Автор: Сачивко Лариса Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: Ленинградская обл., г. Выборг
Наименование материала: Конспект урока внеклассного чтения
Тема: Русская народная сказка "Петушок – золотой гребешок"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Урок внеклассного чтения в 1 классе
Учитель начальных классов
Сачивко Лариса Ивановна
Выборг
2016
Тема
Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»
Тип урока
Открытие новых знаний.
Цель
- обучение восприятию, запоминанию содержания;
- формирование отношения к поступкам героев;
- знакомство с правилами чтения
Планируемые результаты
Предметные:
Формирование положительной мотивации к чтению;
Совершенствование всех сторон навыка чтения;
Обучение основам анализа художественного
произведения.
УУД
Личностные:
обучение ориентировке в мире нравственных,
социальных ценностей;
Регулятивные:
Формирование умений принимать цели и
задачи учебной деятельности;
Познавательные:
Освоение
способов
решения
п робле м
творческого и поискового характера;
Ст ру кт у р и р о в а н и е
и
м о д е л и р о в а н и е
изучаемого содержания;
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать
других, высказывать свою точку зрения на
события, поступки;
Оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учетом своих учебных и жизненных
речевых ситуаций.
Формы работы:
Ресурсы:
Выставка книг «Сказки».
Русская народная сказка «Петушок – золотой
гребешок».
Мультимедиа
Содержание деятельности учителя
Деятельность обучающихся
I Подготовка к восприятию
- Составьте слово. (Анаграмма на экране)
- Какое получилось слово? (сказка)
- Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово «сказка»? (Обмен
мнениями)
- О ком будет эта сказка вы узнаете, рассматривая выставку книг. Мы знаем,
что обложка книги - это источник информации. По ней мы многое можем
узнать.
Прочитайте названия книг на выставке. ("Лиса и заяц", "Кот и лиса" и т. д.)
Кто изображён на обложках? (Звери: кот, лиса, волк, заяц, петух и т.д.)
Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие?
(Сказанные: они одеты в русские народные костюмы, разговаривают друг с
другом.)
Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке? (Мы будем читать сказку о
животных.)
Верно. Мы будем читать русскую народную сказку о животных. В таких
сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены
какими-либо
человеческими
чертами:
хитростью
или
простотой,
добродушием или злобой, завистью.
Недаром говорится (учитель называет начало фразы, делает паузу, дети
называют хором концовку):
Хитер как... (лиса).
Голоден как... (волк).
Труслив как... (заяц).
Болтлив как... (сорока).
- Какую именно сказку будем читать, узнаем, если отгадаем загадку:
Пила на макушке
Серп вместо хвоста,-
АНАГРАММА
А К А С З К
Выставка книг
Как птица, скажи, называется та? (Петух, петушок)
- Вот про Петушка я вам сейчас прочитаю сказку.
- А сейчас посмотрите еще раз на выставку книг и прочитайте название
сказки.
Называется
она
«Петушок
–
золотой
гребешок».
Вы
послушаете,
потом
скажете,
понравилась
ли
она
вам
и
почему.
(Учитель
берёт
книгу
с
выставки.)
Рассматривание обложки.
- Кто изображен на обложке? (Петушок, кот и птица, лиса.)
- Эта птица называется дрозд. Это лесная птица. Кто же герои сказки?
(Животные.)
- Как они выглядят? (Они одеты в русские народные костюмы.)
- Прочитайте, как называется книга? ("Петушок - золотой гребешок.)
- Есть ли на обложке автор? (Нет. Это народная сказка.)
Откроем обложку. Что написано на первой странице?
(Петушок - золотой гребешок. Русская народная сказка в обработке
А. Толстого)
- Это значит, что пересказал эту сказку писатель А. Толстой.
Загадка
Пила на макушке
Серп вместо хвоста,-
Как птица, скажи, называется та?
II Выразительное чтение
Учитель читает сказку.
III Беседа о прочитанном
- Назовите еще раз героев сказки. (Кот, дрозд, петух и лиса.)
- Что вы можете сказать о лисе?
(Она хитрая, коварная.)
- А о петухе?
(Он доверчивый, глупый.)
- Как выручали петуха кот и дрозд?
(Они догоняли лису, отбирали петуха.)
- Что вы можете сказать о них?
(Кот и дрозд - верные друзья. Они всегда выручали петуха.)
-Какие чувства вы испытываете? (В начале сказки - тревога, в конце –
радость)
-Понравилась ли вам сказка?
- Чему учит нас сказка?
(Сказка учит нас быть настоящими друзьями.)
- Смысл сказки можно выразить пословицей. Эту пословицу мы узнаем, если
соберём её из частей. «Друг познаётся в беде».
-
Давайте
ещё
поиграем.
Посмотрите
на
экран.
(Интерактивная
игра
Интерактивная игра
«Собери пословицу»
Из отдельных представленных слов
собери пословицу.
«Друг познаётся в беде»
Интерактивная игра:
Определи черту характера героя из
сказки
«Определи черту характера героя из сказки».
Будем определять основные черты главных героев сказки.
IV Коллективное рассмотрение книги
- Сейчас мы с вами рассмотрим книгу, которую я читала.
- Что написано на обложке? Кто может прочитать?
- Что нарисовано на картинке?
- Подходит ли название сказки к этой картинке?
- Как вы думаете, есть ли в этой книге сказка, которую я читала? Почему?
- Чтобы убедиться в том, что эта сказка там есть, посмотрим, какие ещё
иллюстрации есть в книге.
- Что на первой картинке?
- Какой Петушок?
- Что изображено на второй картинке.
- Почему на этой картинке нарисована Лиса?
- Почему на следующей картинке Лиса бежит?
- Кто изображен на следующей картинке?
- Что происходит?
- О чём нам рассказывает последняя картинка?
Инсценировка
Сейчас поиграем в театр. Будем инсценировать отрывок из прочитанной
сказки. (Несколько детей, получивших карточки со словами героев, выходят
к
доске.
Слова
автора
читает
учитель.
Учитель
надевает
им
элементы
костюмов героев - шапочки, хвосты и т. п.)
Послушайте товарищей, выберите лучшего артиста. Награждение лучших
артистов.
V Рекомендации к самостоятельной деятельности с книгой
Рассказать сказку дома.
Сделать поделки, аппликации, нарисовать рисунки.
Читать сказки о животных. Книжку принести на выставку.