Напоминание

"Обучение рисованию как фактор развития творческих способностей ребёнка"


Автор: Илюнина Галина Семёновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №24 "Родничок"
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение рисованию как фактор развития творческих способностей ребёнка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

Илюнина Галина

МБДОУ №62 «Почемучка»

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его

жизни. Едва усвоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой

игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает

иллюстрации

в

книжке,

приговаривая:

«Красивая»,

и

сам

пытается

на

бумаге

карандашом

создавать

только

ему

понятную

красоту.

В

старшем

дошкольном

возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные

суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить,

восхитить, поразить нас, взрослых умением видеть окружающий мир.

Если

спросить

взрослого

человека,

что

ему

запомнилось

из

детства,

он

обязательно

назовет:

красивый

летний

луг,

цветущий

весенний

сад,

молодую

красивую маму и добрую бабушку…. Как важно, чтобы детское восприятие красоты

сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в

природе,

в

жизни

и

деятельности

человека,

в

отношениях

между

людьми,

их

поступках, взглядах, суждениях [1].

В.А.Сухомлинский

писал:

«В

период

детства

мышления

мыслительные

процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными

предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия – это

духовный заряд детского творчества» [2].

Изобразительная

деятельность

детей

издавна

привлекала

внимание

исследователей как возможный метод изучения внутреннего состояния человека, его

способности,

переживания.

Детский

рисунок

как

показатель

художественно-

творческого развития человека, в котором нашли отражение особенности жизни и

уклада ребенка, его образования и воспитания, сознания и мышления.

Знание этапов развития детского рисунка позволит воспитателю судить о том,

развивается ли ребенок в соответствии со своим возрастом, опережает или отстает в

своем

развитии.

Многие

исследователи

обращают

внимание

на

то,

что

«календарные» сроки каждой стадии у разных детей несколько смещаются в ту или

иную сторону в зависимости от условий воспитания и обучения (А.В.Бакушинский,

А.С.Выготский,

Е.А.Флёрина,

Г.В.Лабунская

и

др.).

Главным

показателем

«творческого возраста» ребенка является его самостоятельная работа [4].

Ребенок в соответствии с возрастом стремится изобразить действительность

в

своем

рисунке.

Педагогу

важно

учитывать

возрастную

специфику,

которая

в

каждом ребенке проявляется индивидуально.

Каждая

предшествующая

фаза

развития

детского

рисунка

внутренне

обуславливает последующую, является для нее фундаментом. Перепрыгнуть через

фазы невозможно. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы ребенку «изжить»

актуальную в данный момент фазу роста и перейти на новый уровень [3].

Поскольку ребенок способен создать свой изобразительный стиль как форму

самовыражения,

то

педагог

должен

поддержать

в

нем

творческую

инициативу,

способствовать его индивидуальности.

В своей работе с детьми я

избегаю жесткой регламентации в процессе

творчества,

предоставляю

ребенку

возможность

познать

радость

первых

своих

«открытий»,

удовольствие

от

своих

первых

рисунков,

помогая

тем

самым

ему

приобрести бесценный опыт в творчестве проб и ошибок.

Всесторонне развивая своих воспитанников, значительное внимание уделяю

сохранению и развитию индивидуальности ребенка, сущность которой проявляется,

прежде всего, в творчестве и стремлении к совершенству.

Обучая

детей

рисованию,

помимо

традиционного

материала

(акварель,

гуашь, цветные карандаши, фломастеры) активно использую восковые мелки, уголь,

сангину, витражные краски.

Применяю нетрадиционную технику (кляксографию, рисование пальчиком,

ладошкой, монотипию и т.п.).

Я

стимулируем

детей

к

творческой

работе,

демонстрируем

собственные

умения и интересы. Когда дети видят, как цвет переходит в цвет, это вызывает у них

2

восторг и стремление создать что-то свое. В результате каждая созданная ребенком

работа являет свою индивидуальную творческую переработку увиденной вещи.

На занятиях по изодеятельности всегда ставлю перед детьми творческую

задачу, направляя их на самостоятельное решение задачи, а не копирование готового

образца.

Создавая рисунок на мольберте, использую незавершенный характер, что

побуждает

детей

к

дальнейшему

творчеству,

самостоятельному

завершению

рисунка. Мой

принцип обучения рисованию – единство учебных и творческих

задач. И это может быть достигнуто в результате вариативного показа приемов

работы.

Например,

рисуя

клоуна,

сравниваем

разные

изображения,

разными

художниками,

что

расширяет

представления

детей

о

способах

изображения

предметов. Восприятие разных вариантов способствует зарождению оригинального

замысла и его реализации.

Моя

роль,

как

педагогов

создать

условия

для

проявления

детского

творчества,

представить

возможность

самостоятельного

выбора

средств

художественной выразительности, способствовать самореализации личности.

Творческий эксперимент предполагает и неудачи, поскольку опыт работы с

материалом у каждого ребенка свой. Иногда краска разольется, иногда получится

неожиданный подтек и т.п. Но и у взрослого художника в процессе работы тоже не

всегда все ладится. Здесь важно, чтобы ребенок не расстраивался, и я как педагог

поддерживаю

в

нем

творческие

начинания.

Позитивная

оценка

деятельности,

доброжелательный фон обучения способствует активному творческому росту детей.

Для осознания ребенком своей успешности организую выставку детского

творчество. Дети вместе с родителями любуются работами, делятся впечатлениями

от увиденного, радуются своим успехам, а так же имеют возможность возвращаться

к своим рисункам, дополняя их и вновь переживая удовольствие от собственного

творчества. Для меня это – возможность анализировать, сравнивать и планировать

последующую

работу,

учитывая

индивидуальные

возможности

и

способности

каждого ребенка.

3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Книга для воспитателя детского

сада. – М.: Просвещение, 1992. – 126 с.

2.

Казакова

Т.Г.

Детское

изобразительное

творчество.

М.:

«Карапуз

Дидактика», 2006. – 192 с.

3.

Копцева

Т.А.

Материалы

курса

«Новые

подходы

к

художественно-

эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении»; лекции 1-4. – М.:

Педагогический университет. «Первое сентября», 2011. – 88 с.

4.

Флерина

Е.А.

Изобразительное

искусство

в

дошкольных

учреждениях.

Элементы

обучения

в

руководстве

изобразительным

творчеством

ребенка.//

История дошкольной педагогики./ Сост. С.В.Лыков. – М.: Академия, 1999.

4



В раздел образования