Автор: Кайгородова Татьяна Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: Кемеровский район, п. Новостройка
Наименование материала: статья
Тема: Работа с родителями по детскому экспериментированию
Раздел: дошкольное образование
Работа с родителями по детскому экспериментированию.
Путей развития потенциала личности существует много, но
исследовательская деятельность один из самых эффективных. Задача
педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания
на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать
ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения
добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных
жизненных ситуациях. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются
осознанными и более прочными. Ребенок – исследователь, проявляет интерес
ко всему, что его окружает.
Как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя
решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия
между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа
поддерживали его интересы. Никому ни секрет, что для ребёнка родители –
самые главные в мире люди, и родительские слова становятся руководством к
действию. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь родителям
осознать свою роль в процессе развития ребенка.
Поэтому важно привлекать родителей к активной помощи в решении
проблем, связанных с развитием познавательно-исследовательской
активности дошкольников.
Задачами во взаимодействии с родителями могут быть:
Развитие эмоционально-ценностного отношения дошкольников к
окружающему миру совместно с родителями;
Создание условий для участия родителей в образовательной
деятельности;
Обогащение совместно с родителями развивающей предметно-
пространственной среды по формированию познавательных интересов
дошкольников;
Формирование целостного устойчивого познавательного интереса у
ребенка совместно с родителями;
Повышение педагогической культуры родителей в вопросах
познавательно-исследовательской деятельности детей.
С целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской
активности детей может быть проведено различное анкетирование.
На начальном этапе можно привлекать родителей к работе по поиску
информации и иллюстративного материала, к созданию познавательно-
развивающей среды в группе. Также родители могут оказать помощь в
создании лаборатории, в которой дошкольник, в процессе
экспериментирования, будет иметь возможность удовлетворить присущую
ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем,
первооткрывателем. Совместно с родителями и детьми можно собрать
коллекции открыток о природе, семян, камней, ракушек, шишек.
Также совместно с родителями может быть собрана мини – библиотека, в
которой будет находиться вся интересная литература, связанная с опытами и
экспериментами.
С помощью презентаций, мастер-классов можно познакомить родителей с
разными экспериментами, которые можно провести в домашних условиях.
После просмотра презентации совместно с родителями создать картотеку
опытов и экспериментов, которые можно провести дома совместно с
ребенком.
Разработка консультаций и памяток для родителей по организации детского
экспериментирования в домашних условиях также является одной из форм
взаимодействия с родителями.
Дети с интересом продолжают экспериментировать, когда родители
принимают в этом активное участие, поддерживают познавательный интерес
детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное,
желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Хочется завершить мудрым советом В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть
перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы
кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте
всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз
возвратиться к тому, что он узнал».
Список используемой литературы
1.
И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
2.
Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.