Автор: Соломатина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Сказка" с. Становое
Населённый пункт: Липецкая область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Сказка» с. Становое
Липецкой области
Опыт работы:
«Использование информационно –
коммуникационных технологий
в образовательном процессе ДОУ»
Воспитатель высшей категории
Соломатина Елена Викторовна
2017г.
«Использование информационно – коммуникационных технологий в
образовательном процессе ДОУ».
Почему я выбрала именно это направление для углубленного изучения?
Ответ
на
этот
вопрос
прост.
Я
считаю,
что
актуальность
данной
работы
продиктована самим временем.
В настоящее время в системе дошкольного
образования
происходят
значительные
перемены,
связанные
с
реализацией
Федерального
Государственного
Образовательного
Стандарта
Дошкольного
Образования.
Главной целью внедрения информационных технологий
в доу
является
создание единого информационного пространства образовательного учреждения,
современного
уровня
общения,
системы,
в
которой
задействованы
и
на
информационном
уровне
связаны
все
участники
воспитательно
–
образовательного процесса: педагоги, воспитанники и их родители.
Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное
достижение – использование ИКТ в работе с детьми. И я не исключение. Я
считаю, что
одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм
воспитателя,
является
самообразование.
Поэтому
ещё
в
2006
году
самостоятельно освоила работу на компьютере, изучила опыт работы коллег в
данном направлении. Я поняла, что педагог должен не только уметь пользоваться
компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать
свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической
деятельности.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их
программное
обеспечение.
Под
ИКТ
подразумевается
использование
компьютера,
Интернета,
телевизора,
видео,
DVD,
CD,
мультимедиа,
аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять
широкие возможности
для общения с детьми, с родителями, с коллегами в
методической, экспериментальной, инновационной деятельности.
Прежде всего, я хочу сказать, что не использую непосредственную работу детей
на ПК. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной
задачей. Гораздо важнее для меня работа,
по созданию единого творческого
пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении
решения задач развития ребенка в современном информационном обществе.
Важно
стать
и
для
ребенка,
и
для
родителей
проводником
в
мир
новых
технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы
информационной культуры личности ребенка.
Я задалась вопросом: Какие средства ИКТ я могу использовать в своей
работе в детском саду? Активно применяю:
Ноутбук
Музыкальный центр /для прослушивания музыки, аудиосказок/
Мультимедийный проектор /презентации, мультфильмы/
Телевизор
Видеоплеер
Фотоаппарат
Принтер, сканер, копировальный аппарат
Мобильный телефон /фото, интернет, диктофон/
Видеокамера
В моей работе данные средства ИКТ выполняют следующие функции:
Источник
информации
/
п од б о р
д о п о л н и т е л ь н о г о
познавательного
материала
для
непосредственно
образовательной
деятельности,
материала
для
оформления
стендов,
знакомство
со
сценариями праздников и других мероприятий, знакомство с периодикой,
наработками других педагогов России и зарубежья, и т.п./
Средство
подготовки
различных
материалов
/создание
презентаций в программе Power Point, демонстрационного материала, как
статического,
так
и
динамического:
предметные,
сюжетные
картинки,
иллюстрации,
опорные
схемы,
и
др.,
бланков
документов,
папок-
передвижек/
Хранение
материалов
/нормативные
документы,
списки
детей,
информация о родителях, фотоальбомы, музыка, игротека, видеотека, результаты
диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов и т.п./
Каковы же основные направления развития ИКТ?
Задав себе этот вопрос, я определила несколько направлений в работе по данной
теме:
- использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного
процесса с детьми;
- использование ИКТ в процессе и организации методической работы с
педагогическими кадрами.
- использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с
родителями.
1.
Использование
ИКТ
в
организации
воспитательно-образовательного
процесса.
Применение
ИКТ
позволяет
сделать
совместную
деятельность
с
детьми
привлекательной
и
по-настоящему
современной,
решать
познавательные
и
творческие задачи с опорой на наглядность. Решая образовательные задачи, я
применяю ИКТ во всех образовательных областях.
Используя
программу
Microsoft
PowerPoint,
мною
созданы
презентации
по
окружающему
миру
«Деревья»,
«Чудеса
света»,
«Животные»,
«Вода»,
«Профессии», по безопасности (о правилах поведения на дороге), подборки
слайдов
по
изобразительной
деятельности
«
Народные
промыслы»,
по
конструированию « Сказочный домик для Карлсона».
По художественной литературе: чтение произведений и последующий просмотр
мультфильмов.
Для утренников совместно с музыкальным руководителем создаём фоновое
сопровождение /музыка, презентации/ - « 23 февраля
праздник пап», «При
солнышке тепло - при мамочке добро».
В игровой зоне мои маленькие воспитанники имеют возможность осваивать азы
компьютерной
грамотности:
это
различные
виды
современных
технических
устройств
(принтер,
клавиатура,
телефон,
компьютер
и
др.).
В
привычной
деятельности дошколята совершают различные игровые действия с атрибутами,
используют игровые модули и конструкторы, позволяющие проявить фантазию и
творчество
в
обыгрывании
различных
ситуаций,
связанных
с
применением
технических устройств.
Использование
мультимедийных
презентаций
позволяют
сделать
образовательную
деятельность
эмоционально
окрашенной,
привлекательной
вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием
и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.
Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на
включение
в
работу
всех
анализаторных
систем.
Развиваются
элементы
наглядно-образного
и
теоретического
мышления.
Активно
пополняется
словарный
запас.
Презентации
в
PowerPoint
-
это
яркость,
наглядность,
доступность,
удобство
и
быстрота
в
работе.
Вместе
с
тем
интерактивное
оборудование используется в работе с детьми при безусловном соблюдении
физиолого-гигиенических,
психолого-педагогических
ограничительных
и
разрешающих
норм
и
рекомендаций,
обязательно
использую
комплексы
упражнений для глаз, проветриваю помещение.
Использование ИКТ в ОД помогает детям
- ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
- овладеть практическими способами работы с информацией,
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью
современных технических средств.
Применение ИКТ в ОД усиливает :
- положительную мотивацию обучения
- активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ позволяет проводить ОД:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на занятии ;
Применение ИКТ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
-
обеспечивает
доступ
к
различным
справочным
системам,
электронным
библиотекам, другим информационным ресурсам.
В общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Вывод: Использование компьютерных технологий помогает:
привлекать пассивных детей к активной деятельности;
делать образовательную деятельность более наглядной и
интенсивной;
формировать информационную культуру у детей;
активизировать познавательный интерес;
реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный
подходы в обучении;
дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к
работе;
активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и
др.)
2.
Использование ИКТ в процессе организации методической работы.
Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов:
необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать
собственные
образовательные
ресурсы,
быть
грамотным
пользователем
сети
Интернет. Поэтому чтобы устранить эту проблему для педагогов ДОУ я провела
ряд консультаций
на тему «Изучи интернет и компьютер и владей им». На
районном семинаре мы обсуждали с педагогами проблемы, которые возникают
при использовании различных компьютерных программ и интернет ресурсов,
совместными усилиями искали пути их решения. Мною был дан мастер класс по
созданию презентации в программе Power Point.
Использование информационно- коммуникативных технологий в дошкольном
образовании дает возможность расширить творческие способности педагога.
В своей методической работе ИКТ использую для оформления основной
документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что
ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает
время
по
её
заполнению,
даёт
возможность
оперативно
вносить
изменения,
дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы,
как: списки детей, сведения о родителях, диагностические карты, перспективные
и календарные планы по всем направлениям работы в группе. На моем рабочем
месте есть ноутбук, что существенно облегчает мою работу.
Подключение к Интернет-сети позволило мне:
1) Подбирать иллюстративный материал к занятиям, для оформления стендов,
группы.
2) Подбирать
дополнительный
познавательный материала к занятиям,
различные физкультминутки, дидактические игры, раздаточный материал для
детей,
картотеки
игр,
наблюдений,
прогулок,
сюжетные
картинки
по
составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу),
лабиринты для развития мелкой моторики.
3) Создавать
мультимедийные презентации в программе Power Point для
повышения
эффективности
образовательных
занятий.
Презентация
"Путешествие в прошлое кресла", « Самый главный волшебник»,
« Достопримечательности родного села». Такая медиатека занимает очень мало
места. Для переноса информации использую флеш-карты, диски, дискеты.
4) Создавать и использовать мультимедийные презентации при подготовке к
педагогическим
советам,
семинарам
–
практикумам,
консультациям,
для
аттестации « Формирование основ экологического мировоззрения и культуры у
детей дошкольного возраста», « Применение моделей, схем в экологическом
воспитании дошкольников».
5) Самостоятельно изготавливать памятки, буклеты, содержащих материалы
по
проблемам
развития,
воспитания
детей
с
использованием
программы
Microsoft Publisher. Памятки - «Волшебный мир книги», Памятка по обучению
детей правилам дорожного движения, « Развитие ребенка в семье», « Игры,
которые лечат», « Семейные традиции», инструкция для папы « Чем можно
увлечь ребенка, пока мамы нет дома»,
Использование
ИКТ
помогает
организационно-методической
работе
-
фиксация и хранение результатов, копирование, редактирование, тиражирование
материалов для занятий и мониторинга, создание базы данных для изучения
передового педагогического опыта.
3.
Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями.
Использование мультимедийных презентаций при проведении родительских
собраний – викторина « Знатоки природы», «Наш любимый детский сад»,
« Я
сам умею»,
«Здоровое питание – залог здоровья», презентация книги
«
Любимое
блюдо
моего
ребенка».
О
формление
родительского
уголка,
тематических папок – передвижек. Наличие у детского сада собственного сайта,
моего
персонального
сайта
предоставляет
возможность
нашим
родителям
получать
оперативную
информацию
о
жизни
детского
сада,
группы.
На
страничке нашей группы я представляю родителям различную информацию:
объявления,
поздравления,
рассказ
о
жизни
детей
в
группе,
фото
и
видеоматериалы. Родители делятся своими впечатлениями, общаются друг с
другом.
Общаюсь
с
родителями
по
электронной
почте,
в
смс
-
дискуссиях,
по
мобильному телефону.
Это
очень
актуально
в
настоящее
время:
не
всегда
родители
могут
сами
приводить ребенка в детский сад, забирают детей обычно с прогулки, часто
родители торопятся и не успевают прочитать информацию в группе. А дома
вместе с ребенком всегда интересно заглянуть на сайт, посмотреть вместе новые
фотографии, выслушать сообщение ребенка о прошедших событиях.
Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Я считаю,
что разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень
общения
с
детьми,
родителями,
педагогами
-
всеми
участниками
образовательного процесса.
Инновационная деятельность по использованию информационных технологий
положительно повлияла на уровень моей ИКТ- компетентности, что вылилось в
создание собственного персонального сайта (solomatina.elena48@yandex). На
страницах сети Интернет я разместила информацию о себе: профессиональные
интересы, увлечения, портфолио. В разделе «Методическая копилка» - личные
методические разработки по ОД.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ мною в
воспитательно-образовательном процессе:
- способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога,
активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения,
дало стимул к проявлению моих творческих способностей;
-
увеличило
интерес
детей
к
обучению,
активизировало
познавательную
деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.
-
подняло
уровень
педагогиче ской
компетентно сти
р од и т е л е й ,
информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного
ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду.
Планирую в дальнейшем:
Разработка электронных дидактических игр, презентаций.
Использование ИКТ для мониторинга детского развития
Создание электронной базы данных воспитанников и их родителей
Размещение публикаций в сети - интернет