Напоминание

Создание ситуации успеха как важнейший фактор мотивации в учебном процессе


Автор: Багомедова Уздият Магомедсаидовна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ФГБОУ ВО НГИИ "Политехнический колледж"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: статья
Тема: Создание ситуации успеха как важнейший фактор мотивации в учебном процессе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА

КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР МОТИВАЦИИ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Багомедова Уздият Магомедсаидовна,

преподаватель Политехнического колледжа

ФГБОУ ВО «Норильский государственный индустриальный институт»

Современная система российского образования ориентирована не только на высокое

качество образования, но и на реализацию здоровьесберегающих технологий обучения и

воспитания, ведь будущее страны напрямую зависит от здоровья морального и здоровья

физического подрастающего поколения.

Однако, сейчас мы всё чаще слышим о том, что здоровье детей в последние годы

явно

ухудшается.

Причин

этого

явления

множество,

но

одной

из

наиболее

распространенных

причин

заболеваемости

и

в

целом

ухудшения

состояния

здоровья

учащихся является

частое пребывание в стрессовой ситуации, вызванной неудачами,

тревогой, волнением перед возможным неуспехом.

Изменить такое положение может каждый педагог, применяя на своих уроках

методы и приемы, которые помогли бы обучающемуся почувствовать себя успешным,

ощутить радость открытия, восторг понимания, умения, знания. Выдающийся педагог

В.А. Сухомлинский утверждал: «Успех в учении - единственный источник внутренних

сил ребенка, рождающий энергию для преодоления

трудностей, желания учиться».

Как показывает опыт, и как свидетельствуют наблюдения родителей, педагогов и

самих

обучающихся,

большинство

детей

теряет

интерес

к

обучению

от

того,

что

испытывают на уроках серьёзные трудности. Именно поэтому учебные занятия должны

быть

нацелены

на

создание

условий

для

достижения

успеха

в

учёбе

каждым

обучающимся, и в итоге, через достижение этого вдохновляющего состояния восторга от

успеха прийти к самореализации, самосовершенствованию, к ответственности за здоровье

каждого обучающегося.

Под ситуацией успеха понимают такое целенаправленное, организованное

сочетание условий,

при

котором

создается

возможность

достичь

значительных

результатов в деятельности. Педагоги-практики отмечают, что создание ситуации успеха

является

результатом

тщательно

продуманной,

подготовленной

стратегии

и

тактики.

Как полагают многие современные педагоги, ученик только тогда тянется к знаниям,

когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес,

подкрепленные успехом.

В связи с этим можно смело утверждать, что главный смысл деятельности педагога,

преподавателя

состоит

в

том,

чтобы

создать

каждому

обучающемуся,

воспитаннику

ситуацию успеха. При этом важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – это

результат созданной подобной ситуации. Ситуация - это то, что может организовать

педагог, преподаватель, учитель, а переживание

успеха,

радости - это нечто более

субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача педагога, учителя

состоит в

том,

чтобы подарить каждому из своих

воспитанников это состояние

1

окрылённости успехом, дать возможность пережить радость достижения, осознать свои

возможности, поверить в себя.

Исследователи утверждают, что переживание учеником ситуации успеха даёт

чрезвычайно

важные

положительные

результаты:

во-первых,

повышает

мотивацию

учения и развивает познавательные интересы, позволяет обучающемуся почувствовать

удовлетворение

от

учебной

деятельности;

во-вторых,

стимулирует

к

высокой

результативности учебы; в-третьих, корректирует такие личностные особенности, как

тревожность, неуверенность, уровень самооценки;

в-четвертых, развивает активность,

инициативность, креативность; и, в итоге, поддерживает благоприятный психологический

климат в учебном коллективе.

С чего начинается создание ситуации успеха на уроке? Успех начинается с

признания детьми, обучающимися права учителя учить. Возможно, с необычного начала

урока. С создания

благоприятного психологического

климата, обстановки доверия и

жизнерадостности,

разумного

сочетания

репродуктивных

и

творческих

методов.

С

предвкушения необычности, способности учителя удивлять.

Деятельность педагога, учителя – преподавание, строится на основе системы

методов. Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для

переживания учащимися ситуации успеха.

Система методов создания ситуации успеха на уроке:

1. Методы дифференцированного обучения.

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того,

что

учащиеся

различаются

своими

задатками,

уровнем

подготовки,

восприятием

окружающего, чертами характера. Задача педагога состоит в том, чтобы дать возможность

учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и

вселить уверенность в своих силах. Дифференцированное обучение позволяет каждому

ученику

работать

в

своем

темпе,

позволяет

справиться

с

заданием,

активизирует

повышение интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

2. Методы коллективного обучения.

Созданию ситуации успеха способствует также использование педагогом в

учебно-воспитательном

процессе

коллективных

форм

обучения.

В

данном

случае

действует принцип «Одна голова хорошо, а две - лучше», или «Что одному не под силу,

то

легко

коллективу».

Часть

обучающихся,

к

сожалению,

нередко

чувствуют

неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре

постоянного

или

сменного

состава,

в

группе,

обучающиеся

получают

возможность

справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в

урок коллективных форм

обучения

позволяет

педагогу

оживить

занятие,

учитель

предоставляет

возможность

реализации коммуникативных потребностей учеников.

3. Сочетание

репродуктивных,

проблемно-поисковых

и

творчески-

воспроизводящих методов обучения.

Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетание

педагогом репродуктивных, проблемно-поисковых и творчески-воспроизводящих методов

обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения.

Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет обучающихся на её решение,

организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются

причинно-следственные связи. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает

2

прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою

причастность к происходящему на уроке.

4. Проектный метод.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию

фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная

творческая работа обучающихся под руководством педагога. Проекты могут выполняться

обучающимися как индивидуально, так и группами.

5. Диагностика эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-

воспитательного процесса.

Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в учебном

коллективе в течение учебного дня,

и насколько успешно оценивают свои учебные

достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит

учащихся,

подводя

итоги

урока,

использование

самооценки

и

взаимооценки

обучающимися друг друга в течение урока.

Приемы создания ситуации успеха.

1. «Эмоциональное поглаживание».

Преподаватель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит

ободряющие слова-похвалы: «молодец»,

«умница»,

«замечательно», «отлично», «я

горжусь вами!».

Однако, в действительности, к сожалению, ещё нередки случаи, когда обучающийся

слышит из уст преподавателя нелестные характеристики в свой адрес. Они зачастую

воспринимаются

учащимся

как

унижающие

его

человеческое

достоинство.

Внушить

ученику

веру

в

себя,

поддержать

его,

продемонстрировать

готовность

помочь

в

преодолении

трудностей,

-

в

этом

залог

успешного

обучения

и

воспитания.

2. «Умышленная ошибка».

Мы ведь привыкли, что только педагог может указывать учащимся на ошибки. Когда

же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится

его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя! Прием «умышленная ошибка» можно

применять

с

учетом

возраста

только

на

известном

учащимся

материале,

который

используется в доказательстве в качестве опорного знания.

3. «Эврика».

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при

которых учащийся, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу,

раскрывающему

неизвестные

для

него

ранее

возможности.

Он

должен

получить

интересный

результат,

открывший

перспективу

познания.

Заслуга педагога будет

состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать

учащегося,

поставить

перед

ним

новые,

более

серьезные

задачи,

вдохновить

на

их

р

е

ш

е

н

и

е

.

4 . «Эскалатор».

Педагог ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням

знаний,

психологического

самоопределения,

обретения

веры

в

себя

и

окружающих.

5. «Шанс».

Подготовленные педагогические ситуации, при которых учащийся получает

возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные

3

ситуации педагог может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет

его материализовать.

6. «Сопереживание».

Этот прием взывания к чувствам ученика можно применять в том случае, когда есть

надежда, что искреннее обращение педагога к лучшим чувствам обучающихся получит

понимание.

7. «Взлет».

Главная роль отведена преподавателю. Интеллектуальный потенциал скрывается в

каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию,

превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово педагога

рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное

чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя.

8. «Следуй за нами».

Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль учащегося, дать ему возможность

обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция

окружающих будет

служить

для

него

одновременно

и

сигналом

пробуждения,

и

стимулом

познания,

и

результатом усилий.

9. «Обмен ролями».

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал

интеллектуальных, эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают

важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена

ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации

успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».

10. «Заражение».

В случае, если успех отдельного учащегося станет стимулом для успеха других,

перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Механизм

«заражения» построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая

радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов

нескольких микрогрупп обучающихся. Ее осознание, переживание определяется ролью

этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях учащегося окружающие видели

результаты своего труда, а сам обучающийся понимал, что его радость - это радость

поддержки, радость состояния «своего среди своих».

11. «Горизонт».

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир

неведомого, обучающийся может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с

трудностями,

неудачами.

У

него

будет

формироваться

уважительное

отношение

к

возможностям человеческого разума.

12. «Отсроченная отметка».

Отметка выставляется лишь тогда, когда учащийся заслуживает либо

положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой.

Отметка - зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и

обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о движении вперед, о достижении

учащегося. Не следует торопиться с плохими отметками, учащемуся нужно дать шанс!

13. «Интеллектуальная инверсия» (изменение положения компонентов,

расположение их в обратном порядке).

4

Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его

можно представить так: педагог получает знания, передает их учащимся, а те, в свою

очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их

приобретать,

обогащают интеллектуальный

фонд педагога. Таким образом, у обучающихся тоже

формируется свой интеллектуальный потенциал.

Можно даже говорить о потенциале

учебного коллектива. Формула: потенциал педагога рождает группу потенциалов, которые

постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы «заряжать» потенциалы обучающихся,

педагог должен

неустанно пополнять свой, а стимулом для этого процесса служит

интеллектуальный рост учеников, «подключаясь» к которому педагог получает новый

заряд энергии.

14. «Исповедь» или «Когда учитель плачет».

Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искреннее

обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный

оклик. Как его применять - дело техники, опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь

надо всё точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.

Педагог в процессе своей творческой деятельности может моделировать различные

типы ситуаций успеха:

1. «Неожиданная радость» - чувство удовлетворения от того, что результаты

деятельности

учащегося

превзошли

его

ожидания.

С

педагогической

точки

зрения,

неожиданная

радость

-

это

результат

продуманной,

подготовленной

деятельности

п

р

е

п

о

д

а

в

а

т

е

л

я

.

2. «Общая радость» - это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на

успех

члена

своего

коллектива.

Обучающийся

достиг

нужной

для

себя

реакции

коллектива.

Общей

радостью

считают

только

те

реакции

коллектива,

которые

дают

возможность учащемуся почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.

3. «Радость познания». Учебный труд может доставлять радость не столько от

познания

нового,

сколько

от

других

факторов.

Радость

познания

по

своей

сути

альтруистична.

Познание

опирается

на

самообразование,

на

самопознание.

Радость

познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Её

главное

условие

-

общение.

Выращивание

познавательного

интереса

и

есть

предмет

заботы педагога, формирующего радость познания.

Без ощущения успеха у обучающегося пропадает интерес к процессу обучения и в

целом к учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено

рядом

обстоятельств,

среди

которых

можно

назвать

недостаток

знаний

и

умений,

психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция, и

другие. Поэтому педагогически оправдано создание для обучающегося ситуации

успеха

-

субъективное

переживание

удовлетворения

от

процесса

и

результата

самостоятельно выполненной деятельности.

В настоящее время многое изменилось в образовании. Много говорят о внимании к

каждому

учащемуся,

о

создании

в

образовательной

организации

атмосферы

психологического комфорта. Каждый обучающийся приходит учиться преисполненный

желания познавать новое, быть успешным в этом новом для него мире, где именно от

педагога в первую очередь зависит, каких вершин смогут достигнуть его воспитанники.

«Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении - это его духовная жизнь, его

внутренний мир, игнорирование

которого может привести к печальным результатам.

5

Ребенок

не

только

узнает

что-то,

усваивает

материал,

но

и

переживает

свой

труд,

высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается», - писал великий

педагог К.Д. Ушинский.

Только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению

появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении

знаниями.

Ребенок,

никогда

не

познавший

радости

труда

в

учении,

не

переживший

гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться. Первой

заповедью воспитания К.Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда,

успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за

свои достижения. В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной

деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а

учебное заведение - стать школой радости - радости

познания,

радости

творчества,

радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому

ученику ситуацию успеха. Если ребенку удастся добиться успеха в процессе обучения, то

у него есть все шансы на успех и в дальнейшей взрослой жизни. А.С. Белкин, доктор

педагогических наук, твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться

на его «светлое будущее».

Использование ситуации успеха должно помочь учащимся осознать себя

полноценной

личностью.

Переживание

успеха

внушает

человеку

уверенность

в

собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы

еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате

успешной

деятельности,

создают

ощущение

внутреннего

благополучия,

что,

в

свою

очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Список использованных источников

1.

А.С. Белкин. «Ситуация успеха. Как её создать». М.: Просвещение, 1991.

2.

В.А. Сухомлинский. «Сто советов учителю». К.: «Советская школа», 1984.

3.

К.Д. Ушинский. «Труд в его психическом и воспитательном значении». Избранные

сочинения / К.Д. Ушинский, М.: Издательство Юрайт, 2018.

6



В раздел образования