Автор: Измайлова Асия Нягимовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СШ №2
Населённый пункт: р.п.Новоспасское
Наименование материала: Адаптированная рабочая программа по обществознанию
Тема: Адаптированная рабочая программа по обществознанию для учащихся с ОВЗ и задержкой психического развития 7 класса
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Рабочая программа (домашнее обучение) по обществознанию для 7 класса разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
24.07.2015);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 июля 2017 г. №629 «Об утверждении
федеральных
перечней
учебников,
рекомендованных
(допущенных)
к
использованию
в
образовательном
процессе
в
образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2017 – 2018 учебный
год»;
Нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в
Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189);
Примерной программой основного общего образования по истории (базовый уровень);
Учебным планом ГБОУ СШ№21 г. Сызрани на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа (домашнее обучение) по обществознанию для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений « Обществознание 6-9 классы / Л.Н. Боголюбов, Н.И.
Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2015», учебника для 7 класса общеобразовательных учреждений «Обществознание.
Учебник для 7 класса / Л.Н. Боголюбов и др. – М.: Просвещение, 2016».
Рабочая программа адаптирована для учащихся с ОВЗ и задержкой психического развития. Программа обеспечивает дифференцированный подход к
учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Учебный процесс осуществляется на основе программ начального общего и основного общего
образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые
изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы, дополнительные часы на коррекционные занятия.
Программа обеспечивает дифференцированный подход к учащимся с ОВЗ и задержкой психического развития. Она построена с учётом специфики
усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении вследствие задержки психического развития.
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе:
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
фундаментального ядра содержания общего образования по обществознанию;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Программа учитывает особенности детей с ОВЗ с задержкой психического развития:
Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы.
Нарушение
внимания:
его
неустойчивость,
сниженная
концентрация,
повышенная
отвлекаемость.
Нарушения
внимания
могут
сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения монологической речи.
Особенности памяти: учащиеся значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается лексико-
грамматической стороны речи.
У детей с ОВЗ наблюдается отставание в развитии всех форм мышления.
Учащиеся
с
задержкой
психического
развития
характеризуются
ослабленным
здоровьем
из-за
постоянного
проявления
хронических
заболеваний, повышенной утомляемостью.
. Общая характеристика учебного предмета
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина
Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений.
Соответственно предмет «Обществознание» даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них - «Регулирование поведения
людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний
о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения
закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского
долга. Вторая тема - «Человек в экономических отношениях» - даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как
производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется её
важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент
делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики - потребителей и производителей. Кроме того, программа
предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
Изучение содержания курса по обществознанию в 7 классе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного
образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает
создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных
средств и методов обучения. Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить
осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления
в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и
правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных
ролях;
о
позитивно
оцениваемых
обществом
качествах
личности,
позволяющих
успешно
взаимодействовать
в
социальной
среде;
сферах
человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека в гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и
гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий;
самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса истории ученик должен
Знать/понимать:
способы взаимодействия человека с другими людьми;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
Уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные
социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных
сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности
человека;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации.
Личностными результатами учащихся 7 класса, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как
высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания
гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в
контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения
диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения учащимися 7 класса содержания программы по обществознанию являются в сфере:
- познавательной:
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии,
правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в
пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие
термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в
современном российском обществе социальных ценностей;
- ценностно-мотивационной:
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни
человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение
применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе;
правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку
зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
III. Место курса «История» в базисном учебном (образовательном) плане
Кубашов Руслан находятся на домашнем обучении (согл. приказам №______ от ______2017 г.) с 04.09.2017 г.
Согласно индивидуальному учебному плану для Кубашова Р. на изучение курса в 7 классе отводится 0,5 ч. в неделю, всего 17 ч. в год.
V
. Содержание тем учебного курса
Программное
обучение
учащихся
с
ОВЗ
и
задержкой
психического
развития
строится
на
основе
принципа
коррекционно-развивающей
направленности учебно-воспитательного процесса, т.е. учебный материал учитывает особенности учащихся. На каждом уроке включаются задания,
обеспечивающие восприятие учебного материала в рамках школьного курса:
Дифференцированная работа (карточки с разноуровневыми заданиями по степени сложности). Дифференциации и индивидуализации
обучения учащихся с ОВЗ и ЗПР, сформированности их речевой компетенции способствует профильно-ориентированное обучение истории.
Использование природосообразной (биоадекватной) методики, представляющей собой современную здоровьесберегающую технологию, в
которой
учитывается
целостная
продуктивная
и
природосообразная
личностная
рефлексия
школьника.
Использование
биоадекватной
методики обучения на уроках истории языка наиболее целесообразно, поскольку усвоение учебного материала будет проходить быстрее
через зрительное, а не слуховое восприятие (учащийся имеет диагноз «тугоухость II степени»).
Применение наглядного материала (иллюстраций) и технических средств (компьютер) существенно упрощает восприятие учебного текста.
Содержание индивидуально-ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению учащихся с ОВЗ и ЗПР основной
образовательной программы основного общего образования.
В процессе сопровождения учащимися реализуются следующие направления:
диагностическая
работа
обеспечивает
своевременное
выявление
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
проведение
их
комплексного
обследования
и
подготовку
рекомендаций
по
оказанию
им
психолого-медико-педагогической
помощи
в
условиях
образовательного учреждения;
индивидуальная и коррекционно-развивающая работа по предмету.
1. Введение (1 ч.)
Как работать с учебником. Знание понятий: общество, обществознание. Умение работать с учебников, знакомство с разделами, темами.
Умение извлекать информацию из различных источников
2. Регулирование поведения людей в обществе. (12 ч).
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов.
Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-
правовая
защита
жертв
войны.
Дисциплина
–
необходимое
условие
существования
общества
и
человека.
Общеобязательная
и
специальная
дисциплина.
Дисциплина,
воля
и
самовоспитание.
Ответственность
за
нарушение
законов.
Знать
закон
смолоду.
Законопослушный
человек.
Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Защита правопорядка. Правоохранительные органы
на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
3. Человек в экономических отношениях (14 ч.).
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы
предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам,
их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства,
конкуренция, спрос, предложение, экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
4. Человек и природа (4 ч.).
Воздействие
человека
на
природу.
Экология.
Производящее
хозяйство.
Творчество.
Исчерпываемые
богатства.
Неисчерпаемые
богатства.
Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая
мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой. Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные
государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
5. Повторение изученного за год (3 ч.). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
Учебно-тематический план.
№
Тема
Количество часов
1
Введение
1
2
Регулирование поведения людей в обществе
12
3
Человек в экономических отношениях
14
4
Человек и природа
4
Повторение изученного за год
3
Итого
17
Календарно-тематическое планирование
0,5 часа в неделю 17 часов в год.
№
Тема и тип
урока
Кол-во часов
Планируемые результаты
Характеристика основных
видов деятельности ученика
Домашнее
задание
Дата
план/
факт
предметные
метапредметные УУД
личностные УУД
Регулирование поведения людей в обществе (12 ч.)
1
Что значит жить по
правилам.
1
Знание понятий: правила,
привычка, обычай,
церемония, традиция,
этикет, сетикет.
Знание основных норм и
правил поведения.
Умение сознательно
организовывать учебную
деятельность, объяснять
явления и процессы с научных
позиций. Способность
анализировать реальные
социальные ситуации.
Мотивированность и
направленность на
активное и созидательное
участие в будущем в
общественной и
государственной жизни.
Объяснять значение слова
«норма», «правило».
Характеризовать и
классифицировать социальные
нормы, их роль в общественной
жизни
Объяснять необходимость
социальных норм для
общества.
Оценивать свою деятельность с
позиций социальных норм.
§ 1, вопр
1-3
2
Права и обязанности
граждан
1
Понятия «Права»,
«свободы», обязанности,
группы прав по
Конституции. Умение
характеризовать механизм
защиты прав, права ребёнка.
Научатся характеризовать
достижения человечества в
области защиты прав
человека и гражданина.
Умение объяснять явления и
процессы с научных позиций.
Выбирать адекватные способы
деятельности. Умение
осуществлять поиск
информации, выделять
причинно- следственные связи.
Ценностные ориентиры,
на отношение к правам и
свободам как к высшей
ценности. на осознании
своей ответственности за
судьбу страны перед
нынешним и грядущим
поколениями
Раскрывать роль Конституции в
жизни общества.Называть и
раскрывать основные права и
свободы граждан РФ.
Анализировать несложные
практические ситуации,
связанные с реализацией
гражданами прав и свобод.
Находить и извлекать
социальную информацию о
правах граждан.
§ 2, п 1,
§2,
практ
3
Почему важно
соблюдать законы.
1
Понятие «закон»,
«справедливость»
Умение сознательно
организовывать учебную
деятельность, объяснять
явления и процессы с научных
позиций. Способность
Ценностные ориентиры,
основанные на
патриотизме, уважении к
правам человека, важности
соблюдения закона
Называть и раскрывать
сущность понятий закон,
справедливость. Анализировать
несложные практические
ситуации, связанные с
§ 3,
практ
анализировать реальные
социальные ситуации.
каждым.
реализацией прав и свобод.
Находить информацию о
механизмах защиты прав,
предусмотренных
законодательством РФ.
4
Защита Отечества
2
Понятия «долг»,
«обязанность», военная
служба, военкомат, ,
повестка, присяга,
должностные обязанности».
Уметь характеризовать
понятие «священный долг
гражданина», «верность
Отечеству»
Умение объяснять явления и
процессы социальной
действительности с научных
позиций. Выполнять
познавательные и практические
задания. Осуществлять поиск и
извлечение нужной
информации по заданной теме.
Ценностные ориентиры,
основанные на
патриотизме, любви и
уважении к Отечеству,
необходимость
поддержания
гражданского мира и
согласия.
Моделировать несложные
ситуации, связанные с
последствиями нарушения
конституционных обязанностей
граждан РФ. Называть и
объяснять сущность священной
обязанности каждого
гражданина.
§ 4, п 1-
2
§ 4, вопр
2-3
5
Для чего нужна
дисциплина
1
Понятие дисциплина,
самоконтроль. Получат
возможность
характеризовать виды
дисциплины:
общеобязательную,
воинскую, специальную.
Различать внутреннюю и
внешнюю дисциплину,
определять роль
самовоспитания, воли в
процессе формирования
дисциплинированности.
Способности анализировать
реальные социальные ситуации,
выбирать адекватные способы
деятельности и модели
поведения в рамках
реализуемых социальных
ролей.
Ценностные ориентиры,
основанные на отношении
к правам и свободам
человека как к высшей
ценности, на стремлении к
укреплению сложившегося
государственного
единства.
Называть и объяснять
обязанности граждан РФ.
Раскрывать связь прав и
обязанностей. Обосновывать
важность соблюдения
дисциплины. Моделировать
ситуации, связанные с
последствиями несоблюдения
дисциплины.
§ 5
6
Виновен – отвечай.
1
Понятие законопослушный
человек, преступление,
противозаконное поведение,
уметь классифицировать
виды преступлений,
характеризовать участников
преступления. Определять
губительные последствия
противоправного поведения
Умение сознательно
организовывать учебную
деятельность, объяснять
явления и процессы с научных
позиций. Способность
анализировать реальные
социальные ситуации.
Ценностные ориентиры,
основанные на
патриотизме, уважении к
правам человека, важности
соблюдения закона
каждым.Убеждённость в
неотвратимости наказания.
Называть и объяснять
обязанности граждан РФ.
Приводить примеры
обязанностей граждан.
Обосновывать неотвратимость
ответственности за
противоправные действия.
Называть признаки
правонарушений, различать
§ 6 п. 1-
2
§ 6
практ
для человека, семьи,
общества, государства.
виды правонарушений.
Приводить примеры
юридической ответственности.
7
Кто стоит на страже
закона
1
Понятия: прокуратура,
полиция, ФСБ. Таможня,
Адвокатура, нотариат,
правосудие. Определять
роль суда в осуществлении
социальной справедливости.
Определять понятие
презумпция невиновности,
определять её роль,
содержание.
Характеризовать принципы
деятельности полиции.
Умение объяснять явления и
процессы социальной
действительности с научных
позиций. Выполнять
познавательные и практические
задания. Осуществлять поиск и
извлечение нужной
информации по заданной теме
Мотивированность и
направленность на
активное и созидательное
участие в будущем в
общественной и
государственной жизни.
Ценностные ориентиры,
основанные на
законопослушности,
уважении к деятельности
органов государственной
власти.
Называть правоохранительные
органы Российского
государства. Различать сферу
деятельности
правоохранительных органов, в
том числе судебной системы.
Приводить примеры
деятельности
правоохранительных органов.
Исследовать несложные
практические ситуации,
связанные с деятельностью
правоохранительных органов.
§ 7
Человек в экономических отношениях (14 ч.)
8
Экономика и её
основные
участники.
1
Понятие экономика, виды
хозяйства, блага, товары,
услуги, производительность
труда, производитель,
потребитель, ресурсы.
Характеризовать стадии
движения продукта.
Умение сознательно
организовывать учебную
деятельность, объяснять
явления и процессы с научных
позиций. Способность
анализировать реальные
социальные ситуации.
Мотивированность и
направленность на
активное и созидательное
участие в будущем в
общественной и
государственной жизни.
Рассказывать об участниках
экономических отношений.
Характеризовать себя как
потребителя.
Раскрывать роль экономики в
жизни общества.
Характеризовать основные
виды экономической
деятельности, факторы
производства.
§ 8, п 1-
2
§ 8,
практ
9
Мастерство
работника
1
Понятия: мастер,
мастерство, труд, з/п,
квалификация работника.
Определять факторы,
оценивать значимость
профессионального успеха.
Умение объяснять явления и
процессы социальной
действительности с научных
позиций. Выполнять
познавательные и практические
задания. Осуществлять поиск и
Заинтересованность в
развитии различных
сторон жизни общества, в
благополучии и
процветании различных
сторон жизни общества.
Определять факторы
производства, их роль в
процессе создания
материальных благ. Определять
роль производителя,
характеризовать мастерство,
§ 9, вопр
2-3
извлечение нужной
информации по заданной теме
экономический выбор.
Выражать собственное
отношение к экономическому
выбору.
10
Производство:
затраты, выручка,
прибыль
1
Понятия: производство,
затраты, прибыль, выручка,
налоги. Определение целей
экономической
деятельности, Различать
постоянные и переменные
затраты.
Способности анализировать
реальные социальные ситуации,
выбирать адекватные способы
деятельности и модели
поведения в рамках
реализуемых социальных
ролей.
Мотивированность и
направленность на
активное и созидательное
участие в будущем в
общественной жизни.
Характеризовать рыночные
отношения.тРазличать явления
экономической жизни.тУметь
объяснять решающую роль
производства в экономике.
Называть и характеризовать
основные виды экономической
деятельности, факторы
производства.
§ 10п 1-
2
§ 10,
задан в
РТ
11
Виды и формы
бизнеса.
1
Понятие бизнес,
собственность. Определять
виды бизнеса, прослеживать
их взаимосвязь.
Характеризовать формы
бизнеса. Знания о роли
предпринимательства в
современном мире.
Умение объяснять явления и
процессы социальной
действительности с научных
позиций. Выполнять
познавательные и практические
задания. Осуществлять поиск и
извлечение нужной
информации по заданной теме
Мотивированность и
направленность на
активное и созидательное
участие в будущем в
общественной жизни.
Заинтересованность не
только в личном успехе, но
и в благополучии и
процветании всей страны.
Приводить примеры различных
видов экономической
деятельности, факторов
производства. Приводить
примеры экономической
деятельности производителей.
Оценивать собственные
возможности на рынке труда.
Высказывать собственное
мнение по вопросам трудовой
этики.
§ 11,п 1-
2
§11,
практ
12
Обмен, торговля,
реклама.
1
Понятие деньги, обмен,
торговля. Характеризовать
различные виды рынков.
Определять роль рекламы.
Определять роль торговли в
условиях рыночной
экономики.
Умение сознательно
организовывать учебную
деятельность, объяснять
явления и процессы с научных
позиций. Способность
анализировать реальные
социальные ситуации.
Ценностные ориентиры,
на отношение к правам и
свободам как к высшей
ценности. на осознании
своей ответственности за
судьбу страны перед
нынешним и грядущим
поколениями
Характеризовать преимущества
и недостатки рыночной
экономики.
Определять сущность закона
спроса и предложения.
Иллюстрировать примерами
факторы, влияющие на
формирование спроса и
предложения.
§12
13
Деньги, их функции
1
Понятие: деньги, банки.
Характеризовать функции
денег, приводить примеры.
Раскрывать роль банков в
экономике.
Способности анализировать
реальные социальные ситуации,
выбирать адекватные способы
деятельности и модели
поведения в рамках
реализуемых социальных
ролей.
Ценностные ориентиры,
основанные на идеях
любви и уважения к
Отечеству, на отношение к
правам и свободам как к
высшей ценности.
Характеризовать сущность
денежного обращения.
Раскрывать роль банков, роль
конкуренции в развитии
рыночной экономики.
Находить и извлекать
информацию о кредитно-
денежной политике
государства.
§13,п 1-
2
§13,
практ
14
Экономика семьи
1
Моделировать ситуации
развития частного бизнеса в
конкретных экономических
условиях.
Раскрывать роль налогов в
жизни государства и
общества.
Объяснять экономическую
роль заработной платы.
Называть и иллюстрировать
примерами факторы,
влияющие на размер з/п.
Умение сознательно
организовывать учебную
деятельность, объяснять
явления и процессы с научных
позиций. Способность
анализировать реальные
социальные ситуации.
Мотивированность и
направленность на
активное и созидательное
участие в будущем в
общественной и
государственной жизни.
Ценностные ориентиры,
основанные на
убеждённости в важности
для общества семьи и
семейных ценностей.
Называть, описывать и
иллюстрировать примерами
экономические ресурсы семьи.
Называть источники и виды
доходов семьи.
Различать типы семей по
характеру и уровню доходов.
Объяснять связь семейной
экономики с инфляционными
процессами в стране
§ 14,
практ
Человек и природа. (4 ч.)
15
Воздействие
человека на природу
1
Знания о связи общества и
природы. Умение
определять влияние
природных факторов на
общественное развитие.
Прослеживать воздействие
хозяйственной деятельности
людей на природу.
Способности анализировать
реальные социальные ситуации,
выбирать адекватные способы
деятельности и модели
поведения в рамках
реализуемых социальных
ролей.
Мотивированность и
направленность на
активное и созидательное
участие в будущем в
общественной и
государственной жизни.
Оценивать роль природы в
общественном прогрессе.
Оценивать ресурсы страны.
Приводить примеры
взаимодействия общества и
природы.
Находить и извлекать
социальную информацию о
состоянии природы.
§ 15,
вопр 1-3
16
Охранять природу-
значит охранять
жизнь. Закон на
страже природы.
1
Знание о конституционных
обязанностях граждан, роли
природы в жизни человека.
Объяснять сущность
конституционной
обязанности бережного
отношения к природным
богатствам. Знания о
деятельности
правоохранительных
органов по защите природы.
Умение сознательно
организовывать учебную
деятельность, объяснять
явления и процессы с научных
позиций. Способность
анализировать реальные
социальные ситуации.
Способность анализировать
реальные социальные ситуации.
Ценностные ориентиры,
на отношение к правам и
свободам как к высшей
ценности. на осознании
своей ответственности за
судьбу страны перед
нынешним и грядущим
поколениями. Ценностные
ориентиры, основанные на
идеях любви и уважения к
Отечеству, на отношение к
правам и свободам как к
высшей ценности.
Раскрывать связь прав и
обязанностей граждан России.
Приводить примеры ,
моделировать ситуации,
связанные с последствиями
нарушения конституционных
обязанностей. Приводить
примеры конституционных
обязанностей.
Приводить примеры
деятельности
правоохранительных органов
по защите природы.
§ 16,
практ.
§17,
докум
Повторение изученного за год (1 ч.)
17
Итоговое
повторение
1
Знание понятий: общество,
экономика, типы
экономических систем.
Умение работать с
учебников, знакомство с
разделами, темами.
Оценивать свои учебные
достижения, поведение,
корректировка поведения в
соответствии с требованиями
правовых норм. Умение
объяснять явления и процессы
Мотивированность и
направленность на
активное и созидательное
участие в будущем в
общественной и
государственной жизни.
Выполнять задания разного
уровня сложности, основанные
на ситуациях, связанных с
описанием состояния
российской экономики, оценкой
её ресурсов и возможностей
Умение извлекать
информацию из различных
источников.
социальной действительности с
научных позиций. Выполнять
познавательные и практические
задания. Осуществлять поиск и
извлечение нужной
информации по заданной теме
Ценностные ориентиры,
основанные на
убеждённости в важности
для общества семьи и
семейных ценностей.
развития.
Использовать элементы
причинно-следственного
анализа при характеристике
проблем использования
природных ресурсов.
Оценивать с позиций норм
морали и права собственные
поступки и поведение
окружающих людей.
V. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программа общеобразовательных учреждений: Обществознание 6-9 классы / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И.
Матвеева. – М.: Просвещение, 2015.
Обществознание. Учебник для 7 класса. / Л.Н. Боголюбов и др. – М.: Просвещение, 2016.
Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание» 7 класс / под ред. Л.Н. Боголюбова. − М.: Просвещение. 2017.
Методические рекомендации по курсу «Обществознание»7 класс/ под. ред. Л.Н. Боголюбова. − М.: Просвещение. 2016.
Обществознание.7 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н.
Боголюбова. Автор-составитель С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель. 2017.
Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. − СПб.: 2016.
VI Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса учащихся с ОВЗ и ЗПР:
обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок согласно базисному учебному планук, формы получения
образования и специализированной помощи в коррекционных занятиях) в соответствии с рекомендациями психолого-медико -
педагогической комиссии;
уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у учащихся с ОВЗ и ЗПР;
социализация школьников: участие во внеурочных городских и региональных творческих конкурсах по предмету;
развитие способности к самообучению, самосовершенствованию, самореализации;
воспитание толерантного поведения.