Автор: Макеева Ирина Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Яблонька"
Населённый пункт: Ульяновская обл., Мелекесский р–н., р.п. Мулловка
Наименование материала: Статья – пособие
Тема: Дыхательная гимнастика
Раздел: дошкольное образование
Комплекс № 5
5А. «Послушаем своё дыхание»
Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип
дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.
И. п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища
расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и
определяют: куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная
клетка, плечи или все части – волнообразно); какое дыхание: поверхностное
(лёгкое) или глубокое; какова частота дыхания: часто происходит вдох –
выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой);
тихое, неслышное дыхание или шумное.
5Б. «Дышим тихо, спокойно и плавно»
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после
физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс
дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за
расслаблением своего организма и психики.
И. п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки).
Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться,
прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох
через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно,
так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при
выдыхании.
5В. «Подыши одной ноздрёй»
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и
верхних дыхательных путей.
И. п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй
делать тихий продолжительный вдох. Как только вдох окончен, открыть
правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через
правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным
опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх,
чтобы в животе образовалось «ямка» (Повторить 3-6 раз).
Примечание: после этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй
сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем
другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно.
Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.
5Г. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости,
осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание
на нижнем дыхании.
И. и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза
закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе
ладони. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу,
пупок как бы опускается. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий –
живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.
(Повторить 4-10 раз).
5Д. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание)
Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё
внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.
И. п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и
сконцентрировать на них внимание.
Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.
Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной
клетки и медленно освобождают зажим.
На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в
нижней части рёбер.
(Повторить 6-10 раз).
Примечание: мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В
начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и
разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.
5Е. «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути,
обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.
И. п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и
сконцентрировать внимание на них и плечах.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и
опусканием ключиц и плечей.
(Повторить 4-8 раз).
5Ж. «Ветер» (очистительное полное дыхание).
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной
системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.
И. п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом,
втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая
живот и рёбра грудной клетки. Задержать дыхание на 3-4 с.
Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми
выдохами. (Повторить 3-4 раза).
Примечание: упражнение не только великолепно очищает (вентилирует)
лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость.
Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно
чаще.
5З. «Радуга, обними меня»
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной
системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.
И. п.: стоя или в движении.
Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задержать дыхание
на 3-4 с. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и
втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем
скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку,
другая на плечо. (Повторить 3-4 раза).
5И. «Ёжик».
Цель: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с
напряжением тонуса определённых групп мышц.
Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым
поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц
всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея
напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
(Повторить 4-8 раз).
5К. «Губы «трубкой».
Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы.
Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до
отказа. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух
через нос плавно и медленно.
(Повторить 4-6 раз).
5Л. «Ушки».
Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи
остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как
можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не
поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки.
Выдох произвольный. (Повторить 4-5 раз.)
5М. «Пускаем мыльные пузыри».
При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы
носоглотки. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос,
как бы пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом,
напрягая мышцы носоглотки. Выдох спокойный через нос с опущенной
головой. (Повторить 3-5 раз).
5Н. «Язык трубкой».
Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и
тоже сложить «трубкой». Медленно втягивая воздух через «трубку» языка,
заполнить им все лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.
Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы
подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд. 4. Поднять голову и спокойно
выдохнуть воздух через нос. (Повторить 4-8 раз).
5О. «Насос».
Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне
делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании
шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).
Выдох произвольный. (Повторить 3-6 раз).
Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.
Усложнение. Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад
(большой маятник), делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд
свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.
При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки. (Повторить 3-5 раз).
5П. «Планета «Сат – Нам» - отзовись!» (йоговское дыхание).
Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей
дыхательной мускулатуры.
И. п.: сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина
выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных,
переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как
стрела. После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат – Нам».
(Повторить 3-5 раз).
Примечание: «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к
позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» произносить мягко,
расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.
Цикл дыхания: выдох «Сат» - пауза – вдох «Нам». С произнесением «сат»
напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки,
пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - всё расслабляется.
Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз
произнесут «Сат – Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!».
5Р. «Инопланетяне».
Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей
дыхательной мускулатуры.
И. п.: 3-4 раза из положения, лёжа на спине, 3-4 раза стоя.
Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например:
«Инопланетяне просыпаются, напрягаются».
1.
Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную
клетку.
2.
Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.
3.
Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая «Я
сильный (ая)».
4.
Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.
5С «Дыхательные имитационные упражнения»
«Трубач». Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту.
Медленный выдох с громким произношением звука «ПФ-Ф-Ф».
(Повторить 4-5 раз).
«Каша кипит». Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на
груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая
живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».
(Повторить 1-5 раз).
«На турнике». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих
руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку
опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука «Ф-Ф-
Ф».
(Повторить 3-4 раза).
5Т. «Партизаны». Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба, высоко поднимая
колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 шагов – выдох с произвольным
произношением слова «ти-ш-ш-е».
Повторять 1, 5 мин.
«Семафор». Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и
медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука
«С-С-С».
Повторить 3-4 раза.
«Регулировщик». Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука
поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять
положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р».
Повторить 4-5 раз.
5У. «Летят мячи». Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди
вперёд, произнести при выдохе длительное «ух-х-х».
Повторять 5-6 раз.
«Лыжник». Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением
звука «м-м-м».
Повторять 1, 5-2 мин.
«Маятник». Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за
спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны,
вправо и влево. При наклоне в стороны – вдох с произношением звука «ту-у-
у-у-х-х».
Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.
«Гуси летят». Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в
стороны. На выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука «гу-у-
у». (Повторять 1-2 мин).
5Ф «Комплекс дыхательных упражнений игрового характера»
Ходьба. Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и
отведены назад, грудная клетка развёрнута. Проверить осанку. Обычная
ходьба; ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на наружном своде стопы.
Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по залу. Следить за
осанкой. Продолжительность ходьбы 40-60 с. Педагог говорит стихи,
направляя ими детей на нужные движения:
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках,
Мы идём, как все ребята,
И как мишка косолапый
(стихи Е. Антоновой-Чалой).
5Х. «Куры». Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки -
«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно
похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к
плечам – вдох. (Повторить 3-5 раз)
Бормочут куры по ночам,
Бьют крыльями тах-тах (выдох),
Поднимем руки мы к плечам (вдох),
Потом опустим – так
(Е. Антоновой-Чалой).
5Ц. «Самолёт». Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху.
Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж...»
- выдох; стать прямо, опустить руки – пауза. (Повторить 2-4 раза в каждую
сторону).
Расправил крылья самолёт,
Приготовились в полёт.
Я направо погляжу:
Жу-жу-жу.
Я налево погляжу:
Жу-жу-жу
(Е. Антоновой-Чалой).
5Ч. «Насос». Дети стоят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться
поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука
«ссс...», выпрямляясь – вдох. (Повторять 4-6 раз).
Это очень просто –
Покачай насос ты.
Направо, налёг...
Руками скользя,
Назад и вперёд
Наклоняться нельзя.
Это очень просто –
Покачай насос ты
(Е. Антоновой-Чалой).
5Ш. «Дом маленький, дом большой». Дети стоят. Присесть, обхватив
руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у
зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх,
потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по
залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька». (Повторить 4-6 раз).
У медведя дом большой,
А у зайки – маленький.
Мишка наш пошёл домой
Да и крошка заинька
(Е Антоновой-Чалой).
5Щ. «Подуем на плечо». Дети стоят, руки опущены, ноги слегка
расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на
плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова
прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь
сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом.
Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.
(Повторить 2-3 раза).
Подуем на плечо,
Подуем на другое.
Нас солнце горячо
Пекло дневной порой.
Подуем на живот,
Как трубка станет рот.
Ну а теперь на облака
И остановимся пока.
Потом повторим всё опять:
Раз, два и три, четыре, пять
(Е. Антоновой-Чалой).
5Ы. «Косарь». Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом
перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное
положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки
через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют
вместе с ним слоги «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение,
сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:
Косарь идёт косить жнивьё:
Зу-зу, зу-зу, зу-зу.
Идём со мной косить вдвоём:
Замах направо, а потом
Налево мы махнём.
И так мы справимся со жнивьём.
Зу-зу, зу-зу вдвоём.
5Э. «Цветы». Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи:
Каждый бутончик склониться бы рад
Направо, налево, вперёд и назад.
От ветра и зноя бутончики эти
Спрятались живо в цветочном букете
(Е. Антоновой-Чалой).
По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову
(«бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя
вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки
вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались.
(Упражнение повторить 6-8 раз).
5Ю. «Ёж». Дети ложатся на спину (на ковёр), руки прямые, вытянуты за
голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох
через нос при чтении двустишия:
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая
полный, глубокий выдох при чтении стиха:
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ёжик, становятся
«большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и
выдох через нос. (Всё упражнение повторить 4-6 раз).
5Я. «Трубач». Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают
трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят:
Тру-ру-ру, бу-бу-бу!
Подудим в свою трубу.
«Жук». Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично
сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж...» - выдох.
Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох.
Повторить упражнение 4-5 раз:
Жж-у, - сказал крылатый жук,
Посижу и пожужжу.
5АА. «Поиграем животиками». В
положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при
этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы
упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо
небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом
поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она
качается на качелях. Второй вариант: В положении стоя дети выполняют
глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения
живота руками.
5ББ. «Узнай по запаху».
Дети по очереди нюхают, например цветы, стараясь запомнить их запах.
Взрослый просит ребенка закрыть глаза и подносит ему один из цветков,
предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребенок
должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем
выдох и назвать угаданный цветок. Для того чтобы ребенок сделал глубокий
диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать
цветок. А затем, держа цветок перед лицом малыша, педагог просит ребенка
положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое
дыхание.
5ВВ. «Носик и ротик поучим дышать».
Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными
способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза),
показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь
ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо
рта воздушную струю. Второй вариант. Аналогично проводятся
упражнения: вдох ртом – выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох
ртом – выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе
закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).
5ГГ. «Загони мяч в ворота».
Взрослый показывает детям, как нужно подуть на «мяч», чтобы загнать его в
игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение.
Побеждает тот, кто сумел отправить «мяч» в ворота с одного выдоха.
5ДД. «Погудим».
Взрослый демонстрирует детям, как можно подуть в пузырек, чтобы он
загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а
выдуваемая воздушная струя - «ветерок» быть достаточно сильной. Затем по
очереди дети сами дуют в свои пузырьки, добиваясь возникновения гудящего
звука. В заключение упражнения все дети дуют одновременно. При
обыгрывании упражнения можно предложить малышам несколько вариантов,
когда гудение может означать сигнал парохода, паровоза или завывание ветра.
Можно использовать пузырек в качестве музыкального инструмента,
заставляя его гудеть по сигналу педагога во время исполнения специально
подобранной музыки.