Автор: Матушкина Ольга Дмитриевна
Должность: учитель – дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 376»
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Развитие слухового восприятия и обучение произношения у дошкольников с нарушениями слуха при использовании информационно – коммуникационных технологий в группе комбинированной направленности зарисовки из опыта
Тема: работа с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Развитие слухового восприятия и обучение произношения
у дошкольников с нарушениями слуха
при использовании информационно – коммуникационных технологий
в группе комбинированной направленности: зарисовки из опыта
подготовила:
МАТУШКИНА Ольга Дмитриевна, учитель – дефектолог
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 376» г. Екатеринбург
С
2015
года
работаю
учителем
–
дефектологом
в
группе
комбинированной
направленности
в
МБДОУ
«Детский
сад
комбинированного
вида
№
376»
г. Екатеринбург.
В 2018 году из детского сада выпущены 5 детей с различными
нарушениями слуха. В 2018 – 2019 учебном году в группе комбинированного вида
также есть дети с нарушениями слуха: 4 ребенка пятого года жизни и 4 – четвертого
года жизни.
Таблица 1: Группы детей с нарушениями слуха
Слабослышащие дети
Глухие дети или
неслышащие
Имплантированные дети
(дети после кохлеарной
имплантации)
это дети, у которых
ограничены возможности
восприятия речи на слух.
Ограничение может быть
различным: от восприятия
шёпотной речи до резкого
снижения на восприятие речи.
Слабослышащие дети в
состоянии самостоятельно
дополнять свой речевой запас
хотя бы в минимальной
степени при помощи слуха,
без специально
организованной работы
это дети, слух которых не
может быть самостоятельно
использован ими для
накопления речевого запаса, а
развитие речи осуществляется
только в ходе специально
организованного
педагогического обучения
относятся дети при
восприятии на слух звуки
искажены, самостоятельная
речь также искажена, у детей
не сформировано или
недостаточно сформировано
внимание к окружающим
звукам. Дети плохо
локализуют звук в
пространстве, если ребенок не
имел слухового опыта, то он
медленно учится
обнаруживать и различать
звуки, окружающие шумы и
реверберация мешают ребенку
воспринимать речевые
сигналы и звуки окружающей
среды. Нарушения слухового
внимания, трудности
запоминания речевого
материала
Количество детей в группе комбинированного вида (по группам)
В таблице 1 дано определение нарушений слуха у детей по группам и выделено
количество детей также по группам, которым в нашем детском саду мной оказывается
коррекционная помощь в развитии слухового восприятия и обучении произношения.
У детей с нарушениями слуха, как правило, выделяют первичные и вторичные
нарушения. К вторичным нарушениям относят отсутствие или глубокое недоразвитие
речи, которое оказывает существенное влияние на развитие всех психических функций
и процессов. Преодоление или достаточно заметное сглаживание этих последствий
возможны только при условии правильной диагностики нарушения и организации
направленного коррекционно – педагогического воздействия.
Важные
коррекционные
задачи
решаются
в
процессе
развития
слухового
восприятия и обучения произношению. Целью этой работы является формирование и
развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной
речи.
Работа
по
развитию
слухового
восприятия
у
глухих
и
слабослышащих
дошкольников направлена на развитие остаточного слуха: дети обучаются восприятию
на слух речевого материала и неречевых звучаний. На базе развивающегося слухового
восприятия создается и совершенствуется слухозрительная основа восприятия устной
речи, формируются навыки речевой коммуникации.
Устная
форма
речи
является
превалирующий
на
всех
этапах
дошкольного
воспитания
и
обучения
детей
с
нарушением
слуха.
Восприятие
устной
речи
осуществляется на слухо – зрительной основе с опорой на печатные таблички, т.е.
глобальное чтение речевых единиц. Формирование языковых значений на этом этапе
происходит
путем
прямого
соотнесения
речевых
и
предметных
действий.
Произносительная сторона устной речи формируется на основе подражания речи
взрослого.
Все эти раздражители, воздействующие на орган слуха, у глухого человека не
вызывают слуховых ощущений. Тонус коры больших полушарий головного мозга
оказывается сниженным. Отсутствие слуха лишает ребенка возможности получения
ощущений и восприятий от огромного звукового многообразия окружающего мира,
что приводит к нарушению информационного баланса между средой и организмом.
Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием
функционального
потенциала
сохранных
систем.
В
связи
с
потерей
слуховых
ощущений и восприятий у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения и
восприятия. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в
познании
окружающего
мира
и
в
овладении
речью.
Зрительные
ощущения
и
восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев
развиты лучше.
Это актуальное направление и для решения проблем развития и коррекции детей
с нарушением слуха в современном информационном обществе, которое существенно
изменило практику повседневной жизни. Информационные технологии входят в жизнь
ребенка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие. Возможности
использования
современного
компьютера
позволяют
наиболее
полно
и
успешно
реализовать развитие способностей ребенка. В отличие от обычных средств обучения
информационно
–
коммуникационные
технологии
позволяют
не
только
насытить
глухого
и
слабослышащего
ребенка
большим
количеством
готовых,
строго
отобранных,
соответствующим
образом
организованных
знаний,
но
и
развивать
интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве
— умение самостоятельно приобретать новые знания.
Исходя
из
вышеизложенного,
возникает
необходимость
использования
компьютера в работе учителя – дефектолога в ДОУ.
Использование компьютерных технологий в своей педагогической деятельности:
поиск в Интернете и распечатка материала для взаимодействия с детьми, бланков
различных упражнений и заданий для работы на занятиях и дома;
создание
собственных
презентаций,
составление
отчетов,
консультаций
для
родителей и коллег;
совершенствование
профессиональной
компетентности
и
повышение
профессионального уровня с помощью Интернет (чтение и анализ электронных
книг,
рассылок,
сайтов
по
коррекционной
тематике,
участие
в
различных
конкурсах, проводимых в Интернете).
использую
ИКТ
на
фронтальных
занятиях
по
развитию
речи,
математике,
развитию слухового восприятия, а также на индивидуальных занятиях
По моим наблюдениям при использовании ИКТ значительно возрастает интерес
детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Вся работа по
ознакомлению детей с информационными технологиями проходит в форме игры. Ведь
именно игра — одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует
своими
знаниями,
опытом,
впечатлением,
отображенными
в
общественной
форме
игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом
поле игр.
Однако далеко не все массовые компьютерные игры можно использовать для
работы с детьми, поскольку многие из них не соответствуют методике обучения детей
с нарушением слуха. Выходом из такого положения может стать создание собственных
слайд – фильмов и компьютерных презентаций, разработанных педагогами с учетом
особенностей развития их воспитанников.
Правила Создания презентаций для дошкольников с нарушенным слухом:
фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от
содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его
несколько раз в течение презентации, можно удержать непроизвольное внимание
детей;
иллюстрации
должны
быть
крупными
и
реалистичными,
не
перегруженные
лишними
деталями.
Недопустимо
использование
нерезких
фотографий,
изображений, способных вызывать у детей испуг или неприязнь;
умеренное применение спецэффектов помогает удерживать внимание на экране
компьютера,
повышает
интерес,
создает
положительный
эмоциональный
настрой,
ОДНАКО чрезмерное увлечение спецэффектами приводит к обратному эффекту:
занятие затягивается, у детей быстро наступают пресыщение и утомление.
Практика показала, что при условии систематического использования ИКТ в
сочетании
с
традиционными
методами
обучения,
значительно
повышается
эффективность коррекционно – развивающей работы. По результатам мониторинга
прослеживается
стойкая
положительная
динамика
развития
познавательной
деятельности детей с нарушением слуха.
А сейчас остановлюсь на некоторых сурдотехнических средствах, применяемых
мной на практике.
Логопедический тренажер «Дельфа – 142.1». Это комплексная компьютерная
программа по коррекции разных сторон устной и письменной речи, направления
которой с пояснениями обозначены в таблице 2.
Таблица 2: Направления работы с тренажером
Коррекция
звукопроизношения, речевого
дыхания и голоса
отработка диафрагмального дыхания,
отработка носового вдоха и ротового выдоха;
отработка плавного длительного ротового выдоха,
коррекция
назального,
а
также
фарингиальных,
щелкающих,
«квакающих»,
хрипящих и др. призвуков;
формирование умения изменять силу голоса;
работа над словесным и логическим ударением;
исправление дефектного произнесения звуков.
Формирование
лексико –
грамматической
стороны речи
В компьютерном тренажере нашел отражение раздел программы «Работа над
словом»
(формирование
обобщенного
лексического,
грамматического и
морфологического
значения
слова,
классификация
слов
по
лексическим
и
грамматическим
группам,
формированию
грамматического
строя
речи,
накопление лексического запаса)
Формирование
фонематического
восприятия
Упражнения рассчитаны на добукварный и на послебукварный периоды;
Языковой
материал
предполагает
организацию
работы
по
дифференциации
согласных (по месту и способу произнесения, по твердости—мягкости);
Все задания, связанные с чтением являются полифункциональными.
Обучение
грамоте
Предлагаются упражнения «Собери букву из 2-х частей», «Собери букву из 4-х
частей» и «Собери букву (для отличников)» для формирования оптического
контура буквы;
«Найди букву» и «Найди слог» для создания устойчивого образа буквы и слога.
Формирование
и коррекция
навыка чтения
Использование
компьютерного
тренажера
способствует
формированию
у
ребенка
мотивации
к
осмысленному
чтению,
поскольку
представленный
на
экране
текст
является
значимым
для
понимания
и
пра вильного
выполнения задания
Компьютерные
технологии
представляют
для
нас,
учителей
–
логопедов,
большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а
дополнительным
набором
возможностей
коррекции
отклонений
в
развитии
речи
ребёнка. Данный тренажер помогает сформировать языковой навык в ходе достаточно
большого количества упражнений, и при этом у ребенка сохраняется устойчивый
интерес
к
их
выполнению.
Он
не
имеет
аффективно
окрашенного
отношения
к
обучающемуся. У него всегда «хватит терпения» для работы. Тренажер – это игра.
Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация.
Очень
часто
ни
желание
логопеда,
ни
владение
методикой
коррекции
речи
недостаточно
для
положительной
динамики
речевого
развития
детей.
Ребёнка
утомляет
ежедневное
проговаривание
слогов,
слов,
называние
картинок
для
автоматизации и дифференциации звуков. С целью оптимизации процесса развития
познавательной деятельности и развития речи дошкольников
стала использовать
обучающие компьютерные игры «Мерсибо».
Мерсибо
—
это
первый
отечественный
образовательный
проект
высокого
качества, который объединяет интересы специалистов и родителей.
Современные интерактивные игры разработаны с учетом требований ФГОС ДО
(как элемент пространственно – развивающей среды ДОУ) и являются обучающими
программами, направленными на:
развитие слухового внимания;
активизацию
артикуляционного
аппарата
и
формирование
правильного
звукопроизношения;
коррекцию просодической стороны речи;
развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа;
активизацию словарного запаса;
коррекцию и развитие грамматического строя речи;
развитие связной речи;
профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма.
Я
использую
информационный
продукт
«Мерсибо»
в
ходе
диагностики
и
обследования речи детей, на индивидуальных занятиях (как часть занятия), в работе с
родителями.
При
выполнении
артикуляционной
гимнастики
дети
очень
любят
речевое
сопровождение
интерактивной
артикуляционной
гимнастики.
Дополнительные
настройки к игре позволяют отключать голос диктора, а также выбирать комплекс
упражнений на коррекцию определенных звуков. На этапе формирования и коррекции
произносительной стороны речи мне понравились игры с микрофоном для развития и
укрепления воздушной струи. Настройки игр позволяют отрабатывать воздушную
струю по силе и длительности («Ветерок и жуки», «Вертолёт», «Букет для мамы»,
«Пчела и мёд», «Рассмеши усача», «Торт со свечками»). А на играх «Кот и сосиска»,
«Обезьяна
и
поцелуй»
кроме
воздушной
струи
можно
отрабатывать
мягкую
голосоподачу гласных, слоги и слова с трудными согласными. В игре «Снежинки» мы
не только дуем, но и закрепляем навык фразовой речи, проговариваем отстукивая по
ритму: «Это хвост собаки. Эта муха для паука»….
Большинство
игр
содержит
печатный
материал,
который
может
быть
использован в качестве домашнего задания. Родители видят яркие эмоции детей,
заинтересованность
педагога
в
конечном
результате
и
активно
включаются
в
коррекционный процесс.
Мероприятия
с
использованием
компьютерных
игр
мной
проводятся
с
обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с
соблюдением САНПиН:
использование новых моделей компьютера
работа с компьютером не более 2х раз в неделю
проведение гимнастики для глаз:
работа за компьютером не более 5-7 мин.
Таким образом, согласно вышеизложенного, появились реальные возможности
для
качественной
индивидуализации
обучения
детей,
значительно
возросла
эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не
только
намного
облегчает
труд
учителя
–
дефектолога,
но
и
позволяет
добиться
значительно лучших и более устойчивых результатов.