Автор: Пивнева Карина Юрьевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МКУ ЦПП МСП "Детство" города Краснодара
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Использование метода моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Использование метода логопедического моделирования в коррекции
общего недоразвития речи дошкольников
Пивнева К.Ю.
учитель-логопед МКУ ЦППМСП «Детство» г.Краснодар
Практика логопедической работы показывает, что в качестве
эффективного
коррекционного
средства
можно
использовать
метод
наглядного
моделирования.
Он
позволяет
зрительно
представить
абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это
особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них
решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал
усваивается лучше вербального.
Наглядное моделирование- это воспроизведение существенных
свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование состоит из следующих этапов:
Усвоение и анализ сенсорного материала
Перевод его на знаково - символический язык
Работа с моделью
Формирование
навыков
наглядного
моделирования
происходит
в
определенной
последовательности
с
постоянным
повышением
доли
самостоятельного
участия
дошкольников.
При
развитии
навыков
наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
Знакомство с графическим способом представления информации
Развитие умения дешифровки модели
Формирование навыка самостоятельного моделирования
В
логопедической
работе
моделирование
выступает
как
определенный
метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа
новых явлений.
Игры и упражнения при нарушениях слоговой слова.
Моделирование позволяет образно представить структуру слова, используя
заместители
слогов,
из
которых
оно
состоит,
научиться
определять
количество
слогов,
соотносить
слово
со
слоговой
схемой.
Дети
подготавливаются к формированию навыка послогового чтения
«Рисуем» слова
Дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов. Детям
предлагают послушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они с
логопедом хлопнут в ладоши.
«Пирамида»
Дети учатся делить слова на слоги.
Дошкольникам
предлагается
расставить
картинки
на
соответствующие
кольца пирамиды: на нижнее – с одним слогом, на среднее – с двумя, на
верхнее – с тремя.
«Хлопки»
Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со
слоговой схемой.
Дошкольникам
предлагаются
названия
предметов
мебели.
Они
должны
хлопать
в
ладоши
соответственно
количеству
слогов
в
этих
словах
и
расставлять названия по местам.
«Найди свое место»
Дети учатся выделять ударный звук, слог и соотносить их со схемой.
Игры и упражнения при формировании лексико-грамматического
строя речи.
«Подбери действия»
Дети учатся подбирать слова, обозначающие действия, к предмету.
«Веселый мяч»
Дети учатся употреблять в речи предлоги «на», «под», правильно строить
предложение и соотносить предлоги со схемой.
Детям предлагается разложить маленькие слова (предлоги), встречающиеся
в стихотворениях, по картинкам.
« Вот играет Буратино, в мячик весело с Мальвиной. Ты, дружок, реши
задачу: Кто куда закинул мячик?»
«Распредели по секторам»
Дети учатся обобщать предметы из круга по секторам, сверяясь с
символами-знаками.
«Поезд»
Дети учатся располагать слова в предложении по порядку, согласовывать
их. Дошкольникам предлагается прочитать предложения и расставить
вагоны по порядку.
Игры и упражнения при подготовке и обучению грамоте.
Здесь
метод
наглядного
моделирования
позволит
решить
следующие
задачи:
Познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью
Научить
интонационно
выделять
звук
в
слове,
называть
слова
с
заданным звуком, находить позицию звука в слове и соотносить со
схемой,
изображать
гласные
и
согласные
звуки
с
помощью
зрительных символов, различать мягкие и твердые звуки, различать
ударные и безударные гласные звуки.
Сформировать
навыки
анализа
и
синтеза
слов
и
предложений,
подбора
слов
к
заданной
звуковой
модели,
научить
графически
изображать предложение по схеме
Отработать навык послогового чтения.
Литература:
Жукова Н.С. Преодоление недоразвитие речи у детей.
М., 1994.
Визель Т.С. Основы нейропсихологии. М.,2005.
Краузе Е.В.Логопедия. СПб.,2003.