Автор: Винецкий Рудольф Валентинович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ Средняя общеобразовательная школ №3
Населённый пункт: г. Краснокамск Пермского края
Наименование материала: Статья
Тема: Роль учителя в смене идеологических парадигм гражданского образования
Раздел: полное образование
Роль учителя в смене идеологических парадигм гражданского образования
Винецкий Р.В., учитель истории
МАОУ «СОШ № 3» г.Краснокамска
Школа является важнейшим социальным институтом, осуществляющим процесс
гражданского
образования и социализации личности. При этом, главными субъектами
данного процесса становятся учителя гуманитарного цикла – историки, обществоведы и
литераторы, так как именно они закладывают в сознание учащихся смыслы гражданских
ценностей.
Насколько
качественно
они
это
делают,
настолько
хорошими
гражданами
становятся их выпускники и настолько успешно они воздействуют на развитие общества.
Всего за последние 40 лет общество сменило несколько идеологических парадигм,
и
сам
этот
факт
настораживает
(точнее,
настораживает
сама
скорость
и
легкость
изменений).
Первой парадигмой можно считать коммунистическую идеологию, которая была
основой всего советского общества. С одной стороны, для учителя она была вполне
приемлимой,
так
как
логично
объясняла
на
основе
марксистского
подхода
сущность
исторического развития и социально-политические процессы. С другой стороны, в 1970-е
годы трансляция коммунистической идеологии становилась все более догматичной, а
учителю все в большей степени приходилось не учить истории и литературе, а правильно
объяснять политику партии, в самом же учебном процессе главным стало не мышление, а
заучивание.
Но
ведь
на
учителях
гуманитариях
лежала
миссия
формирования
мировоззрения школьников! И с этой миссией они, увы, не справились. Особенно это
проявилось на рубеже 1970-80-х годов. Да, был застой, да, был дефицит, но кризис, как
говорится, в умах. Конечно, не совсем правильно взваливать крушение СССР лишь на
учителей гуманитариев, но и их вина в этом есть, так как в школах в это время стали
преобладать не очень образованные и не очень старающиеся мыслить педагоги, которые
просто решали поставленные сверху задачи.
Переход ко второй парадигме произошел в период перестройки. Обновление,
демократизация, гласность – все это всколыхнуло советскую интеллигенцию в целом и
педагогов
в
частности.
Лозунги:
«Больше
социализма!»
и
«Даешь
социализм
с
человеческим лицом!» незаметно привели к формированию социалистической идеологии.
На волне перестройки выплеснулось, наконец, скрытое критическое мышление. Стирание
«белых пятен истории», возвращение забытых имен, новая десталинизация (но пока еще
при почитании Ленина) – все это привело к тому, что самыми яркими учителями стали
историки и литераторы, а вместо учебников и исторических источников использовались
периодическая печать и публицистика (что, кстати, для исторической науки является
крайне опасным).
В рамках второй парадигмы неизбежно вызревала третья – либеральная, так как с
усилением социально-экономического кризиса в обществе стали рушиться все советские
постулаты – развенчивался марксизм, демонизировался Ленин, а затем и вся компартия
(что позволило Горбачеву ее распустить), определялся приоритет прав и свобод человека
(главная
либеральная
ценность),
пропагандировались
и
организовывались
частная
собственность и рыночная экономика. Многие передовые учителя и здесь стали адептами
воспитания
либеральных
ценностей,
хотя
уже
явно
вызревало
противоречие
между
школой, как авторитарным институтом и личностью ученика.
Наступил
двадцать
первый
век.
От
периода
разрушения
и
социальной
разобщенности
начался
переход
к
периоду
восстановления
и
консолидации
на
базе
патриотизма. При этом постепенно сформировалась вертикаль власти, стали появляться
новые учебники, ЕГЭ, ФГОС (с концепцией духовно-нравственного развития личности),
либеральные
политики,
доминирующие
в
90-е,
стали
маловостребованными,
а
слово
«либерал» - нередко и ругательным. Приоритетными стали такие ценности, как традиции,
государственность,
семья,
что
свидетельствует
о
переходе
к
четвертой
парадигме
–
консервативной,
а
сейчас
–
все
более
и
более
к
традиционалистской,
так
как
все
значительней становится роль религии и церкви.
При
этом,
в
головах
многих
педагогов
наблюдается
полный
сумбур.
С
одной
стороны, современному учителю некогда заниматься смыслообразованием – он настолько
погружен в отчетную деятельность и в подготовку учеников к ВПР, ТОГЭ, ОГЭ и ЕГЭ, что
опять, как в старые времена вынужден быть транслятором того, что установила власть. С
другой стороны, в головах учителей причудливо сочетаются несочитаемые ценности –
приоритет прав и свобод человека и толерантность (либерализм) с преклонением перед
традиционными ценностями и религией (традиционализм).
Что же делать современному историку, обществоведу, литератору? Может быть,
действительно, его роль заключается в том, что бы исполнять то, что содержится в
нормативных документах и просто готовить детей к экзаменам? Может и нет никакой
мировоззренческой функции у образования? Может быть, но тогда учитель перестает быть
педагогом, а становится просто преподавателем (урокодателем). Если же учитель хочет
быть настоящим педагогом, то все-таки мировоззренческую миссию на себя ему взять
придется. Если этого не случится, то мы можем прийти к пятой, фашистской парадигме,
либо просто государство развалится. И то, и другое недопустимо.
В первую очередь, учитель должен разобраться со своей личной идеологической
ориентацией, кто он – либерал, консерватор социал-демократ или коммунист? Для этого
многим придется провести довольно серьезную ревизию своего сознания.
Во-вторых,
учитель
должен
так
организовать
учебно-воспитательный
процесс,
чтобы ученики сами стали определяться со своими духовно-нравственными ценностями
(учитывая, что в России постулируется идеологическое многообразие).
В-третьих,
при
формировании
критического
мышления
школьников,
учитель
обязан быть максимально объективным и должен научить отличать факты от мнений и
оценок.
В-четвертых, необходимо учитывать изменение роли учителя в информационном
обществе, где учитель потерял монополию на информацию (ее ученики добывают сами).
Роль учителя при этом не снижается, а изменяется – теперь он должен не только подобрать
и предложить нужные ссылки формирования объемной картины мира (а это непросто), но
и
так
организовать
учебно-воспитательный
процесс,
чтобы
в
нем
постоянно
присутствовало
смылообразование.
Поэтому,
чтобы
успешно
осуществлять
свою
мировоззренческую
миссию,
учителю
необходимо
быть
не
только
информационно-
компетентным, но и глубоко образованным человеком. И именно здесь, на мой взгляд,
скрывается один из способов успешной модернизации образования.