Напоминание

Использование метода ТРИЗ "Системный оператор" в работе с дошкольниками


Автор: Абрамова Роза Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ТМБ ДОУ "Центр развития ребенка– детский сад "Белоснежка"
Населённый пункт: город Дудинка, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: Использование метода ТРИЗ "Системный оператор" в работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование метода ТРИЗ «Системный оператор» в работе с дошкольниками

Абрамова Роза Вячеславовна,

воспитатель ТМБДОУ «Центра развития ребенка

— детский сад «Белоснежка»

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её, активно познают

мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов.

И взрослые должны ребёнку помочь познать, что всё окружающее взаимосвязано

друг с другом. Оно изменяется, развивается. А главное, что любой предмет, каким бы он

ни был – большим или маленьким, является частью чего-то большого и в тоже время из

чего-то состоит сам.

Такому всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод

системного

анализа.

В

ТРИЗе

он

называется

«Системный

оператор»,

разработчиком

которого является основоположник ТРИЗа, Генрих Саулович Альтшуллер.

Данный метод позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить его по

деталям, представить его в будущем.

Как же работает системный оператор?

По

сути,

системный

оператор

это

своеобразный

шаблон

для

правильного

мыслительного процесса. В нём заложены такие критерии анализа, как:

Система – это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже

преобразовать (любой предмет, живое существо, природное или общественное явление).

Подсистема – это то, что входит в систему (её составляющие части).

Надсистема – это некая система более высокого уровня, частью которой и

является изучаемый нами объект.

Прошлое – это то, чем или кем был объект

раньше, какими свойствами, возможностями, задачами

он обладал.

Настоящее

это

то,

что

представляет

собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?

Будущее

это

то,

что

произойдёт

с

объектом через некоторое время. Через какое именно?

Почему?

Рис. 1. Модель ТРИЗ-технологии

«Системный оператор»

В

детском

саду

приём

«системный

оператор»

получил

название

«Волшебный

экран» («Волшебный телевизор»).

На первом этапе обучения для детей младшего дошкольного возраста используются

«урезанные» варианты: вертикальная трёхэкранка, горизонтальная трёхэкранка. Работа

начинается

с

развития

умения

анализировать,

обобщать,

со

знакомства

с

моделью

«системный лифт». Для анализа берутся объекты из ближайшего окружения детей. Если

привести пример работы системного оператора на первом этапе, то получится примерно

следующее.

НАДСИСТЕМА

Домашние животные

СИСТЕМА

Кошка

ПОДСИСТЕМА

Лапки, ушки, усики, нос, пушистый хвост, мордочка

Рис. 2. Три экрана на вертикальном среднем уровне

Каждый экран отражает определённую часть объекта в определённое время её

существования.

Центральный

экран

это

выбранная

для

рассматривания

система

в

настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения

системы при переходе из прошлого в настоящее и будущее. А три средних экрана на

вертикальном уровне – подсистему и надсистему в настоящем времени (рис.3).

ПРОШЛОЕ

НАСТОЯЩЕЕ

БУДУЩЕЕ

Раньше она была котёнком. Её

воспитывала мама – кошка,

которая учила дочку кушать,

ходить, охотиться и убегать от

врагов.

Сейчас кошке два годика. Она

большая, пушистая.

Кошка будет расти, учиться

новому. Она постепенно

состариться.

Рис. 3. Три экрана на горизонтальном среднем уровне в настоящем времени

В

среднем

дошкольном

возрасте

продолжается

закрепление

представлений

о

надсистемах, подсистемах объекта. Также идёт знакомство с моделью анализа объектов с

помощью пяти экранов (с волшебным телевизором, где можно рассмотреть, из чего

состоит и частью чего является интересующий нас объект).

надсистема

ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

Прошлое системы

ИСТОК, РОДНИК

система

РЕКА

Будущее системы

МОРЕ

подсистема

Берега, дно, вода

Рис. 4. Модель анализа объектов из пяти экранов

Начиная со старшего дошкольного возраста идёт знакомство с названием метода

«системный оператор». Сначала используется модель пяти или шести экранов. Например,

для

придумывания

сказок,

рассказов.

Полученные

результаты

предлагаются

детям

изобразить схематично или в виде рисунка. Далее начинается работа с полной версией

«системного оператора» – девятью экранами. Рассматривая объект, дети определяют, из

каких частей он состоит, его видовую принадлежность (природное явление, транспорт,

одежда),

выясняют

историю

возникновения.

Детям

представляется

возможность

представить объект в будущем. В данном возрасте дети учатся соблюдать правильную

последовательность.

Прошлое надсистемы

НЕБО В ТУЧАХ

надсистема

ГРОЗА

(природное явление)

Будущее надсистемы

НЕБО ПОСЛЕ ДОЖДЯ

Прошлое системы

ТУЧКА

система

ДОЖДЬ

Будущее системы

ЛУЖИ

Прошлое подсистемы

КАПЛИ В ТУЧЕ

подсистема

КАПЛИ

Настоящее подсистемы

ВОДА В ЛУЖАХ

Рис. 5. Модель анализа объектов из девяти экранов

Для

успешного

запоминания

«девятиэкранника»

можно

использовать

стихотворение М. С. Гафутулина «Что-то»:

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО… (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри.

Таким образом, использование метода ТРИЗ «системный оператор» в работе с

дошкольниками способствует:

формированию у детей системного представления об окружающем мире;

развитию у дошкольников познавательной активности, любознательности,

стремления к самостоятельному познанию и размышлению;

обогащению словаря, развитию творческой способности.

Регулярное

использование

приёма

«системный

оператор»

формирует

у

детей

навыки системного анализа, системное многоэкранное мышление.



В раздел образования