Напоминание

Дыхательная гимнастика


Автор: Макеева Ирина Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Яблонька"
Населённый пункт: Ульяновская обл., Мелекесский р–н., р.п. Мулловка
Наименование материала: Статья – пособие
Тема: Дыхательная гимнастика
Раздел: дошкольное образование





Назад




Комплекс № 5

5А. «Послушаем своё дыхание»

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип

дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И. п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища

расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и

определяют: куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная

клетка, плечи или все части – волнообразно); какое дыхание: поверхностное

(лёгкое) или глубокое; какова частота дыхания: часто происходит вдох –

выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой);

тихое, неслышное дыхание или шумное.

5Б. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после

физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс

дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за

расслаблением своего организма и психики.

И. п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки).

Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться,

прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох

через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно,

так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при

выдыхании.

5В. «Подыши одной ноздрёй»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и

верхних дыхательных путей.

И. п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй

делать тихий продолжительный вдох. Как только вдох окончен, открыть

правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через

правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным

опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх,

чтобы в животе образовалось «ямка» (Повторить 3-6 раз).

Примечание: после этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй

сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем

другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно.

Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

5Г. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости,

осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание

на нижнем дыхании.

И. и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза

закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе

ладони. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу,

пупок как бы опускается. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий –

живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

(Повторить 4-10 раз).

5Д. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё

внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

И. п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и

сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной

клетки и медленно освобождают зажим.

На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в

нижней части рёбер.

(Повторить 6-10 раз).

Примечание: мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В

начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и

разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

5Е. «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути,

обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

И. п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и

сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и

опусканием ключиц и плечей.

(Повторить 4-8 раз).

5Ж. «Ветер» (очистительное полное дыхание).

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной

системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И. п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом,

втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая

живот и рёбра грудной клетки. Задержать дыхание на 3-4 с.

Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми

выдохами. (Повторить 3-4 раза).

Примечание: упражнение не только великолепно очищает (вентилирует)

лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость.

Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно

чаще.

5З. «Радуга, обними меня»

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной

системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И. п.: стоя или в движении.

Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задержать дыхание

на 3-4 с. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и

втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем

скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку,

другая на плечо. (Повторить 3-4 раза).

5И. «Ёжик».

Цель: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с

напряжением тонуса определённых групп мышц.

Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым

поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц

всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея

напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

(Повторить 4-8 раз).

5К. «Губы «трубкой».

Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы.

Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до

отказа. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух

через нос плавно и медленно.

(Повторить 4-6 раз).

5Л. «Ушки».

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи

остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как

можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не

поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки.

Выдох произвольный. (Повторить 4-5 раз.)

5М. «Пускаем мыльные пузыри».

При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы

носоглотки. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос,

как бы пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом,

напрягая мышцы носоглотки. Выдох спокойный через нос с опущенной

головой. (Повторить 3-5 раз).

5Н. «Язык трубкой».

Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и

тоже сложить «трубкой». Медленно втягивая воздух через «трубку» языка,

заполнить им все лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.

Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы

подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд. 4. Поднять голову и спокойно

выдохнуть воздух через нос. (Повторить 4-8 раз).

5О. «Насос».

Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне

делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании

шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).

Выдох произвольный. (Повторить 3-6 раз).

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад

(большой маятник), делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд

свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки. (Повторить 3-5 раз).

5П. «Планета «Сат – Нам» - отзовись!» (йоговское дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей

дыхательной мускулатуры.

И. п.: сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина

выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных,

переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как

стрела. После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат – Нам».

(Повторить 3-5 раз).

Примечание: «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к

позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» произносить мягко,

расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.

Цикл дыхания: выдох «Сат» - пауза – вдох «Нам». С произнесением «сат»

напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки,

пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - всё расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз

произнесут «Сат – Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!».

5Р. «Инопланетяне».

Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей

дыхательной мускулатуры.

И. п.: 3-4 раза из положения, лёжа на спине, 3-4 раза стоя.

Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например:

«Инопланетяне просыпаются, напрягаются».

1.

Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную

клетку.

2.

Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.

3.

Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая «Я

сильный (ая)».

4.

Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

5С «Дыхательные имитационные упражнения»

«Трубач». Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту.

Медленный выдох с громким произношением звука «ПФ-Ф-Ф».

(Повторить 4-5 раз).

«Каша кипит». Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на

груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая

живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».

(Повторить 1-5 раз).

«На турнике». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих

руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку

опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука «Ф-Ф-

Ф».

(Повторить 3-4 раза).

5Т. «Партизаны». Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба, высоко поднимая

колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 шагов – выдох с произвольным

произношением слова «ти-ш-ш-е».

Повторять 1, 5 мин.

«Семафор». Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и

медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука

«С-С-С».

Повторить 3-4 раза.

«Регулировщик». Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука

поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять

положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р».

Повторить 4-5 раз.

5У. «Летят мячи». Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди

вперёд, произнести при выдохе длительное «ух-х-х».

Повторять 5-6 раз.

«Лыжник». Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением

звука «м-м-м».

Повторять 1, 5-2 мин.

«Маятник». Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за

спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны,

вправо и влево. При наклоне в стороны – вдох с произношением звука «ту-у-

у-у-х-х».

Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

«Гуси летят». Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в

стороны. На выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука «гу-у-

у». (Повторять 1-2 мин).

5Ф «Комплекс дыхательных упражнений игрового характера»

Ходьба. Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и

отведены назад, грудная клетка развёрнута. Проверить осанку. Обычная

ходьба; ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на наружном своде стопы.

Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по залу. Следить за

осанкой. Продолжительность ходьбы 40-60 с. Педагог говорит стихи,

направляя ими детей на нужные движения:

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках,

Мы идём, как все ребята,

И как мишка косолапый

(стихи Е. Антоновой-Чалой).

5Х. «Куры». Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки -

«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно

похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к

плечам – вдох. (Повторить 3-5 раз)

Бормочут куры по ночам,

Бьют крыльями тах-тах (выдох),

Поднимем руки мы к плечам (вдох),

Потом опустим – так

(Е. Антоновой-Чалой).

5Ц. «Самолёт». Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху.

Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж...»

- выдох; стать прямо, опустить руки – пауза. (Повторить 2-4 раза в каждую

сторону).

Расправил крылья самолёт,

Приготовились в полёт.

Я направо погляжу:

Жу-жу-жу.

Я налево погляжу:

Жу-жу-жу

(Е. Антоновой-Чалой).

5Ч. «Насос». Дети стоят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться

поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука

«ссс...», выпрямляясь – вдох. (Повторять 4-6 раз).

Это очень просто –

Покачай насос ты.

Направо, налёг...

Руками скользя,

Назад и вперёд

Наклоняться нельзя.

Это очень просто –

Покачай насос ты

(Е. Антоновой-Чалой).

5Ш. «Дом маленький, дом большой». Дети стоят. Присесть, обхватив

руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у

зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх,

потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по

залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька». (Повторить 4-6 раз).

У медведя дом большой,

А у зайки – маленький.

Мишка наш пошёл домой

Да и крошка заинька

(Е Антоновой-Чалой).

5Щ. «Подуем на плечо». Дети стоят, руки опущены, ноги слегка

расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на

плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова

прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь

сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом.

Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

(Повторить 2-3 раза).

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нас солнце горячо

Пекло дневной порой.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот.

Ну а теперь на облака

И остановимся пока.

Потом повторим всё опять:

Раз, два и три, четыре, пять

(Е. Антоновой-Чалой).

5Ы. «Косарь». Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом

перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное

положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки

через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют

вместе с ним слоги «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение,

сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:

Косарь идёт косить жнивьё:

Зу-зу, зу-зу, зу-зу.

Идём со мной косить вдвоём:

Замах направо, а потом

Налево мы махнём.

И так мы справимся со жнивьём.

Зу-зу, зу-зу вдвоём.

5Э. «Цветы». Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи:

Каждый бутончик склониться бы рад

Направо, налево, вперёд и назад.

От ветра и зноя бутончики эти

Спрятались живо в цветочном букете

(Е. Антоновой-Чалой).

По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову

(«бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя

вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки

вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались.

(Упражнение повторить 6-8 раз).

5Ю. «Ёж». Дети ложатся на спину (на ковёр), руки прямые, вытянуты за

голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох

через нос при чтении двустишия:

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая

полный, глубокий выдох при чтении стиха:

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ёжик, становятся

«большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и

выдох через нос. (Всё упражнение повторить 4-6 раз).

5Я. «Трубач». Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают

трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят:

Тру-ру-ру, бу-бу-бу!

Подудим в свою трубу.

«Жук». Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично

сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж...» - выдох.

Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох.

Повторить упражнение 4-5 раз:

Жж-у, - сказал крылатый жук,

Посижу и пожужжу.

5АА. «Поиграем животиками». В

положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при

этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы

упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо

небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом

поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она

качается на качелях. Второй вариант: В положении стоя дети выполняют

глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения

живота руками.

5ББ. «Узнай по запаху».

Дети по очереди нюхают, например цветы, стараясь запомнить их запах.

Взрослый просит ребенка закрыть глаза и подносит ему один из цветков,

предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребенок

должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем

выдох и назвать угаданный цветок. Для того чтобы ребенок сделал глубокий

диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать

цветок. А затем, держа цветок перед лицом малыша, педагог просит ребенка

положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое

дыхание.

5ВВ. «Носик и ротик поучим дышать».

Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными

способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза),

показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь

ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо

рта воздушную струю. Второй вариант. Аналогично проводятся

упражнения: вдох ртом – выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох

ртом – выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе

закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).

5ГГ. «Загони мяч в ворота».

Взрослый показывает детям, как нужно подуть на «мяч», чтобы загнать его в

игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение.

Побеждает тот, кто сумел отправить «мяч» в ворота с одного выдоха.

5ДД. «Погудим».

Взрослый демонстрирует детям, как можно подуть в пузырек, чтобы он

загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а

выдуваемая воздушная струя - «ветерок» быть достаточно сильной. Затем по

очереди дети сами дуют в свои пузырьки, добиваясь возникновения гудящего

звука. В заключение упражнения все дети дуют одновременно. При

обыгрывании упражнения можно предложить малышам несколько вариантов,

когда гудение может означать сигнал парохода, паровоза или завывание ветра.

Можно использовать пузырек в качестве музыкального инструмента,

заставляя его гудеть по сигналу педагога во время исполнения специально

подобранной музыки.



В раздел образования