Напоминание

"Использование метода моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников"


Автор: Пивнева Карина Юрьевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МКУ ЦПП МСП "Детство" города Краснодара
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Использование метода моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование метода логопедического моделирования в коррекции

общего недоразвития речи дошкольников

Пивнева К.Ю.

учитель-логопед МКУ ЦППМСП «Детство» г.Краснодар

Практика логопедической работы показывает, что в качестве

эффективного

коррекционного

средства

можно

использовать

метод

наглядного

моделирования.

Он

позволяет

зрительно

представить

абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это

особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них

решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал

усваивается лучше вербального.

Наглядное моделирование- это воспроизведение существенных

свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование состоит из следующих этапов:

Усвоение и анализ сенсорного материала

Перевод его на знаково - символический язык

Работа с моделью

Формирование

навыков

наглядного

моделирования

происходит

в

определенной

последовательности

с

постоянным

повышением

доли

самостоятельного

участия

дошкольников.

При

развитии

навыков

наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

Знакомство с графическим способом представления информации

Развитие умения дешифровки модели

Формирование навыка самостоятельного моделирования

В

логопедической

работе

моделирование

выступает

как

определенный

метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа

новых явлений.

Игры и упражнения при нарушениях слоговой слова.

Моделирование позволяет образно представить структуру слова, используя

заместители

слогов,

из

которых

оно

состоит,

научиться

определять

количество

слогов,

соотносить

слово

со

слоговой

схемой.

Дети

подготавливаются к формированию навыка послогового чтения

«Рисуем» слова

Дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов. Детям

предлагают послушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они с

логопедом хлопнут в ладоши.

«Пирамида»

Дети учатся делить слова на слоги.

Дошкольникам

предлагается

расставить

картинки

на

соответствующие

кольца пирамиды: на нижнее – с одним слогом, на среднее – с двумя, на

верхнее – с тремя.

«Хлопки»

Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со

слоговой схемой.

Дошкольникам

предлагаются

названия

предметов

мебели.

Они

должны

хлопать

в

ладоши

соответственно

количеству

слогов

в

этих

словах

и

расставлять названия по местам.

«Найди свое место»

Дети учатся выделять ударный звук, слог и соотносить их со схемой.

Игры и упражнения при формировании лексико-грамматического

строя речи.

«Подбери действия»

Дети учатся подбирать слова, обозначающие действия, к предмету.

«Веселый мяч»

Дети учатся употреблять в речи предлоги «на», «под», правильно строить

предложение и соотносить предлоги со схемой.

Детям предлагается разложить маленькие слова (предлоги), встречающиеся

в стихотворениях, по картинкам.

« Вот играет Буратино, в мячик весело с Мальвиной. Ты, дружок, реши

задачу: Кто куда закинул мячик?»

«Распредели по секторам»

Дети учатся обобщать предметы из круга по секторам, сверяясь с

символами-знаками.

«Поезд»

Дети учатся располагать слова в предложении по порядку, согласовывать

их. Дошкольникам предлагается прочитать предложения и расставить

вагоны по порядку.

Игры и упражнения при подготовке и обучению грамоте.

Здесь

метод

наглядного

моделирования

позволит

решить

следующие

задачи:

Познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью

Научить

интонационно

выделять

звук

в

слове,

называть

слова

с

заданным звуком, находить позицию звука в слове и соотносить со

схемой,

изображать

гласные

и

согласные

звуки

с

помощью

зрительных символов, различать мягкие и твердые звуки, различать

ударные и безударные гласные звуки.

Сформировать

навыки

анализа

и

синтеза

слов

и

предложений,

подбора

слов

к

заданной

звуковой

модели,

научить

графически

изображать предложение по схеме

Отработать навык послогового чтения.

Литература:

Жукова Н.С. Преодоление недоразвитие речи у детей.

М., 1994.

Визель Т.С. Основы нейропсихологии. М.,2005.

Краузе Е.В.Логопедия. СПб.,2003.



В раздел образования