрослых умением видеть окружающий мир.
Если
спросить
взрослого
человека,
что
ему
запомнилось
из
детства,
он
обязательно
назовет:
красивый
летний
луг,
цветущий
весенний
сад,
молодую
красивую маму и добрую бабушку…. Как важно, чтобы детское восприятие красоты
сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в
природе,
в
жизни
и
деятельности
человека,
в
отношениях
между
людьми,
их
поступках, взглядах, суждениях [1].
В.А.Сухомлинский
писал:
«В
период
детства
мышления
мыслительные
процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными
предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия – это
духовный заряд детского творчества» [2].
Изобразительная
деятельность
детей
издавна
привлекала
внимание
исследователей как возможный метод изучения внутреннего состояния человека, его
способности,
переживания.
Детский
рисунок
как
показатель
художественно-
творческого развития человека, в котором нашли отражение особенности жизни и
уклада ребенка, его образования и воспитания, сознания и мышления.
Знание этапов развития детского рисунка позволит воспитателю судить о том,
развивается ли ребенок в соответствии со своим возрастом, опережает или отстает в
своем
развитии.
Многие
исследователи
обращают
внимание
на
то,
что
«календарные» сроки каждой стадии у разных детей несколько смещаются в ту или
иную сторону в зависимости от условий воспитания и обучения (А.В.Бакушинский,
А.С.Выготский,
Е.А.Флёрина,
Г.В.Лабунская
и
др.).
Главным
показателем
«творческого возраста» ребенка является его самостоятельная работа [4].
Ребенок в соответствии с возрастом стремится изобразить действительность
в
своем
рисунке.
Педагогу
важно
учитывать
возрастную
специфику,
которая
в
каждом ребенке проявляется индивидуально.
Каждая
предшествующая
фаза
развития
детского
рисунка
внутренне
обуславливает последующую, является для нее фундаментом. Перепрыгнуть через
фазы невозможно. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы ребенку «изжить»
актуальную в данный момент фазу роста и перейти на новый уровень [3].
Поскольку ребенок способен создать свой изобразительный стиль как форму
самовыражения,
то
педагог
должен
поддержать
в
нем
творческую
инициативу,
способствовать его индивидуальности.
В своей работе с детьми я
избегаю жесткой регламентации в процессе
творчества,
предоставляю
ребенку
возможность
познать
радость
первых
своих
«открытий»,
удовольствие
от
своих
первых
рисунков,
помогая
тем
самым
ему
приобрести бесценный опыт в творчестве проб и ошибок.
Всесторонне развивая своих воспитанников, значительное внимание уделяю
сохранению и развитию индивидуальности ребенка, сущность которой проявляется,
прежде всего, в творчестве и стремлении к совершенству.
Обучая
детей
рисованию,
помимо
традиционного
материала
(акварель,
гуашь, цветные карандаши, фломастеры) активно использую восковые мелки, уголь,
сангину, витражные краски.
Применяю нетрадиционную технику (кляксографию, рисование пальчиком,
ладошкой, монотипию и т.п.).
Я
стимулируем
детей
к
творческой
работе,
демонстрируем
собственные
умения и интересы. Когда дети видят, как цвет переходит в цвет, это вызывает у них
2
восторг и стремление создать что-то свое. В результате каждая созданная ребенком
работа являет свою индивидуальную творческую переработку увиденной вещи.
На занятиях по изодеятельности всегда ставлю перед детьми творческую
задачу, направляя их на самостоятельное решение задачи, а не копирование готового
образца.
Создавая рисунок на мольберте, использую незавершенный характер, что
побуждает
детей
к
дальнейшему
творчеству,
самостоятельному
завершению
рисунка. Мой
принцип обучения рисованию – единство учебных и творческих
задач. И это может быть достигнуто в результате вариативного показа приемов
работы.
Например,
рисуя
клоуна,
сравниваем
разные
изображения,
разными
художниками,
что
расширяет
представления
детей
о
способах
изображения
предметов. Восприятие разных вариантов способствует зарождению оригинального
замысла и его реализации.
Моя
роль,
как
педагогов
–
создать
условия
для
проявления
детского
творчества,
представить
возможность
самостоятельного
выбора
средств
художественной выразительности, способствовать самореализации личности.
Творческий эксперимент предполагает и неудачи, поскольку опыт работы с
материалом у каждого ребенка свой. Иногда краска разольется, иногда получится
неожиданный подтек и т.п. Но и у взрослого художника в процессе работы тоже не
всегда все ладится. Здесь важно, чтобы ребенок не расстраивался, и я как педагог
поддерживаю
в
нем
творческие
начинания.
Позитивная
оценка
деятельности,
доброжелательный фон обучения способствует активному творческому росту детей.
Для осознания ребенком своей успешности организую выставку детского
творчество. Дети вместе с родителями любуются работами, делятся впечатлениями
от увиденного, радуются своим успехам, а так же имеют возможность возвращаться
к своим рисункам, дополняя их и вновь переживая удовольствие от собственного
творчества. Для меня это – возможность анализировать, сравнивать и планировать
последующую
работу,
учитывая
индивидуальные
возможности
и
способности
каждого ребенка.
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Книга для воспитателя детского
сада. – М.: Просвещение, 1992. – 126 с.
2.
Казакова
Т.Г.
Детское
изобразительное
творчество.
–
М.:
«Карапуз
–
Дидактика», 2006. – 192 с.
3.
Копцева
Т.А.
Материалы
курса
«Новые
подходы
к
художественно-
эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении»; лекции 1-4. – М.:
Педагогический университет. «Первое сентября», 2011. – 88 с.
4.
Флерина
Е.А.
Изобразительное
искусство
в
дошкольных
учреждениях.
Элементы
обучения
в
руководстве
изобразительным
творчеством
ребенка.//
История дошкольной педагогики./ Сост. С.В.Лыков. – М.: Академия, 1999.
4