Напоминание

Проблемы имитации воспитательной работы и возможности их решения


Автор: Винецкий Рудольф Валентинович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ Средняя общеобразовательная школ №3
Населённый пункт: г. Краснокамск Пермского края
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы имитации воспитательной работы и возможности их решения
Раздел: полное образование





Назад




Проблемы имитации воспитательной работы и возможности их решения

Винецкий Р.В., учитель истории

МАОУ «СОШ № 3» г. Краснокамска

Одной из главных проблем учебно – воспитательного процесса в школе

является системная имитация деятельности. Она проявляется в следующем :

участие всех ключевых субъектов – от главных чиновников до руководителей

школ

и

рядовых

педагогов

и

получение

ими

возможных

бонусов

при

отсутствии положительных

качественных изменений, наличие большого

массива противоречивых и формальных показателей, присутствие во всех

возможных темах и проектах.

Проблема

имитации

деятельности

характерна

не

только

для

образования, но именно в образовании она является наиболее серьезной.

Имитационность присуща даже учебной деятельности, где, казалось бы, ее

быть не может ( ведь есть оценки, результаты ГИА). Но негативные явления

есть. Так, например, учитель направляет ученика к репетитору, тот получает

деньги,

а

учитель

высокие

баллы

за

ОГЭ

и

ЕГЭ,

что

позволяет

ему

приобретать статусные бонусы, практически не обучая детей.

При организации воспитательной работы имитация деятельности резко

усиливается. Причинами этого являются:

-

сложность,

а

порой

и

невозможность

определения

образовательных

результатов

(

они

имеют

пролонгированный

характер

и

проявляются

в

конкретных поступках);

-

противоречивость

в

определении

содержания

духовно

нравственных

ценностей, заявленных ФГОС;

- наличие массы спускаемых на школу

формальных показателей и, как

следствие, вынужденная ориентация педагогов на формально – отчетную

деятельность;

- существование системы стимулирующей части оплаты труда и ориентация

педагогов не на реальную работу, а на зарабатывание баллов;

-

ориентация

при

аттестации

на

заполнение

портфолио,

что

вынуждает

педагогов стараться наполнить его любыми способами.

Вместе

с

тем,

все

чаще

наиболее

честная

часть

педагогического

сообщества выражает озабоченность такой ситуацией и ищет способы ее

преодоления.

Это

прослеживается

и

в

требованиях

социального

и

государственного заказов. Возникает противоречие : государство и общество

возлагают на воспитание все более значимые задачи, а перед образованием

появляется

все

больше

соблазнов

и

возможностей

для

имитации

в

этом

направлении.

Как же можно бороться с имитацией воспитательной деятельности?

Во

первых,

педагогическому

сообществу

необходимо

определиться

в

определении содержания духовно – нравственных ценностей, на которые

следует

ориентировать

учащихся.

Для

этого

нужно

повысить

роль

дискуссионных площадок ( к сожалению, формат большинства конференций

нацелен на повествование педагогов о своей успешной деятельности);

Во – вторых, было бы желательно поменять систему оплаты труда педагогов.

Старая

модель,

в

которой

кроме

основной

части

зарплаты

определялся

десятипроцентный фонд оплаты труда имела ряд преимуществ. В частности,

определяемых надбавок за дополнительные результаты труда было немного и

они были прозрачны. Имиджевых показателей практически не было, поэтому

многие моменты определялись не материальной, а моральной мотивацией,

поэтому

у

педагогов

не

было

соблазна

участвовать

в

пафосных

мероприятиях. Они стремились работать, а не зарабатывать баллы,

В – третьих, необходима учебно – воспитательная среда, ориентированная на

развитие воспитательного потенциала. Эта среда, на наш взгляд, должна

включать в себя следующие компоненты:

1.Школьный уровень:

- наличие системного подхода в учебно – воспитательном процессе. Наиболее

удачный проект – « Институциальная модель гражданского образования»

( А.Борисов, Ю. Василенко);

- организация сотрудничества между педагогами, учениками, родителями и

администрацией;

- наличие демократического уклада и реально действующего ученического

самоуправления.

2.Внеклассная и внешкольная деятельность:

- организация значимой проектной деятельности;

- организация разнообразных и массовых социальных практик;

- организация эффективного социального партнерства.

Главным

способом

преодоления

имитационной

деятельности

является

проведение

общественной

экспертизы.

Данная

экспертиза

должна

быть

внутренней

и

внешней.

Внутренняя

экспертиза

включает

в

себя

оценку

качества воспитания в учереждении. Примером такой экспертизы является

мониторинг

качества

реализации

программы

гражданского

образования

школы № 3 г. Краснокамска (авторы – Р. Винецкий и Е. Погоржальская),

включающий в себя систему анкетирования всех субъектов образовательного

процесса.

Внешняя

экспертиза

должна

осуществляться

независимой

некоммерческой

организацией

либо

на

основе

государственного

или

регионального

конкурса,

либо

на

основе

выбора

учереждения

из

конкурирующих субъектов (при условии действия программы регионального

финансирования).



В раздел образования